Тема урока: «Роль личных местоимений в речи».
Цель урока:
Актуализировать полученные ранее знания о местоимении как части речи
Задачи урока
Образовательные:
Закрепить морфологические признаки существительного и местоимения
Закрепить навык правописания словарных слов
Закрепить постановку знаков препинания при обращении
Совершенствовать навык синтаксического разбора предложения
Совершенствовать навык разбора слов по составу
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать связную речь обучающихся
Формировать навык правильного употребления слов в соответствии с их лексическим значением
Развивать словесно-логическую память
Учить устанавливать причинно-следственные связи
Учить планировать умственные действия
Воспитательные:
воспитывать учебную мотивацию,
коммуникативные навыки,
нравственные качества.
пробуждать интерес к русскому художественному слову
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Обучающиеся записывают под диктовку словарные слова, объясняя их лексическое значение и склонение существительных: абонемент, бандероль, бюллетень, кафе, искусство, операция.
- В нашем словаре встретились заимствованные из других языков слова, поэтому мы и запоминали их значение. Но есть среди записанных слов и слова русского происхождения.
Разберем их по составу: искусство, операция.
- Докажем, что записанные слова – имена существительные:
обозначают предмет
отвечают на вопросы кто? что?
- Какая ещё часть речи может отвечать на вопрос кто? (местоимение)
Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы вспомним, что мы знаем о местоимении как о части речи.
II. Объяснение нового материала с использованием ИКТ (презентация текста)
- Запишем и разберем по составу слово местоимение. Уже в слове его значение: употребляется вместо имени. Какого?
- Вспомним, что мы еще знаем об этой части речи
Текст проецируется на экран с выделенными местоимениями и скрытой частью предложения (здесь в скобках):
«Я только что ходил на телефонную станцию звонить (и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена), а он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я поглядел его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было».
- Можно ли сказать, кто бежал у самой ноги человека?
- Кто бы это мог быть?
Демонстрация полного текста
- Кто же на самом деле бежал у ноги автора?
- Являются ли слова ОН, ЕГО, Я, МЕНЯ названиями предметов или только указывают на них?
- Какой частью речи они являются?
- Сверим наши выводы с учебником (стр. 94)
- Как вы думаете, почему местоимения названы личными?
- Потому они и личные, что имеют лицо.
- Обычно местоимение стоит после существительного, которое оно заменяет.
III. Синтаксический разбор предложения
Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася!
Определяются члены предложения, связь слов в предложении (вопросы и падежи), части речи, объясняется постановка знаков препинания.
IV. Морфологический разбор
Русь – что? существительное, собственное, неодушевленное, женского рода, 3 склонения, в единственном числе, в именительном падеже.
Ты – кто? местоимение, 2 лица, в единственном числе, в именительном падеже.
V. Употребление местоимений ТЫ и ВЫ
- Как вы думаете, почему автор этих строк обращается к Руси на ты, а не на вы? (близкие отношения)
- Вспомните, кто автор этих строк.
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Ты и Вы»
- Не забывайте, что Вы – вежливая форма обращения, Ты – употребляется при обращении к близким людям, а при обращении к постороннему, незнакомому может звучать оскорбительно.
VI. Работа с упражнением 122, страница 95
- Записать предложения. Подчеркнуть существительные и местоимения, которые их заменяют. Указать лицо местоимений. Особое внимание обратить на расстояние между существительным и местоимением, на знаки препинания при обращении.
VII.Физминутка
Местоимения 1 лица – я, мы - хлопаем
Местоимения 2 лица – ты, вы - сидим
Местоимения 3 лица – он, она, оно, они – встаем
VIII. Самостоятельная работа
Личных местоимений всего 8. Но по частоте употребления в речи они занимают 3 место после существительных и глаголов, освобождая нашу речь от ненужных повторов. Поэтому мы должны знать их в лицо и в И.п., и в косвенных падежах.
- Можно ли сказать, о ком это стихотворение? (на карточках)
Сказали мне, что с нею Вы
При всех на берегу
Его ловили, но, увы:
Я плавать не могу.
Мы вам ее, она нам их,
Вы им, обратно нас.
Он с нею, к нам опять для них,
А мы с ним – к ней от Вас.
Хоть мне известно, что оно
Их любит больше тех,-
Все это тайной быть должно
Для нас и вас от всех.
Сказать, о ком это стихотворение, мы не можем, так как не было названия предметов. Зато указать все личные местоимения вы обязаны.
Самостоятельная работа по группам:
Сильные – подчеркивают и определяют лицо и падеж местоимений
Слабые – определяют лицо местоимений только в И.п.
IX. Домашнее задание:
Слабые учащиеся
Упр. 124 стр. 96
X. Итог урока, рефлексия и оценивание обучающихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.