УМК «Начальная школа XXI века»
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»
Тип урока: открытия новых знаний
Цель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.
(Цель урока одна. Ее формулировать так, чтобы в ней прослеживалась развивающая и дидактическая составляющая: формировать – дидактическая, вывести - развивающая)
Задачи урока (деятельность учителя):
(Не пишут задачи по формированию УУД: учить составлять план учебных действий, помочь сделать вывод и т. д.)
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир Н.Ф. Виноградова, рабочая тетрадь, карточки для работы в паре, группе.
Содержание и технология урока:
Этапы урока; Задачи в деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||
1. Актуализация знаний учащихся
Вспомнить известные знания о дружбе. |
- Если у вас хорошее настроение, как сообщить об этом без слов?
Упражнение «Отражение» (работа в парах) -Встаньте друг напротив друга, изобразите сердитого льва, грустного козленочка, веселую мартышку. -Кого приятней было изображать? Почему?
-Улыбаясь, мы показываем не только хорошее настроение, но и хорошее расположение к человеку, дружелюбие.
На доске (или на слайде) карточки со словами: Добрый, приветливый, честный, заботливый, отзывчивый, веселый, преданный, искренний. - О ком эти слова? Как догадались, почему о друге?
|
-Нужно улыбнуться.
Показывают «отражение» друг друга, изображая животных.
- Веселую мартышку. Улыбаться было приятней.
Варианты ответов. В том числе называют друга. - Все эти качества есть у хорошего друга. |
Личностные (компетентность в поступках и деятельности)
Коммуникативные (построение монологических высказываний) |
|||
2. Целеполагание
Открыть тему урока, наметить план учебных действий |
- Сделаем вывод, о ком и о чем будем говорить на уроке и составим план учебных действий.
- У кого из вас есть друг?
- Может ли каждый человек быть твоим другом? Почему?
- Бывает ли такое, что друзья ссорятся? - Как сохранить дружбу?
-Относиться к другу с уважением, значит соблюдать правила дружбы.
- Как проверить, все ли усвоили правила дружбы?
|
- Будем говорить о дружбе.
Все (почти все) поднимают руку.
- Не может. Друг – очень близкий человек. Я его выделяю из знакомых мне людей по особым качествам.
- Бывает.
- Надо относиться с уважением к другу.
Варианты ответов (поиграть, поработать в парах, спросить об этом ребят и т.д.) |
Регулятивные (постановка учебных задач, планирование)
Коммуникативные (построение высказываний)
Личностные (выстраивание поведения на основе нравственных ценностей) |
|||
3. Открытие новых знаний
Выяснить, что такое дружба.
Вывести правила дружбы.
|
1.Учебник с.90 - Прочитайте песенку. Кому Петя посвятил ее? - Как Петя относится к своему другу?
- А вот эту знакомую песню сочинили взрослые - поэт И. Матусовский и композитор В. Шаинский. (звучит запись) О чем эта песня? Выбери качества друзей, которые относятся к героям песни из приведенных в начале урока и дополни их другими качествами. - Сделайте вывод, когда отношения детей можно назвать дружбой?
2. Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать. - Расскажите о своем друге по плану (карточки с планом на столах)
(в рассказе детей акцентирую внимание на п.5)
- Сделаем вывод о том, какие же правила надо соблюдать, чтобы дружба была крепкой.
Учебник с.91 В. Берестов «Петушки» - Прочитайте стих. Как ведут себя петушки? Назовешь ли ты их друзьями?
- Что отличает друзей от просто знакомых?
|
- Посвятил песенку своему другу. - Он уважает и ценит своего друга. Пете с ним интересно.
-Песня о дружбе.
Ответы детей.
- Дружбе не мешает ссора. Друзья всегда вместе. Их связывают общие интересы и увлечения.
Рассказ-описание «Расскажу о своем друге» Учащиеся составляют рассказ о своем друге по плану: 1.Как зовут твоего друга? 2.Сколько ему лет? 3.Он твой родственник, сосед по дому, одноклассник? Как он выглядит? 4.Чем он любит заниматься? Чем вы с ним занимаетесь, когда вместе проводите время? 5. Что помогает сохранить дружбу?
(Карточка на доске)
- Петушки ссорятся. Их нельзя назвать друзьями, т.к. друзья умеют уступать друг другу.
Совместные занятия, постоянные встречи, обсуждения, игры, помощь друг другу во всех делах
|
Познавательные (анализ и интерпретация информации)
Познавательные (обобщение)
Коммуникативные (построение высказываний)
Регулятивные (сохранение цели)
Личностные (знание нравственных ценностей)
Личностные (оценка поступков) |
|||
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Сделать вывод |
1.- Можно ли отнести слова «дружба», «друг», «подруга» к одноклассникам»? Почему?
2. Все мы любим сказки, герои которых тоже дружат, соблюдая правила.
Работа в парах. Коммуникативное упражнение «Кто с кем дружит, кто кому нужен» (задания для каждой пары в конвертах) - Соединить картинки с изображением сказочных героев и подумать, какие правила дружбы соблюдают герои. (крокодил Гена – Чебурашка, Карлсон – Малыш и т. д.)
- Какие правила дружбы знают герои сказок?
3. В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать сообща. Разделимся на группы - Как нужно работать, чтобы работа спорилась? (выводят правила с помощью учителя)
Правила работы в группе: Ø Уважать мнение товарищей Ø Слушать и слышать друг друга Ø Не обижать и не обижаться Ø Быть внимательным Ø Участвовать всем Рабочая тетрадь с. 37, задание 3 - Какое настроение у детей? -Почему грустит мальчик?
Посоветуйтесь в парах и предложите советы мальчику, как сохранить дружбу.
|
- Да. Мы проводим много времени вместе. Со многими ребятами у нас общие интересы, увлечения. Мы вместе играем.
Обмен мнениями о качествах друга.
Учащиеся работают в парах, приходят к общему мнению о том, какие правила дружбы соблюдают герои (опираясь на опорную карточку на доске).
Обсуждение: - Мы считаем… - Мы пришли к мнению… Учащиеся делятся на 6 групп (по две парты)
|
Коммуникативные (сотрудничество в группе)
Познавательные (преобразование информации)
Коммуникативные (сотрудничество в группе)
Регулятивные (сохранение цели)
Коммуникативные (сотрудничество в группе)
Регулятивные (сохранение цели)
Познавательные (выдвижение гипотез) Личностные (знание нравственных ценностей)
|
|||
5. Рефлексия
Формировать умение оценивать себя |
- Обратимся к поставленным задачам. Оцените себя в соответствии с ними по критериям.
Критерии самооценки на доске: 1. Знаю, что такое дружба, правила дружбы. 2. Знаю, что такое дружба, правила дружбы и умею их применять. 3. Знаю, что такое дружба, правила дружбы, умею их применять и могу объяснить другим.
|
Учащиеся оценивают себя по соответствующему критерию.
|
Регулятивные (сохранение цели)
Личностные (компетентность в поступках и деятельности, способность к самооценке)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.