Конспект урока по программе А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», проведённого во 2-б классе учителем Головкиной Е.А. Тема урока : «Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать.»
Оценка 4.7

Конспект урока по программе А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», проведённого во 2-б классе учителем Головкиной Е.А. Тема урока : «Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать.»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
2 кл
23.08.2020
Конспект урока по программе А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», проведённого во 2-б классе учителем Головкиной Е.А.     	Тема урока :	«Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать.»
Конспект урока по программе А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», проведённого во 2-в классе учителем Головкиной Е.А. Тема урока : «Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать.»
Конспект открытого урока по программе А.doc

Конспект урока по программе А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», проведённого во 2-б классе учителем Головкиной Е.А.  

 

   Тема урока :          «Путешествие по родной стране.

Что такое карта и как её читать.»

 

Цели: Познакомить с городами России.

1.        Дать понятие географической карты; учить детей читать карту и показывать объекты на ней .

2.        Развитие внимания, памяти, речи учащихся, расширение кругозора детей, развитие интереса к предмету.

3.        Воспитание патриотизма; умения работать в паре, группе.

Оборудование:

1.     Физическая карта.

2.     Карточки со словами для каждого ученика: река, город, болото, ледник, океан, море, гора, остров, граница, канал.

3.     Таблички с условными знаками для каждого ученика.

4.     Прямоугольники из цветной бумаги синего, коричневого, жёлтого, зелёного цвета для каждого ученика.

5.     Фишки с номерами 1,2,3,4,5,6,7 ( 18 штук ).

6.     Картинки с изображением реки, равнины, моря, гор, (или фото).

7.     Плакат « Путешествие по России» с открытками и фотографиями, принесёнными детьми.

8.     Учебники Плешакова А.А. «Мир вокруг нас», тетрадь «Проверь себя », (2 часть).

9.     Книги и открытки для организации выставки.

10. Карточки для индивидуальной работы (6 штук),

11. Карточки с названиями команд.

12.  Скотч, ножницы, подставки для книг, указка.

 

Схема оформления доски и класса

 

 

Плакат с фото на стене

 

 

  Тема: «Путешествие

по родной стране»

   

    Карта

 физическая

 

 

 

 

Выставка книг на столе на подставках

  

цветные карточки со словами

 

карточки с условными знаками

 

Ход урока

Орг. момент.

1.     Представить гостей.

2.     – Мы сегодня отправимся в путешествие. Как вы думаете, куда?

Введение в тему урока.

- Путешествовать можно и не выходя из класса. В этом нам поможет фотовыставка и сообщения ребят, которые они готовили дома. Расскажут они о городах, в которых они побывали сами или их родители.

Проверка д/з

1.     Сообщения:

1.     Н.Л.(Москва)                              8. Б. Д. (Кинешма)

2.      В. Л.(Воронеж)                          9. М. М.(Йошкар-й-ола)

3.     Д. Д. (Вичуга)                             10. Щ. Р.(Тула)

4.     У. Я.(Орёл)                                 11. И. М.(Бухара)

5.     И. Т.(Рязань)                              12. К. К.(Санкт-Петербург)

6.     Ф.С.(Саратов)

7.     П. Д. (Киров)                             

2.     Открытки и фотографии, книги принесли:

 

1.     Ш. А.                            5. И. М.

2.     К. К.                              6. И. Т.

3.     Ф. С.                             7. П.Д.

4.     М. М.

Похвалить детей за работу.

 

Ознакомление с новым материалом

1.     – Путешествовать можно и по-другому, нам поможет один предмет. Какой, вы узнаете, отгадав загадку:

             Моря есть – плавать нельзя,

             Дороги есть – ехать нельзя,

             Земля есть – пахать нельзя.

Что это? ( карта)

или:       Страны без людей,

               Города без домов,

              Леса без деревьев,

              Моря без воды. ( карта)

Вывесить физическую карту

2.     – Сейчас мы будем работать в группах.

- Рассмотрите фотографии в  учебнике на с. 92-93.

Найдите эти места на карте на с. 90-91 и обозначьте их фишками  с номерами, они находятся в конвертах. Какой номер на фото, такой будет и на карте расположен.

- Выполняйте.

- Объясните, что такое карта? (ответы детей).

- Давайте сравним эти ответы с определением в учебнике на с.95.

Прочитает его У. Яна  

! (Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков)  

3.     – Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать её, то есть, понимать особый язык карты – условные знаки.

Сначала научимся определять по карте стороны горизонта ( учитель показывает на карте).

Север всегда вверху, слева – запад

Юг – внизу, справа – восток

 

Какие моря омывают страну с севера? (Чукотское, Баренцево, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское).

Какие с юга? (Чёрное, Каспийское).

 

- Теперь разберёмся, что обозначают на картах разные цвета.

Синим – вода (моря, реки, океаны, озёра) - показывает карточки.

 

Зелёным                                 равнины          низменности

Жёлтым             суша            

Коричневым                          горы                      возвышенности

 

- Проверим, как вы запомнили, что на карте обозначают различные цвета. Я показываю карточку со словом, а вы – соответствующую цветную карточку.

- Теперь выясним, что обозначают другие условные знаки на карте.

- Рассмотрите условные знаки на доске и что они обозначают.

 

Найдите на  своих картах и покажите на карте, висящей на доске:

 

города:  Москва, Екатеринбург, Саратов, Тобольск (здесь была составлена первая карта Сибири «Чертёж» в 1667 г. воеводой Петром Годуновым. В городе есть памятники казаку Ермаку, первому землепроходцу Сибири).

реки:    Волга

остров: Сахалин

горы:   Уральские

границу России

- Всегда ли хорошо могли рассмотреть объекты? Почему?

 

- Существуют правила показа объектов. Познакомимся сними (с. 95 учебника).

Прочитает Никонорова Лада.

- Теперь будем стараться показывать объекты в соответствии с правилами.

 

1. Стой у карты справа, не закрывая то, что

    показываешь на карте.

 

3.        2.  Показывай указкой.

4.      

 3.  Показывай аккуратно, точно, чётко

      произноси названия.

 

 

 

    Физкультминутка

- Путешествовать по планете

Мы идём сегодня, дети.

- На небе солнце светит,

Деревья качает ветер.

- Над нами птицы летят,

Под ногами травы шелестят.

- Посмотрите на друзей,

Улыбнитесь поскорей!

Мы опять вернулись в класс,

Работа новая ждёт нас!

        - Сели правильно. Приготовились к выполнению следующего задания.

Закрепление изученного

 

1.     Более 500 лет назад русский купец Афанасий Никитин отправился в Индию из города Твери. Помогите мне составить рассказ о его путешествии, заменяя условные знаки, которые я вам буду показывать, названиями объектов на карте.

- Вначале Афанасий Никитич плыл на корабле по         (реке)

Она называется Волга. Путь его пролегал по зел  (равнине). Она называется Восточно-Европейской. Затем он плыл на корабле по          (морю). В наше время оно называется Каспийским. После этого пересёк      (горы). Они называются Иранским нагорьем. Затем он сел на корабль и поплыл по Аравийскому морю и прибыл в Индию.

 

2. Отгадайте загадку    « Молчанка»

Отгадку покажите с помощью условных знаков.

  1.Широкое, глубокое,                                 5.  Не море, не земля,                      

День и ночь о берег бьётся.                           Корабли не ходят

Из него воды не пьётся,                                 И пройти нельзя.

Потому что не вкусна-                                  Не вода, не суша

И горька и солона     (море)                           В лодке не проплывёшь

                                                                      И ногами не пройдёшь (болото)

2.Чуть дрожит на ветерке        

Лента на просторе,                                    6. Течёт, течёт – не вытечет,

Узкий кончик в роднике,                                Бежит, бежит- не выбежит (река)

А широкий – в море   (река)

                                                                     7. Здесь транспорта много, 

3Все обходят это место,                          Большущих домов.

Здесь земля, как будто тесто.                   Что это такое, ответить готов?

Здесь осока, кочки, мхи,                                                                            (город)

Нет опоры для ноги  (болото)

 

4Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака.

Что это за бабка? (гора)

И какая шапка?  (ледник)

 

3.Работа в тетради «Проверь себя» Плешакова А.А.  с. 38__

 

Используя карту России, напиши не менее трёх названий

       № 1   а)  Морей  - 1 вариант            

               б)   Рек

     № 2    Не менее трёх названий   - 2 вариант

               а)   Горы

               б)   Города

                                              

 

 

 

 

4. Работа в  парах.__

         Один показывает условный знак, другой слово, затем – наоборот.

5.   На доске мелом соединить слово и знак          «Найди пару».

        река 

                        океан

                           гора

 

6. «Путаница»

Закройте глаза. Что изменилось? (Перепутать условные знаки на доске)

 

    7. Чем город знаменит?

 

                        Узнать о каком городе идёт речь, показать его на карте.

1)    Город,  знаменитый своими самоварами и пряниками (Тула)

2)    Город фонтанов, памятников, основан Петром  (Санкт - Петербург)

3)    Столица нашей родины (Москва)

4)    Курорт на чёрном море. Здесь примерно 280 дней в году светит солнышко (Анапа)

Работа в группах     в тетрадях с. 39

1 группа: «Следопыт»                с.39 № 1   

2 группа: «Туристы»                  с.40 № 2 а,б    

3 группа: «Маршрут»                 с. 42 № 3а,б

4 группа: «Путешественники»    с. 43 № 5     

 

Итог  урока

- Что помогло нам сегодня в путешествии по стране? (карта)

- Что такое карта?

- Что на уроке было особенно интересным?

- Что вызвало затруднение?

Д/з  Сбор материала о городе Москва.( Можно рисунки, фото, стихи, сообщения о Москве, книги ).

 

                    

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

 

Тема:      « Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать?»

 

Î Цели:            1. Знакомство с городами нашей Родины.

 

                       2.  Дать понятие географической карты.

                           Учить детей читать карту и показывать объекты на ней.

 

   Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся,            коммуникативные способности;

   расширять кругозор;

   развивать интерес к предмету

  Воспитывать любовь к Родине

 

   Среди методов и приёмов, используемых на уроке, можно выделить

словесные – беседа, рассказ детей о городах;

наглядные – фотовыставка, выставка книг, использование условных знаков, карта.

    Использована фронтальная, индивидуальная формы работы, работа в группах, работа в парах.

    Дети ещё до начала работы были включены в деятельность. Они получили домашнее задание собрать материал о городах, где побывали, или в которых не были, но мечтают побывать. Подобрать книги, стихи, открытки, фотографии по теме. С помощью родителей были составлены краткие сообщения. А я оформила фотовыставку.

   Дети работали очень активно. Просмотрели семейные фото-архивы, ходили в библиотеку для сбора материалов, брали интервью у родителей, бабушек и дедушек.

    Были использованы игровые упражнения «Молчанка», «Перекличка городов», «Найди пару».

    Произведён подбор загадок по теме, изготовлен раздаточный материал для каждого ученика.

    Всё перечисленное в совокупности  позволило активизировать деятельность                         

    детей.

Урок проведён во 2 классе по с. 1-4 и это соответствует возрастным особенностям детей.

    Считаю, что урок поставленных целей достиг. Было дано представление о карте. Дети тренировались в чтении карты.

     Считаю, что психологическая атмосфера была благоприятной.

     Для предупреждения перегрузки,  старалась чередовать фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу учащихся, использовала физкультминутку. Дети не сидели в одном  положении – перемещались при групповой работе. Материал был расположен на стене, на доске, дети могли повернуться.

    Дети получили творческое домашнее задание – сбор материала о Москве. Это тоже должно заинтересовать учащихся.


Конспект урока по программе А.

Конспект урока по программе А.

Орг. момент. 1. Представить гостей

Орг. момент. 1. Представить гостей

Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать её, то есть, понимать особый язык карты – условные знаки

Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать её, то есть, понимать особый язык карты – условные знаки

Закрепление изученного 1.

Закрепление изученного 1.

Работа в парах.__

Работа в парах.__

Самоанализ урока Тема: «

Самоанализ урока Тема: «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020