Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами эколога" 4 класс
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами эколога" 4 класс

Оценка 5
docx
22.12.2022
Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами эколога" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру 4 класс
мир глазами эколога.docx

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК «Школа России»

Тема: Мир глазами эколога

Цели:

1. Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

2. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.

3. Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Предметные УУД: Научиться анали­зировать совре­менные экологи­ческие проблемы, предлагать меры по их решению, рассказывать о мире с точки зрения эколога

Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого пове­дения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотруд­ничестве учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные:

осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неиз­вестное

О б о р у д о в а н и е: рисунки и фотографии, иллюстрирующие жизнь первобытного человека и последствия деятельности современного человека.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему? (ответы детей)

-Потому что наступила настоящая осень.

II.               Сообщение темы и целей урока.

Кроссворд.

1.     Я лаю со всякой

Собакой,

Я вою

Со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою

Пою. (эхо)

2.     Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

3.     Очень крепкий этот малый,

Зубу непослушный,

Расколи его сначала,

А потом и кушай. (орех)

4.     Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

5.     На болоте проживает,

Ловит мух и комаров.

Только «Ква» она и знает.

Кто назвать её готов? (Лягушка)

- Какое слово у нас получилось по вертикали? (экология)
- Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.

Идем мы с тобой по тропинке лесной,

Вопросы нас обгоняют гурьбой.

Дана нам возможность экологами стать,

Чтобы экологические проблемы решать.

III.           Работа над новой темой урока.

Серьезные проблемы будем мы решать —

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экология — это важно или нет?»

— Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)

— Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

- Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «логос» – наука.

Сегодня мы отправимся вместе с учёными экологами на 15 - 25 тысяч лет назад. Примерно в это время первые земледельцы бросили в почву первые зерна в надежде, что они дадут новые растения и принесут им ещё больше зёрен. Пока человек довольствовался собиранием растений и охотой на животных, он подстраивался под существующую систему природы. Но именно в то время уже началось истребление некоторых животных. Начав выращивать растения, человек начал преобразовывать природу.

С расцветом сельского хозяйства плодородные земли, на которых выращивали растения, стали разрушаться. С появлением техники, производственных предприятий вред становился всё больше и больше. Человек стал замечать последствия своих действий и задумываться о будущем. Что же бросилось в глаза людям? По вине человека планета стала заболевать, как человек. И как человека её надо лечить. Кто же должен позаботиться о нашей планете?

 

Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна была пища. Наши далекие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.

Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решить покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить все живое.

Человек, словно сказочный великан-великанище, все может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольется. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, – вот в чем вопрос.

Прочитайте статью учебника «Сын или покоритель?» на с. 41 и ответьте на вопрос: «Кем человек должен стать для природы?»

Учащиеся читают.

--- Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.

- Правильно. Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, ученые-экологи, должны обсудить три экологические проблемы.

Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы вместе с учеными-экологами, должны обсудить три экологические проблемы.

 

Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?».

 «Сказка о Храбром Пескаренке».

    В некотором царстве, в тридесятом подводном государстве  жило  множество рыбы. Тут тебе и щучки, и окуньки, и сом-батюшка, и кит-великан и ещё много всякой другой  рыбёшки.

     А неподалеку от затонувшего старого корабля,  под большой корягой, жило семейство пескарей. Папа и мама пескари и их потомство - двадцать один  маленький пескарик. Самого младшего из них звали Пескарёнок. Был он умнее, быстрее, добрее и сообразительнее своих сестёр и братьев, но очень уж  был любопытный и поэтому часто попадал в различные переделки.

     Пескарёнок очень любил резвиться с другими рыбами  в разрушенном корабле, но еще больше ему нравилось всплыть на поверхность моря, чтобы посмотреть, нет ли чего интересного. Не раз родители  ругали его за это, очень уж опасно было увлечение младшего сына.

    Однажды днем, Пескарёнок решил выплыть на поверхность, подышать свежим воздухом. Но то, что он увидел, было кошмаром. Огромный танкер, на котором было написано “Нефть”, получил повреждения от подводной скалы, и из дыры, образовавшейся поэтому, в море стала литься огромным потоком черная вязкая жидкость.

    Пескарёнок понимал, что совсем скоро нефть покроет большущее пространство и рыбам, и другим организмам будет нечем дышать, и они погибнут. Быстрее стрелы поплыл он вглубь, чтобы сообщить всем страшную новость. Оказавшись на месте, Пескарёнок рассказал все взрослым, и те быстро решили на время покинуть родной дом  и перебраться в безопасное место. Не прошло и десяти минут, а уже все рыбы покинули опасную зону.

      Только наш храбрец незаметно отстал от стаи и поплыл в противоположную сторону. Он решил добраться до берега и сообщить людям об аварии, случившейся с танкером. Долгие часы плыл Пескарёнок по бескрайнему морю, совсем выбился из сил.

   И тут, к счастью, увидел Пескарёнок на краю причала мальчика. Он подплыл к нему поближе, высунулся немного из воды и сказал: “Привет”. Мальчик удивленно оглянулся и увидел нашего пескарика.

“Привет,- ответил мальчик,- разве ты умеешь говорить?” “Да,- ответила рыбка, - но это большой секрет”. После этого Пескарёнок рассказал мальчику об аварии с танкером в открытом море и попросил его передать это взрослым. Отец мальчика был начальником порта. Малыш тут же бросился в контору, где находился его отец, и рассказал тому об услышанном от Пескарёнка. Отец изумился, услышав сына. “Откуда ты узнал, что случилось с танкером в море?!- спросил он. Но тот лишь загадочно улыбнулся и ответил: “Это большой секрет”.

    Начальник порта поверил сыну и сей же час была снаряжена спасательная экспедиция, которая быстро домчалась до места и приступила к спасению людей на танкере и к очистке поверхности моря. Учеными-экологами были выпущены специальные бактерии, которые уничтожили все нефтяное пятно.

    Вскоре все рыбы вернулись обратно. Мама и папа пескари, конечно, поругали сына  за то, что он уплыл от них, но и похвалили. Так как благодаря его смелости и решительности удалось так быстро устранить загрязнение.

    Пескарёнок  же с тех пор часто наведывался в  порт, чтобы поговорить с мальчиком, они стали настоящими друзьями. А когда мальчик вырос, он стал ихтиологом и всегда помогали своему маленькому другу и его семейству.

 

- К счастью у этой сказки счастливый конец.

- А как вы думаете бывает ли это на самом деле?

Большая часть отходов деятельности человека попадает в итоге в Мировой океан. Каждый год в него сбрасывается около 320 миллионов тонн железа, 6 с половиной тонн фосфора, 2 миллиона тонн свинца. Но опаснее всего - нефтепродукты. Они поступают в океан из нефтяных скважин, танкеров, речных стоков. В течение года океан принимает от 2 до 10 миллионов тонн нефтепродуктов.

Одна тонна нефти покрывает очень тонкой плёнкой 12 квадратных км водной поверхности. В океанскую воду попадают также металлы, многие из которых ядовиты. Накапливаясь в организмах животных, металлы наносят вред тем, кто питается этими животными. Следовательно, человек, не задумываясь об этом, может отравить сам себя.

А сколько в океане плавает различного мусора. Американские учёные подсчитали, что в районе Гавайских островов плавает около 35 миллионов пластиковых бутылок.

 

 

- 80 % загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. А какие принимаются меры по охране океанов?

-Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России». Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей.

Учитель. Ребята, заполните таблицу «Меры защиты океана от загрязнений».

- А что же самое главное? Что должно быть в людях, чтобы спасти Мировой океан от экологической катастрофы?

--- Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы.

- Переходим к обсуждению второго вопроса.

Вторая проблема – «Как спасти тропические леса?». Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в тропики!

-физ-ка

Вторая проблема – «Проблема исчезновения тропических лесов».

- Вот мы и оказались в тропических лесах Африки! Тропические леса – это «легкие» нашей планеты.

Вторая проблема человечества - спасение лесов. Леса занимают на планете 1/3 всей поверхности суши. Они поглощают из атмосферы 119 миллиардов углекислого газа и выделяют 86 миллиардов кислорода в год. Больше половины мировых запасов леса - тропические леса. Половина всех тропических лесов находится в Южной Америке.

В этих лесах обитает огромное количество разнообразных растений и животных, многие из которых до сих пор не изучены. Сегодня над лесами Амазонки нависла угроза вырубки. Сельва, так называют этот лес местные жители, гибнет из-за того, что человек вырубает и выжигает леса. Тропические леса вырубают для того, что разделать земля под поля и строительство.

Леса влияют на распределение тепла на планете, регулируют сток рек, газовый состав атмосферы. От количества лесов зависит климат Земли.

 

 

- На нашей планете уже уничтожено больше 50 % тропических лесов. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Учащиеся высказывают свои предложения.

- Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

Третья проблема - «Как избавиться от мусора».

- Переходим к решению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?»

Ты можешь сказать, что океан и тропики находятся от нас далеко. Но третья глобальная проблема Земли непосредственно касается и тебя. Это мусор! Как избавиться от мусора? Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня от мусора страдают и сёла. Их окрестности превратились в дикие свалки.

Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу, на лугу. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковую упаковку. Часто мусор сжигают, и тогда едкий дым отравляет воздух. На пластмассы ранее возлагались большие надежды. Учёные считали, что она заменит металлы и древесину. Теперь ученые ломают голову над тем, как поступать с пластиковыми изделиями, когда они приходят в негодность.

В науке выделилось целое направление - гарбалогия, что в переводе обозначает «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. Мы тоже часто используем вещи, которые оказываются не такими безобидными, как кажется на первый взгляд. Например, различные батарейки после их использования нельзя превращать в игрушки, а надо выбрасывать на свалку. Опасными для здоровья становятся просроченные лекарства.

Нельзя играть с остатками косметических средств, осторожно обращаться с бытовой химией.

- Откуда появляется мусор?

--- Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

- Как же можно избавиться от мусора?

---- Мусор можно сортировать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.

- В Прибалтике уже существуют такие заводы. Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.

V. Закрепление изученного материала.

1.Работа в группах.

Первая группа получает рисунок, на котором изображена капля воды (символ океана). Вторая группа — пальма (символ тропиков). Третья группа — пустая банка (символ мусора).

Охрана природы была важна во все времена. Так, Ярослав Мудрый еще в XI в. законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра I, изданный в 1718 г., предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоемов, «...если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».

1. Что поразило путешественников?

2. Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?

3. Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане?

4. Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

Вопросы для второй группы по проблеме исчезновения тропических лесов

1. О каком чуде природы вы узнали?

2. Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов.

3. Как называют джунгли?

4. Ради чего люди уничтожают тропические леса?

5. Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека?

6. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Вопросы для третьей группы по проблеме мусора

1. Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?

2. Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?

3. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?

4. Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

 

- Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть?

---- Может. Если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее.

- А может ли один человек вылечить планету?

--- Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, так как они являются ее частью.

IV.            Рефлексия.

березка

VI. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся делают вывод, что человек – это часть Природы, поэтому он должен уважать ее, заботиться о ней, а не покорять.

Прочитать вывод в учебнике на с. 47.

- Удалось ли человеку покорить природу? Так кем же является человек – сыном Природы или покорителем?

Взрослые и дети!

Природу берегите.

К её богатым недрам

Рук жадных не тяните.

Заботою и лаской

Её вы одарите

Она ответит тем же.

Вы только посмотрите:

Кругом поля бескрайние,

И родники холодные,

Леса дарами щедрые,

Озёра с гладью водною.

Всё это подарила нам

Матушка-природа.

Так будем же её беречь

За часом час,

И год за годом.

Домашнее задание.

С. 41-47


 

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Зубу непослушный, Расколи его сначала ,

Зубу непослушный, Расколи его сначала ,

Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы

Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы

Пескарёнок понимал, что совсем скоро нефть покроет большущее пространство и рыбам, и другим организмам будет нечем дышать, и они погибнут

Пескарёнок понимал, что совсем скоро нефть покроет большущее пространство и рыбам, и другим организмам будет нечем дышать, и они погибнут

А сколько в океане плавает различного мусора

А сколько в океане плавает различного мусора

Вот мы и оказались в тропических лесах

Вот мы и оказались в тропических лесах

Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу, на лугу

Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу, на лугу

Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов

Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов

И год за годом. Домашнее задание

И год за годом. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022