Методическая
разработка урока по окружающему миру в 1 «в» классе
21 ноября 2018 год
Урок подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ «Красновосходская СОШ» Сосновская Татьяна Николаевна.
Тема: Кто такие звери?
Тип занятия: Урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, кто такие звери, на основе выделения существенных признаков.
Задачи:
а) образовательные: создать условия для организации деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о группах животных; формировать представление о том, кто такие звери;
б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру;
в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в парах, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые достижения обучающихся:
- проявление себя как индивидуальность, овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки.
- осознание понятия «звери», умение находить и определять отличительные признаки зверей.
- формирование умственных действий обучающихся, которые направлены на применение полученных знаний в реальной жизни.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова 1 класс, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки, клип, лупа, пучки шерсти.
Ход занятия
1. Орг. момент
- Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать?
Не судите очень строго –
Ведь учились мы немного.
2. Актуализация знаний
- Ребята, муравей Вопросик решил сегодня поиграть с нами в прятки. Посмотрите на доску. Он перепутал всех животных и хочет, чтобы мы их нашли и узнали. (На доске плакат с животными).
Дети узнают животных и называют их.
- Молодцы! Вы нашли и узнали всех животных спрятанных муравьишкой. А теперь давайте распределим их на группы, к которым они относятся. (Обучающиеся выходят к доске и распределяют карточки с изображением животных по группам: щука, окунь – рыбы; синица, дятел – птицы; муравей, пчела – насекомые).
-Ребята, объясните, почему вы распределили животных именно так? (Обучающиеся называют существенные признаки каждой группы).
3. Самоопределение к деятельности
-Молодцы! Но наш муравьишка Вопросик никогда не сидит без дела, вот и опять он для вас приготовил новое интересное задание и просит вас поработать в паре. У вас на партах лежат конвертики, в них пазлы, соберите их, и вы увидите какое животное пришло в гости к каждому из вас. (Ребята собирают)
- Кто у вас получился?
(Обучающиеся называют: волк, медведь, заяц, лось, олень, мышь, кабан)
-
А как можно назвать тех, кого вы собрали одним словом? (Звери)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Что нового узнаем? Какую цель перед собой поставим? (Ответы учащихся)
4. Работа по теме занятия
Знакомство со строением тела зверей.
- Начнем нашу работу с исследования строения тела зверей.
- Отгадайте загадку.
Хвост пушистый, Мех золотистый,
В лесу живёт, В деревне кур крадёт. (Лиса)
- Давайте рассмотрим строение тела всем нам знакомой лисички. (Обучающиеся рассматривают строение тела, называют его части)
- А теперь откройте учебник и рассмотрите тело жирафа.
(с.26 учебника). (Работа в парах)
- Из каких частей состоит тело жирафа? (Ответы обучающихся).
- Какой вывод мы можем сделать?
ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.
Знакомство с покровом тела зверей.
- А чем же покрыто тело зверей? (Ответы обучающихся)
- Тело покрыто шерстью. Шерсть, мех или волосы - это первый отличительный признак зверей.
Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того , в каком месте живет зверь. Есть звери, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.
Практическая работа:
- Ребята, на партах у вас лежат пучки шерсти, рассмотрите её, какая она? (Обучающиеся через лупу рассматривают шерсть и приходят к выводу, что шерсть мягкая, тёплая, состоит из волосков)
- Теперь мы знаем отличительный признак зверей. Какой вывод мы можем сделать?
ВЫВОД: Тело зверей покрыто шерстью.
Звери - млекопитающие
- Звери дышат воздухом, их тело покрыто шерстью, но есть ещё один момент, который объединяет всех зверей. Посмотрите на фото и подумайте, в чём они едины? (Предположения учащихся)
- Правильно. Зверей ещё называют млекопитающими. Это слово состоит их 2 частей…ЗВЕРИ + МЛЕКОПИТАЮЩИЕ,
ВЫВОД: Зверей называют млекопитающими.
Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький б очок.
Хомка раненько встает, Щечки моет, Шейку трет
Подметает хомка хатку И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять Хомка хочет сильным стать.
Игра «Найди зверя»
- Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили сыграть с ним в прятки.
- Рассмотрите рисунок, который лежит у вас на парте, и помогите Муравьишке отыскать зверей. (Обучающиеся работают в паре, находят зверей спрятавшихся в лесу и называют их.)
- Сколько разных зверей вы нашли.
-Кто спрятался в нижнем левом углу рисунка? (Медведь.) Это зверь?
-Найдите самое крупное из спрятавшихся животных. Кто это? (Лось.) Это зверь? - А кто еще? (Белка, лось, заяц, медведь) -Какие это звери? (Дикие).
-Раскрасьте вместе одного из зверей.
- А теперь покажите и расскажите, какого зверя вы раскрасили.
(Учащиеся показывают свою работу)
Дикие и домашние звери
- Каких зверей вы знаете? Каких видели своими глазами? Кто из них живет рядом с человеком? Кто из них живет в лесу?
-Как вы думаете, на какие 2 большие группы можно разделить всех зверей? (Дикие и домашние) Дикие и домашние. Почему? Приведите примеры.
ВЫВОД: Всех зверей можно разделить на две группы: дикие и домашние.
5. Упражнение для развития памяти, мышления
- Чтобы изучать природу, надо быть внимательным и наблюдательным. Перед вами картинка. Рассмотрите её несколько секунд, потом она исчезнет.
- Что вы видели на картинке? Каких животных? Сколько их? Какие из них дикие, а какие домашние? (Учащиеся называют зверей, которых они узнали на картинке)
6. Групповая работа.
(На доске прикреплены домик и дуб, рядом несколько картинок животных)
- Перед вами домик и дуб. Первая группа ребят должна прикрепить картинки с изображением домашних зверей к домику, а вторая группа прикрепить картинки с изображением диких зверей к дубу, кто справится быстрее, не допустив ошибок. (Команды одновременно начинают работу).
- По какому признаку вы определили. Попробуйте доказать свой ответ. Проверяем.
7. Этап коррекции
- Мы завершили первичное знакомство с животными. Я хочу, чтобы вы помнили, что любовь и «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком» А. Шопенгауэр
- Ребята, а как нужно относиться к животным? (Высказывания учащихся)
-Будьте добрыми по отношению к людям и животным!
- А сейчас давайте посмотрим фильм о многообразии зверей.
-Каких зверей вы увидели? (Обучающиеся называют зверей, которых узнали и запомнили).
8. Итог занятия
- Что вы можете рассказать Муравьишке Вопросику о зверях? Чем отличаются они от других животных,Как нужно относиться к животным?
9. Самооценка.
- У вас на столах лежат пушистики, выберите того, который отражает вашу деятельность и настроение на уроке.)
- Прикрепите выбранного вами пушистика на доску. (Дети выбирают соответствующего пушистика и крепят на доске.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.