Технологическая карта урока окружающего мира во 2классе по теме: Какие бывают растения?
Учебник «Окружающий мир 2 класс» А. А. Плешаков
Цель урока: сформировать представление о многообразии растений, умения группировать и распознавать их.
Задачи урока:
1. Сформировать знания об основных группах растений.
2. Создать условия для личностного развития ученика.
3. Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств.
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- работа в парах;
- фронтальная.
Методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ, звуковоспроизведение),
- наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ плакатов, схем),
- практические (упражнения).
Оборудование: учебник «Окружающий мир 2 класс» А. А. Плешаков, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация, плакаты, иллюстрации, звукозапись.
Планируемые результаты урока:
· Научатся делить растения на группы по отличительным признакам;
· Научатся анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект – растение;
· Смогут использовать полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты |
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности обучающихся |
Инструметарий |
||
регулятивная |
познавательная |
коммуникативная |
|
||
Стадия вызова. Этап 1: Мотивация к учебной деятельности.
|
|||||
Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Включение в деловой ритм и игровую деятельность. Включение в деловой ритм и игровую деятельность. · эмоциональный настрой через музыкотерапию «Звуки леса» · проверка готовности к уроку (правильная посадка, принадлежности); Объясните смысл поговорки, как ее можно отнести к нашему уроку. ДЕВИЗ УРОКА «Не говори, чему учился, а говори, что узнал». Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? |
Включаются в ритм урока, настраиваются на получение знаний |
Дают толкование поговорке |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения |
Слай д№1девиз урока, слайд№2звукозапись «Звуки леса»
|
Этап 2: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
|||||
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; регулятивные: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале |
Проверка домашнего задания с помощью приема «Верные и неверные утверждения». - Пить можно только чистую воду. - Снег и лед – это замерзшая вода. - Воду можно унести в решете. - Воду можно пить из лужи. - Вода нужна нам только для питья. - Вода относится к живой природе. Посмотрите на слайд, помогите Муравьишке назвать предметы, которые относятся к живой природе. А теперь по первым буквам оставшихся слов составьте новое слово. Какое слово получилось? (Растение) -Как вы думаете о чем будем говорить на уроке, сформулируйте тему. Прием «яркое пятно», чтение стихотворения (нацеливание на внимательное прослушивание стиха и выделение из него названий растений) -Названия каких растений вы услышали? По просьбе учителя дети распределяют данные растения на группы и отвечают на «главный» вопрос урока: «По каким признакам можно определить группу растений? |
Индивидуально проводят проверку. |
Выделяют объекты живой природы, |
Называют растения, прозвучавшие в стихотворении.
|
Слайд 3 (предметы, которые относятся к живой природе), слайд 4 (стихотворение), приложение 1 (карточка с утверждениями) |
Этап 3. Выявление места и причины затруднения. |
|||||
Коммуникативные: высказывают свои предположения, выражают свои мысли. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Предметные: узнают: группы растений, отличительные особенности, название растений разных групп |
-Предположите и сформулируйте цель урока? -Можете ли вы распределить растения на группы, опираясь на уже имеющиеся знания? “Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?” Каким образом мы можем достигнуть цели нашего урока? Ответьте на вопрос: -На какие группы можно разделить растения? Выскажите свои гипотезы.
|
Выдвигают гипотезы о том, на какие группы можно разделить растения. |
Высказывают гипотезы.
|
Озвучивают степень затруднения, чего они не знают; формулируют тему урока;
|
|
Стадия осмысления Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения |
|||||
Личностные: формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, Предметные: Выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (называют, выписывают, выделяют необходимую информацию о группах растений) Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; умение вступать в диалог (отвечать на вопросы). |
-Следующее задание мы будем выполнять в группах. - Повторим правила работы в группах. Раздаются тексты с заданиями. -Работаем по плану: - Название группы растений. - Схематический рисунок - Особенности этой группы растений. - Название растений - представители данной группы. - СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА: - Ребята, сейчас вы должны продемонстрировать свой кластер.
Физкультминутка. Игра на внимание: «Не ошибись». Учитель поочередно называет 3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения: · деревья – прыжок вверх; · кустарники – руки в стороны; · травы – приседание. Слова называются всё быстрее и в разном порядке. |
Работают в соответствии с планом |
Создают кластер на тему «Растения»; работают с предложенными текстами. |
Работают в группах; высказывают свою точку зрения, соотносят ее с мнением одноклассников; выделяют лидера группы. |
Слайд 6 (план), слайд 7(кластер), приложение 2 (тексты для групп) |
Этап 5. Реализация построенного проекта |
|||||
Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в группах. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы, делать выводы. Предметные: Анализируют сравнивают полученную информацию о группах растений, систематизируют знания с помощью кластера. |
На основе ваших кластеров, мы заполним сводную таблицу. Деревья, кустарники, трава. Признаки: ствол (стебель), листья, плоды, цветы. |
Планируют содержание и обосновывают ответ |
Систематизируют полученные знания в таблицу. |
Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, делают выводы.
|
Слайд 8 сводная таблица, приложение 3 |
Этап 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
|||||
Коммуникативные: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (в учебнике). Предметные: Систематизация полученных многообразии растений, творческий подход к решению вопросов. |
Чтение с «пометами» -Прочитайте и выделите в учебнике ту информацию, которую уже знали (+), новая для вас информация (о), интересные факты (v). 1 вопрос ( уточняющий)- Правильно ли я понял, что хвоинки, это листья хвойных деревьев? 2 вопрос (творческий) – Что произойдет , если не будет растений? 3 вопрос (объясняющий)– Почему листья осенью опадают? 4 вопрос (практический)– Как поступите вы, если увидите, что кто-то ломает ветки деревьев? 5 вопрос (оценочный) – Сравните кустарники и деревья. 6 вопрос (простой)– Какую пользу приносят человеку растения. |
Самостоятельная. адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив. |
Работают с учебником, целенаправленно подчеркивают необходимую информацию. |
Участвуют в обсуждении новых знаний |
Учебник с. 56 Слайд 9(ромашка Блума) |
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|||||
Предметные: выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока окружающего мира развиваются интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; способность к самооценке Познавательные: общеучебные -умения структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение. |
Организует деятельность по применению новых знаний. Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Выберите уровень заданий: 1 уровень- выполнить задания в тетрадях на печатной основе, проверить с «эталоном» - учебником. 2 уровень – найдите в учебнике названия растений той или иной группы и запишите их в тетрадь, 3 уровень – выполните задание в тетради на печатной основе, проверьте по эталону – атласу-определителю. -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. - Кто выполнил без ошибок? - Кто допустил ошибку? - Почему? - Над чем надо поработать? - Оцените свою работу по новой теме. (зеленый карандаш – справились с заданием, желтый – допустили неточности, красный – не справились с заданием) |
Дифференцированная самостоятельная работа. Выбирает уровень по своим «силам». Взаимопроверка с пошаговым сравнением с эталоном.
|
Структурируют знания, строят речевое высказывание. |
Формулируют своё мнение, аргументируют ответ. |
Учебник с. 56-57 Слайд 10
Рабочая тетрадь с. 39 № 1 с.39 № 2 с. 39 № 3 |
Этап 8. Включение в систему знаний и повторение. |
|||||
Коммуникативные (умение высказывать своё личное мнение, создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками). Регулятивные (оценка уровня владения учебным материалом) Предметные: определять характер взаимоотношений с природой. Находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.
|
Работа по плакату «Ярусы леса», Что позволяет новое знание использовать вместе с изученными ранее - Какие группы растений вы видите на плакате? -Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже – ярусе? (Деревья.) -Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники.) -Что находится на нижнем этаже? (Травы.) - Помогите, пожалуйста, расселить наши растения по этажам. Беседа «Охрана растений» Бережное отношение к природе: растениям - На что нужно обратить внимание человечеству, чтобы сохранить красоту окружающей нас природы? - Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"? - Почему? - Значит, важно ли охранять растения? - А можете ли вы принимать в этом участие? |
Планируют содержание и обоснование ответа.
|
Распределяют растения на ярусы. Выводят правила «Друзей растений».
|
Подготовленные ученики читают стихи, призывающие беречь природу. |
Плакат «Ярусы леса» ,слайд 11, приложение 4 (таблица ПМИ)
|
Этап 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
|||||
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Предметные: обобщение полученной информации о классификации растений и включение ее в систему знаний. |
Работа в парах -Ребята, составьте синквейн на тему урока, опишите ту группу растений, которая вас заинтересовала больше всего. - Подсказкой вам будет слайд презентации, но слова, которые вы подберете, сами будут ценной находкой урока. - Работайте в парах – не даром говорят… «Одна голова хорошо, а две лучше» - Кому интересно было работать на уроке? - Чем запомнилось занятие? - Какие трудности испытывали? Домашнее задание: · Учебник стр. 58 – 59, читать · Рабочая тетрадь с . 41 № 6 · подготовка индивидуальных сообщений о необыкновенных растениях нашей планеты (по желанию) |
Самооценка своих результатов оценка деятельности группы
|
Составляют синквейн, по которому можно определить уровень знания детей.
|
Работают в парах. |
Слайд 12
Слайд 13 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.