Конспект урока
по предмету труд (технология)
в 6 классе
Тема: «Пошив столового текстиля»
Учитель: Костюнина М.В.
Тема: «Салфетка. Обработка срезов».
Цель: научить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом.
Оборудование: образец изделия салфетки, инструкционно-технологическая карта по пошиву салфетки, таблица «Ручные и машинные швы», карточки-задания, швейные наборы.
Ход урока
Организационный момент
Дети садимся ровно, положите руки на парты, спинки ровные. На уроке будьте активными, внимательными и обязательно в работе применяйте положительные качества швеи.
А мы с вами знаем, что швея должна быть какой? (старательной, усидчивой, аккуратной, трудолюбивой, терпеливой)
А еще швея должна обладать швейными навыками и умениями, уметь выполнять свою работу быстро и качественно, и, конечно же, любить свое дело.
Ребята, если мы с вами будем применять эти качества в нашей работе, то у нас с вами все будет получаться.
Итак, мы начинаем урок.
Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока «Салфетка. Обработка срезов». На прошлом уроке мы уже начали изучать эту тему. Мы с вами говорили о видах салфетки, об истории возникновения.
Изложение нового материала. Актуализация знаний.
¾ Давайте вспомним, что такое салфетка? (Салфетка- это предмет столового белья, платок для вытирания губ после еды)
¾ Ребята, а что вы помните из истории салфетки, откуда стали известны нам салфетки? (Салфетки были известны еще в Древней Греции. Салфетками служили листья деревьев, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме и в Европе. Особо популярны были в странах, где мужчины носили бороду и усы. В тоже время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало.
¾ Скажите в наше время для чего мы используем салфетки? (Для сервировки стола, для личных гигиенических норм)
В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток: тканевые и бумажные.
Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые служат дольше. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают – их кладут на колени для защиты одежды от загрязнения, а на стол бумажные.
Также салфетками накрывают хлеб и фрукты, на них ставят посуду, вазы. Сейчас салфетки очень популярны, они еще служат для украшения жилища.
Салфетки бывают разной формы: круглой, овальной, квадратной, прямоугольной.
Отделка служит дополнением и украшением внешнего вида изделия. Отделка салфеток может быть разнообразной. Это может быть вышивка, аппликация, всевозможные кружева.
Салфетку можно изготовить своими руками. Если вы сошьете несколько салфеток себе, используя ненужные лоскуты, обрезки ткани, то вы сэкономите не только деньги, но и лучше научитесь шить.
При пошиве салфетки мы будем использовать план. С планом мы уже ознакомились на прошлом уроке. Давайте повторим план. Кто выйдет к доске рассказать?
План повторили. Молодец!
И два первых пункта плана мы уже с вами выполнили на прошлом уроке.
¾ Мы раскроили деталь изделия и подготовили деталь к пошиву. (Показ гостевого изделия)
¾ Ребята, посмотрите на свои детали салфеток, на какую форму похожи? (Квадрат)
¾ Какую ткань мы выбрали для пошива? (Ситец)
Ситец – это х/б ткань. Х/б ткани и льняные больше всего подходят для пошива нашего изделия, т.к. они хорошо впитывают влагу, быстро сохнут.
Игра «Конверт».
А сейчас я хочу вам предложить игру «Конверт». У вас на партах конверты с заданиями (5 заданий).
Физкультминутка
Теперь переходим к 3 пункту плана «Обработка срезов изделия».
¾ Ребята, при разрезании ткани образуются срезы долевой и поперечной. Чтобы ткань не сыпалась срезы нужно обрабатывать. Есть много способов обработки срезов салфетки. Например, бахрома, обметать на швейной машине строчкой «зигзаг», петельными ручными стежками, косыми ручными, швом вподгибку.
¾ Мы с вами срезы салфетки будем обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом. Этот шов мы уже с вами выполняли и не раз.
¾ Кто скажет при пошиве какого изделия использовали этот шов? (Мешочек, платок)
Шов вподгибку с закрытым срезом служит для обработки изделий из легкосыпающихся тканей и относится к краевым швам. Этим швом обрабатывают салфетки, полотенца, наволочки, сумки хозяйственной и т.д.
Давайте разберем инструкционную карту. (Разбор инструкционной карты)
Практическая работа
Перед началом практической работы нужно повторить правила техники безопасности с иглой и ножницами.
Выполнение работы учащимися.
Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление их причин.
Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Итак, вы все обработали срезу салфетки. У вас получились вот такие замечательные салфетки, но конечный итог мы подведем на следующем уроке, когда вы еще украсите салфетку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.