Мелехина Галина Витальевна,
учитель начальных классов
МОУ «Лесно – Конобеевская СШ»
Урок – экскурсия по теме «Храм»
Цели урока: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи урока:
· Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
· Познакомить с историческими сведениями о храме в с.Темешево.
· Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
· Формировать представление о его ценности как дома для молитв, святыни для православных людей.
План урока - экскурсии.
· Вводная часть. Организация экскурсии.
· Историческая справка о Темешевском Никольском храме.
· Устройство храма:
а/внешний вид
б/внутреннее убранство храма
4.Правила поведения в храме.
5.Встреча со священником.
Ход урока.
1.Вводная часть.
Урок – экскурсия начинается на пути к храму.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Все вместе мы отправляемся в село Темешево. Сегодня нам предстоит увидеть храм, побывать в нем и встретиться со священником.
2.Историческая справка о храме.
Учитель: Из истории Темешевского Никольского храма.
Темешевский – Никольский храм. Учитель: Храм — особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного его положения, то есть главный в округе.
3. Внешний вид храма. (У входа в Храм)
Учитель: Издавна храмы строили в самых красивых, открытых местах, часто на возвышенности.
Как вы думаете почему?
Храм - это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Сейчас мы находимся в селе Темешево. Перед нами – Никольский храм.
Его местоположение и размеры определялись ролью главного культового здания села.
Никольский храм имеет четкий и выразительный силуэт. Хорошо просматривается с разных направлений при подъезде к селу. Храм находится на границе двух сел: Темешево и Аксельмеево.
Учитель: Чем храм отличается от дома?
Ученик: Над храмом купола.
Учитель: Что напоминает купол?
Характерная плавная форма купола напоминает горящую свечу – это символ непрестанного молитвенного обращения к Богу.
Сколько глав у нашего храма? Почему?
Ученик: одна.
Учитель: Одна глава говорит о том, что Бог един. У храма может быть разное количество глав. Три главы означают поклонение Богу, единому в трех лицах. Пять глав, причем одна выше и больше всех остальных, символизирует Христа и четырех евангелистов. Семь глав – это семь церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение или соборование. Храм может иметь и 13 куполов. Как вы думаете, что это означает?
Ученик: Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т.е. башня, на которой находятся колокола. В Никольском храме колокольня находится при входе.
Колокольный звон используется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
· Как вести себя в Храме.
Учитель: Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами поведения в храме.
Заходить в церковь нужно спокойно, без спешки. Обязательно выньте руки из карманов. Жевательной резинки во рту не должно быть. Вести громкий разговор и смеяться, играть и бегать в храме нельзя. Для мальчиков и девочек есть особые памятки. Давайте познакомимся с ними.
Памятка мальчику:
Прежде
чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Учитель: Над входом в храм образ Пресвятой Троицы. Прихожане (те, кто приходит в Храм) крестятся перед иконой и кладут поясной поклон. Они как бы рисуют на себе невидимый крест. Сначала рука подносится ко лбу, а потом опускается к животу. Это вертикальная линия. Затем от правого плеча к левому проводится горизонтальная линия – и получается крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.
4. Внутреннее убранство Храма.
Учитель: Православный храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению.
Мы вошли в православный храм. Вторая, самая большая часть храма – место для прихожан, собравшихся на церковную службу. На всех стенах - иконы. Перед ними горят лампадки и свечи.
Лампада — светильник, употребляемый в христианском богослужении. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма. Иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря.
В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. В середине Царские врата. Через них проходить имеют право только священнослужители. Через две другие двери, северную и южную, в алтарь входят помощники священнослужителя.
Ступенчатое возвышение перед иконостасом называется солея.
Справа от Царских врат расположена икона Спасителя. Слева икона – Богоматери.
Самая главная часть храма Алтарь (от латинского аlta ara – «возвышенное место»). Это самая священная часть храма. В алтаре совершается cвященнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол (четырехугольный стол, покрытый священными одеждами, он находится посредине алтаря; на нем лежит крест,
Евангелие, антиминс (шелковый плат, на котором изображено положения Иисуса Христа в гроб),
Дарохранительница, где хранятся запасные Святые Дары, Дароносица (небольшой ковчег), в котором священник переносит дары для причащения больных на дому.
5.Беседа со священником.
Учитель: Здравствуйте, отец Валерий!
Батюшка: Здравствуйте, дети! Я священник этого храма. Я здесь служу.
Ученик: А что это за служба?
Батюшка: Учу людей, вместе с ними молюсь Богу и людям же стараюсь помогать. Прихожане обращаются ко мне отец Валерий или батюшка.
Ученик: Батюшка, на вас очень необычная одежда. Расскажите о ней.
Батюшка: Во время Богослужения на священнике надета риза или фелонь.
Она надевается через голову и охватывает плечи и грудь священника. Причем, у этого облачения нет рукавов. То есть риза ограничивает движения рук священника. Это означает, что священник работает сердцем и умом (молится и проповедует).
Ученик: Отец Валерий, в храме мы видели, что люди поклонялись, целовали иконы. Они так молятся иконам?
Батюшка: Нет, молятся не иконам. Молятся перед иконами. Молитва обращена не к доске и не к рисунку. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.
Ученик: Батюшка, как вообще можно писать иконы, если сами же верующие люди признают, что Бога увидеть нельзя?!
Батюшка: Это верно. Библия это особо подчеркивает: «Бога не видел никто никогда». Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем сам родился как человек и стал Иисусом Христом. Православные христиане очень хорошо помнят, что Бог невидим. И поэтому они радуются каждой иконе как напоминанию о том, что Бог все же вышел из Своей невидимой запредельности и стал человеком. А человека можно и увидеть, и потрогать, и нарисовать.
Учитель: Батюшка, расскажите нам про икону Петра и Февронии.
Батюшка:
.
Ученик: Скажите, а икона разве поможет человеку стать лучше и добрее?
Батюшка: Только сам человек может сделать себя лучше. Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше.
Завершая нашу беседу, призываю на вас Божье благословение, пусть милостивый Господь подаст вам помощь во всех ваших добрых делах и благих начинаниях, научит послушанию родителям и учителям.
Учитель: Спасибо, батюшка, за интересную беседу. До новых встреч.
· Итог экскурсии.
Учитель: Завершилась наша экскурсия в село Темешево – Никольский храм.
Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.
Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
Тысячи лет люди ходят в храм.
Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги храм в своей душе и созидай его всю
Ребята, понравилась ли вам экскурсия?
Что вам запомнилось из экскурсии?
Задание. К следующему уроку подготовьте рассказ о Темешевском Никольском храме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.