Технологическая карта урока
Ф.И.О. Ракитина Екатерина Алексеевна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2А
Тема: «Посмотри вокруг». |
Тип урока: изучение нового материала. |
||||||||||||||||||||||
Цель: познакомить с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта» и обозначением сторон горизонта. |
|||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||
Предметные Знать: понятия горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Понимать: как нужно ориентироваться по сторонам горизонта, зная расположение одной из сторон горизонта. Применять: располагать стороны горизонта на схеме. Анализ: находить отличия между горизонтом и линией горизонта. Синтез: выявить важность каждой из сторон горизонта. Оценка: оценить значение ориентации по сторонам горизонта в жизни. |
Метапредметные: Регулятивные - целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; - самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Познавательные Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Личностные Знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). |
|||||||||||||||||||||
Межпредметные связи: русский язык, ИЗО, география, биология. |
|||||||||||||||||||||||
Основные понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, обозначение сторон горизонта. |
|||||||||||||||||||||||
Методы, технологии: работа с книгой, беседа, иллюстрация, объяснение. |
|||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: |
|||||||||||||||||||||||
Для учителя: учебник, рабочая тетрадь, карта, иллюстрации горизонта. |
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь. |
||||||||||||||||||||||
Оформление доски: |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Ход урока: |
|||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||||||||||||||||||
1. Актуализация необходимых знаний |
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||
2. Мотивация познавательной деятельности |
|||||||||||||||||||||||
Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Что-то новое узнать! Знакомство с новым разделом. - Вы закончили изучать раздел «Общение». Посмотрите на доску. Что изображено на данной фотографии? Как вы думаете, как будет называться раздел, который мы начнем изучать? («Путешествия»). Итак, раздел «Путешествия». Откройте учебники на странице 70, и тему урока прочитает Даша. («Посмотри вокруг»). Посмотрите на доску. Отгадайте ребус, какое слово скрывается под ним? (горизонт). Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о горизонте). А сейчас Петя прочитает то, что говорит Муравьишка. (Узнаем, что такое горизонт и линия горизонта, какие бывают стороны горизонта. Научимся обозначать стороны горизонта на схеме). |
|
||||||||||||||||||||||
3. Организация познавательной деятельности |
|||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала. Работа с иллюстрациями. · - Посмотрите на фотографию, которая находится на доске. Что вы видите на ней? (поле, небо, трава и т.д.). Вот на фотографии небо, вот земля, а это место, где небо как бы сходится с землей. Как вы думаете, можно ли дойти до того места, где небо и земля сходятся? (нет). Верно, до этого места дойти нельзя, так как если пойти в ту сторону, то небо будет отходить все дальше и дальше. Ту линию, где нам кажется, что небо сходится с землей, называют линией горизонта. А все то видимое вокруг нас пространство, все то, что вы видите вокруг себя, называют горизонтом. На странице 70 учебника у вас написано, что такое горизонт и линия горизонта. Ваня читает, что такое горизонт. А теперь Лена читает, что такое линия горизонта. Все внимательно слушаем. Работа в тетради. · - Откройте тетради на странице 43. Миша прочитает первое задание. Кому не понятно, что нужно сделать? Сели все ровно. На выполнение этого задания даю вам 5 минут. После выполнения проверим. Итак, Наташа читает, что такое горизонт. А что такое линия горизонта? Молодцы, все хорошо справились с заданием. Работа с картой. · У горизонта есть стороны. Есть основные и промежуточные стороны горизонта. Основные стороны горизонта называются: север, юг, запад и восток. Посмотрите на карту на доске. Север всегда находится вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. Но кроме основных сторон горизонта есть промежуточные стороны горизонта. Это северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. Посмотрите на карту. Северо-запад располагается между севером и западом, оттуда такое название стороны, вверху слева, северо-восток между севером и востоком вверху справа, юго-запад между югом и западом внизу слева, юго-восток между югом и востоком внизу справа. Просмотр видеоролика. · - Сейчас мы с вами просмотрим видеоролик. Ваша задача внимательно смотреть и слушать. После просмотра видеоролика вы должны сказать, как можно определить стороны горизонта. Каким же способом можно определить, где располагается та или иная сторона горизонта? (по солнцу, оно всегда встает на востоке, а садится на западе. Нужно встать прямо на восток, и тогда с легкостью можно будет определить остальные стороны горизонта). Работа с учебником. · - Теперь посмотрите на страницу 71. Здесь представлены схемы сторон горизонта. Внимательно рассмотрите их. Основные стороны горизонта записываются сокращенно одной буквой, с которой начинается сторона горизонта, а промежуточные – двумя. По цепочке читаем, как обозначаются сокращенно стороны горизонта. Каждый по одному названию. · - Света читает первое задание под схемами. В парах подумайте минуту о том, каких сторон горизонта не хватает на схемах, потом проверим. Итак, каких сторон горизонта не хватает на первой схеме? (север и юг). На второй? (запад, восток). На третьей? (север, юго-запад и юго-восток). На четвертой? (северо-запад, северо-восток и юг). Вы все молодцы. Работа в тетради. · - Кто прочитает второе задание в тетради? Итак, что обозначает верхний пропуск в схеме? (север), и как мы это запишем в схему? (буквой «с»). Что обозначает нижний пропуск в схеме, и как мы это запишем? (юг, буквой «ю»). Что обозначает левый пропуск и каково его обозначение? (запад, буквой «з»). И что обозначает последний пропуск в схеме и как мы его запишем? (восток, буквой «в»). Сверимся с учебником. Мы правильно все проговорили? Молодцы. Теперь заполните пропуски в схеме. Кому не понятно, что делать? Даю вам одну минуту. Игра. · Проведём игру на внимание. Представьте, что вы стоите лицом на север, то есть к доске. Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? Ориентируясь по карте, скажите, какая сторона горизонта располагается сзади? (юг). Слева? (запад). Справа? (восток). Повернитесь лицом на запад (к окну), на юг (к шкафам), на восток (к двери), на север (лицом к доске). Молодцы, все были внимательными. Физминутка. · - А теперь после интересной работы мы с вами немного отдохнем. Все встаем и повторяем движения за мной. Липы. Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг (Широким жестом развести руки в стороны). Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят (Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону). Вниз верхушки пригибают И качают их, качают (Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону). Чок – чок, каблучок! (Потопать ногами). В танце кружится сверчок. (Покружиться). А кузнечик без ошибки Исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке). Крылья бабочки мелькают – (Движения руками, как крыльями). С муравьем она порхает. (Покружиться парами). Под веселый гопачок Лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения, как в гопаке). Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши). Всё! Устали ножки! · - Вы все молодцы. Мы все отдохнули и теперь продолжим работу. · - Посмотрите на третье задание в тетради. Маша его прочитает. Заполняем самостоятельно первую схему, после того как вы заполните ее, приступайте ко второй. Будьте честны сами с собой, и не подсматривайте в первую схему. Прикройте первую схему рукой. После проверим. Итак, будем зачитывать ответы по часовой стрелке. Начинает вторая колонка, по очереди зачитываем свои ответы. У кого не так было выполнено задание? Вы все правильно выполнили задание, молодцы. Инсценировка сказки. · -Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее? Послушаем сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценировка сказки). У вас на столах находится текст сказки. Распределим роли. За ведущего буду рассказывать я. Кто будет читать за север? Юг? Запад? Восток? Солнце? Выходите все кто будут читать к доске. Начинаем. Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее. Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу! Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю. Восток: - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я! Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я! Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! · -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? Какие стороны горизонта вы знаете? Работа с учебником. · - Посмотрите в учебнике на страницы 72-73. Лиза прочитает задание к тексту. Теперь прочитаем текст по абзацам. Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? Почему нельзя? (Земля имеет форму шара и это воображаемая линия). |
· Ученики выполняют задание в тетради.
· Ученики запоминают по показу учителя, где располагаются стороны горизонта на карте.
· Ученики смотрят видеоролик и отвечают на вопросы по нему.
· Ученики знакомятся с обозначением сторон горизонта.
· Ученики выполняют задание из учебника.
· Ученики выполняют задание в тетради после того, как устно все проговаривают.
· Ученики проверяют усвоенный материал.
· Ученики повторяют движения за учителем.
· Ученики выполняют задания в тетради.
· Ученики вместе с учителем инсценируют сказку.
· Ученики читают текст из учебника. |
||||||||||||||||||||||
4. Подведение итогов |
|||||||||||||||||||||||
Подведение итогов. · - Что такое горизонт? Что такое линия горизонта? · - Какие есть основные стороны горизонта? Лера, выйди к доске и прикрепи к схеме основные стороны горизонта. Какие есть промежуточные стороны горизонта? Саша, выйди к доске и прикрепи к схеме промежуточные стороны горизонта. · - Посмотрите на доску. Это задачи нашего урока, которые мы должны были выполнить. Итак, выполнили ли мы первую задачу? (Узнать, что такое горизонт и линия горизонта, какие бывают стороны горизонта). Выполнили мы вторую задачу? (Научиться обозначать стороны горизонта на схеме). Совершенно верно. Вы все молодцы. Рефлексия. ·
- У вас на партах лежат звездочки разных цветов. Оцените ими
свою работу на уроке: Желтый цвет – могу и лучше. Зеленый цвет – хорошо работал. |
· Ученики отвечают на вопросы учителя.
· Ученики показывают учителю оценку своей работы на уроке. |
||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.