Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
г. Мытищи
Конспект урока
По предмету
Русский язык
по теме:
«Правописание приставок и предлогов»
(3 класс)
Подготовила:
Учитель начальных классов
Любчак В.А.
Тема: Правописание приставок и предлогов
Цель: научить распознавать предлоги и приставки.
Задачи:
Познавательные УУД:
-формировать умения отличать предлог от приставки, формировать навыки их верного правописания;
- способствовать развитию мышления, памяти, орфографической зоркости,
Регулятивные УУД:
- формировать умения грамотно строить речевые высказывания.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения.
Оборудование: карточки, наглядное пособие.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Мне бы хотелось начать наше занятие со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:
«Что такое счастье – Каждый понимает его по – своему. Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь свою Родину…»
Что же такое счастье?
Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Пекарю – горы душистого хлеба,
Прохожему больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.
А что для счастья надо ученикам?
Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.
II. Актуализация знаний и выявление проблемы.
Начнем наш урок с игры на внимание и узнаем, все ли настроились на рабочий лад, ведь нам понадобятся на уроке не только знания, которыми вы уже овладели, но и ваше внимание, чтобы получить новые знания!
1.Игра «Внимание».
«Посмотрите меня. Возьмите тетрадь руки и положите парту».
На что вы обратили внимание, слушая меня? (несвязанная речь, нет предлогов)
Какие слова пропущены? (в, на)
Что это за слова? (предлоги)
А чем еще могут являться эти слова? (приставками)
Давайте вспомним, что такое приставка? (рассказывают правило)
Что такое предлог? (рассказывают правило)
Для чего нам нужны предлоги? (для связи слов в предложении)
Как отличить приставку от предлога?
2. Послушайте сказку.
Жила-была в волшебной стране Грамматике Приставка. Она была доброй и весёлой. У Приставки были друзья, которые жили за дремучим лесом. Друзей звали: Корень, Суффикс, Окончание. Друзья часто собирались вместе поиграть в любимую игру «Слова».
Однажды друзья пригласили Приставку в гости. Путь проходил через дремучий лес. Приставка шла, любовалась лесной красотой и не заметила, как заблудилась. Она испугалась и расплакалась. Тут, откуда ни возьмись, появился коварный Предлог, который жил в лесу отдельно от других, и ни с кем не дружил. Он сказал:
- Не плачь, Приставка, я покажу тебе тропинку, которая выведет тебя из леса.
Приставка обрадовалась, она не догадалась, что коварный Предлог решил испортить всем праздник и поссорить друзей. Предлог привязал бедную Приставку к дереву, а сам пошёл к её друзьям.
Друзья не заметили подмены, потому что Предлог был очень похож на Приставку. Вскоре начали играть в свою любимую игру, но у них ничего не получалось. Все стали ссориться друг с другом. Одному Предлогу было весело. Друзья, наконец, поняли, в чём дело, прогнали Предлога и вернули свою подружку. Так и остался Предлог жить один, а Приставка переехала поближе к друзьям, чтобы помогать ребятам, играть в любимую игру «Слова».
III. Минутка чистописания (музыкальное сопровождение)
Уу уд уе ус
Уехал улетел у бабушки
- Подчеркните предлоги и выделите приставки. (проверка)
- Запишите число, классная работа.
IV. Определение темы и постановка учебной задачи.
Кто из вас догадался, о чем пойдёт речь на нашем уроке? (Ответы детей)
Прочитайте и спишите, раскрывая скобки, предложение с доски:
Мальчик (с)катился (с) горы. (проверка)
Выпишите слова: скатился, с горы.
Какой частью речи являются эти слова?
Объясните их написание.
V. Открытие новых знаний.
Приставка приставлена к слову вплотную,
Но я её вижу! Нашёл и ликую:
ПОехать,
Увидеть,
ОТдать,
ПОмириться,
ДОпеть,
ДОсказать,
ДОговориться!
Попробуйте вместе со мною пройти –
И в каждом словечке приставку найти!
Запомните! Глаголы никогда не употребляются с предлогами!
В поле, в доме, на сосне,
За рекой, в лесу, во сне,
Под березкой и в берлоге –
Вы заметили предлоги?
Перед словом встал предлог –
Вспомнить правило помог!
Тут хлопот не так уж много,
Знает боцман и матрос:
Между словом и предлогом
Ставь-ка мысленно вопрос!
С горы (предлог + существительное).
Почему с горы написали раздельно? (предлоги со словами пишутся раздельно)
Если между предлогом и словом можно поставить вопрос, либо другое слово, то это слово надо писать раздельно.
- Чему мы должны с вами научиться на уроке? (различать предлог от приставки и правильно их писать).
VI. Физминутка.
Где приставка, где предлог?
Кто бы мне решить помог?
Правил тех совсем немного
У глагола нет предлога.
- Если я говорю слово с приставкой, вы хлопаете в ладоши, если с предлогом – топаете:
переходить, у реки, за школой, пробежать, намочить, в книге, на доске, заскучать, около забора.
VII. Первичное закрепление во внешней речи:
1) работа по учебнику (стр.132. упр.259) (работа у доски с объяснением).
2) самостоятельная работа
- Распределите слова в два столбика: в один столбик слова с предлогами, во второй – с приставками. (на боковой стороне парты прикреплены задания, ученики снимают их и выполняют задания)
3) самопроверка
VIII. Физминутка
IX. Развитие устной речи
Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, давайте узнаем о секрете их употребления.
Как вы говорите - вернулся со школы или вернулся из школы?
Пришел с магазина или пришёл из магазина?
Повесить плакат на доске!
Если человек идет (куда?) в школу, в магазин, в библиотеку, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из магазина, из библиотеки.
И наоборот, если человек ушел на работу, на речку, на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с рыбалки.
X. Игра «Собираем урожай» (работа в группах)
1.Составьте слова с приставкой.
2. Составьте слова с предлогами.
XI. Итог урок.
Чему мы учились сегодня на уроке?
Что вы запомнили о правописании предлогов и приставок.
XII. Рефлексия.
У вас на столе лежат фигурки лиц человека. Это будет ваш портрет. Ваша задача дорисовать портрет и выразить в нем ваше эмоциональное настроение за урок.
XIII. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.