Конспект урока по окружающему миру "когда изобрели велосипед"
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру "когда изобрели велосипед"

Оценка 4.7
docx
30.05.2023
Конспект урока по окружающему миру "когда изобрели велосипед"
ВЕЛОСИПЕД.docx

Тема урока: Когда изобрели велосипед?

Цель урока: 1) Познакомить с историей появления и усовершенствования велосипеда, с устройством велосипеда; учить безопасно использовать велосипед в повседневной жизни.

2) Формировать умение ставить перед собой задачи и проблемные вопросы, находить пути их решения.

 

Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок! Ну-ка проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке: книжка, ручки и тетрадки,

Карандаш, линейка – есть?

Разрешаю тихо сесть.

На уроке не болтать и ногами не шатать.

Отвечать активно, дружно и выкрикивать не нужно!

 

Актуализация знаний

1. Устный опрос

- Во что одевались древние (первобытные) люди? (В шкуры животных.)

- Отличалась ли одежда людей, живущих в теплых и холодных районах Земли? (Да.)

— Что бы вы надели, если бы отправились туда, где живут белые медведи? (Шубы, теплые шапки, варежки, штаны, валенки...)

- Что бы вы надели, если бы отправились туда, где живут слоны? (Футболки, шорты, на голову — кепки, косынки...)

- Людей каких профессий мы сразу узнаем по их одежде? (Полицейских, пожарных, военных, врачей, клоунов, космонавтов.)

— Говорят, что для каждого случая есть своя одежда. Какую одежду вы знаете? (Деловую, рабочую, спортивную, для дома.)

- А когда можно приходить в любой одежде, и чем она будет необычнее, тем лучше? (На маскарад, карнавал.)

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

- Ребята, а какие средства передвижения изобрел человек?

- Ребята, знаете ли вы, какой предмет называли раньше костотряс, драндулет, паук, быстрые ноги?

- Вот что это за изобретение вы узнаете, когда соберете мозаику из разрезанных картинок.

Вам нужно сложить картинки и приклеить на лист бумаги. Работаем в парах.

- Что у вас получилось? (Велосипед)

«У него два колеса,
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами»

- О чем будем говорить сегодня на уроке? (о велосипеде)

- Определим тему урока.

- Вспомните, с каких вопросов начинаются темы раздела, который мы сейчас изучаем. (Где и когда?)

- Первое слово в названии темы Когда….?

- Вы отгадали загадку, значит это слово будет звучать в теме: Когда… велосипед?

- Как вы думаете, какого слова не хватает? (появился, изобрели)

 

Тема: когда изобрели велосипед?

Работа над темой урока (презентация).

Проект первого велосипеда предложил еще в 1495 году великий итальянский ученый Леонардо да Винчи. Он нарисовал двухколесный механизм со всеми подробностями.Но этот рисунок был потерян, и люди увидели его только в конце XIX века. А в России более 200 лет назад уральцу Ефиму Михеевичу Артамонову пришла мысль о постройке самоката. Над приспособлением для быстрого передвижения трудились не только в России, но и в других странах. В 1817 году в Германии появился двухколесный велосипед, его изобрел немецкий офицер Карл Фридрих Дрез. Это была тяжелая жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами, усиленными железными обручами. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Прозвали эту машину тогда «костотряс».

- Как вы думаете, почему он получил такое название?

1870-1885 годы. На смену ему пришел велосипед, в котором вместо деревянных колес появились металлические обручи с большим количеством спиц. Его назвали «паук».

«Пауки» уже имели рычаги управления и педали, прикрепленные к переднему колесу. Переднее колесо увеличили в размере, и человек сидел над ним. Такое положение было опасным. Кстати, резиновые шины тоже впервые появились на пауке. Английскому врачу Данлопу так надоел грохот от велосипеда его сына, что он взял резиновый садовый шланг, отрезал от него кусок и примотал бечёвкой к колесу. Вскоре он догадался надувать шины воздухом. Это ещё уменьшило шум и сделало ход велосипеда намного мягче.

Через 20 лет на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед

В 1817 году в Германии появился двухколесный велосипед.Это была тяжелая жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами, усиленными железными обручами. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Видимо, поэтому и назвали новую машину велосипедом — ведь в переводе «велосипед» означает «быстрая нога».

Передвигаться на нем было неудобно, седока трясло. Прозвали эту машину тогда «костотряс».

 Следующим изобретением был «паук». Вместо деревянных колёс на этом велосипеде появились металлические обручи с большим количеством спиц. Металлические обручи покрывали резиновыми шинами. «Пауки» имели рычаги управления и педали.

- Шло время менялся вид велосипеда, менялись его названия: самокат, “костотряс”, “паук”  «драндулет» и только1892 года назад он получил свое нынешнее имя – велосипед, что в переводе означает “быстрая нога”.

 Физ.минутка.

Работа по теме урока. Устройство велосипеда.

- Кто знает, из каких частей состоит велосипед?

- Назовите, как устроен велосипед?

Работа в тетради.

Давайте рассмотрим на рисунке в тетради (стр. 22) устройство велосипеда.

  • Руль - устройство для управления движением в заданном направлении.
  • Фара - фонарь для освещения дороги.
  • Шина - резиновая оболочка(покрышка) с резиновой камерой, наполненной сжатым воздухом. Укрепляется на ободе колеса, чтобы улучшить движение.
  • Спица - металлический стержень, служащий для соединения ступицы колеса с ободом.
  • Педаль - ножной рычаг в велосипеде.
  • Рама - несущая часть велосипеда.
  • Обод - наружная часть колеса в виде круга, опирающаяся на спицы и обтягиваемая сверху шиной.

- Давайте покажем эти детали на нашем велосипеде. - Молодцы, вы теперь знаете, как устроен велосипед.

Работа по теме урока. ПДД.

-А сейчас мы будем говорить о правилах  дорожного  движения. Без этого нельзя управлять велосипедом.

- С какого возраста можно выезжать на дорогу?

- Где можно кататься на велосипеде?

- Можно ли вам выезжать на проезжую часть? 

- Что обозначают эти знаки?            Картинка 12 из 586     Картинка 33 из 586

- На улице вы - пешеходы, в транспорте - пассажиры, а когда вы едете на велосипеде, вы кто?

- Очень многие ребята считают, что они умеют управлять велосипедом, но ездить на велосипеде и безопасно управлять им - не одно и тоже.

- Что же вы должны знать и соблюдать как водители ?

Не просто правила, а правила безопасного движения для велосипедистов

Какие правила безопасной езды на велосипеде вы знаете? (ответы детей)

- А с какого возраста можно кататься на велосипеде по улицам и дорогам?

- А где сейчас вам можно ездить? (Ответы детей: в парках, во дворе, на стадионе, но только не на дорогах.)

Дети повторяют правила дорожного движения.

(По улицам и дорогам до 14 лет ездить на велосипеде запрещается. Вам можно ездить только по специальным велосипедным дорожкам и площадкам, закрытым для автомобильного транспорта.

Иногда вам хочется кого - нибудь прокатить на вашем велосипеде. Но это опасно, по правилам пассажиром велосипеда может быть ребенок старше 7 лет. Перегруженным велосипедом трудно управлять.

Если вам надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда и, держа его за руль, пройдите по пешеходному переходу. Попытка проскочить через дорогу на велосипеде может очень плохо кончиться).

- Но кроме правил дорожного движения для велосипедистов есть еще и дорожные знаки для велосипедистов.

- Рассмотрите эти знаки. Как вы думаете, что они обозначают? (Дети рассказывают наизусть стихи)

Видишь знак! Велосипед
В красный обведен кружок.
Для него проезда нет.
Помни это, мой дружок!
Знак запомните друзья:
И родители, и дети.
Там, где он висит,
Нельзя ездить на велосипеде.

Знак, как небо голубой.
И опять велосипед.
Поезжай здесь на любом,
Для него запрета нет!
Чтоб не стал причиной бед
Добрый друг - велосипед,
Ездить нужно осторожно
Специальною дорожкой!

- А что еще должен знать велосипедист? (Велосипедист должен строго следить за исправностью тормозов у велосипеда. Обязательно иметь звонок на велосипеде, чтобы оповещать людей о своем приближении).

ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

  • Буксировка. Перевозка пассажиров.
  • Езда, не держась за руль.
  • Перевозка крупногабаритных грузов.

- А на память о нашем сегодняшнем уроке вам останутся памятки «Правила безопасной езды на велосипеде».

Раздать памятки.

Памятка велосипедиста

  • Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон, не создавая препятствий для движения пешеходов.
  • Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон, не создавая препятствий для движения пешеходов.
  • Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  • Если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, а также полоса для велосипедистов, допускается движение по правому краю проезжей части и по обочине ТОЛЬКО для велосипедистов в возрасте старше 14 лет.
  • Велосипедистам запрещается управлять велосипедом, не держась за руль!
  • Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров!
  • Велосипедистам запрещается буксировать кого-то при помощи своего велосипеда!
  • Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам, находясь на велосипеде.
  • При переходе через дорогу велосипедист должен слезть с велосипеда и перейти пешком, ведя свой велосипед рядом с собой.
  • При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами (фликеры).

 

Работа по теме урока. Виды велосипедов.

– Молодцы! Ребята, давайте посмотрим друг на друга, мы все разные. Маленькие и большие, сильные и слабые, дети и взрослые. И каждый человек при желании должен подобрать велосипед для себя. Какие велосипеды знаете вы? Все велосипеды делятся на дорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные. Мне хочется показать вам разные велосипеды.

Дорожный – это велосипед для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности.

Спортивный – позволяет совершать длительные прогулки, для занятий спортом.

Подростковый – для ребят подросткового возраста.

Детский – для детей. Чаще всего это первый велосипед у ребёнка.

Велоколяска – это велосипед и коляска.

Тандем – 2 местный велосипед, оба седока вращают педали, а контроль над управлением осуществляет едущий впереди.

Грузовой – для перевозки небольших грузов.

Цирковой – колёсное транспортное средство для выполнения цирковых трюков.

11. Чем полезен велосипед? Ответы детей.

- Рассмотрите рисунки на с.23 учебника. Мудрая черепаха приглашает нас порассуждать о том, нужен ли современному человеку велосипед и для чего он нужен? Принесёт ли вам пользу езда на велосипеде? Природе? Городу?

Для чего современному человеку велосипед? (Прием «Мозговой штурм») обсудите ответы на этот вопрос в группах и дайте свои ответы.

- Оказывается велосипед очень нужная и полезная вещь. Это самый экологичный вид транспорта.

  • В Британии почтальоны развозят почту на велосипедах.
  • В Англии полиция использует велосипеды для патрулирования улиц.
  • Чтобы в Лондоне быстрее добираться до больных пациентов по городским пробкам медики пользуются велосипедами.
  • В цирке на двухколесных велосипедах ездят медведи и обезьяны, а на трёхколёсных - слоны. Популярны акробатические трюки на одноколёсных велосипедах.
  • Есть велосипед для перевозки грузов.

А ещё езда на велосипеде укрепляет наше здоровье.

  • Езда на велосипеде укрепляет мышцы и позвоночник, а также улучшает работу сердца, удлиняет жизнь человека.
  • Существуют специальные велотренажёры, которые помогают поддерживать здоровье.

- Велосипед помогает сохранить и укрепить здоровье человеку

- Велосипед помогает развивать выносливость

- При езде на велосипеде сохраняется чистота окружающей среды

- При езде на велосипеде , на дорогах сохраняется дорожное покрытие.

 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

 Рефлексия

Цель: оценка, самооценка и рефлексия результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний

- Итак, мы многое узнали о происхождении велосипеда.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно ли?» На каждой парте лежит карточка, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верно ли, что…». Вы думаете и ставите знак «+», если верно, или «-», если неверно. Прием «Верные и неверные утверждения»

1

2

3

4

5

6

7

8

Вопросы:

Верно ли, что

  1. ….., первый велосипед изобрели 10 лет назад (-)
  2. ….., он был деревянный (+)
  3. ….., у велосипеда не было педалей (+)
  4. ….., самокат, паук, костотряс - это всё названия разных видов транспорта (-)
  5. ….., есть велосипед с одним колесом (+)
  6. ….., есть двухместные велосипеды (+)
  7. ….., для велосипедистов не существует правил езды (-)
  8. ….., на велосипеде по улице можно ездить с 14 лет (-)

Самопроверка

- Кто ответил правильно на все вопросы?

- У кого возникли трудности?

- Вы хорошо поработали. Молодцы! А что на уроке вам особенно запомнилось или удивило вас, или вызвало затруднение?

 

Что нового вы узнали на уроке?

 Какое задание вам больше понравилось?

 На каком этапе вам прошлось особенно трудно?

Сравните свои ответы с выводом в вашем учебнике на странице 23. Одинаковые ли они?

 

- Оцени свою работу. Закрась кружок синим или красным цветом. Отлично – синий, Проблемы – красный.

 


 

Тема урока: Когда изобрели велосипед?

Тема урока: Когда изобрели велосипед?

Определим тему урока. - Вспомните, с каких вопросов начинаются темы раздела, который мы сейчас изучаем

Определим тему урока. - Вспомните, с каких вопросов начинаются темы раздела, который мы сейчас изучаем

Руль - устройство для управления движением в заданном направлении

Руль - устройство для управления движением в заданном направлении

Для него проезда нет. Помни это, мой дружок!

Для него проезда нет. Помни это, мой дружок!

Дорожный – это велосипед для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности

Дорожный – это велосипед для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности

Цель: оценка, самооценка и рефлексия результатов деятельности

Цель: оценка, самооценка и рефлексия результатов деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2023