Конспект по учебной дисциплине «Окружающий мир»
Тема: Звездное небо весной
Цели: дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звездном небе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе; запомнят положение созвездий Большая Медведица, Малая Медведица весной.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
- На какие месяцы года приходятся праздники встречи весны по народному календарю?
III. Самоопределение к деятельности
А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые цветы
Расцвели средь темноты.
-Назовите эти волшебные цветы.
-Чему будет посвящен наш урок?
-Что вы знаете о звездах? (Звезда-это большой газовый шар, излучающий свет.)
-Кто из вас любит наблюдать звездное небо?
–А когда это лучше всего делать?
-Вспомните, что современные ученые называют созвездиями? (Участки неба, на которых расположены звезды, называют созвездиями.)
-С какими созвездиями вы познакомились осенью? (Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Лебедь)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
( Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 70 учебника. Учитель показывает расположение созвездий Большая Медведица и Малая Медведица на осеннем, зимнем и весеннем небе с помощью мультимедийной проекции.)
- Остались ли на прежнем месте звезды ковша Большой Медведицы? (Нет, зимой «ручка»ковша была направлена вниз, а весной – вправо.)
- Остались ли на прежнем месте звезды ковша Малой Медведицы ( в том числе Полярная звезда)?
(Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звезды ковша Малой Медведицы совершили круговое движение, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы.)
Оказывается во Вселенной все движется, все изменяется. И сама Вселенная тоже движется. Мы же можем наблюдать изменение положения звезд в созвездии и самих созвездий относительно друг друга каждые три месяца. Значит, эти изменения зависят от того же, что и изменения в природе по сезонам.
- От чего зависит изменение сезонов, когда за летом следует осень, за осенью – зима, за зимой – весна, а за весной – лето? (Ответы детей.)
Правильно, от вращения Земли вокруг Солнца. Мы, жители Земли, путешествуем во Вселенной вместе с планетой, и у нас меняется точка обзора.
(Далее ученики работают по вопросу в рубрике «Подумаем!» на с. 73 учебника.)
Ответ: Полярная звезда расположена на небе вблизи Северного полюса. Поэтому она, как и Северный полюс, остается на месте.
- Продолжим линию, с помощью которой мы нашли Полярную звезду. Эта «дорожка» приведет нас к созвездию, которое называется Кассиопея.
2. Работа по учебнику
С. 71
- Откройте учебники на с. 71. Весной созвездие Кассиопея похожее на перевернутую букву М, растянутую за «ножки», или на латинскую букву W.
- Рассмотрите схему в учебнике. Как созвездие Большая Медведица помогает отыскать на небе созвездие Кассиопея?
Вот как об этом созвездии рассказывает легенда. Древние греки создали миф о том, что когда-то, в незапамятные времена, у эфиопского царя Цефея была красавица жена, царица Кассиопея, которая хвасталась своей красотой в присутствии дочерей бога моря Посейдона. Они пожаловались отцу, и тот напустил на Эфиопию морское чудище. Чтобы откупиться, Цефею пришлось отдать на растерзание чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Девушку приковали к прибрежной скале, и она ожидала гибели. В это время пролетал на крылатом коне Пегасе греческий герой Персей. Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале Андромеду, к которой ужу двигалось чудовище. Персей направил на него леденящий взгляд мертвой головы Медузы, и чудовище превратилось в остров, а Персей освободил девушку, привел ее к отцу и женился на ней. После смерти все они превратились в созвездия. Так появились на небе созвездие Цефей рядом с Кассиопеей и невдалеке – созвездие Андромеда, Персей и Пегас.
Важно помнить, что и созвездие Кассиопея совершает круг в течение года – и вокруг своей «оси», и вокруг Полярной звезды.
- Отгадайте загадку.
Его уважают за храбрость и силу.
Он издавна власти, могущества символ.
Роскошная грива подобна короне,
Он в мире зверей восседает на троне.
С семейством своим терпелив он и нежен.
Конфликт же с самцом-чужаком неизбежен.
Под сенью деревьев он днем отдыхает,
Лениво за прайдом своим наблюдает.
А ночью, когда в небе звезды заблещут,
От рыка его все в округе трепещут.
Никто не хотел бы навлечь его гнев.
Зовут африканского хищника…
(Лев)
- Как вы думаете, есть ли связь между царем зверей и звездным небом? (Ответы учеников.)
На противоположной стороне весеннего неба тоже все изменилось по сравнению с зимой. Появилось созвездие Лев. Самая яркая звезда этого созвездия называется Регул, в переводе с латинского «царь». Созвездие находится к югу от Большой Медведицы. Надо провести «дорожку» от крайних звезд ковша влево. Там, на звездном небе, находится фигура, похожая на утюг. Это и есть созвездие Льва.
Про созвездие сложено несколько мифов и легенд. По одной из них, это тот лев из Немейского леса, которого убил Геракл. По другой – лев помещен Юпитером на небо за то, что он царь зверей.
С. 72
- Рассмотрите схему. Найдите несколько звезд, расположенных по изогнутой линии. Это созвездие Лев.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задания 1 (с.38)
- Прочитайте, выполните задания.
VII. Рефлексия
Придумайте сказку о созвездиях весеннего неба.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие знакомые вам созвездия можно найти на небе весной?
- Чем интересны созвездия Лев и Кассиопея?
- Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто самостоятельно хочет попробовать сделать его? (Ответы учеников.)
(Один из учеников читает вывод на с.73 учебника.)
- Согласны вы с этим выводом?
Домашнее задание
1.Прочитать текст в учебнике (с.70 - 73), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с.73).
2. Выполнить задание 2, 3 (с. 38 - 39) в рабочей тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.