Методическая разработка учебного занятия
Предмет: окружающий мир
Класс: 1Г
Название УМК: «Гармония»
Учитель: Урюпина Наталья Юрьевна
Тема урока: Рыбы. Их многообразие.
Место и роль урока: десятый урок в разделе «Разнообразие животных»
Тип урока: изучение новых знаний
Цель: Знакомство
детей с понятием «рыбы», их отличительными признаками и разнообразием.
Задачи:
Образовательные:
- формировать первоначальное представление о рыбах как о части животного мира;
- учить выявлять отличительные признаки данного вида животных;
-учить анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Развивающие:
- развивать умения работать по плану;
-развивать познавательные процессы учащихся;
- расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к природе, экологически правильное поведение в природе.
Формируемые УУД:
Личностные УУД
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие
затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; навыки экологически
грамотного поведения в природе, осознание её ценности.
Предметные УУД
сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки; различать части тела рыб, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Регулятивные УУД
-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; слушать ответы одноклассников, корректировать их; учиться совместно с учителем и другими учащимися давать оценку деятельности класса на уроке, оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД
осознавать учебно-познавательную задачу; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из
материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры,
личного опыта общения с людьми; понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; применять для решения задач (под
руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-
следственных связей, построения рассуждений и выводов; подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов.
Коммуникативные УУД
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы,
обосновывать свою точку зрения, с троить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать
речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи
партнёрам по общению.
Используемые педагогические технологии: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; здоровьесберегающие и игровые технологии.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс автор О.Т.Поглазова, рабочая тетрадь, персональный компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая презентация, карточки, фрагмент видеофильма.
Аннотация к уроку
Урок окружающего мира в1 классе по теме «Рыбы. Их многообразие» соответствует программе УМК «Гармония», автор О.Т.Поглазова
Весь урок построен на основе современных педагогических технологий: развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационной, учебного диалога, здоровьесберегающей, учебное проектирование, что позволило осуществить на уроке системно-деятельностный подход к обучению.
Важным на уроке является обучение способам работы по поиску информации и применению её в жизни; нахождению способов решения поставленных задач; предоставление учащимся средств, позволяющих им личностно развиваться. На уроке создана такая атмосфера учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения.
Социальная значимость урока реализована с помощью традиционных и инновационных методов и приёмов: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, стимулирования интереса к учению.
Урок направлен на формирование у учащихся познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий; воспитание творческой личности желания глубже проникнуть в тайны природы.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формирование УУД |
I. Организационный момент.
|
- Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и вашим одноклассникам. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки навстречу новым знаниям и произнесем волшебную фразу: “Я хочу много знать и уметь!” Ведь вокруг нас много интересного стоит только посмотреть по сторонам. Но в любом деле необходимо помнить определенные правила. Какие правила работы на уроке мы всегда должны соблюдать?!
|
Самоорганизация на начало учебной деятельности. |
Личностные : положительное отношение к процессу учения, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Актуализация опорных знаний |
С какими группами животных мы познакомились? Работа в группах составление кластера «Звери. Птицы. Насекомые» Вывешивают свои работы и рассказывают о своей группе животных.
|
Получают лист с изображением определенной группой животного и слова признаки, подходящее к данной группе. 1 учащийся читает, остальные слушают и выбирают соответствующий признак |
Регулятивные: слушать ответы одноклассников, корректировать их. Коммуникативные: учатся работать в группе сообща |
III. Постановка учебных задач. Определение темы урока.
|
Почему один лист пустой? Загадка: «В воде они живут, Нет клюва, а они клюют». -На какие вопросы вы бы хотели получить ответ сегодня по теме -Кто такие рыбы? -Где они могут жить? -Чем питаются? -Чем отличаются от других животных? - Молодцы! Мы с вами к концу урока должны дать грамотно объяснить: - Кто такие рыбы? |
Высказывают предположения Отгадывают загадку
Учитель подводит учащихся к тому, что они сами называют тему урока и записывают её в кластер. Высказывание предположений, актуализация опыта. |
Личностные: стремление преодолевать затруднения; Регулятивные: ставить под руководством учителя учебные задачи.
Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение высказываться в соответствии с поставленными задачами.
|
IV.Работа по теме урока.
|
- Вспомните, каких рыб вы знаете? - А какие рыбы водятся в нашей местности? - Молодцы! Сколько вы знаете рыб! Рассмотрите страницу 54 учебника и приготовьтесь ответить на вопрос Где они живут? (море, река, озеро аквариум) - Как их еще будут называть? -Чем отличаются эти рыбы? (цвет, размер, форма) - А что общего есть у всех рыб? - А что общего есть и у зверей и птиц, и насекомых, и рыб? - Давайте внимательно рассмотрим строение рыбы, а особенно части, которыми они отличаются? РАБОТА В ПАРАХ У вас на столе листочки с изображением рыбы, я буду называть части рыбы, а вы ставьте номер, одна пара работает у доски 1Голова, 2хвост, 3туловище, 4 жабры, 5плавники, 6чешуя
- А что есть у рыб, отличающих их других животных? Теперь нам нужно выяснить, для чего они нужны рыбе? Начнем с чешуи - Что покрывает чешуя? Нарисуйте ее на вашей рыбке - Кто трогал из вас чешую? - Какая она на ощупь? Возьмите карандаш и острием слегка уколите себе ладошку, положите ее на ладошку и теперь уколите себя карандашом? Как ощущается укол? - Сделайте предположение, для чего она нужна рыбе? - Что напишем в кластер? - Рассмотрите плавники, как думаете, какую функцию они выполняют? (помогают рыбе двигаться, плыть) - А кто из вас знает, что такое жабры? Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. А еще у рыб есть плавательный пузырь, который есть только у рыб По названию, определите, для чего он нужен? Давайте проведем опыт и более точно выясним о его работе Возьмите пластиковую бутылку с пробкой. Поместите её в тазик с водой. Затем наполните её наполовину водой и снова опустите в тазик. Что изменилось? Проверьте, когда бутылка утонет. |
Отвечают на вопросы
Рассматривают картинки + СЛАЙД 1 - 2 Заполняют кластер Анализируют (морские, речные)
Голова, хвост, туловище Голова, туловище
Чешуя, плавники, жабры. Дополнение КЛАСТЕРА
Работают в парах, одна пара у доски
Проверяем по слайду 3
Выполняют практическую работу
С помощью учителя, формулируют вывод
Чешуей, защита
Заполните кластер
Дополните кластер
Высказывают свои предположения
Проводим опыт Регулируя количество воздуха, он помогает рыбе всплывать на поверхность или опускаться в глубину |
Личностные: стремление преодолевать затруднения;
Регулятивные: работать в парах, слушать ответы одноклассников, корректировать их.
Коммуникативные: отвечать на вопросы, строить монологические высказывания Познавательные: осуществлять поиск информации ; умения классифицировать, находить сходства и различия; формирование умения выделять особенности в процессе наблюдения; перерабатывать полученную информацию: анализировать, обобщать, делать выводы в результате совместной работы класса.
Предметные: сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки; различать части тела рыб, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
|
Физкультминутка |
-
На уроке отдохнём – |
Повторяют движения за учителем |
|
V.Продолжение работы по теме урока.
|
4 Все животные братья наши меньшие. Не зря же людей сравнивают с животными Трусливый как…. Хитрый как… Неуклюжий как… Молчит как … Как вы считаете, а рыбы действительно молчат? Кто считает, что они молчат…. Умеют говорить… Сомневается.. (учитель считает и записывает на доске) Просмотр видео Я снова вам задаю вопрос, умеют ли они разговаривать Как вы считаете, о чем они могут говорить? Как мы должны относиться к ним? Теперь мы понимаем язык рыб Откройте учебник на странице 55, рассмотрите картинку, как вы думаете, о чем бы вас попросили рыбы? « |
Высказываю свои сравнительные характеристики
Высказывают предположения
Просмотр фрагмента видеофильма о рыбах. Отвечают на вопросы |
Регулятивные: умение определять последовательность промежуто-чных целей с учетом конечного результата; Предметные: сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать необходимую информацию. Личностные: навыки экологически грамотного поведения в природе, осознание её ценности.
|
VI.Закрепление
|
- Кто же теперь нам сформулирует: - Кто такие рыбы? Что мы узнали о рыбах?
СравнИте наш вывод с выводом в учебнике страница 55.
Узнай рыбу по силуэту» - РЕЗЕРВ |
Учатся связному рассказу по опорным словам
Сравнивают с выводом в учебнике.
|
Коммуникативные: слушать и понимать речь других учащихся, умение работать в группах, учитывая позицию собеседника. Познавательные: умение презентовать подготовленную информацию.
Личностные: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные: Систематизация знаний. Осознание качества и уровня усвоения полученных знаний. |
VII.Рефлексия. |
-Что у вас сегодня получилось лучше всего? -В чём испытывали затруднения? -Как бы оценили свою работу на уроке? У вас на столе рыбки заселите их в нужный водоем 1Все понятно 2 что – то не понял(а) 3ничего не понятно |
Отвечают на вопросы. Рефлексия собственной деятельности на уроке. |
Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учащимися давать оценку деятельности класса на уроке, оценивать свою деятельность.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, слушать и понимать речь других учащихся
Личностные:навыки экологически грамотного поведения в природе, осознание её ценности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.