Образовательная программа «Школа России»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: Моря, озера и реки России
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.
Задачи:
-обучающие: дать представление о морях, озерах, реках России и их местонахождении;
-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
-воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Оборудование:
Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний и умений
Фронтальный и индивидуальный опрос.
- Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его местонахождение на карте.
- Покажите на карте и назовите горы на территории России. Демонстрируются слайды, иллюстрации, фотографии с горами.
- Почему говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»?
- Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.
Самостоятельная работа
1. Соедини стрелками тип гор и их название.
Молодые горы
Старые горы |
Уральские горы Кавказские горы Саяны Алтай Вулканы Камчатки |
III. Работа над новой темой.
У вас было творческое домашнее задание - создать модель транспортного средства, которое может двигаться по воде и по суше.
- Транспорт выбран. Вы готовы к путешествию по водным просторам страны?
- Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким?
Дети называют моря, а учитель или его помощник показывают движение, закрепляя «транспорт» на названном объекте.
На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Ответы детей)
-
Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря, к
какому океану
относятся? Обратимся к карте полушарий.
Какие океаны омывают материк Евразия? На востоке?
- На севере?
- На западе?
- Какие моря относятся к Тихому океану?
- Перечислите моря Северного Ледовитого океана.
- А какие моря относятся к Атлантическому океану?
- Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.
Показ слайдов «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).
- Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?
- Что вы можете сказать о воде в морях?
IV. Физкультминутка
Игра «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте – замри!
V. Продолжение новой темы
- А сейчас наш путь лежит на озера страны. Какие озера вам знакомы?
- Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?
- Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море.
Показ слайдов озера Байкал и Каспийского моря.
На карте над озерами закрепляется «транспорт». Показ слайдов и картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».
Сообщения учащихся о Ладожском и Онежском озерах.
- Наш волшебный «транспорт» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вторую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам познакомить одноклассников с самыми крупными реками.
Показ слайдов с изображением рек.
Работа в группах
Каждой группе даются карточки - «помогайки» следующего содержания:
I группа: ... ~ это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ....
// группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно- Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ....
III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... -в ... море.
VI. Закрепление изученного материала
Групповая работа
- Заполните контурную карту.
Каждая группа получает контурную карту России и задания. Задания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте, например:
I группа подписывает названия морей;
II группа подписывает названия рек;
III группа подписывает названия озер.
Потом они меняются картами и заданиями, а потом меняются еще раз, чтобы в итоге на всех трех картах были подписаны моря, реки и озера, и каждая группа поработала над каждым заданием.
Игра «Капитаны»
- Проложите морской
путь из Мурманска на остров Сахалин в
Охотском море.
Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.
VII. Подведение итогов работы
-Какая была тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему урока).
Самооценивание: - Достигли мы цели урока? Как мы поработали?
Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.
VIII. Домашнее задание
Учитель дает на выбор творческие задания:
1. Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.
2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.
3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.
Список литературы
1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.
2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006.
3.Большая детская энциклопедия. Перевод с английского А. И. Кима, В. В. Демыкина, М., «РОСМЭН», 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.