Тема: РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.
2. Познакомить с равнинами и горами на территории России.
3. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать по карте, наблюдать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е: физическая карта России; схемы; рисунки и фотографии с изображением изучаемых объектов.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей экскурсии.
Учитель. Добрый день, дорогие друзья!
Этой встрече рада я!
Сегодня нас ждут... равнины и горы России. Я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по ее территории, изучая страну с востока на запад и с севера на юг. Увидим, как выглядит поверхность Земли, куда текут реки, что таится в недрах земли, как живут люди и многое другое.
И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она расскажет вам, как выглядит земная поверхность на территории нашей страны. Запишите тему урока: «Равнины и горы России».
II. Работа над новой темой.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть физическую карту России и вспомнить условные обозначения физической карты.
Учитель. Назовите главное условное обозначение на физической карте.
Ученики. Это цвет. Он указывает на карте, где вода, а где суша.
Учитель. Какие цвета использованы на физической карте России?
Ученики. Зеленый, желтый, коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек. Это реки.
Учитель. Посмотрите на диаграмму на с. 65 учебника. Она поможет нам разобраться в цветовой гамме зеленого, желтого и коричневого цветов. Что интересного вы увидели на этой диаграмме?
Ученики. На диаграмме есть главная линия – «уровень моря». Это линия сплошная и толстая. Остальные линии – тонкие и пунктирные.
Учитель. Что находится ближе всего к уровню моря? И каким цветом показано на карте?
Ученики. Ближе находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.
Учитель. Что находится выше?
Ученики. Возвышенности и горы, у них желтая и коричневая окраска.
Учитель. Верно. Итак, отправляемся в путь! С нами будет путешествовать помощник. Узнайте его.
Учитель. Правильно! Это солнышко. Оно будет освещать нам дорогу к знаниям. Где встает солнышко?
Ученики. Солнце встает на востоке.
Учитель. Начнем наше путешествие с востока России. (Изображение солнышка закрепляется над полуостровом Камчатка.) Что вы можете сказать о поверхности полуострова?
Ученики. С севера на юг по всему полуострову проходят горы.
Учитель. Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту?
Ученики. 4750 м.
Учитель (демонстрирует фотографии вулкана Ключевская Сопка). Вулканы Камчатки – это Всемирное наследие России. На полуострове более 28 вулканов. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.
Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?
Ученики. Над Среднесибирским плоскогорьем.
Учитель. Какими цветами изображено Среднесибирское плоскогорье?
Ученики. На этом участке есть все цвета: зеленый, желтый, коричневый.
Учитель. А как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»?
Ученики. Плоскогорье – это плоская гора.
Учитель. Плоскогорье – это место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенностей и холмов. Но это равнина.
Учитель демонстрирует фотографии и схему Среднесибирского плоскогорья.
Учитель передвигает солнышко и закрепляет его над горами Алтая и Саян.
Учитель. Мы отправляемся на юг нашей страны. Какой рельеф вы здесь наблюдаете?
Ученики. Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.
Учитель. Как называются эти горы? Что вы можете сказать об их высоте?
Ученики. Это горы Алтай и Саяны. Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м. Алтай входит в список Всемирного природного наследия.
Учитель демонстрирует фотографии Алтая и Саян.
Учитель. Продолжим наше путешествие за солнышком, оно останавливается над Западно-Сибирской равниной. Что рассказывает карта об этой равнине?
Ученики. Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашенная в зеленый цвет. Значит, это низменность. По равнине течет много рек. Большая часть территории – это болота.
Учитель. Западно-Сибирская равнина – самая плоская. Вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота.
Учитель демонстрирует фотографии Западно-Сибирской равнины.
Учитель. Продолжим наше путешествие за солнышком.
Учитель закрепляет солнышко над Уральскими горами.
Где остановилось наше солнышко?
Ученики. Над Уральскими горами. Они протянулись на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, ее высота 1895 м. Это невысокие горы, так как нет темно-коричневого цвета.
Учитель. В старину Уральские горы называли «Каменный пояс Земли Русской», потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Уральские горы называют «старые горы», потому что их вершины невысокие и неострые, а склоны пологие.
Учитель демонстрирует фотографии Уральских гор и схему:
III. Продолжение новой темы.
Учитель. Итак, снова в путь за солнышком. (Учитель закрепляет солнышко над Восточно-Европейской равниной.) Где остановились мы сейчас?
Ученики. Это Восточно-Европейская равнина. На карте изображена светло-желтым цветом. На ней встречаются желтые пятна.
Учитель. Что обозначают эти желтые пятна?
Ученики. Это возвышенности и холмы.
Учитель. Правильно. Восточно-Европейскую равнину называют холмистой. (Учитель демонстрирует фотографии Восточно-Европейской равнины.)
Учитель. А сейчас держим путь на юго-запад. (Учитель закрепляет солнышко над Кавказскими горами.) Где мы остановились? Что рассказывает карта?
Ученики. Это Кавказские горы. Они высокие, потому что окрашены в темно-коричневый цвет. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус выше Белухи на Алтае.
Учитель демонстрирует фотографии Кавказских гор и схему:
Учитель. Кавказские горы – «молодые». Их вершины острые, а склоны – крутые.
IV. Закрепление.
Учитель. Наше солнышко закатилось на горизонт. Мы прошли огромный путь от восточных границ до западных. Что же вы можете сказать о земной поверхности России?
Ученики. На территории России встречаются горы, молодые и старые. Встречаются равнины, среди которых есть низменности, возвышенности, плоскогорья.
Учитель. Что же такое равнины?
Ученики. Равнины – это ровные или холмистые участки земной поверхности.
Учитель. Рассмотрите схемы равнин. Расскажите, какие равнины изображены.
Учитель. Объединим эти схемы в одну – «Равнины на территории России».
Начертите линию уровня моря. Какую равнину изобразим первой, второй, третьей? Что будет выше? Какая равнина будет ниже?
Ученики. На первой схеме – это высокие горы с острыми вершинами.
Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу.
З а д а н и е: вставьте пропущенные слова.
«Самые высокие горы в России – … (Кавказские). В список Всемирного наследия включены горы – … (Алтая). С севера на юг через всю страну протянулись – … (Уральские) горы. На Камчатском полуострове находится вулкан … (Ключевская Сопка)».
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
Ученики. «Спасибо».
Учитель. За работу на уроке всем спасибо!
VI. Домашнее задание.
С. 64–71.
Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание «Проверь себя».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.