Предмет: Окружающий мир.
ТЕМА: Дыхание и кровообращение.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
Воспитательные:
Способствовать формированию навыков сотрудничества, толерантности; формировать систему морально - нравственных ценностей; формировать осознание необходимости сохранения своего здоровья.
Развивающие:
Способствовать развитию умения работать с научно-познавательным текстом, умение пользоваться учебной, справочной литературой; развивать познавательный интерес, умение рассуждать и анализировать; создать условия для развития умения работать в группах; способствовать расширению кругозора обучающихся о роли кровеносной системы для человека.
Образовательные:
Формировать представления о кровеносной системе человека, её роли и значении; установить взаимосвязь между спинным и головным мозгом; показать учащимся отличительные признаки кровеносной системы от нервной системы; познакомить с составом клетки крови.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; осознавать необходимость новых знаний (предварительный отбор источников информации) и применения их в знакомых и новых учебных ситуациях.
Метапредметные результаты:
· Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; уметь ориентироваться в новой системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; слушать и понимать речь других; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
· Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые изменения в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности
Предметные результаты: иметь представление о крови и строении кровеносной системы; иметь навыки элементарной грамотности в познании физиологических основ здорового образа жизни; использовать терминологию при составлении ответа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; учебник, тетрадь.
Ход урока:
I.Организационный момент.
С доброй улыбкой начат день
Нам учиться нисколько не лень.
На уроке мы будем наблюдать,
Искать свои решения, мыслить, предлагать!
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II.Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
Проверка домашнего задания
Выполнение самостоятельной работы по теме: «Органы дыхания»
Приложение 1.
Проверка выполненных заданий в рабочей тетради.
№10
Исследуй свое дыхание. Понаблюдай за движением грудной клетки и мышц живота при глубоком вдохе и выдохе.
Определи, на сколько сантиметров меняется окружность твоей грудной клетки.
Посчитай, сколько вдохов и выдохов ты делаешь за минуту в покое и после бега.
Подыши на стекло. Что, кроме углекислого газа, есть в выдыхаемом тобой воздухе?
№11
Укажи на рисунке органы дыхания.
III. Выявление затруднения: сложность нового материала, что именно создает проблему,
поиск противоречия.
Отгадайте загадку.
По реке бежит вода,
Ярко – красная она.
Корабли по ней плывут,
Пищу органам везут,
Кислород они подвозят,
Углекислый газ увозят.
И умеют воевать –
От микробов защищать.
Мы изучили с вами уже несколько систем организма, давайте сейчас вспомним о них.
У вас на столе листы взаимопроверки с вопросами, а ниже таблица, если утверждение под данным номером верно, то ставим знак «+»если не верно знак «-»
1. Верно ли, что человек это часть живой природы?
2. Верно ли, что скелет служит только опорой?
3. Верно ли, что головной мозг находится в черепе?
4. Верно ли, что мышцы не нуждаются в тренировке?
5. Верно ли, что чистить зубы надо раз в день (утром)?
6. Верно ли, что главный орган дыхания у человека –
лёгкие?
Поменяйтесь листами, проверьте работу соседа по слайду и оцените.
А как в думаете, верно ли высказывание: в состав крови входят лейкоциты, тромбоциты, эритроциты?
Чтобы опровергнуть или доказать гипотезы, с какой системой человеческого организма мы должны познакомиться сегодня на уроке?
А для того чтобы познакомиться с кровеносной системой и работой сердца, что мы с вами должны для этого сделать?
Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела? (больно, идёт кровь, а что же такое кровь?
Как вы думаете, для чего кровь нужна организму? (ответы учащихся)
IV.Открытие нового знания.
Чтение текста учебника и выделение опорных слов и словосочетаний.
Система органов кровообращения
Кровеносные сосуды, их разновидности и выполняемые функции.
Работа с таблицей «Кровеносная система»
Посмотрите на таблицу «Кровеносная система». Что вы можете сказать о кровеносных сосудах?
Работа с учебником.
Как вы думаете, долго ли из ранки течёт кровь?
Давайте убедимся в правильности ваших ответов. Откроем учебники на с.144и, прочитаем текст. (1 ученик читает вслух).
Какой вывод мы можем сделать?
Первое, что научились делать люди – это останавливать кровь. Всем людям с раннего возраста делают анализы. Анализ показывает соотношения между клетками. Количество крови в организме человека постоянно.
V.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа по группам.
Кровь-кондиционер. Кровь переносит тепло. Нагреваясь в органах с высоким обменом веществ (мышцах, печени) кровь переносит тепло к другим органам и коже. Именно поэтому наше тело всегда приятно теплое.
Кровь-уборщик. Кровь – универсальный транспорт! От кишечника она развозит по всему организму питательные вещества; от всех органов и мышц доставляет продукты распада к выделительным органам – почкам. Оказывается, что кровь, так же, как и головной мозг состоит из клеток и каждая группа клеток имеет свои обязанности.
Может быть, кто-то знает, как называются эти клетки?
А теперь мы должны выяснить, какова функция каждой части крови. Для этого мы разделимся на 4 группы, каждая группа получает свое название и собирает материал о своей части крови: кровяная плазма; эритроциты; лейкоциты; тромбоциты.
План-задание
1. Найдите и прочитайте на карточке о составной части крови.
2. Обсудите прочитанный материал с ребятами в группе.
3. Выберите карточки, которые нужны вам, чтобы раскрыть какую работу выполняет составная часть крови.
(Слова: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, плазма; вода и растворенные в ней вещества; кислород; углекислый газ; борются с инфекциями, ядами; убивают микробы; иммунитет; свертывание крови.)
Какова функция каждой части крови?
4. Выступление о проделанной работе одного ученика из группы.
Что составляет основу – крови?
Из чего она состоит?
Какую работу выполняют – эритроциты?
Сколько живут эритроциты?
Где образуются эритроциты?
Каким образом можно получить иммунитет?
Какую роль выполняют лейкоциты?
Что такое гной?
Какая главная задача пластинок тромбоцитов в крови?
Давайте теперь все вместе вспомним и обобщим изученное.
Сколько литров крови у взрослого человека?
Из чего состоит кровь? Мы познакомились с составом крови.
Если кровь состоит из клеток собранных вместе и выполняющих одинаковую работу то, что же такое кровь?
Нужно ли человеку знать, как остановить кровь? Почему?
Как нужно себя вести в случае, если вы получили ранку и из неё течёт кровь.
VI. Включение в систему знаний и умений.
Показ и разбор презентации по теме: «Первая медицинская помощь при кровотечениях».
VII. Рефлексия учебной деятельности
Чему же был посвящен наш урок?
Какие основные затруднения вы испытывали в начале урока?
Кому удалось преодолеть затруднения?
Что вам помогло их преодолеть?
Вы – молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня!
Можно ли изменить поговорку «Не ошибается только тот, кто ничего не делает»?
Домашнее задание: с. 144 – 146 (пересказ).
Приложение 1
Самостоятельная работа по теме: «Органы дыхания»
1. Укажи на рисунке название органов дыхания
2. Дополни определение (впиши недостающие слова).
Дыхание – это процесс __________ из воздуха _________ и __________ в него _______________.
3. Что является главным органом дыхательной системы? _______________
4. Перечисли что опасно для органов дыхания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.