конспект урока по окружающему миру на тему "О дружбе" 1 класс Начальная школа 21 века

  • docx
  • 22.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок о ДРУЖБЕ.docx

УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»

Тип  урока: открытия новых знаний

Цель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.

(Цель урока одна. Ее формулировать так, чтобы в ней прослеживалась развивающая и дидактическая составляющая: формировать – дидактическая, вывести - развивающая)

Задачи урока (деятельность учителя):

  1. Актуализировать известные представления о дружеских отношениях среди одноклассников.
  2. Обеспечить усвоение учащимися понятия о дружбе.
  3. Обеспечить выявление правил дружбы.
  4. Организовать самооценку учащихся на уроке.

(Не пишут задачи по формированию УУД: учить составлять план учебных действий, помочь сделать вывод и т. д.)

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир Н.Ф. Виноградова, рабочая тетрадь, карточки для работы в паре, группе.

Содержание и технология урока:

 

Этапы урока;

Задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний учащихся

 

Вспомнить известные знания о дружбе.

- Если у вас хорошее настроение, как сообщить об этом без слов?

 

Упражнение «Отражение»

(работа в парах)

-Встаньте друг напротив друга, изобразите сердитого льва, грустного козленочка, веселую мартышку.

-Кого приятней было изображать? Почему?

 

-Улыбаясь, мы показываем не только хорошее настроение, но и хорошее расположение к человеку, дружелюбие.

 

На доске (или на слайде) карточки со словами:

Добрый, приветливый, честный, заботливый, отзывчивый, веселый, преданный, искренний.

- О ком эти слова? Как догадались, почему о друге?

 

-Нужно улыбнуться.

 

 

Показывают «отражение» друг друга, изображая животных.

 

 

 

- Веселую мартышку. Улыбаться было приятней.

 

 

Варианты ответов. В том числе называют друга.

- Все эти качества есть у хорошего друга.

Личностные

(компетентность в поступках и

деятельности)

 

 

 

Коммуникативные (построение монологических высказываний)

2. Целеполагание

 

Открыть тему урока, наметить план учебных действий

- Сделаем вывод, о ком и о чем будем говорить на уроке и составим план учебных действий.

1. Что такое дружба?

 

- У кого из вас есть друг?

 

- Может ли каждый человек быть твоим другом? Почему?

 

 

 

 

 

 

- Бывает ли такое, что друзья ссорятся?

- Как сохранить дружбу?

 

-Относиться к другу с уважением, значит соблюдать правила дружбы.

2. Правила дружбы.

 

- Как проверить, все ли усвоили правила дружбы?

3. Сделай вывод.

 

 

- Будем говорить о дружбе.

 

 

 

Все (почти все) поднимают руку.

 

- Не может. Друг – очень близкий человек. Я его выделяю из знакомых мне людей по особым качествам.

 

- Бывает.

 

- Надо относиться с уважением к другу.

 

 

Варианты ответов (поиграть, поработать в парах, спросить об этом ребят и т.д.)

Регулятивные

(постановка учебных задач,

планирование)

 

 

Коммуникативные (построение высказываний)

 

 

 

 

 

Личностные (выстраивание поведения на основе нравственных ценностей)

3. Открытие новых знаний

 

Выяснить, что такое дружба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывести правила дружбы.

 

 

 

 

1.Учебник с.90

- Прочитайте песенку. Кому Петя посвятил ее?

- Как Петя относится к своему другу?

 

 

 

- А вот эту знакомую песню сочинили взрослые - поэт И. Матусовский и композитор В. Шаинский. (звучит запись) О чем эта песня?

Выбери качества друзей, которые относятся к героям песни из приведенных в начале урока и дополни их другими качествами.

- Сделайте вывод, когда отношения детей можно назвать дружбой?

 

 

2. Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.

- Расскажите о своем друге по плану (карточки с планом на столах)

 

(в рассказе детей акцентирую внимание на п.5)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сделаем вывод о том, какие же правила надо соблюдать, чтобы дружба была крепкой.

 

 

 

 

Учебник с.91 В. Берестов «Петушки»                             - Прочитайте стих. Как ведут себя петушки? Назовешь ли ты их друзьями?

 

- Что  отличает друзей от просто знакомых?

 

 

- Посвятил песенку своему другу.

- Он уважает и ценит своего друга. Пете с ним интересно.

 

 

-Песня о дружбе.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

- Дружбе не мешает ссора. Друзья всегда вместе. Их связывают общие интересы и увлечения.

 

 

 

 

Рассказ-описание «Расскажу о  своем друге»

Учащиеся составляют рассказ о своем друге по плану:

1.Как зовут твоего друга?

2.Сколько ему лет?

3.Он твой родственник, сосед по дому, одноклассник? Как он выглядит?

4.Чем он любит заниматься? Чем вы с ним занимаетесь, когда вместе проводите время?

5. Что помогает сохранить дружбу?

 

Правила дружбы:

Ø умение слышать другого

Ø считаться с его мнением,

Ø уступать,

Ø договариваться

(Карточка на доске)

 

 

 

- Петушки ссорятся. Их нельзя назвать друзьями, т.к. друзья умеют уступать друг другу.

 

Совместные занятия, постоянные встречи, обсуждения, игры, помощь друг другу во всех делах

 

 

Познавательные

(анализ и интерпретация информации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (обобщение)

 

 

 

 

 

Коммуникативные (построение высказываний)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (сохранение цели)

 

Личностные (знание нравственных ценностей)

 

 

 

 

 

 

 

Личностные (оценка поступков)

4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделать вывод

1.- Можно ли отнести слова «дружба», «друг», «подруга» к одноклассникам»? Почему?

 

 

 

 

 

2. Все мы любим сказки, герои которых тоже дружат, соблюдая правила.

 

Работа в парах. Коммуникативное упражнение «Кто с кем дружит, кто кому нужен»

(задания для каждой пары в конвертах)

- Соединить картинки с изображением сказочных героев и подумать, какие правила дружбы соблюдают герои.

(крокодил Гена – Чебурашка, Карлсон – Малыш и т. д.)

 

- Какие правила дружбы знают герои сказок?

 

 3. В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать сообща. Разделимся на группы

- Как нужно работать, чтобы работа спорилась?

(выводят правила с помощью учителя)

 

Правила работы в группе:

Ø Уважать мнение товарищей

Ø Слушать и слышать друг друга

Ø Не обижать и не обижаться

Ø Быть внимательным

Ø Участвовать всем

Рабочая тетрадь с. 37, задание 3                              

  - Какое настроение у детей?

-Почему грустит мальчик?

 

 

Посоветуйтесь в парах и предложите советы мальчику, как сохранить дружбу.

 

 

 

 

- Да. Мы проводим много времени вместе. Со многими ребятами у нас общие интересы, увлечения. Мы вместе играем.

 

Обмен мнениями о качествах друга.

 

Учащиеся работают в парах, приходят к общему мнению о том, какие правила дружбы соблюдают герои (опираясь на опорную карточку на доске).

 

 

 

 

 

Обсуждение:

- Мы считаем…

- Мы пришли к мнению…

Учащиеся делятся на 6 групп (по две парты)

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

(сотрудничество в группе)

 

 

 

 

 

Познавательные (преобразование информации)

 

Коммуникативные

(сотрудничество в группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (сохранение цели)

 

 

Коммуникативные

(сотрудничество в группе)

 

 

Регулятивные (сохранение цели)

 

Познавательные (выдвижение гипотез)

Личностные (знание нравственных ценностей)

 

 

5. Рефлексия

 

Формировать умение оценивать себя

- Обратимся к поставленным задачам.

Оцените себя в соответствии с ними по критериям.

 

Критерии самооценки на доске:

1.     Знаю, что такое дружба, правила дружбы.

2.     Знаю, что такое дружба, правила дружбы и умею их применять.

3.     Знаю, что такое дружба, правила дружбы, умею их применять и могу объяснить другим.

 

 

 

 

 

Учащиеся оценивают себя по соответствующему критерию.

 

 

Регулятивные (сохранение цели)

 

Личностные

(компетентность в поступках и

деятельности,

способность к самооценке)

 

 

 


 

Посмотрите также