Конспект урока окружающего мира
Тема: «Что такое экология?»
Цели деятельности учителя: формирование понятия об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: чем занимается наука экология; понятие о окружающей среде.
уметь: понимать значимость между живыми системами и неживой природой.
Личностные: анализировать, делать выводы, сравнивать.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК « Школа России», «Мир вокруг нас» Плешакова А.А. учебник для 3 класса, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока
|
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся |
Деятельность ученика |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой |
1 мин |
-Здравствуйте, ребята!. Слайд 1 |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.
|
Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации |
4 мин |
- Прежде чем перейти к изучению нового материала повторим то, что проходили на предыдущем уроке. Кто мне скажет тему прошлого урока? - С помощью чего мы можем определить какое это государство? - Что входит в понятие символика? -Кто населяет государство? -Все вместе люди – общество. -Сейчас проверим ваши знания. На карточках напишите Ф.И. Прочитайте задание и приступайте к его выполнению. У вас есть 4 минуты. -Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите простой карандаш и сверьте ответы с ключом, что на экране. Слайд 2 «5» - 1-2 ошибки «4» - 3 ошибки «3» - 4 ошибки «2» - более 4 ошибок Слайд 3 |
Тема: общество
С помощью символики Люди
Обмениваются карточками друг с другом |
П.: осмысление читаемого текста
П: анализ объектов с выделением существенных признаков
К: взаимодействие с партнером
|
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог |
3 мин |
- Посмотрите небольшой видеофрагмент. - О чем это видео? - Почему необходимо беречь Землю? - Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом. Узнаем, какая наука изучает взаимосвязи в природе. -Кто догадался или знает тему нашего
сегодняшнего урока? Как она звучит? -Кто попробует поставить цели на наш урок? Цели: узнать, что такое экология; о взаимосвязях живых систем и неживой природы. -Поднимите правую руку, если готовы стать настоящими экологами и узнать ответы на наши цели? |
Смотрят видеофрагмент О том, что необходимо беречь землю
Что такое экология
Узнать, что такое экология; о взаимосвязях живых систем и неживой природы |
П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой информации Р: целеполагание |
IV. «Открытие» нового знания Практический: самост. чтение Словесный: подводящий диалог |
10 мин |
1. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология? Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает? – Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось? - О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе? - Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме. (На доске появляется изображение всего того, о чем говорит учитель далее.) Слайд 5 - Что нам нужно для того, чтобы жить на Земле? -Растения и животные живут на Земле независимо друг от друга? -За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие. (На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.) Слайд 6 - В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия? -Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред. |
Экология изучает землю, жизнь на земле и так далее
Наука о доме или наш дом
О планете Земле
Солнце, воздух, вода, пища и так далее
Из-за исчезновения популяций животных Разрыв пищевых цепей, взаимосвязей
|
П: построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
П: поиск и выделение необходимой информации |
Динамическая пауза |
2 мин |
-Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу. (видео) |
Выполняют динамическую паузу |
|
V. Первичное закрепление
|
5 мин
|
2. Работа по учебнику. - Предлагаю проверить правильность наших рассуждений на страницах учебника. Откройте страницы 24-25. Прочитайте текст. - Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории. - Почему на острове появилось много крыс? - Какие связи в природе были нарушены? - О чем должен был подумать человек, уничтожая комаров? - Кто из вас попробует привести свои примеры нарушения связей в природе? Предлагаю работать в группах по 4 человека. - Выходит, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает. |
Открывают учебники и начинают читать по цепочке материал
Из-за того, что люди решили применить ядохимикаты О последствиях, о животных
|
П: поиск и выделение необходимой информации
П: построение речевого высказывания |
VI.Самостоя-тельная работа с проверкой
Практический: самост. работа; графическое выполнение работы |
8 мин |
(по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.) Слайд 7 - В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока? - Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить? - Почему исчезли шмели? - В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации? - Какие связи в природе были нарушены? - Выслушав все сказанное, попробуйте в паре заполнить схему, изображающую данные связи. На листочках. |
Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно. Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля. Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда. В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь Заполняют на листочках |
П: поиск и выделение необходимой информации
П: поиск и выделение необходимой информации
П: осознанное построение речевого высказывания
К: умение полно и точно выражать мысли |
VII. Включение в систему знаний Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера
|
5 мин |
- Прочитайте текст учебника на стр. 26-27. - Что такое окружающая среда? - Что такое экологические связи? - Что такое экология? - Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом? - Удалось ли вам сделать сегодня на уроке правильные выводы? - Предлагаю вам объединиться в группы и за 1 минуту составить свою цепочку. -Готовы? Проверяем. Молодцы. -Откройте свои рабочие тетради на нашей теме. И выполните 1 задание. После того, как вы его выполните, обменяйтесь тетрадями с другом и сделайте взаимопроверку. - Прочтите 3 задание. Кто сможет его нам объяснить? |
Читают учебник 26-27 Окр.Среда – все то, что нас окружает
Чтобы человек знал, что для земли приносит вред Да, удалось
Составляют свои цепочки
|
П: построение рассуждения; осуществление синтеза
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. |
2 мин |
– Какое значение для всех живых организмов нашей планеты имеет экология?
-Какая была тема нашего урока? Цель? -Что мы можем сказать о связях в природе? - Вам понравилось быть в роли юных экологов? -Всем спасибо, до свидания! Слайд 8 |
Огромное значение, потому что без экологии не будет жизни на земле Что такое экология. Узнать о взаимосвязях… Что все живые существа связаны м/д собой невидимыми нитями |
П: построение речевого высказывания
П: осуществление синтеза
Р: осуществление итогового контроля |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.