«Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». Конспект урока по теме: «Милосердие и сострадание».
Оценка 5

«Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». Конспект урока по теме: «Милосердие и сострадание».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
29.05.2023
«Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». Конспект урока по теме:  «Милосердие и сострадание».
Самойлова Е.В._Конспект урока по ОРКСЭ на тему _Милосердие и сострадание_ ( 4 класс).docx

«Основы религиозной культуры и светской этики»



модуль «Основы православной культуры»









Конспект урока по теме:

«Милосердие и сострадание»















 

 

 

 

Самойлова Елена Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 5»

городского округа Королёв

Московской области

 

 

 

 

Конспект урока «Милосердие и сострадание»

 

Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний»; формировать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.

Воспитывающая: воспитывать уважительное, внимательное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции; развивать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию и адекватному проявлению своих чувств; Формировать понятие, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

 

Планируемые результаты.

Метапредметные:

познавательные: получат возможность оценивать нравственное содержание прочитанного текста, высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию текста;

регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;

коммуникативные: получат возможность грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

 

Основные термины и понятия урока: долг, добрый самарянин, ближний, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

 

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.

Звучит песня «Окно». С. Копылова  https://yandex.ru/video/preview/12663889850928982661

Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой
У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную.
И тот, что у двери узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.

С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка.
-Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.

И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.

Он мучался злобой и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,
что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать,
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза, закрывая усердно.

На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.

Когда же он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.

-Ах, если бы он видел,- сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
-Зачем же тогда?- тут больной прошептал.
-Да он вас утешить старался.

 

 

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

А. Дементьев (Слайд 1)

 

- Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе? (Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость)

- Что захотелось сделать?

- Со-чувствие, со-стадание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. - Что их объединяет?  (Приставка со-)

Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие. (Слайд 2)

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. (Слайд 3)

-Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией  мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)

- Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

   Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас.   В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.

- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (Милость) Что думаете о значении этого слова?  Назовите синонимы (Помощь. Забота. Жалость) (Слайд 4)

 

 

 

 

Учитель:

Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.

Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?») Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

Притча о добром самарянине. (Слайд 5)

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили, сняли с него одежду и оставили едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил мимо. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местом языке, остановился, сжалился и, подойдя, перевязал  избитому раны. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если расходы будут  более, того, что я, дал, то когда я возвращусь, отдам тебе долг».

 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний избитому

Учитель:

Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.

Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так  же».

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах. Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов,  обидел тебя. А сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.

 

Милосердие - это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочь в беде другим. (Слайд 5) Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.

Учитель: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души» – гласит народная мудрость.

Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.

 

Учитель: Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

 

«Дерево Добра».

Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.

-Напишите на листочках от Дерева Доброты, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.

- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

 

- Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица.

 Наш класс просто расцвёл от улыбок.

 Притча «Если ты такой милосердный, то забирай даром» (Слайд 6)

 Учитель:  А сейчас послушайте одну притчу:

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.

 – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

 - Какие чувства вы испытали, когда слушали? 

 - Каким качеством обладал мальчик?

 - Как назвал продавец мальчика?

 

 

Учитель: продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие. (Слайд 7)

 Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?

 А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.

(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)

 

Учитель:

- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов. (Слайд 8)

- Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

Убираем слова «эгоизм, зависть, месть, злоба, обида, равнодушие, хвастовство».

Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его

 

 

Учитель:

- Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня? (Слайд 9)

Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

(Ответы детей)

Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.

Учитель:

Творческая работа в группах (3 группы). (Слайд 10)

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

          Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.

          Мальчик забыл на детской площадке интересную игрушку, которая нравится тебе.

          Вы нашли в парке маленького котенка.

          Девочка на детской площадке неудачно скатилась с горки. Она больно ударила руку. Девочка присела и заплакала.

          Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка, несет тяжелую сумку, и вдруг она падает.

 

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц. (Слайд 11)

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

 

Высказывания учащихся:

- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?

 

 

Учитель:

У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Давайте и мы украсим наше солнышко (нарисовано на ватмане) нашими сердечками. На сердечке детям предлагаю написать свои эмоции, которые они получили на уроке. Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют свои сердечки к солнцу. Учитель озвучивает эмоции, которые получили дети

Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы! Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными.  «…во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»! 

И хочу подарить вам «Правила милосердия». (Учитель раздаёт карточки с правилами каждому ученику)

«Правила милосердия». (Слайд 12)

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

 

Творите добро себе на благо! (Слайд 13)

Учитель выдает д./з. на выбор.  (Слайд 14)

Спасибо всем за урок!


 

Скачано с www.znanio.ru

Основы религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы православной культуры»

Основы религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы православной культуры»

Конспект урока «Милосердие и сострадание»

Конспект урока «Милосердие и сострадание»

Ход урока Здравствуйте, ребята!

Ход урока Здравствуйте, ребята!

Когда же он в окно наконец посмотрел,

Когда же он в окно наконец посмотрел,

Учитель: Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека

Учитель: Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека

Учитель : Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек

Учитель : Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек

Каким качеством обладал мальчик? -

Каким качеством обладал мальчик? -

Девочка на детской площадке неудачно скатилась с горки

Девочка на детской площадке неудачно скатилась с горки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023