Конспект урока по окружающему миру 4 класс, Школа России
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру 4 класс, Школа России

Оценка 4.8
docx
10.04.2023
Конспект урока по окружающему миру  4 класс, Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс.docx

Урок Окружающего мира в 4 классе

по теме «Наши подземные богатства»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: сформировать представления о подземных богатствах, познакомить с полезными ископаемыми, их применением  и свойствами.

 

Задачи урока:

·         Познакомить с полезными богатствами, их разнообразием обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

·          Научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

·         Создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная

Оборудование: учебник А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир», 4 класс, презентация, учебная коллекция «Полезные ископаемые»,  карта «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Челябинской области», конверты с заданиями для каждой группы, листы- помощники.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей,  подарите улыбки друг другу.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

Работать мы будем в группах.

II. Актуализация знаний.

1)    Девизом нашего урока будет пословица. Объяните смысл пословицы

«Мир освещается солнцем, а человек — знанием». (Чем больше человек знает, тем интересней с ним общаться.Образованные люди нужны обществу, как миру солнце.) 

Сегодня на уроке давайте постараемся активно, продуктивно поработать, получить как можно больше знаний и поделиться своими знаниями с другими.

2) Отгадайте ребус

Почему на экране появился ребус именно к слову «Водоем»?

 (На прошлом уроке изучали эту тему)

- Что такое водоемы?

( Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом. )  

- На какие две группы можно разделить водоемы ? (естественные и искусственные)

-  Почему они так называются?

Задания для групп (на листочках, 1 минута на подготовку)

1 группа : Какие водоемы  относятся к естественным ?Перечислите их. Приведите примеры  естественных водоемов в Челябинской области. (ВЗАИМООЦЕНКА)

2 группа: Какие водоемы  относятся к искусственным ? Перечислите их .Приведите примеры искусственных водоемов в городе Златоусте.  (Пруд, водохранилища Айское, Тесьминское). Каково их значение для нашего города?

3 группа: Какие интересные сведения  вы нашли о водоемах Челябинской области? Поделитесь с ребятами.

4 группа: Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете  1 л воды.Сколько литров воды за день израсходует семья из 4 человек, если все члены семьи почистят зубы утром и вечером?  Какой вывод можно сделать?

5 группа: Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 л воды.Сколько литров воды израсходует за вечер семья , состоящая из 5 человек, если каждый член семьи захочет принять душ?  Какой вывод можно сделать?

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли? Почему? (Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.)

III Самоопределение к деятельности.

-Что еще  относится  к природным богатствам? ( Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые).

Сегодня на урок я принесла предметы , которые можно приобрести в магазине, в аптеке , которыми мы пользуемся в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, таблетки активированного угля, стакан.

-Что объединяет эти предметы?  (Они созданы человеком и необходимы людям.)

-  Предположите, из чего они сделаны?

-  Сформулируйте  тему сегодняшнего урока.  (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

- Исходя из темы урока сформулируйте цель урока. (Изучить наши подземные богатства , их разнообразие, свойства, значение для людей)

IV.Работа  по теме Наши подземные богатства”.

Почему эти богатсва называют ПОДЗЕМНЫМИ?

- Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

 - Полезные - объясните смысл этого слова.(Приносят пользу людям в хозяйстве, в строительстве.)

 - Ископаемые - объясните смысл этого слова. (Их выкапывают, добывают из глубин земли.)

-  Какие полезные ископаемые вам известны? (гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.)

Учитель: Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве.  Другие служат топливом. Из глубины земли добывают руды. Из руд выплавляют различные металлы..  В России большие залежи нефти и природного газа  . Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля.    Особенно богаты рудными ископаемыми горные области, в том числе и наша Челябинская область. В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых. (Работа с картой)

- Какая наука изучает полезные ископаемые?

ГЕОЛО́ГИЯ - на­ука, ис­сле­дую­щая со­став, строе­ние, про­ис­хо­ж­де­ние и ис­то­рию раз­ви­тия зем­ной ко­ры и Зем­ли в це­лом, про­цес­сы, за­ко­но­мер­но­сти об­ра­зо­ва­ния и раз­ме­ще­ния по­лез­ных ис­ко­пае­мых.

Петрография – это научная часть геологии, которая занимается изучением состава и  свойств горных пород и  минералов.


-  Сегодня  вам предстоит побывать в роли научных сотрудников  лаборатории и провести  серьёзную исследовательскую работу.  Каждая группа будет исследовать  полезное ископаемое, определять  его свойства и применение в жизни.

 

У вас на столах лежат конверты на которых напечатаны загадки, прочитайте, обсудите, что за полезное ископаемое  вам необходимо изучить.

 

Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)

 

Он черный и блестящий,

Людям – помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)

 

Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

 

Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)

 

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение.         (Известняк)

 

Повесить на доску карточки: УГОЛЬ, НЕФТЬ, ИЗВЕСТНЯК..

 

(Раздать образцы полезных ископаемых).

Вам необходимо  изучить полезное ископаемое: прочитать, текст в учебнике, рассмотреть образец,, таблицу с условными обозначениями. По мере изучения  заполнить таблицу и представить ребятам результаты своей работы.

Работа учащихся в группах.

План:

1.Название.

 2.Условное обозначение на карте 

3.Основные свойства.

4. Применение.

Каждой группе выдается лист  - помощник (с указанием страниц учебника, картой)

Название

Основные свойства

Применение

1. Гранит глубоко в земле

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

2. Известняк в карьере

Твердый,  прочный, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

3.Торф

Рыхлый, непрочный, легче воды, горючий

Топливов домах, , подстилка для животных, хорошее удобрение

4. Каменный уголь шахты глубоко в земле

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса,

5. Нефть глубоко под землей

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Итак, вы познакомились с полезными ископаемыми ,их свойствами, применением в жизни. И сейчас мы поработаем с физической картой России (учебник  стр. 58)

С помощью условных обозначений, определите , в каких районах нашей страны добывают  УГОЛЬ? (Донецкий, Московский, Печорский, Кузнецкий, Иркутский и Южно-Якутский бассейны.)

- В каких районах нашей страны добывают  НЕФТЬ?

Индивидуальная работа с картой (учебник, стр. 58-59) 

V. Физминутка (Солнце, воздух, вода , земля)

VI. Закрепление изученного

Игра «Вопрос из конверта».

(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)

1 группа : Подумайте, как в вашей семье в домашнем хозяйстве используются полезные ископаемые или продукты их переработки. (Нефть входит в состав бензина - перемещает нас на большие расстояния, продукты ее переработки моют- чистят нам посуду и вещи, а некоторые и одевают нас, уголь тоже много на нас работает — отапливает, лечит и помогает во многих других делах. Торф  используем на даче как удобрение

2 группа: Подумайте, а могут ли полезные ископаемые или продукты их переработки использоваться в школе и в нашем классе? (Известняк – мел, Нефть – мыло, активированный уголь – когда болит живот.)

3 группа: В некоторых районах России, там где добывают из недр земли полезные ископаемые, выросли горы – терриконы. Подумайте, как они могли появиться. Предложите меры меры борьбы с ними.

4 группа:  По преданию, в 1696 году во время  похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес такую фразу: "Сей минерал если не нам, то потомкам нашим... полезен будет".
Объясните смысл этих слов. (Петр I предвидел необходимость широкого использования этого полезного ископаемого)

 Как используется уголь в наше время?

5 группа: Челябинская область – кладовая самых разнообразных минералов и горных пород. В области насчитывается около 200 видов полезных ископаемых. Изучите карту полезных ископаемых Челябинской области. Определите, где находятся месторождения полезных ископаемых, изученных на уроке.

Вывод: Как вы поняли, наша страна и наш регион богаты полезными ископаемыми.Полезные ископаемые – это такое богатство, которое нельзя восстановить за короткий промежуток времени., т.к. они образовывались в недрах Земли миллионы лет.

На следующем уроке мы продолжим изучать тему «Наши подземные богатства» и подробно остановимся на полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае, а вы , ребята , будете моими помощниками.

VII. Домашнее задание. (по выбору учащихся)

1.      Подготовить сообщение о полезных ископаемыхвыбрав те, которые мы сегодня не изучали.  (учебник  стр. 150 – 158)

2.      Подготовить сообщение о полезных ископаемых Челябинской области по плану (учебник, стр. 149).

3.      Ответитить  на вопрос  «На каких предприятиятиях нашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?»

VIII. Итог урока.

 - Какую тему мы изучали на сегодняшнем уроке?

 - Какова была цель? (вернуться к цели). Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

-Где можно применить полученные знания?

IX. Рефлексия.

 Сегодня на уроке  Я..

Узнал…

Запомнил…

Вспомнил…

 


 

Урок Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства»

Урок Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства»

Что такое водоемы? ( Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому

Что такое водоемы? ( Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому

Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

Покрывают им дороги, Улицы в селениях

Покрывают им дороги, Улицы в селениях

Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы) 1 группа :

Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы) 1 группа :

Узнал… Запомнил… Вспомнил…

Узнал… Запомнил… Вспомнил…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023