МБУ ДО «Чернушинская ДШИ»
План открытого урока по предмету «Композиция станковая»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» (срок обучения 5 лет)
Класс 3
Согласно учебно-тематическому плану урок проводится во втором полугодии на третьем году обучения,
относится к третьему разделу - Сюжетная композиция (исторический жанр)
Тема урока: «Исполнение мини серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику»
(Поиск образа главного героя композиции)
Составила преподаватель: Малкова С.А.
Чернушка 2024
Тип урока: Совершенствование знаний, умений и навыков при рисовании фигуры человека (героя композиции)
Цель урока: Выполнить детальный рисунок главного героя диптиха (триптиха).
Задачи:
Обучающая:
Предоставить возможность работать с натурой для составления качественной композиции. Углубить знания анатомии фигуры человека.
Развивающая:
Развивать глазомер (чувства пропорций в фигуре)
Воспитательная:
Уважительное отношение к труду одноклассников.
Используемые технические средства: Компьютер, репродукции, макеты, примеры работ обучающихся.
План урока:
1. Организационный момент (3 мин.)
2. Сообщение темы урока и актуализация знаний обучающихся (7 мин.)
3. Сообщение нового материала (5 мин.)
4. Самостоятельная работа обучающихся (15 мин.)
5. Анализ работ обучающихся (6 мин.)
6. Рефлексия (2 мин.)
7. Объяснение домашнего задания (2 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока и актуализация знаний обучающихся:
- Продолжаем работать над обширной темой Сюжетная композиция на историческую тему. В процессе изучения которой необходимо выполнить мини серию (диптих, триптих) графических композиций исторического жанра.
Вспомним о чём мы говорили, над чем начали работу на предыдущих занятиях?
(Мы узнали, что такое Диптих, Триптих?
Эти произведения имеют религиозные корни.
Ян ван Эйк, Гентский алтарь, 1432 г. Вид в открытом состоянии.
πτῠχή — «табличка, дощечка») — картина (обычно на деревянной основе), разделённая на секции или доски. В частности, диптих — двухсекционное произведение искусства, триптих — трёхсекционное, тетраптих или квадриптих разделён на 4 секции, пентаптих — на 5 и так далее.
Примеры известных работ:
Диптих Уилтона был написан в 1396 году. Он является частью коллекции произведений искусства короля Ричарда II и находится в Национальной галерее в Лондоне. Это две дубовые панели, скрепленных между собой железными скобами. На картине изображен король Ричард, представленный тремя святыми Деве Марии и ребенку.
Или дрезденский триптих Яна ван Эйка, 1437 год. Совсем небольшой по размеру триптих для алтаря, изображающий Богородицу с Младенцем, Архангелом Михаилом и Святой Екатериной и Алтарь Девы Марии.
Глашь Хинакридон «Вчера. Сегодня. Завтра» 2013г.
Две или три части этих произведений не обязательно должны быть одинакового размера, также они могут по-разному располагаться относительно друг друга. Могут носить общий или схожий пейзаж, или задний фон.
Жанр, к которому относится наши работы, мы выбрали исторический. Это один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому. Он включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками.
Примеры известных работ:
Б. В. Иогансон «Допрос коммунистов» 1933г.
А. П. Рябушкин «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» 1893 г.
«Пушкин в Михайловском» 1875 г.
Евгения Юматова «Барабанщицы»
На каком этапе наша деятельность по этой теме:
Вы начали выполнять композиционные поиски для диптиха или триптиха на историческую тематику.
Составили композиционные схемы частей диптиха или триптиха.
Определились с композиционными центрами и разместили в них главных героев.
В любой композиции всегда присутствует композиционный центр.
Давайте вспомним главные признаки, по которым мы определяем композиционный центр?
1. Расположение в композиции холста;
(в центре композиции, преимущественно на втором плане…)
2. Выделение композиционного центра контрастом размеров, цвета, света;
3. Расположение второстепенных деталей композиции.
3. Сообщение нового материала:
Следующим этапом работы над диптихом или триптихом является проработка деталей:
- эмоциональное состояние героев (выражение лица, позы);
- одеяния и предметы быта, соответствующие времени.
Предлагаю рассмотреть эмоциональные маски.
Попробуем предположить, что они означают.
Согласно вашему замыслу, эмоции героев на ваших работах вы можете передать.
Что ещё немаловажно в рисунке героя?
Его поза, совершаемое действие.
Для лучшего понимания, важно прочувствовать – вжиться в образы своих героев.
(обучающиеся демонстрируют действия героев и фиксируют их на макете человеческой фигуры)
От полноты образа полезно изучить его как можно тщательнее. Предлагаю поработать в парах - выполнить наброски фигуры человека с натуры, попозировать друг другу. Один из пары будет натурщиком. Обсудив позу (действие) героя, натурщик принимает соответствующую позу, а вы выполняете набросок.
(Обучающиеся делятся на пары и позируют друг другу по очереди)
Существует множество способы сбора информации для рисунка главного героя, но самым значимым является работа с натуры.
Аккумулируя полученные знания, умения и навыки преступим к проработке образы главного героя к вашей композиции.
4. Самостоятельная работа обучающихся:
(Обучающиеся рисуют фигуры в композиции диптиха и триптиха)
Домашним заданием для вас было изучить костюмы людей, соответствующих временит, к которому принадлежит исторический момент.
Фигуры героев нарисовали, переходим к проработке их одежды.
(Обучающиеся заканчивают образы героев композиции)
5. Анализ работ обучающихся:
Предлагаю провезти минипросмотр ваших работ на данном этапе.
(Обучающиеся выставляют работы, обсуждают их, оценивают, продолжают работу)
6. Рефлексия:
Вспомним о чём говорили на уроке:
1. Назовите жанр, к которому отнесёте свою работу?
2. Что означают названия диптих и триптих?
3. Какой этап работы над композицией мы сегодня проделали?
4. Что располагается в композиционном центре?
5. Какой вид работы над главным герое композиции является наиболее важным?
6. Вам понравилось помогать (позировать) друг другу?
7. Какой из способов проработки образа героя вам понравился?
Вы большие молодцы! Отлично поработали!
7. Объяснение домашнего задания:
Домашним заданием для вас будет закончить полностью детальный рисунок героев вашей композиции.
На этом урок закончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.