Окружающий мир
2 класс
Тема: ˮ Видите огонь и дым - набирайте 101! ”
Цель: - активизировать знания детей о причинах возникновения пожара;
обеспечить усвоение учащимися правил противопожарной
безопасности;
- развивать у детей логическое и критическое мышление, память,
самостоятельность, предоставить возможность для творческой
самореализации учащихся;
- воспитывать у детей безопасное для личного здоровья и
здоровья окружающих поведение.
Методически – дидактическое обеспечение: рисунки по теме: ˮБудь осто-
рожен с огнемˮ; ”Огонь – другˮ; ”Огонь – враг”; рисунок петуха;
карточки для работы в парах; телефон; плакаты: ”Ситуации при
пожаре”; 3 пословицы о пожаре; сказочные герои – Зайчик,
Белочка, Ёжик, Буратино, Мальвина.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
I.Организационный момент.----------------------------- 1 мин.
II. Мотивация учебной деятельности --------------------------- 2 мин.
1. Рассказ учителя.
2. Чтение сказки.
III. Сообщение темы и цели урока.------------------------------ 4 мин.
1.Ассоциативный куст Огонь.
2.Проектирование заданий урока.
ІV. Изучение новых знаний.----------------------------------------- 20 мин.
1.Актуализация опорных знаний.
а )Фронтальный опрос.
б) Проверка домашнего задания.
в) Установление взаимосвязи между предыдущей и настоящей
темой.
2. Презентация работы групп.
3. Проектная работа.
4. Методика “Предвидение по ключевым словам”.
5.Информациионная справка.
6. Физминута.
7.Работа с учебником.
8.Обсуждение действий при пожаре.
9. Упражнение ˮВыбери правильный ответ”.
V.Закрепление изученных знаний.--------------------------------- 11 мин.
1 Cказочные герои.
2.Беседа.
3.Практическая работа.
4.Работа в тетради.
5.Работа по таблице.
6.Это интересно знать.
7.Работа в группах.
VІ.Итог урока.------------------------------------------------------------ 1мин.
1.Беседа.
2.Упражнение ”Предложения с открытым концомˮ.
3.Работа с пословицами.
4.Сенкан ”Огонь”.
VІІ.Домашнее задание.-------------------------------------------------- 1мин.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение сказки.
-Послушайте сказку и объясните, почему для Ёжика и Зайца огонь друг, а для Белочки - враг?
Маленький Медвежонок слышал, что есть на свете такое явление – огонь. Ему стало интересно, следует огня бояться или нет? Он спросил у Ёжика, Зайца и Белочки: Огонь – друг или враг?
Зверята ответили так.
Ёжик: Друг. Сейчас ранняя весна, сыро и прохладно. Я продрог. Приду домой, натоплю печь, согрею чай. Согреюсь и сам.
Заяц: Конечно, друг. Сейчас разожгу огонь, сварю капусту, тоже согреюсь.
Белочка: Нет, огонь – враг. Мои бельчата игрались спичками и подожгли наше жилище. Ели спаслись от огня.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
-Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем разговаривать об огне.
-Тема нашего урока: (дети читают с доски)
ˮ Видите огонь и дым,
Набирайте 101!ˮ
-Так о каком огне будет идти сегодня речь, о друге или враге?
- Почему эта тема сегодня очень важна?
1.Ассоциативный куст.
- Давайте вспомним, когда огонь – друг, а когда – враг.
Огонь
Друг Враг
- дает тепло, свет; - оставит без жилья;
- для приготовления пищи; - может лишить жизни;
- служит людям в повседнев- - если сгорят леса, не будет кислоро-
ном быту и на производстве. да, негде будет жить животным.
2. Проектирование заданий урока совместно с учениками.
- Давайте определим, что должен знать и уметь каждый ученик в обращении с огнем.
Знать: Уметь:
- первые признаки пожара; - правильно пользоваться
- предметы первой необходимости спичками, электроприборами,
при пожаре дома и в школе; газом;
- номер пожарной службы. - правильно действовать при
пожаре.
ІV. Изучение новых знаний.
1.Актуализация опорных знаний.
а)Фронтальный опрос.
- Давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем?
(Безопасность жизни).
-Что значит безопасность? (Жизнь без опасности)
- О чем говорили на прошлом уроке?
(О том, что может произойти, когда дети одни дома).
б)Проверка домашнего задания.
- Вы с родителями обсудили, какие места дома безопасны для учебы и игр. Назовите их.
в)Установление взаимосвязи между предыдущей и настоящей темой.
-Как могут быть взаимосвязаны прошлая тема и сегодняшняя?
(Чаще всего пожары возникают, когда дети одни дома)
2. Презентация работы групп.
- Давайте рассмотрим ситуации, с которыми мы можем столкнуться в жизни каждый день.
(Каждая группа получает карточку, на которой написана ситуация).
1) загорелись обои;
2) горит у девочки платье;
3) костер на природе;
4) загорелась проводка;
5) оголенные провода на улице.
-Рассмотренные ситуации могут с нами произойти, когда мы одни?
3. Проектная работа.
-Ребята дома подготовили рисунки к стихам. Давайте посмотрим, что у них получилось.
(Дети читают стихи на тему: ” Будь осторожен с огнёмˮ. Показывают рисунки к ним.)
1. Пусть для вас примером будет
Случай очень уж простой,
Про пожары не забудет
Ни малыш и ни большой
Что включил, то выключай,
И правила - не нарушай!
2. Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла!
3. Если младшая сестричка
Зажигает дома спички,
Что ты должен предпринять?
Спички сразу же отнять.
4. Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
5. Чтоб не сжечь свой дом, соседа
Чаще проверяй розетки.
Чтоб пожара избежать,
Утюг надо выключать.
6. Чайник без воды нагрелся,
Перегрелся, загорелся.
Загорелась и плита.
7. У нас пожар, у нас беда,
Ой, горят, горят штаны.
Зовут маму зайчики:
”Как нам без штанов гулять?
Нас не пустят на парад.ˮ
-Не сушите над нагревательными приборами бельё.
Это может привести к пожару.
8. Если где –то дым валит,
Если чей – то дом горит,
Времени не смей терять,
Надо 101 набрать!
9. Видите огонь и дым
Набирайте - 101!
4. Методика ” Предвидение по ключевым выражениямˮ.
· Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой!
А залей его …(водой).
· Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички…(отобрать).
· Раскалился, если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать, детки,…
(Вынуть вилку из розетки).
· Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить…
(О пожаре сообщить).
· Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Дети, помните о том, …
(Что нельзя шутить с огнем)!
5. Информационная справка.
Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.
Каждые 5 секунд начинается пожар, а каждый час гибнет 1 человек.
Ежегодно в Украине возникает 50 тысяч пожаров, на которых гибнут и получают травмы свыше 3 тысяч человек.
6.Физминута.
Спешим на пожар
Завели машину, (вдох)
Ш – ш – ш – ш, (выдох)
Накачали шину, (вдох)
Ш – ш – ш – ш, (выдох)
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей, (вдох)
Ш – ш – ш – ш. (выдох)
“Насос”
А теперь насос включаем, (наклоны влево, правая рука скользит
Воду из реки качаем. вверх вдоль туловища и наоборот)
Влево – раз, вправо – два.
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре (3 раза)
Хорошо мы потрудились.
“Отдохнём”
Потрудились – отдохнём, (движения в соответствии с текстом)
Станем, глубоко вздохнём.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7. Работа с учебником. Анализ иллюстраций.
-Какие признаки пожара?
- Что же делать, если возник пожар?
8. Действия при пожаре.
- Если возник пожар, немедленно:
· выйдите из помещения;
· если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь
мокрым одеялом;
· если много дыма, нужно двигаться ползком или пригнувшись;
· если горит одежда, набросьте покрывало или покачайтесь по земле;
· используйте для тушения песок, воду, землю, покрывало, огнетушитель;
· позовите на помощь взрослых;
· позвоните по телефону 101.
VІ. Закрепление изученных знаний.
1. Сказочные герои в гостях.
-Выбери:
а) Буратино с волнением кричит в телефонную трубку:
- Алло, пожарные! Немедленно приезжайте к нам. У нас пожар.
б) Мальвина набирает номер 101, быстро и чётко говорит в телефонную трубку:
- Алло! У нас пожар, улица Садовая, дом 15, квартира 7. Сказочная Мальвина.
2. Беседа.
- Как вы понимаете: ˮКриком огня не потушишь”?
- Обязательно ли говорить ˮдобрый день”, вызывая пожарную команду?
- Шутки при вызове пожарной команды недопустимы. Почему?
3. Практическая работа.
Диалог.
Звонок в пожарную охрану. (2 ученика )
4. Работа в тетради .
5.Работа по таблицам.
6. Это интересно знать!
- В старину нашим предкам пламя пожара напоминало домашнюю птицу. Что же это за птица вы узнаете, если поставите числа в порядке возрастания.
5 9 7 4 3
т х у е п
- Как вы думаете, почему?
- Представьте, что вы огонь. Каким бы огнем вы хотели быть другом или врагом? Почему?
7.Работа в группах.
Дети делятся на две группы.
- В какое время года огонь - враг наиболее опасен? (Осень)
- Кому бы вы, как огонь – друг, помогли в первую очередь?
VІІ.Итог урока.
1.Беседа
- О чем сегодня говорили?
- Почему эта тема очень важна?
- Что значит пустить петуха?
2. Упражнение” Предложения с открытым концом” .
- Интересен ли был урок? Закончите предложения.
-Мне понравилось…
-Я узнала нового…
-Я еще хочу узнать…
-Обязательно буду…
3. Беседа.
- Какая пословица подходит к теме нашего урока? Объясните.
а) Не шути с огнем, обожжешься.
б) От искры до пожара – один шаг.
в) Ветер - родной брат огню.
4. Коллективное составление “Сенкана” к слову ˮ Огонь” :
1.Огонь.
2.Беспощадный.
3.Уничтожает.
4.Огонь – враг!
5.Будь осторожен!
VІІІ.Домашнее задание (на выбор).
1.Найти и прочитать сказку про огонь.
2.Нарисовать рисунок на тему: ˮЧто похоже на огонь? ˮ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.