Автор: Духанина Екатерина Алексеевна, учитель математики МБОУ В(С)Ш № 1 г. Новосибирск
Предмет: геометрия
Класс: 8
УМК: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.
Тема урока: теорема Пифагора
Тип урока: урок развивающего контроля
Цель: закрепление знаний по теме «теорема Пифагора», полученных на уроках геометрии
Задачи:
· решение задач на тему «теорема Пифагора»
· рассмотрение задач из сборников ЕГЭ на тему «теорема Пифагора»
· обзор применения «теоремы Пифагора» в жизни
Прогнозируемые результаты
личностные:
· формирование внимательности и навыков самоконтроля при проверке правильности решения задач
· умение грамотно и чётко излагать свои мысли
· формирование устойчивой мотивации к учебной и трудовой деятельности
метапредметные:
· формирование навыка нахождения наиболее рационального решения задачи
· формирование навыка работы в условиях ограниченного времени
предметные:
· повторение понятий «гипотенуза», «катет»
· знание теоремы Пифагора и основной формулы, связанной с теоремой
· доказательство теоремы Пифагора
· решение прикладных задач по теме «теорема Пифагора»
· выявление пробелов в знаниях по теме «теорема Пифагора»
· умение применять знания по теме «теорема Пифагора» при решении задач ЕГЭ
Формы обучения: индивидуальная, групповая
Оборудование урока: карточки по вариантам, Smart Board
Ход урока
I урок
1. Мотивация
Деятельность учителя: ведёт диалог с учениками, мотивирует к познавательной деятельности, поясняет необходимость знания логарифмов в большинстве профессий
Деятельность обучающихся: диалог с учителем, ответы на вопросы
УУД: регулятивные: формирование мировоззрения относительно необходимости знания теоремы Пифагора в жизни и профессии, целеполагание, познавательные – получение знаний по предмету, коммуникативные – формирование коммуникативных компетенций во время диалога с учителем и одноклассниками
Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня Вам предстоит написать самостоятельную работу на тему «теорема Пифагора».
А знаете ли Вы, где в жизни применяются теорема Пифагора?
1) Нахождение минимального расстояния между двумя точками и определения кратчайшего маршрута для минимального времени транспортировки груза.
2) Роботы (в том числе и бытовые) выбирают кратчайший путь для построения маршрутов для экономии батареи.
3) Для проектирования конструкций: мостов, эстакад, в промышленном и гражданском строительстве. Для верного расчёта устойчивости конструкций производится расчёт равнодействующей силы, который производится на основании теоремы Пифагора
4) В проектировании электронный устройств (компьютерных и телефонных плат и т.п.). Для компактности конструкции с помощью теоремы Пифагора вычисляют кратчайшие пути соединения электронных компонентов
5) В радиотехнике: для вычисления оптимальной высоты и положения антенны путем расчёта расстояния от приёмника с целью максимизации зоны сигнала
Как Вы видите, теорема Пифагора применима в каждой профессии и в быту!
2. Актуализация
Деятельность учителя: организует опрос о том, что вызвало сложность при освоении темы
Деятельность обучающихся: диалог с учителем, ответы на вопросы опроса по выявлению сложностей при освоении темы перед самостоятельной работой, решение заданий на повторение, обсуждение заданий и решений с одноклассниками.
УУД: регулятивные – оценка уровня подготовки обучающихся и выявление сложность при освоении темы, закрепление знаний, познавательные – структурирование знаний по теме урока, личностные - формирование внимательности, усидчивости.
На прошлом уроке проводилось тестирование для выявления психологических барьеров и страхов учащихся, возникающих перед самостоятельными работами, тестами и экзаменами.
1) Что вызвало наибольшую сложность при освоении материала?
а) нехватка количества рассмотренных примеров и задач
б) трудности с запоминанием формул
в) нехватка практических примеров применения темы в жизни
г) недостаток иллюстративного материала
д) недостаток времени на подготовку к самостоятельной работе
2) Сколько времени вы отводите для подготовки к самостоятельной работе? (развёрнутый ответ)
3) В какой форме Вам больше нравится урок развивающего контроля?
а) в форме задач с развёрнутым решением
б) в форме тестов
в) в форме устного ответа на вопросы
г) свой вариант
По результатом теста подавляющее большинство обучающихся (37% и 28%) испытывают сложности, связанные с недостатком времени на подготовку к самостоятельной работе и запоминанием формул. Уважаемые ученики! Давайте повторим основные моменты по теме урока! Как называются стороны прямоугольного треугольника?
Правильно! Катет и гипотенуза (слайд 14)
А помните ли Вы основную формулу теоремы Пифагора?
(В любом прямоугольном треугольнике сумма квадратов длин двух катетов равна квадрату длины гипотенузы)
А помните ли Вы доказательство данной теоремы?
Докажем, что в прямоугольном треугольнике сумма
квадратов длин двух катетов равна квадрату длины гипотенузы, т.е.
AC2+CB2=AB2
Проведем высоту СН к гипотенузе ∆АВС – АВ.
При этом ∆АHC~∆ABC по двум углам: ∠HAC=∠CAB (общий), ∠AHC=∠ACB=90o.
Тогда для данных треугольников
=
=> АС2=AH∙AB;
Аналогично для ∆BHC~∆ABC по двум углам: ∠HBC=∠CBA (общий), ∠CHB=∠ACB=90o.
Тогда для данных треугольников
=
=> CB2=HBAB;
Таким образом, АС2+ CB2= AH∙AB+ BH∙AB=AB∙(AH+HB)= AB∙AB= AB2
Предлагаю перед самостоятельной работой потренироваться на простых заданиях.
На интерактивной доске представлено 5 треугольников. Вам необходимо соотнести треугольник и его искомую сторону.
1) 15
2) 10
3) √74
4) 5
Обменяйтесь решениями с соседом по парте. Проверьте решение соседа по парте в соответствии с решением, приведённым на слайде. Обсудите ошибки, прокомментируйте верное решение. Какое задание показалось Вам самым трудным?
Верное решение:
а) AC==
=
=
=10 (2)
б) AC==
=
=
(3)
в) BC==
=
=5 (4)
г) AC==
=
=
=15 (1)
Поскольку много ребят боится забыть формулы, я, основываюсь на опыт коллег из вузов, предлагаю один раз в течение 1 минуты воспользоваться письменными конспектами. Перед занятием собираются подписанные тетради с конспектами и выдаются по просьбе ученика. Выполняйте задания вдумчиво, внимательно читайте условие. Желаю удачи!
3. Решение индивидуальных заданий по вариантам.
Деятельность учителя: организует проведение самостоятельной работы, контролирует обучающихся, отвечает на организационные вопросы.
Деятельность обучающихся: написание самостоятельной работы.
УУД: Познавательные – формирование компетенций по выбору эффективного решения задач, личностные – формирование стрессоустойчивости, навыков работы в условиях ограниченного времени, концентрации внимания, регулятивные – прогнозирование уровня освоения знаний.
Самостоятельная работа (на решение заданий отводится 25 минут):
1) Наибольшая из диагоналей ромба равна 48см, а сторона ромба равна 25см. Найдите наименьшую диагональ ромба.
2) Мама, работающая учителем в той же школе, где учится её сын, пошла с работы домой через продуктовый магазин (см. схему). Расстояние до продуктового магазина 300 м, а от магазина до дома 400м. Известно, что дороги от школы до магазина и от магазина до дома перпендикулярны друг другу. Сын пошел после учёбы домой по кратчайшему пути. На сколько метров больше прошла мама, чем сын?
3) В прямоугольной трапеции основания равны 8см и 20см, а большая боковая сторона 20 см. Найдите периметр трапеции.
4) Является ли прямоугольным треугольник со сторонами 2см, 3см, 8см?
5) *Прямоугольный треугольник с меньшим катетом 3 см вписан в окружность радиусом 2 см. Найти площадь треугольника.
* Дополнительное задание повышенной сложности
II урок
4. Самоконтроль и самооценка
Деятельность учителя: объясняет верное решение задач самостоятельной работы, отвечает на вопросы, анализирует затруднения обучающихся.
Деятельность обучающихся: сверяют решения с эталоном, ведут диалог с учителем и одноклассниками, разработка и решение задач, аналогичных заданиям из самостоятельной работы/задач повышенной сложности.
УУД: регулятивные – выявление пробелов в знаниях, анализ проделанной работы, личностные - формирование картины о своих знаниях и умениях.
Здравствуйте! На прошлом занятии проводилась контрольная работа на тему «теорема Пифагора». Сейчас я оглашу результаты.
Каждому ученику раздаются проверенные работы. На слайде – правильные ответы.
1) Наибольшая из диагоналей ромба равна 48см, а сторона ромба равна 25см. Найдите наименьшую диагональ ромба.
Изобразим ромб, описанный в тексте задачи.
По рисунку диагональ ромба АС=48 см, сторона АD=25 см=AB=AC=CD
Согласно свойству 1 диагоналей ромба диагонали ромба, пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Соответственно, АО=ОС=48 см/2=24 см
Согласно свойству 2 диагоналей ромба диагонали ромба взаимно перпендикулярны.
Соответственно, ∆ADC – прямоугольный, в котором АD-гипотенуза, а AO и ОD – катеты. При этом согласно свойству 1 диагоналей ромба ОD – половина наименьшей диагонали ромба.
Найдем ОD по теореме Пифагора:
ОD==
=
=
=7 см
Отсюда следует, что DB=2∙OD=2∙7 см=14 см
2)
Мама,
работающая учителем в той же школе, где учится её сын, пошла с работы домой
через продуктовый магазин (см. схему). Расстояние до продуктового магазина 300
м, а от магазина до дома 400м. Известно, что дороги от школы до магазина и от
магазина до дома перпендикулярны друг другу. Сын пошел после учёбы домой по
кратчайшему пути. На сколько метров больше прошла мама, чем сын?
Пути мамы и сына представляют собой прямоугольный треугольник со сторонами:
· Путь от школы до магазина (меньший катет) – 300м,
· Путь от магазина до дома (больший катет) – 400 м,
· Путь прямиком от школы до дома (гипотенуза) – неизвестен
Соответственно,
путь от школы до дома (пройденный сыном) можно вычислить по теореме Пифагора.
Он составит =
=
=500 (м)
Таким образом, мама прошла 300+400=700 м,
Это больше на 700-500=200 м, чем прошёл её сын.
3) В прямоугольной трапеции основания равны 8см и 20см, а большая боковая сторона 20 см. Найдите периметр трапеции.
Изобразим трапецию, описанную в тексте задачи.
В трапеции ВС=8 см, AD=20 см, CD=20 см
Если провести высоту CН, то CН=АВ, т.к. АВСН – прямоугольник (поскольку ∠ВАН=∠АВС=90о в прямоугольной трапеции, а ∠АНС=90о, поскольку CН – высота, то и четвертый угол ∠ВСH=90о, т.к. сумма углов четырехугольника 360о)
Также в прямоугольнике АВСН ВС=АH=8 см. Соответственно, HD=AD-AH=20-8=12 (см)
Тогда
по теореме Пифагора в ∆СDH CH==
=
=
=16 (см)
В прямоугольнике АВСН АВ=СH=16 см.
Тогда периметр трапеции ABCD составит АВ+ВС+CD+DA=16+8+20+20=64 см
4) Является ли прямоугольным треугольник со сторонами 2см, 3см, 8см?
Предполагаемой гипотенузой является наибольшая сторона – 8 см. Соответственно, предполагаемые катеты – 2 см и 3 см.
По теореме Пифагора должно выполняться
равенство =8 (см)
Но =
=
≠8 (см)
Таким образом, треугольник со сторонами 2см, 3см, 8см не является прямоугольным.
5) *Прямоугольный треугольник с меньшим катетом 3 см вписан в окружность радиусом 2 см. Найти площадь треугольника.
Изобразим треугольник и окружность, описанные в тексте
задачи.
В ∆АВС АС=3 см, ОС= 2 см, где О – центр окружности.
Согласно теореме центр окружности, описанной вокруг прямоугольного треугольника, лежит на середине гипотенузы, а радиус этой окружности равен половине гипотенузы.
Соответственно, BO=OC= 2 см,
Тогда ВС=ВО+ОС=2+2=4 (см)
По теореме Пифагора АВ==
=
=
Таким
образом, площадь прямоугольного треугольника составит SABC=∙АВ∙АС=
∙
∙3=
Ребята! Внимательно просмотрите задания, в которых Вы допустили ошибки!
Пожалуйста, выпишите темы, в которых Вы допустили ошибки. Что чём конкретно было сделано неверно? Например: неверно понята суть задания; ошибка по невнимательности при переписывании условия; расчетная ошибка; ошибка в записи свойства, на основании которого производилось решение и т.д. Если ошибки не были допущены, предлагаются индивидуальные карточки с заданиями повышенного уровня сложности (приложение 1).
Перепишите решение задач, в которых Вы допустили ошибки.
Повторите тему, в которой допущена ошибка. Придумайте и решите по 5 заданий на каждую тему, в которой была допущена ошибка. Обменяйтесь решением с соседом, проверьте решения друг у друга. Повторились ли ошибки на этом этапе?
5. Рефлексия
Деятельность учителя: ведёт диалог с учениками, подводит итоги урока, выслушивает предложения учеников по улучшению качества проведения урока.
Деятельность обучающихся: подведение итогов урока, оценка урока.
УУД: Познавательные – умение объективно оценивать свою работу на уроке и деятельность учителя, личностные – умение делать выводы и вносить предложения по увеличению эффективности на уроке.
Давайте подведем итоги урока. Понравился ли Вам урок? Как Вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание:
1) Найдите периметр прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 13 см, а меньший катет – 5 см.
2) Лестницу длиной 5 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний ее конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 4 м?
3) Сторона равностороннего треугольника равна 16 см. Найти площадь треугольника
4) В прямоугольнике одна сторона равна 30, а диагональ равна 50. Найдите площадь прямоугольника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.