Технологическая карта урока истории в 5 классе с использованием ИКТ «В Александрии Египетской»
Оценка 5

Технологическая карта урока истории в 5 классе с использованием ИКТ «В Александрии Египетской»

Оценка 5
docx
29.05.2023
Технологическая карта урока истории в 5 классе с использованием ИКТ «В Александрии Египетской»
Технологическая карта урока 3..docx

 

 

Технологическая карта урока истории в 5 классе с использованием ИКТ

Тема:

«В Александрии Египетской»

Тип урока:

комбинированный

Цель урока:

Создать у учащихся представления о знаменитом городе древности Александрии Египетской, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока.  Способствовать определению последствий завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского; создать условия для развития умения характеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приемов греков и восточных народов.

Задачи урока:

Способствовать развитию навыков использования карт, учебника, дополнительных источников для получения информации. Воспитывать уважительное отношение к другим народам, живущим на Земле.

Учить делать выводы на основе исторических документов;

формировать уважительное отношение к культуре и истории зарубежных стран.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся получат:

 - представление об Александрии; 

- знания об устройстве Фаросского маяка; 

- представления об Александрийском музее;

 - информацию об александрийских учёных.

Метапредметные

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты,  формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях

Личностные

Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта: «Распад державы Александра Македонского», электронная схема  «Александрия Египетская», электронная презентация «В Александрии Египетской»

 

Формировать УУД

Познавательные

уяснить смысл понятий: средиземноморье, музей,

сформировать представление об устройстве древней Александрии;

познакомить с одним из чудес света – Фаросским маяком;

показать значимость культурных и научных достижений Александрии для современности.

Регулятивные

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, картой; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные

- формирование конструктивных способов взаимодействия  в группах;

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на своём уроке и очень надеюсь, что это настроение сохранится не только у меня, но и у вас на протяжении всего урока.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

Быстрое включение в деловой ритм

Проверка домашнего задания

I. Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Предлагается  решить тест по  теме: «Поход Александра Македонского на Восток».

1.         Город, сопротивлявшийся Македонскому более 6 месяцев. (Тир)

2.         Персидский царь, воевавший с Македонским. (Дарий)

3.         Город, в котором завершил поход Македонский. (Вавилон)

4.         Город, основанный в честь Македонского в Египте. (Александрия)

5.         Здесь состоялся первый бой Македонского с персами. (Граник)

6.         Друг Александра Македонского. (Клит)

II. Устный опрос

- когда начался  и когда закончился поход Александра Македонского.

- Покажите путь войска Македонского, назовите основные сражения

- Почему Александр Македонский разгромив персидской войско у г. Исс за два часа не мог захватить г. Тир в течение полугода? Почему расправился с его жителями?

- После какой битвы Персидское царство перестало существовать?

- Почему Александр отказался от похода в долину Ганга?

- Почему удалось завоевать огромную территорию?

Работают над вопросами, ответы записывают в тетради, затем осуществляют самопроверку на основе презентации (слайд № 1,2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по карте «Походы Александра Македонского», дают устные ответы

Регулятивные: оценка своих знаний.

Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите на карту, много городов с одинаковым названием. Какие  это города? Почему их много, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

 

 

 

 

 

Что должны узнать?

 

 

Чему должны научиться?

Дети участвуют в беседе.

- На карте много городов с названием Александрия. Они основаны Александром Македонским.

Определяют тему урока: Александрия египетская.

 

Мы должны определить местоположение города, занятия жителей, достопримечательности города

Работать по карте, схеме.

Работать с текстом учебника, документами.

Регулятивные: формирование целевых установок. Коммуникативные: участие в учебном диалоге

 

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу с текстом п. 1
§ 43, картой.

– Найдите и назовите три главных государства, возникших на месте державы А. Македонского.

Предлагает ответить на проблемный вопрос: почему произошёл распад державы Александра Македонского?

 

 

 

 

 

Крупнейшим культурным и торговым центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.

 

- Покажите на карте Восточное Средиземноморье.

 

 

- Предположите, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы изучить историю города?

 

 

 

Расцвет Александрии Египетской и истории Древнего Мира относится к эпохе эллинизма.  Как вы думаете, от какого слова пошло это название?

Предлагает ответить на проблемный вопрос: Эллинизм – распространение всего греческого на жителей Средиземноморья. На примере г. Александрия Египетская докажите, что  греческая культура распространяется в странах, завоёванных Македонским.

 

Рассказ учителя:

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ АЛЕКСАНДРИИ

Когда Александр Македонский прибыл на место нынешней Александрии, здесь была небольшая рыбацкая деревушка Ракотис. В окружении прославленного полководца  был и архитектор Дейнократ. Он предложил Александру Великому построить город.  Александр отказался и лишь став владыкой Египта сам попросил Дейнократа возвести город в свою честь.  Архитектор разложил на земле свой военный плащ и покрыл его тонким слоем песка, а потом провел пальцем поперечные и продольные линии и посыпал их мукой — так образовались улиц. Когда Дейнократ показывал свое творение великому полководцу, прилетели голуби и стали клевать муку: все сочли это счастливым предзнаменованием. Строить город стали уже после отъезда Александра Македонского. Александрия росла невиданно быстро. Это был типично эллинистический город.

 

Давайте посмотрим на план города и определим, из каких частей он состоял.

 

Предлагает совершить путешествие
в Александрию Египетскую. Организует работу в группах: «достопримечательности Александрии Египетской» с использованием иллюстраций, презентации.

1. В александрийском порту. Фаросский маяк.

2. На улицах и площадях.

3. В александрийском Музее.

Для этого нам понадобятся опытные экскурсоводы, и сегодня ими будете вы. Экскурсию проведут 3 туристических агентства.

 

Формирование рабочих групп.

 

 

 

Организация работы творческих групп.

Даёт задания группам:

1.       Александрийский порт.

2.       Улицы и площади города.

3.       Александрийский музей.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Знаменитые ученые

Ребята, есть огромное количество книг, в которых вы можете узнать об Александрии, я вам показываю лишь небольшую их часть.

А следующим этапом нашей работы, будет работа с документом, (приложение № 1).

 Задание: прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1) Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени? Почему?

2) Что способствовало развитию научной школы в Александрии?

3) Кто из учёных жил в Александрии? Чем он знаменит?

Организует обсуждение и коррекцию допущенных ошибок.

 

 

Находят на карте и показывают Египетское, Македонское и Сирийское государства.

Разные народы, говорящие на  разных языках, имели разную культуру, удерживались в едином государстве только с помощью силы

 

 

 

 

Находят на карте и показывают Восточное Средиземноморье

 

Определяют план работы:

- местоположение города

- главные занятия жителей

- достопримечательности города

 

 

От Эллады, так Грецию называли сами греки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение плана Александрии.

По плану определяют, из каких частей состоял город.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на 3 группы.

Работают в группах. Выполняют задания.

 

На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, интернет-ресурсов (используются ноутбуки) составляют описание исторических объектов, памятников культуры. Составляют план рассказа. Раскрывают значения терминов

 

 

Ребята отчитываются о выполненной работе. Оценивают работу своей и других групп.

 

 

 

 

 

1): Да, можно. В ней была самая большая библиотека, жители Музея изучали разные науки, занимались поэзией и разными искусствами.

2) Царь Египта обеспечивал жителей Музея жильём, питанием, предоставлялись помещения для занятий науками.

3) В Александрии жили Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства; выдвигают гипотезы и обосновывают их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; организовать планирование

 

 

 

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения полученного задания;

- умение осмысливать полученную  информацию

Личностные:

- проявлять уважительное отношение к мнению одноклассников.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером; умение распределить задания внутри группы;

грамотно строить речевые высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

самооценка, взаимооценка

Закрепление материала

- Почему Александр Македонский построил город Александрию похожим на греческие города?

- Слова «фара» произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова?

-  Почему обитатели Музея напоминали птиц в золотой клетке?

- Можно ли сказать, греческая культура распространялась в странах, завоёванных Македонским.

- Потому что распространял порядки, которые существовали в Македонии и Греции

- Это связано с Фаросским маяком

- Потому что они не имели свободы

- Да, можно, так как в Александрии, как и в Греческих городах были построены театр, гимнасий, стадион, ипподром

Коммуникативные:

- умение отвечать на вопросы

Рефлексия учебной деятельности

Продолжите предложения:

1.  На уроке я узнал новое (да/нет)

2. Мне было интересно (да/нет)

3. Было трудно (да/нет)

Домашнее задание:

1.      п. 43

2.      Найти информацию о других достопримечательностях Александрии, показанных на плане.

Работают с помощью системы VOTUM

Личностные:

оценка своих действий в ходе урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Документ

 «В эпоху, наступившую после смерти Александра Македонского, точные науки отделились от своей родоначальницы — философии и стали самостоятельными. Появились узкие специалисты: математи­ки, физики, географы, врачи. В Александрии соединились древние знания египетских жрецов и «хитрый» ум эллинов.

В Александрии работал Эвклид, создавший геометрию, которую вы начнете изучать с 7-го класса. Здесь же занимался и один из самых гениальных ученых Древнего мира — Аристарх с острова Самоса. Он первым стал утверждать, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Без всяких приборов Аристарх вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца и определил, что Солнце во много раз больше Земли.

В александрийском Музее работал и величайший географ древно­сти Эратосфен. Он первым догадался, что Землю можно объехать кругом. Он составил карту «земного круга» с параллелями и мериди­анами и вычислил длину окружности земного шара, с погрешнос­тью всего 50 километров! Именно Эратосфен изобрел календарь, положен­ный в основу современного, — год в 365 дней с одним високосным месяцем раз в четыре года.

Из александрийского Музея вышел и великий механик древности Архимед, переехавший затем на Сицилию. Архимед первым разрабо­тал теорию пяти главных механизмов: рычага, болта, лебедки, блока и винта. Александрийские ученики Архимеда изобрели систему зубча­тых колес и паровую машину. Благодаря им появились механические часы с боем»                   

 

(По Трухиной Н.Н. История Древней Греции).

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока истории в 5 классе с использованием

Технологическая карта урока истории в 5 классе с использованием

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Организует работу с текстом п

Организует работу с текстом п

Александра Македонского. Александрия росла невиданно быстро

Александра Македонского. Александрия росла невиданно быстро

Открытие новых знаний

Открытие новых знаний

Приложение 1 Документ «В эпоху, наступившую после смерти

Приложение 1 Документ «В эпоху, наступившую после смерти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023