Технологическая карта урока истории в 5 классе с использованием ИКТ
Тема: |
«В Александрии Египетской» |
||
Тип урока: |
комбинированный |
||
Цель урока: |
Создать у учащихся представления о знаменитом городе древности Александрии Египетской, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока. Способствовать определению последствий завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского; создать условия для развития умения характеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приемов греков и восточных народов. |
||
Задачи урока: |
Способствовать развитию навыков использования карт, учебника, дополнительных источников для получения информации. Воспитывать уважительное отношение к другим народам, живущим на Земле. Учить делать выводы на основе исторических документов; формировать уважительное отношение к культуре и истории зарубежных стран. |
||
Планируемые результаты |
Предметные Учащиеся получат: - представление об Александрии; - знания об устройстве Фаросского маяка; - представления об Александрийском музее; - информацию об александрийских учёных. |
Метапредметные Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Личностные Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта: «Распад державы Александра Македонского», электронная схема «Александрия Египетская», электронная презентация «В Александрии Египетской» |
Формировать УУД
Познавательные уяснить смысл понятий: средиземноморье, музей, сформировать представление об устройстве древней Александрии; познакомить с одним из чудес света – Фаросским маяком; показать значимость культурных и научных достижений Александрии для современности. |
Регулятивные - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, картой; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Коммуникативные - формирование конструктивных способов взаимодействия в группах; - умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на своём уроке и очень надеюсь, что это настроение сохранится не только у меня, но и у вас на протяжении всего урока. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. Быстрое включение в деловой ритм |
Проверка домашнего задания |
I. Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Предлагается решить тест по теме: «Поход Александра Македонского на Восток». 1. Город, сопротивлявшийся Македонскому более 6 месяцев. (Тир) 2. Персидский царь, воевавший с Македонским. (Дарий) 3. Город, в котором завершил поход Македонский. (Вавилон) 4. Город, основанный в честь Македонского в Египте. (Александрия) 5. Здесь состоялся первый бой Македонского с персами. (Граник) 6. Друг Александра Македонского. (Клит) II. Устный опрос - когда начался и когда закончился поход Александра Македонского. - Покажите путь войска Македонского, назовите основные сражения - Почему Александр Македонский разгромив персидской войско у г. Исс за два часа не мог захватить г. Тир в течение полугода? Почему расправился с его жителями? - После какой битвы Персидское царство перестало существовать? - Почему Александр отказался от похода в долину Ганга? - Почему удалось завоевать огромную территорию? |
Работают над вопросами, ответы записывают в тетради, затем осуществляют самопроверку на основе презентации (слайд № 1,2)
Работают по карте «Походы Александра Македонского», дают устные ответы |
Регулятивные: оценка своих знаний. |
Мотивация к учебной деятельности |
- Посмотрите на карту, много городов с одинаковым названием. Какие это города? Почему их много, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Что должны узнать?
Чему должны научиться? |
Дети участвуют в беседе. - На карте много городов с названием Александрия. Они основаны Александром Македонским. Определяют тему урока: Александрия египетская.
Мы должны определить местоположение города, занятия жителей, достопримечательности города Работать по карте, схеме. Работать с текстом учебника, документами. |
Регулятивные: формирование целевых установок. Коммуникативные: участие в учебном диалоге
|
Открытие новых знаний
|
Организует
работу с текстом п. 1 – Найдите и назовите три главных государства, возникших на месте державы А. Македонского. Предлагает ответить на проблемный вопрос: почему произошёл распад державы Александра Македонского?
Крупнейшим культурным и торговым центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.
- Покажите на карте Восточное Средиземноморье.
- Предположите, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы изучить историю города?
Расцвет Александрии Египетской и истории Древнего Мира относится к эпохе эллинизма. Как вы думаете, от какого слова пошло это название? Предлагает ответить на проблемный вопрос: Эллинизм – распространение всего греческого на жителей Средиземноморья. На примере г. Александрия Египетская докажите, что греческая культура распространяется в странах, завоёванных Македонским.
Рассказ учителя: ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ АЛЕКСАНДРИИ Когда Александр Македонский прибыл на место нынешней Александрии, здесь была небольшая рыбацкая деревушка Ракотис. В окружении прославленного полководца был и архитектор Дейнократ. Он предложил Александру Великому построить город. Александр отказался и лишь став владыкой Египта сам попросил Дейнократа возвести город в свою честь. Архитектор разложил на земле свой военный плащ и покрыл его тонким слоем песка, а потом провел пальцем поперечные и продольные линии и посыпал их мукой — так образовались улиц. Когда Дейнократ показывал свое творение великому полководцу, прилетели голуби и стали клевать муку: все сочли это счастливым предзнаменованием. Строить город стали уже после отъезда Александра Македонского. Александрия росла невиданно быстро. Это был типично эллинистический город.
Давайте посмотрим на план города и определим, из каких частей он состоял.
Предлагает
совершить путешествие 1. В александрийском порту. Фаросский маяк. 2. На улицах и площадях. 3. В александрийском Музее. Для этого нам понадобятся опытные экскурсоводы, и сегодня ими будете вы. Экскурсию проведут 3 туристических агентства.
Формирование рабочих групп.
Организация работы творческих групп. Даёт задания группам: 1. Александрийский порт. 2. Улицы и площади города. 3. Александрийский музей.
4. Знаменитые ученые Ребята, есть огромное количество книг, в которых вы можете узнать об Александрии, я вам показываю лишь небольшую их часть. А следующим этапом нашей работы, будет работа с документом, (приложение № 1). Задание: прочитайте документ и ответьте на вопросы: 1) Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени? Почему? 2) Что способствовало развитию научной школы в Александрии? 3) Кто из учёных жил в Александрии? Чем он знаменит? Организует обсуждение и коррекцию допущенных ошибок. |
Находят на карте и показывают Египетское, Македонское и Сирийское государства. Разные народы, говорящие на разных языках, имели разную культуру, удерживались в едином государстве только с помощью силы
Находят на карте и показывают Восточное Средиземноморье
Определяют план работы: - местоположение города - главные занятия жителей - достопримечательности города
От Эллады, так Грецию называли сами греки
Изучение плана Александрии. По плану определяют, из каких частей состоял город.
Делятся на 3 группы. Работают в группах. Выполняют задания.
На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, интернет-ресурсов (используются ноутбуки) составляют описание исторических объектов, памятников культуры. Составляют план рассказа. Раскрывают значения терминов
Ребята отчитываются о выполненной работе. Оценивают работу своей и других групп.
1): Да, можно. В ней была самая большая библиотека, жители Музея изучали разные науки, занимались поэзией и разными искусствами. 2) Царь Египта обеспечивал жителей Музея жильём, питанием, предоставлялись помещения для занятий науками. 3) В Александрии жили Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства; выдвигают гипотезы и обосновывают их
Регулятивные: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; организовать планирование
Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов.
Регулятивные: - умение учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения полученного задания; - умение осмысливать полученную информацию Личностные: - проявлять уважительное отношение к мнению одноклассников. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером; умение распределить задания внутри группы; грамотно строить речевые высказывания.
Регулятивные: самооценка, взаимооценка |
Закрепление материала |
- Почему Александр Македонский построил город Александрию похожим на греческие города? - Слова «фара» произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова? - Почему обитатели Музея напоминали птиц в золотой клетке? - Можно ли сказать, греческая культура распространялась в странах, завоёванных Македонским. |
- Потому что распространял порядки, которые существовали в Македонии и Греции - Это связано с Фаросским маяком - Потому что они не имели свободы - Да, можно, так как в Александрии, как и в Греческих городах были построены театр, гимнасий, стадион, ипподром |
Коммуникативные: - умение отвечать на вопросы |
Рефлексия учебной деятельности |
Продолжите предложения: 1. На уроке я узнал новое (да/нет) 2. Мне было интересно (да/нет) 3. Было трудно (да/нет) Домашнее задание: 1. п. 43 2. Найти информацию о других достопримечательностях Александрии, показанных на плане. |
Работают с помощью системы VOTUM |
Личностные: оценка своих действий в ходе урока.
|
Приложение 1
Документ
«В эпоху, наступившую после смерти Александра Македонского, точные науки отделились от своей родоначальницы — философии и стали самостоятельными. Появились узкие специалисты: математики, физики, географы, врачи. В Александрии соединились древние знания египетских жрецов и «хитрый» ум эллинов.
В Александрии работал Эвклид, создавший геометрию, которую вы начнете изучать с 7-го класса. Здесь же занимался и один из самых гениальных ученых Древнего мира — Аристарх с острова Самоса. Он первым стал утверждать, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Без всяких приборов Аристарх вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца и определил, что Солнце во много раз больше Земли.
В александрийском Музее работал и величайший географ древности Эратосфен. Он первым догадался, что Землю можно объехать кругом. Он составил карту «земного круга» с параллелями и меридианами и вычислил длину окружности земного шара, с погрешностью всего 50 километров! Именно Эратосфен изобрел календарь, положенный в основу современного, — год в 365 дней с одним високосным месяцем раз в четыре года.
Из александрийского Музея вышел и великий механик древности Архимед, переехавший затем на Сицилию. Архимед первым разработал теорию пяти главных механизмов: рычага, болта, лебедки, блока и винта. Александрийские ученики Архимеда изобрели систему зубчатых колес и паровую машину. Благодаря им появились механические часы с боем»
(По Трухиной Н.Н. История Древней Греции).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.