Тема: «Доли» 3 класс
1. Самоопределение к деятельности. Орг. Момент
Прозвенел для нас звонок, начинается урок. Урок математики. Настроились думать, рассуждать, активно работать.
2. Актуализация знаний, мотивация.
- Откройте тетради.
- Запишите дату.
- Сегодня на уроке мы должны открыть новое знание, но как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Начнем с повторения.
Устный счет:
· Какое число нужно разделить на 5 чтобы получить 8?(40)
· Сколько раз по 9 содержится в числе 36? (4)
· Стороны прямоугольника 5 см и 7 см. Чему равна площадь?(35)
· Лошадь рысью проходит за 1 час 13 км. Сколько км она пройдет за 3 ч.?(39)
· Сколько стоит полбулки хлеба, если булка стоит 20 р.?(10)
- Что значит полбулки? (половина, пополам)
- Сколько половинок у одной булки? (2)
-Эти половинки одинаковые или разные? (одинаковые)
- Какие ещё предметы можно разделить пополам? (шоколадку, яблоко)
-А бывают ситуации, когда целый предмет надо разделить на 3 равные части?
- А на другое количество равных частей можно разделить целый предмет? (торт стараемся разделить на равные части)
3.Постановка учебной задачи.
-В математике равные доли целого называются долями.
- Слышали это слово раньше? (долька у апельсина, мандарина)
- Догадались, какая сегодня тема урока? (доли)
Тема: «Доли»
Цель: узнать, что такое доли.
- Что мы можем узнать о долях? (где с ними можно встретиться)
Задачки:
1. Аня пригласила 5 гостей на свой день рождения. Какая доля праздничного торта достанется каждому, сидящему за столом?
(находим долю от целого предмета)
2. Слова из сказки: как пройдёшь ты, Иванушка, треть пути, так встретится тебе избушка на курьих ножках… А идти тебе до неё 1 день и одну ночь. Сколько дней и ночей займет весь путь?
(Можно делить величины, н-р, расстояния)
3. Одна 12-ая доля квадрата имеет площадь 1 кв.см . Какова площадь квадрата?(долю можно находить от геометрической фигуры)
4. Число 15 разделили на 5. Какую долю нашли от числа 15. Чему она равна?(долю можно находить от числа)
Задачи:
· как образуются доли;
· как называют доли;
· как сравнивают доли.
- Важно знать, что такое доли и зачем они нужны? (да, в жизни могут встретиться такие ситуации, когда надо знать что такое доли)
- Какие знания вы получите в результате изучения темы «Доли»?
Узнаем, что такое доли:
· как образуются доли;
· как называют доли;
· как сравнивают доли.
- К нашим задачкам вернёмся, когда будем обладать нужными знаниями.
4.Решение учебных задач.
1) Как появляются доли.
- Что значит разделить на доли?
-Что такое доли?(части)
- С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли?
Пр: я хочу угостить троих ребят яблоком, но оно у меня одно.
Софии побольше – она высокая,
Насте – поменьше – она пониже Софии,
Диане – ещё меньше – она невысокая.
(Макет: неравные доли круга)
- Правильно? Получили доли? (нет)
- Почему? (части неравные)
-Как правильно разрезать? (разделить на 3 равные части)
(Макет: равные доли круга)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: чтобы образовались доли, надо целое разделить на равные части.
- Что узнали? (как образуются доли)
……………………………………………………………………………………….
2) Как называют доли? (не знаем)
- Вернемся к модели круга, разделенного на доли, когда будем знать.
- Как можем узнать? ( посмотреть в учебнике, из компьютера)
Диск «Доли» (вся информация, кроме сравнения долей торта)
- Как назвать долю?
Практическая работа: полоску бумаги разделить на 4 части, назвать долю.
Вывод: чтобы назвать долю, надо посчитать, на сколько равных долей разделено целое, назвать долю от этого числа)
- Вернемся к модели круга, назовем долю. (одна третья)
- Что можно делить на доли?
· Предметы (торт);
· Геометрические фигуры (квадрат, отрезок);
· Величины (расстояние);
· Числа
(карточки со словами на доску, понадобятся, когда будем анализировать «задачки»)
- Что узнали? (как называются доли)
…………………………………………………………………………………….
3) Как сравнивают доли
Работа в группах.(макеты кругов с долями)
Задание:
1)Сложите из долей целые фигуры.
2)Что можно сказать об этих фигурах? (это круги, они равны)
3)Чем отличаются? (доли разные)
4) Сравните доли из разных кругов.
Проверка:
- Как определили? (на глаз)
- Как доказать? (наложением)
Если совпадут при наложении? (равны)
Если не совпадут? (неравны)
- Кто догадался, как сравнить доли без наложения?
Вывод: чем больше частей, тем …............. доля. (меньше)
- Чему учились? (сравнивать доли)
……………………………………………………………………………………….
Критерии оценки работы ученика на уроке:
- Оценка вашей работы на уроке будет зависеть от того, насколько вы
· знаете, как образуются доли;
· умеете называть доли;
· умеете сравнивать доли
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.
Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Подними-ка руки, плечи,
Чтоб работать было легче.
5.Первичное закрепление (применение алгоритма на практике)
1. Как называют доли? (знаем)
Вывод: чтобы назвать долю, надо посчитать, на сколько равных долей разделено целое, назвать долю от этого числа)
На доске: макеты круга ½, 1/3, ¼, 1/6.
- Назовите доли.
-Чему учились, выполняя это задание? (называть доли)
Задание на карточке: Соедини линиями доли с их названием. |
Проверка.
- Оцените себя. Лист самооценки .(по эталону)
……………………………………………………………………………………
2. Как появляются доли.
С.92, №1 (1)
-Прочитайте. Чему будем учиться? (называть, получать доли)
-На сколько равных частей разделили пирог?
-Как называется 1 доля этого пирога?(1/6)
-Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога? (1/12)
С.92, №1 (2) -Прочитайте.
-Надо начертить в тетради.
-Чему учились, выполняя это задание? (делили целое на доли, выделяли 1 долю по заданию)
|
Проверка.
- Оцените себя. Лист самооценки. (по эталону)
……………………………………………………………………………………3.Как сравнивают доли
Вывод: чем больше частей, тем …............. доля. (меньше)
С.92, №2
-Прочитайте. Чему будем учиться? (называть, сравнивать)
Выполнение задания.
-Чему учились? (называть, сравнивать)
Задание на карточке: какая доля больше? |
Проверка.
- Оцените себя. Лист самооценки. (по эталону)
- Вернёмся к нашим задачкам.
Задачки:
|
Можно делить на равные части |
Аня пригласила 5 гостей на свой день рождения. Какая доля праздничного торта достанется каждому, сидящему за столом?
|
предмет |
Слова из сказки: как пройдёшь ты, Иванушка, треть пути, так встретится тебе избушка на курьих ножках… А идти тебе до неё 1 день и 1 ночь. Сколько дней и ночей займет весь путь?
|
Величины: Расстояние Время |
Одна 12-ая доля квадрата имеет площадь 1 кв.см . Какова площадь квадрата?
|
Геометрические фигуры |
Число 15 разделили на 5. Какую долю нашли от числа 15? Чему она равна?
|
Числа |
Геометрические фигуры делили на доли в теме «Площадь»
Числа делили на равные части в теме «Таблица умножения и деления»
На следующем уроке будем учиться находить число по его доле.
6. Проверочная работа с самопроверкой в классе
o - Сейчас поработаем самостоятельно. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Итак, вы попробуете самостоятельно применить полученные на уроке знания, затем сделаете самопроверку, самооценку.
Карточка 2
Тема «Доли»
Ф.И…………………………………………………………
Работай в тетради.
Задание:
1) начерти квадрат, длина стороны которого 3см;
2) раздели квадрат на 9 равных частей;
3) закрась одну девятую его часть синим цветом;
4) закрась одну третью его часть красным цветом.
5) Сравни, какая доля меньше:
· Красная
· Синяя
Верных ответов |
Оценка |
Самооценка |
4 и больше |
|
|
3 |
|
|
2 и меньше |
|
Самопроверка,
самооценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5) синяя
9.Рефлексия учебной деятельности
- Над какой темой работали на уроке?
- Цели достигли?(результаты)
- Продолжите высказывание.
· Я получил знания … (что такое доли…)
· Я научился … (называть доли, сравнивать доли…)
· Самым трудным было…
· Самым легким было…
· Я доволен … (могу использовать эти знания в жизни….)
· Могу похвалить себя и своих одноклассников за …( хорошо выполненную самостоятельную работу)
· Отметки:
· Лист самооценки
· Уровень выполнения самостоятельной работы
Домашнее задание ( на выбор):
1. Тетрадь на печатной основе № ……………………….
2. Диск: Тема «Доли» ,№1
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.