конспект урока по предмету "Материаловедение" на тему "Назначение и виды отделочных материалов", 11 класс

  • docx
  • 27.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока отделка столярных изделий.docx

Дата- 18.01.2022 года                                                        класс- 11

 

Предмет -Материаловедение

 

Тема  урока «Назначение и виды отделочных материалов»

Цель: Ознакомиться с назначением и видами отделочных материалов, используемых в мебельном производстве

Задачи:

Образовательные:

·        ознакомить обучающихся с отделкой изделий из древесины (тонированием и лакированием), правилами нанесения на поверхность отделочных материалов; научить обучающихся выполнять отделку изделий из древесины и древесных материалов;.

·        Коррекционно-развивающие

·        коррекция и развитие личностных качеств обуч-ся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

·        коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

·        коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

·        развивать аккуратное и бережливое отношение к древесине

Воспитательные:

·        воспитывать положительное отношение к труду.

Инструменты и оборудование: учебник «Материалы деревообрабатывающих производств»

(авторы  А.А. Барташевич и др.), рабочая тетрадь по столярному делу, 10-11 класс, наглядный материал по теме урока

 

Ход урока.

 

I.                  Организационный момент.

Ввод обуч-ся в учебную мастерскую. Проверка готовности обуч-ся к уроку. Рапорт дежурного обуч-ся.

 

II.               Повторение пройденного материала.

Работа по карточкам (2 уч-ся)- стр. 31, задание 79, стр. 33, задание 84

 

Устный опрос (фронтально)

·                    По каким признакам определяют породу древесины?

·                    Какие породы древесины относятся к твердым?

·                    Какие породы древесины относятся к мягким?

·                    Из древесины каких пород можно изготовить ручки к столярным инструментам?

 

III.           Изложение программного материала.

 

- На уроках производственного обучения мы с вами встречались с основными видами отделки древесины.  Назовите их? (Ответ: прозрачная и непрозрачная)

- Назовите материалы, которые используют в учебных мастерских для прозрачной и непрозрачной отделок,  с которыми  мы встречались ?

(Ответ: масляная краска, лаки: спиртовые, масляные и нитролаки, шпаклёвка.)

Современные отделочные материалы предназначены для окончательной отделки изделий из древесины с целью защиты от воздействия окружающей среды, повреждений, для того чтобы придать  изделию эстетический вид.

       В зависимости от назначения отделочных материалов их разделяют на три группы

 

 

1. Для подготовки поверхности древесины к отделке;

        2. Для нанесения на подготовленную поверхность древесины;

        3. Для отделки (облагораживания)  лакокрасочного покрытия.

      

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА- ШПАТЛЕВКА, ПОЛИРОЛЬ, ШЛИФПАСТА

В первую группу входят следующие отделочные материалы: грунтовки, шпатлёвки, красители и др. Грунтовки служат основой под краску. В столярно-мебельном производстве используют нитроцеллюлозные (НЦ), полиэфирные (ПЭ), нитрокарбитные (НК) и акриловые (АК) грунтовки. Для изделий, которые используются в условиях с повышенной влажностью или изготовленных из ДВП и ДСП, используют грунтовку водно-дисперсионную акриловую ВД-АК-02. Она без запаха,  экологически чистая и взрывобезопасна.

Шпаклёвки бывают густые (для местного шпатлевания) и жидкие (для сплошного шпатлевания). На предприятиях выпускают шпаклёвки белого цвета, а также под цвет древесины сосны, дуба, ольхи, ореха.

В качестве красителей используют натуральные и синтетические красящие  вещества. Они хорошо растворяются в воде и окрашивают древесину. Из натуральных красителей чаще всего используют морилку.

Ко второй группе отделочных материалов относятся

лаки спиртовые, масляные, нитроцеллюлозные (нитролаки), алкидные и другие.

Масляные лаки высыхают в течение 24 часов. Сушка нитролаков происходит в течение 10 – 15 минут. Они бывают прозрачные и имитирующие.

Наиболее широко используются лаки алкидные. Бесцветный водно-дисперсионный алкидный лак марки ВД-АК-1043 защищает изделия от плесневых, грибков и мхов. Этот лак имеет 75 оттенков, разводится водой и сохнет 1 час. Лак алкидный для внутренних и внешних работ имеет более 60 оттенков. Он высыхает за сутки.

Краски после высыхания образуют непрозрачную однородную плёнку. Чаще всего применяют масляные и водно-дисперсионные краски.

Масляные краски выпускают готовыми к применению. Время высыхания – 24 часа. Широко используются краски МА-15 и МА-25, они имеют свыше 20 цветов

Водно-дисперсионные краски предназначены для высококачественной окраски изделий. Среди них краска ВД-АК-1038 моющая для интерьеров помещений, ВД-АК-1034 для изделий для древесины и другие. Высыхают они за 1 час.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Продолжение рассказа учителя

        Эмали образуют после высыхания непрозрачную блестящую или матовую плёнку. В зависимости от лака, на основе которого она изготовлена, эмали бывают масляные, спиртовые, нитроцеллюлозные и специального назначения. Для отделки изделий в школьных мастерских широко применяют эмали глянцевые и матовые марок ПФ а также алкидные. Первые из них высыхают за 24 часа. Они имеют более 20 цветов. Алкидные эмали выделяются износостойкостью и меньшим временем высыхания – 15 часов.

К третьей группе  отделочных материалов относятся полировочные (полироли) и шлифовальные пасты. Все они служат для получения глянцевой поверхности лакокрасочного покрытия.

 

Закрепление нового материала.

1.В чём сущность технологической операции «отделка древесины»?

2. Назовите основные группы отделочных материалов по назначению?

3. Какие красители вы знаете?

4. В чём разница межу грунтовками и шпаклёвками?

5. Перечислите  известные вам виды лаков и красок.

6. Для чего используются полироли и шлифовальные пасты?

Лабораторно-практическая работа. Ознакомление с видами отделочных материалов

1.     Выписать в тетрадь из учебника основные группы отделочных материалов ( стр. 172)

2.     Рассмотреть различные виды отделочных материалов по имеющимся образцам.

V. Целевые обходы учителя.

Учитель, обходя класс, контролирует правильность выполнения работы обуч-ся. При необходимости проводятся индивидуальный или текущий инструктаж.

VI. Заключительная часть.

1.     Анализ урока (обратить внимание на активность обуч-ся).

2.     Разбор ошибок, допущенные обуч-ся при выполнении работы.

3.     Оценка работы обуч-ся, комментированное выставление оценок.

VII. Домашнее задание. Стр. 171-172, читать, отвечать на вопросы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru