Конспект урока по русскому языку
Тема: «Личные местоимения».
Учитель: Мирная И.И.
Цели деятельности учителя: знакомство с новой частью речи - личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять
Планируемые результаты:
Личностные: - подводить итоги своей деятельности на уроке;
- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Предметные: - развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи;
- развивать умение обобщать.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник 3 кл.,2 ч., Школа России, учебная презентация, деформированный текст на карточке, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Этапы, методы и приёмы |
Хроно мет-раж |
Содержание урока (деятельность учителя) |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||||||
I. Самоопределение к деятельности |
1 мин |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.
|
Приветствовать учителя; Настраиваться на работу. |
К: настраиваться на урок. |
|||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний и мотивация Словесный метод. -беседа Практический
|
7 мин
|
Орфографическая минутка «Мозговая атака» 1) Груз пассажиров (багаж) 2) Страна пирамид и фараонов (Египет) 3) Цветок, по которому гадают (ромашка) 4) Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей (ёжик) 5) Громкий школьный оповеститель на начало и конец урока (звонок) 6) Приходит во время еды (аппетит) 7) Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов (берёза) - Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром - Сегодня слово берёза поможет нам на уроке. |
Писать под диктовку. Проверять собственные знания
|
П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
|||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи Словесный метод - беседа Объяснительно-иллюстративный
Прогнозирование
Практический
|
7 мин |
- Устно составьте предложение со словом берёза. - Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем. Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза (она) воспета в музыке, живописи. О берёзе (о ней) написано немало стихов, рассказов, сказок. - Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?) - Как можно исправить? - Прочитаем отредактированный текст. - Вместо какой части речи мы употребили эти слова. - Эти слова заняли место имени существительного. - Что вы знаете о местоимениях? - Слова, заменяющие другие ч. р., - «герои» сегодняшнего урока. Вы уже много знаете о местоимениях. Тогда
какая перед нами стоит цель? (познакомиться с местоимениями) Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради Как ты говоришь о себе? (я) Как ты обращаешься к товарищу? (На ты.) Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.) Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно) Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы) Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.) Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они) Таблица на доске:
В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (записать два последних слова на доске, соединить их, добавить в конце е.) Как называются такие слова? (Записать слово местоимение на 1-й строке таблицы.) |
Составлять предложение.
Отвечать на вопросы
Определять тему Ставить цель урока
Записывать в тетрадь местоимения
Смотреть на доску
Слушать учителя |
Р:
самостоятельно формулировать тему и
цель урока
|
|||||||||||||||
IV. Открытие нового знания. Словесный метод - беседа - рассказ
Наглядный метод - демонстрация
Репродуктивный |
10 мин
|
Ребята, сейчас мне нужно 2 человека. Инсценировка. Разговор бабушки с внуком . - Алло! Это я. Ты слышишь меня? - Да, хорошо слышу. - Мама дома? - Нет. - А где она? - В парикмахерской. - А папа дома? - Его тоже нет. - Он где? - На работе. Ребята, вы поняли, что нам показали актеры? Каждое местоимение указывает на лицо. Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника диалога (второе лицо) указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком–то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): она, он. Посмотрите упражнение 156, какие местоимения ребята еще не назвали? Как вы думаете, почему эти местоимения назвали личными? (указывают на какое-то лицо или лица, личное, значит принадлежит кому-то, чему-то)
- На каждой парте есть конверт. Он один. Значит, как вы будете
работать? (В парах)
|
Делать инсценировку
Слушать учителя
Работать с учебником, выполнять упражнение
Работать с карточками в паре. Доставать из конверта слова, читать, отвечать на вопросы учителя. Распределять местоимения на группы. Искать необходимую информацию в учебнике.
Слушать учителя
Самостоятельно находить правило в учебнике, читать |
Р: выполнять учебное действие П: читать про себя тексты учебников, понимать прочитанное К: Умение сотрудничать со сверстниками. Р: Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, и делать выводы. |
|||||||||||||||
V. Динамическая пауза |
1 мин |
- А теперь немного отдохнем вместе с нашими «героями». Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте) Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши) Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте) Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте) |
Повторять за учителем |
|
|||||||||||||||
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Практический Словесный Репродуктивный
|
5 мин
|
- Мы узнали новое о местоимениях. Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно пользоваться полученными знаниями? ("Надо потренироваться определять лицо и число местоимений.") - У вас на партах у каждого лежит карточка. - Прочитайте задание. Вставь пропущенные местоимения, определи лицо. Выполняйте. 1)_____ нарисую ёлочку. 2) А ____ что будешь рисовать? 4) А___, ребята, читали про Незнайку? 5) Вот из-за тучки выглянуло солнышко. ______ осветило землю. 6) На ветку дерева села ворона. ____ громко закаркала. 7) На другой ветке сидел воробей. ____ чистил пёрышки. - Проверим. Называйте местоимение, лицо и число. Если у вас так же, ставьте плюсик, если не правильно, исправляйте, ставьте минус. |
Отвечать на вопросы
Выполнять задание
Осуществлять самопроверку, исправлять ошибки, фиксировать результат |
К: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|||||||||||||||
VII. Включение в систему знаний. Практический Исследовательский Словесный |
5 мин |
Работа с деформированным текстом на карточках. Работа в парах. Задание: восстановить деформированный текст, заменить повторяющееся слово местоимением, указать число и лицо местоимений. Карточка. Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней), Но бабушкины руки люблю всего сильней. Проверка. (Слайд 13) |
Работать с карточками
Читать исправленный текст |
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
|||||||||||||||
VIII. Итог урока. Словесный |
2 мин
|
- С какой частью речи познакомились на уроке? - Почему эта часть речи получила такое название? - Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание? - Как изменяются местоимения? - Какая была цель урока? Мы ее достигли? Домашнее задание: упр. 159, с.94 |
Подводить итоги урока.
|
Р: осуществлять итоговый контроль |
|||||||||||||||
IX. Рефлексия деятельности. Словесный |
2 мин |
- Что вы сможете дома
рассказать о сегодняшнем уроке? Какую оценку вы поставите себе за урок?
Почему? |
Анализировать свою работу на уроке |
Р:анализировать собственную работу. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.