Конспект урока по предмету предметно практические действия "Работа с пластическим материалом. Лепка овощей"

  • pdf
  • 25.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока.Работа с пластическими материалами.Лепка овощей.pdf

Конспект урока учителя-дефектолога

Предмет: предметно-практические действия

Тема: «Работа с пластическими материалами. Лепка овощей»

Цель: формирование умений и навыков работы с пластическими материалами (лёгким пластилином) через лепку овощей.

Задачи:

Образовательные:

                 закрепить приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, сглаживание);

                             учить передавать форму и характерные особенности овощей;

                             формировать умение подбирать цвет пластилина в соответствии с натурой.

Коррекционно-развивающие:

                            развивать мелкую моторику рук, координацию «глазрука»;

                             совершенствовать зрительно-пространственное восприятие (форма, размер, цвет);

                            стимулировать тактильную чувствительность и осязательное обследование предметов.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к продуктивной деятельности; формировать положительное отношение к результату собственного труда.

Возрастная группа: обучающиеся 6 класса с нарушением интеллекта (2вариант обучения).

Оборудование и материалы:

      лёгкий пластилин основных цветов (красный, зелёный, оранжевый, коричневый, жёлтый, фиолетовый);

              доски для лепки (по количеству детей);

              стеки (пластиковые или деревянные);

              влажные салфетки для рук;

              муляжи или натуральные овощи (помидор, огурец, морковь, картофель, лук, свёкла);

      карточки с изображениями овощей (цветными и контурными);         образец готовой лепной композиции «Овощи на тарелке»;         корзина или тарелка для выставления работ.

Предварительная работа:

      рассматривание овощей (натуральных или муляжей), обсуждение формы, цвета, поверхности;

              игра «Угадай на ощупь» (определение овощей в мешочке);

              отгадывание загадок про овощи;

              беседа «Где растут овощи?», «Что можно приготовить из овощей?».

Ход урока

1.  Организационный момент (2–3мин)

              Приветствие, проверка готовности к занятию.

      Психологический настрой: «Сегодня мы будем волшебниками-огородниками и слепим вкусные овощи!»

2.  Мотивационно-ориентировочный этап (3–4мин)

      Дидактическая игра «Узнай по описанию» (учитель описывает овощ, дети отгадывают и находят соответствующий муляж/картинку).

      Рассматривание образцов: вместе с детьми анализируем форму, цвет, особенности поверхности каждого овоща (например, у моркови — конусовидная форма и гладкий блеск, у картофеля — округлый силуэт и небольшие «глазки»).

      Постановка цели: «Будем лепить овощи из пластилина. Выберем, какие именно — и начнём творить!»

3.  Подготовка к практической деятельности (2–3мин)

             Пальчиковая гимнастика «Овощи» (координация движений, разогрев кистей):

Мы капусту рубим, рубим (движения прямыми ладонями вверх-вниз),

Мы морковку трём, трём (потереть кулак одной руки о кулак другой),

Мы капусту солим, солим (пальцы сложить в щепотку, «солим»),

Мы капусту жмём, жмём (сжимать и разжимать кулаки),

А потом и в рот кладём. Ам! (сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочерёдно подносим ко рту).

              Повторение правил работы с пластилином:

не брать в рот;

работать на доске;

использовать стеку аккуратно;

после лепки вытереть руки влажной салфеткой.

4.  Практическая часть (12–15мин)

              Показ и объяснение приёмов лепки (на примере одного овоща, например, моркови):

1.      Отщипнуть кусочек оранжевого пластилина.

2.      Размять в руках до мягкости.

3.      Скатать колбаску, один конец заострить (прищипыванием и сглаживанием).

4.      Слегка сплющить с боков для естественности формы.

5.      Стекой нанести лёгкие продольные бороздки (имитация текстуры).

      Самостоятельная работа детей: каждый выбирает 1–2 овоща для лепки. Учитель оказывает индивидуальную помощь (поддержка кисти, подсказка по приёму, контроль последовательности действий).

      Текущий контроль: внимание к точности передачи формы и цвета, аккуратности соединений, использованию стеки.

5.  Физминутка (2–3мин)

Спрятались на грядке ловко

Репка, свёкла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками)

За ботву потянем,

Из земли достанем. (встать, руками снизу вверх имитировать движения «дёргаем морковку») Будет малышам обед:

Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)

6.  Завершение работы и анализ (3–4мин)

              Дети выкладывают свои изделия на общую тарелку/корзину.

              Обсуждение работ:

o «Какой овощ тебе было интереснее всего лепить? Почему?» o «Что получилось особенно аккуратно? Что было сложно?» o «Похожи ли наши овощи на настоящие? Чем?»

      Оценка результатов: акцент на старании, аккуратности, самостоятельности (не на «правильности»).

7.  Рефлексия и итог (2мин)

             «Что мы сегодня делали? Какие приёмы лепки вспоминали?»

              «Какие овощи ты бы хотел слепить в следующий раз?»

      Поощрение: «Ты молодец! Твои овощи получились яркие и аккуратные. Теперь их можно «подать на стол»!»

8.  Уборка рабочего места (1–2мин)

              Сложить пластилин в коробки, протереть доски, вытереть руки.

Методические рекомендации:

      Для детей с моторной неловкостью: использовать более мягкий пластилин, давать заготовкиосновы (скатанные колбаски, шары), применять приём «рука в руке».

      Для детей с сенсорной гиперчувствительностью: предложить альтернативные материалы (тесто для лепки, восковой пластилин) или сократить время работы.

                  Для мотивации: ввести игровой сюжет («готовим салат для игрушек», «украшаем огород»).

Для закрепления: после занятия организовать выставку работ с подписями («Наш овощной базар»).