Тема: «Сила любви, которая живет вне времени» (по роману Е.Г. Водолазкина «Лавр»)
Тип урока: урок комплексного применения новых знаний (урок общеметодологической направленности)
Форма урока: урок – анализ.
Цели урока:
- познакомить (обзорно) с творчеством Е.Г. Водолазкина;
- показать мастерство Е.Г. Водолазкина в изображении мира человеческих чувств;
- развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;
- пробудить желание учащихся философствовать на темы любви и религии, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.
Задачи урока:
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; обогащать словарный запас; осмыслить значение слов «любовь» и «вера», пользуясь описанием этих чувств в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр».
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к любви, как к некой высшей ценности, которая определяет духовный мир людей.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.
Приемы: «Ромб ассоциаций», «Кластер», «Литературный диктант», «Создай паспорт», «Верно-неверно», «Ромашка Блума», «Телеграмма», «Райтинг», работа в группах.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, карточки с вопросами, рабочие карточки, рабочие тетради.
«В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений,
называемых существованием, есть одна вещь,
для которой еще стоит жить и которая,
несомненно, сильна, как смерть:
это — любовь»
Генрих Сенкевич
Сценарный план урока
1. Организация класса.
2. Мотивация учебной деятельности
Прием «Ромб ассоциаций»
Абсолютно каждому человеку даровано…
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ
Ориентироваться в мире
человеку помогают… ЧУВСТВА
Найти себя в мире человеку помогают… МЫСЛИ
Жизненный путь человеку определяет… ВЕРА
Силы в жизни человеку дает… НАДЕЖДА
-Однако нужно помнить, что никогда не засияет человеческая жизнь, если не поместить в её центр главное человеческое чувство. О каком чувстве речь? (любовь)
Абсолютно каждому человеку даровано… ЖИЗНЬ
И СМЕРТЬ
Ориентироваться в мире
человеку помогают… ЧУВСТВА
![]() |
Найти себя в мире человеку помогают… МЫСЛИ
Жизненный путь человеку определяет… ВЕРА
Силы в жизни человеку дает… НАДЕЖДА
3. Постановка учебной задачи, целеполагание
-Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
-Сформулируйте цель сегодняшнего занятия. (Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в Романе Е.Г. Водолазкина «Лавр».)
4. Актуализация имеющихся знаний.
«Литературный диктант»
· Назовите дату рождения Е.Г.Водолазкина.
· На какое отделение Киевского государственного университета поступил Водолазкин?
· Где работал Водолазкин после защиты кандидатской диссертации?
· В каких журналах публиковался Е.Водолазкин?
· Где Е.Водлазкин занимался исследовательской деятельностью 1998-2002 гг.?
· С 2012 г. Е. Г. Водолазкин – главный редактор пушкинодомского альманаха…
(взаимопроверка работы)
5. Проблемное объяснение нового материала.
-Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что такое любовь? Что значит любить?
Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил…
-Какой смысл вы вкладываете в понятие «любовь»?
Прием «Кластер»
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
ЛЮБОВЬ
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
Я предлагаю вам применить свои знания при раскрытии концепта «любовь» на примере романа Е.Водолазкина «Лавр».
На протяжении всей книги мы наблюдаем непростую историю жизни мальчика Арсения, который впоследствии пережил потерю близких ему людей, отказался от мирской жизни, совершал паломничества по миру, не раз менял свое имя, становился Устином, Амвросием, и в конце концов на исходе своей жизни стал Лавром.
«Лавр» - роман о силе любви, которая живет вне времени. Именно в этом предлагает убедиться читателю автор через переходящую в житие жизнь своего героя. О любви земной, о любви к людям, о самоотречении, ради любви. Автор книги обращает внимание читателя на то, что любовь существует вне пространства и времени. Возможно, свой взгляд на время Евгений Водолазкин позаимствовал у своего учителя - Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В его книге "Воспоминания" есть такая фраза: "Чтобы приблизить понимание вневременного мира, как-то приблизиться к его представлению, я думаю, удобнее всего его представить не как "вечность", а как бесконечно великую единовременную всеохватывающую сущность. То есть и прошлое существует, и будущее - в одной, общей для всего "единовременности". Воедино слились в романе: любовь к жизни, к женщине, к Богу, к людям…
6. Первичная проверка понимания.
-На сколько условных частей можно разделить роман? (на 4)
-Как бы вы озаглавили каждую из них? Аргументируйте свой ответ. (Познание, Отречение, Путь и Покой)
- Назовите еще произведения, объединенные одной темой с «Лавр» (Г.Г.Маркес «Сто лет одиночества», «Старый человек с огромными крыльями»… )
-Какие еще темы подняты в произведении? (самобичевание, сподвижничество, безвремие, эгоизм, гуманность…)
7. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности.
Приём «Создай паспорт» (в группах)
Составьте характеристику главного героя произведения.
(представление творческих работ)
8. Работа с самопроверкой по эталону.
Приём «Верно-неверно»
(учитель раздает карточки с утверждениями. Если учащийся согласен с утверждением, ставит возле него «+», если не согласен – «-» )
· Автор романа Е.Водолазкин.
· «Лавр» - это рассказ.
· Произведение состоит из 4х частей.
· Главный герой книги убил свою жену.
· На протяжении всей жизни Лавр искал счастье.
9. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.
Приём «Ромашка Блума»
Примеры вопросов:
· Когда происходит действие романа? Кто главный герой произведения?
· Если я правильно понимаю, то истинным ценностям жизни не подвластно время.
· Правда ли, что каждая часть книги – это этап, через который человек познает любовь?
· Что будет если такое чувство, как любовь перестанет существовать?
· Как вы относитесь к поступку главного героя?
· Как бы вы поступили на месте главного героя?
Приём «Телеграмма»
(учитель раздает детям листочки)
- Кратко напишите самое важное, что уяснили из урока с пожеланиями соседу по парте и отправьте телеграмму (обменяйтесь).
Результаты работы учащихся на уроке оцениваются с помощью приёма «Райтинг» (самооценка/оценка учителя)
Домашнее задание
Написать отзыв о прочитанном произведении.
-Урок окончен.
Источники использованной литературы:
1. Водолазкин Е.Г. Роман «Лавр»(текст).
2. Житие преподобного отца нашего Арсения Великого –Житие преподобного отца нашего Арсения Великого // Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 3. Март, апрель, май. Киево-Печерская лавра, 1764. Лл. 390 об. –398 об.
3. Калдыбекова, Ж.А. Художественное время в романе Е. Водолазкина «Лавр» [Текст] / Ж.А. Калдыбекова // Школа юного литературоведа, Волгоград. —2015. —С. 104.
4. Климова, М.Н. К изучению житийной традиции в русской литературе XIX–XX веков [Текст] / М.Н. Климова // Вестник ТГПУ. —2009. —No 4. —С. 156.
5. Морозова Татьяна. Евгений Водолазкин. Лавр//Знамя- 2013-№4-с.210-213.
6. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.
7. Токарева Марина. История человека важнее истории человечества.//Новая газета – 2013 № 109, с.20-21.
8. Хорошо ли сделан современный русский роман? // Вопросы литературы.–2015.-No3.
9. Водолазкин Евгений. Финалисты восьмого сезона Большой книги ответят на вопросы читателей.- (Электронный ресурс) http://www.bigbook.ru
10. Интервью с Евгением Водолазкиным- автором самого яркого русского романа последних лет.-(Электронный ресурс) http:// www.bigbook.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.