Конспект музейного занятия на материалах государственного музея истории религии «Религия Древнего Египта»
Цели: сформировать у учащихся представление о религиозных верованиях древних египтян, создать условия для формирования умений работать с историческими источниками, интереса к изучению истории.
Задачи:
- рассмотреть пантеон древнеегипетских божеств
- рассмотреть схему взаимодействия религии и государства в Древнем Египте
- способствовать формированию умений работать с историческими источниками
- способствовать формированию интереса к изучению истории
Оборудование: рабочие листы.
Музейные предметы: предметы экспозиции «Религии Древнего мира» государственного музея истории религии по теме Древнего Египта
Методы: демонстративный, проблемный
Ход занятия
Модуль |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вступительная часть |
Вступительная речь учителя о музее истории религии |
|
Основная часть |
1. Пантеон древнеегипетских божеств Учитель рассказывает о египетском пантеоне: «Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона (указывает на экспонат). Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу (указывет на экспонат). Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным. Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности» Работа с музейными экспонатами: Учитель предлагает побывать в роли исследователей и самостоятельно определить того или иного египетского бога, с помощью музейных экспонатов и рабочего листа, в котором им необходимо сопоставить имя бога, описание его функций в пантеоне, и зооморфное изображение. 2. Осирис и Исида Учитель рассказывает миф об Осирисе и Исиде, параллельно демонстрируя экспонаты (статуэтки Осириса, Исиды, Гора) Учитель задает вопрос: Какие явления природы получили отражение в этом мифе? 3. Фараоны и жрецы Рассказ учителя: «В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых». Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки». Познавательная задача: Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. - О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью?
|
1. Слушают рассказ учителя Исследуют музейные экспонаты, с целью составления древнеегипетского пантеона; заполняют рабочие листы 2.
Слушают рассказ учителя 3. Слушают рассказ учителя Делают вывод о том, что религия – важнейшая опора государственной власти в Египте |
Заключительная часть |
На основании занятия учитель предлагает учащимся составить путеводитель по экспозиции, в котором необходимо отметить наиболее интересные и запоминающиеся экспонаты |
Составляют путеводитель по экспозиции |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.