Урок математики в 3 классе по теме "Доли

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала по теме "Доли"
Иконка файла материала Доли.docx

Тема: «Доли»                     3 класс

1.     Самоопределение к деятельности. Орг. Момент

Прозвенел для нас звонок, начинается урок. Урок математики. Настроились думать, рассуждать, активно работать.

 

2.     Актуализация знаний, мотивация.

- Откройте  тетради.

- Запишите дату.   

- Сегодня на уроке мы должны открыть новое знание, но как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Начнем с повторения.

Устный счет:

·        Какое число нужно разделить на 5 чтобы получить 8?(40)

·        Сколько раз по 9 содержится в числе 36? (4)

·        Стороны прямоугольника 5 см и 7 см. Чему равна площадь?(35)

·        Лошадь рысью проходит за 1 час 13 км. Сколько км она пройдет за 3 ч.?(39)

·        Сколько стоит полбулки хлеба, если булка стоит 20 р.?(10)

 

- Что значит полбулки? (половина, пополам)

- Сколько половинок у одной булки? (2)

-Эти половинки одинаковые или разные? (одинаковые)

- Какие ещё предметы можно разделить пополам? (шоколадку, яблоко)

-А бывают ситуации, когда целый предмет надо разделить на 3 равные  части?

- А на другое количество равных частей можно разделить целый предмет? (торт стараемся разделить на равные части)

 

3.Постановка учебной задачи.

-В математике равные доли целого называются долями.

- Слышали это слово раньше? (долька у апельсина, мандарина)

- Догадались, какая сегодня тема урока? (доли)

 

Тема: «Доли»

Цель: узнать, что такое доли.

- Что мы можем узнать о долях? (где с ними можно встретиться)

Задачки:

1.     Аня пригласила 5 гостей на свой день рождения.  Какая доля праздничного торта достанется каждому, сидящему за столом?

(находим долю от целого предмета)

 

2.     Слова из сказки: как пройдёшь ты, Иванушка, треть пути, так встретится тебе избушка на курьих ножках… А идти тебе до неё 1 день и одну ночь.  Сколько дней и ночей займет весь путь?

 (Можно делить величины, н-р, расстояния)

 

3.     Одна 12-ая доля квадрата имеет площадь 1 кв.см . Какова площадь квадрата?(долю можно находить от геометрической фигуры)

 

4.     Число 15 разделили на 5. Какую долю нашли от числа 15. Чему она равна?(долю можно находить от числа)

 

Задачи:

·        как образуются доли;

·        как называют доли;

·        как сравнивают доли.

- Важно знать, что такое доли и зачем они нужны? (да, в жизни могут встретиться такие ситуации, когда надо знать что такое доли)

 

- Какие знания вы получите в результате изучения темы «Доли»?

      Узнаем, что такое доли:

·        как образуются доли;

·        как называют доли;

·        как сравнивают доли.

- К нашим задачкам вернёмся, когда будем обладать нужными знаниями.

 

4.Решение учебных задач.

1) Как появляются доли.

- Что значит разделить на доли?

-Что такое доли?(части)

- С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли?

Пр: я хочу угостить троих ребят яблоком, но оно у меня одно.

         Софии побольше – она высокая,

         Насте – поменьше – она пониже Софии,

         Диане – ещё меньше – она невысокая.

(Макет: неравные доли круга)

- Правильно? Получили доли? (нет)

- Почему? (части неравные)

-Как правильно разрезать? (разделить на 3 равные части)

(Макет: равные доли круга)

 

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: чтобы образовались доли, надо целое разделить на равные части.

- Что узнали? (как образуются доли)

……………………………………………………………………………………….

 

2) Как называют доли?  (не знаем)

- Вернемся к модели круга, разделенного на доли, когда будем знать.

- Как можем узнать? ( посмотреть в учебнике, из компьютера)

Диск «Доли» (вся информация, кроме сравнения долей торта)

- Как назвать долю?

Практическая работа: полоску бумаги разделить на 4 части, назвать долю.

Вывод: чтобы назвать долю, надо посчитать, на сколько равных долей разделено целое, назвать долю от этого числа)

- Вернемся к модели круга, назовем долю. (одна третья)

- Что можно делить на доли?

·        Предметы (торт);

·        Геометрические фигуры (квадрат, отрезок);

·        Величины (расстояние);

·        Числа

(карточки  со словами на доску, понадобятся, когда будем анализировать «задачки»)

- Что узнали? (как называются доли)

…………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

3) Как сравнивают доли

Работа в группах.(макеты кругов с долями)

Задание:

1)Сложите из долей целые фигуры.

2)Что можно сказать об этих фигурах? (это круги, они равны)

3)Чем отличаются? (доли разные)

4) Сравните доли из разных кругов.

Проверка:

- Как определили? (на глаз)

- Как доказать? (наложением)

Если совпадут при наложении? (равны)

Если не совпадут? (неравны)

- Кто догадался, как сравнить доли без наложения?

Вывод: чем больше частей, тем  ….............  доля.           (меньше)

- Чему учились? (сравнивать доли)

……………………………………………………………………………………….

 

 

 

Критерии оценки работы ученика на уроке:

- Оценка вашей работы на уроке будет зависеть от того, насколько вы

·        знаете, как образуются доли;

·        умеете называть доли;

·        умеете сравнивать доли

 

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

Выпрямляйся, потянись,

А теперь назад прогнись.

Подними-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

 

 

 

5.Первичное закрепление (применение алгоритма на практике)

1. Как называют доли?  (знаем)

Вывод: чтобы назвать долю, надо посчитать, на сколько равных долей разделено целое, назвать долю от этого числа)

На доске: макеты круга   ½,     1/3,   ¼,      1/6.

- Назовите доли.

-Чему учились, выполняя это задание? (называть доли)

Задание на карточке: Соедини линиями доли с их названием.

    Проверка.

- Оцените себя. Лист самооценки .(по эталону)

……………………………………………………………………………………

2. Как появляются доли.

С.92, №1     (1)  

  -Прочитайте. Чему будем учиться? (называть, получать доли)

-На сколько равных частей разделили пирог?

-Как называется 1 доля этого пирога?(1/6)

-Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога? (1/12)

 

С.92, №1     (2)    -Прочитайте.

-Надо начертить в тетради.

-Чему учились, выполняя это задание? (делили целое на доли, выделяли 1 долю по заданию)

Задание на карточке: С.92, №1     (2)   

       Проверка.

     - Оцените себя. Лист самооценки. (по эталону)

……………………………………………………………………………………3.Как сравнивают доли

Вывод: чем больше частей, тем  ….............  доля.           (меньше)

С.92, №2

-Прочитайте. Чему будем учиться? (называть, сравнивать)

Выполнение задания.

-Чему учились? (называть, сравнивать)

Задание на карточке: какая доля больше?

   Проверка.

- Оцените себя. Лист самооценки. (по эталону)

 

- Вернёмся к нашим задачкам.

Задачки:

 

Можно делить

на равные части

Аня пригласила 5 гостей на свой день рождения.  Какая доля праздничного торта достанется каждому, сидящему за столом?

 

 

предмет

Слова из сказки: как пройдёшь ты, Иванушка, треть пути, так встретится тебе избушка на курьих ножках… А идти тебе до неё 1 день и 1 ночь. Сколько дней и ночей займет весь путь?

 

Величины:

Расстояние

Время

Одна 12-ая доля квадрата имеет площадь 1 кв.см . Какова площадь квадрата?

 

 

Геометрические фигуры

Число 15 разделили на 5. Какую долю нашли от числа 15? Чему она равна?

 

 

Числа

Геометрические фигуры делили на доли в теме «Площадь»

Числа делили на равные части в теме «Таблица умножения и деления»

На следующем уроке будем учиться находить число по его доле.

6. Проверочная  работа с самопроверкой в классе

o   - Сейчас поработаем самостоятельно. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Итак, вы попробуете самостоятельно применить полученные на уроке знания, затем сделаете самопроверку,  самооценку.

Карточка 2

Тема «Доли»

Ф.И…………………………………………………………

Работай в тетради.

Задание:

1)    начерти квадрат, длина стороны которого 3см;

2)    раздели квадрат на 9 равных частей;

3)    закрась одну девятую его часть синим цветом;

4)    закрась одну третью его часть  красным цветом.

5)    Сравни, какая доля меньше:

·        Красная

·        Синяя

Верных ответов

Оценка

Самооценка

4 и больше

3

2 и меньше

 

Самопроверка, самооценка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)    синяя

9.Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали на уроке?

     - Цели достигли?(результаты)

 

- Продолжите высказывание.

·        Я получил знания … (что такое доли…)

·        Я научился  … (называть доли, сравнивать доли…)

·        Самым трудным было…

·        Самым легким было…

·        Я доволен … (могу использовать эти знания в жизни….)

·        Могу похвалить себя и своих одноклассников за …( хорошо выполненную самостоятельную работу)

·        Отметки:

·        Лист самооценки

·        Уровень выполнения самостоятельной работы

Домашнее задание ( на выбор):

1.       Тетрадь на печатной основе № ……………………….

2.        Диск: Тема «Доли» ,№1