конспект урока по русскому языку : " Личные местоимения".

  • doc
  • 03.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока по русскому языку Личные местоимения..doc

 

Конспект урока по русскому языку

                                                                Тема: «Личные местоимения».                                                                                                                 

 

                                                                                                                                                                  

 

                                                                                                                                                           Учитель: Мирная И.И.

 

Цели деятельности учителя: знакомство с новой частью речи - личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять

 

Планируемые результаты:

 

Личностные: - подводить итоги своей деятельности на уроке;

-   адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Предметные: - развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи;

                - развивать умение обобщать.

 

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование: учебник 3 кл.,2 ч., Школа России, учебная презентация, деформированный текст на карточке, карточки для групповой и индивидуальной работы.

Этапы, методы и приёмы

Хроно

мет-раж

 Содержание урока

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

 УУД

I.

Самоопределение к деятельности

 

1 мин

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна.

Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

 

Приветствовать учителя; Настраиваться на работу.

К: настраиваться  на урок.

II. Актуализация опорных  знаний и мотивация

Словесный метод.

-беседа

Практический

 

7 мин

 

 

 

 

 

Орфографическая минутка

«Мозговая атака»

1)    Груз пассажиров (багаж)

2)    Страна пирамид и фараонов (Египет)

3)    Цветок, по которому гадают (ромашка)

4)    Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей (ёжик)

5)    Громкий школьный оповеститель на начало и конец урока (звонок)

6)    Приходит во время еды (аппетит)

     7)   Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов (берёза)

-  Белая берёза под моим окном,

   принакрылась снегом точно серебром

- Сегодня слово берёза поможет нам на уроке.

Писать под диктовку.

Проверять собственные знания

 

 

 

П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод

- беседа

Объяснительно-иллюстративный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование

 

 

 

Практический

 

7 мин

- Устно составьте предложение со словом берёза.

- Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.

 Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза (она) воспета в  музыке, живописи.  О берёзе (о ней) написано немало стихов, рассказов, сказок. 

- Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?)

- Как можно исправить?

- Прочитаем отредактированный текст.

- Вместо какой части речи мы употребили эти слова.

- Эти слова заняли место имени существительного.

- Что вы знаете о местоимениях?
- Как вы думаете, какая тема урока?

- Слова, заменяющие другие ч. р., - «герои» сегодняшнего урока.

Вы уже много знаете о местоимениях. Тогда какая перед нами стоит цель? (познакомиться с местоимениями)
- Чему будем учиться? (Сегодня мы поговорим о личных местоимениях.
)

Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради

Как ты говоришь о себе? (я)

Как ты обращаешься к товарищу? (На ты.)

Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)

Какого рода слова он, она?  Слова какого рода не хватает? (Оно)

Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

Таблица на доске:

Местоимение

 

ед. ч.

     мн. ч.

 1 л.

я

мы

 2 л.

ты

вы

 3 л.

он, она, оно

они

В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (записать два последних слова на доске, соединить их, добавить в конце е.) Как называются такие слова? (Записать слово местоимение на 1-й строке таблицы.)  

Составлять предложение.

 

 

Отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

Определять тему

Ставить цель урока

 

 

 

Записывать в тетрадь местоимения

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотреть на доску

 

 

 

Слушать учителя

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

IV.

 Открытие нового знания.

Словесный метод

- беседа

- рассказ

 

Наглядный метод

- демонстрация

 

Репродуктивный

10 мин

 

Ребята, сейчас мне нужно 2 человека.

Инсценировка.

Разговор бабушки с внуком .

- Алло! Это я. Ты слышишь меня?

- Да, хорошо слышу.

- Мама дома?

- Нет.

- А где она?

- В парикмахерской.

- А папа дома?

- Его тоже нет.

- Он где?

- На работе.

Ребята, вы поняли, что нам показали актеры?

Каждое местоимение указывает на лицо. Тот, кто начинает разговор, называет себя я.

Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника диалога (второе лицо) указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком–то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): она, он.

Посмотрите упражнение 156, какие местоимения ребята еще не назвали?

Как вы думаете, почему эти местоимения назвали личными? (указывают на какое-то лицо или лица, личное, значит принадлежит кому-то, чему-то)

 

- На каждой парте есть конверт. Он один. Значит, как вы будете работать? (В парах)
В конверте лежат слова.
- Есть ли среди слов в конверте личные местоимения?( "Есть, но не все. Слово НА – предлог.")
- Распределите местоимения на группы
- Покажите на доске, как вы выполнили это задание. (Вызванная пара выполняет задание на доске.)
- По какому признаку вы распределили местоимения? (Скорее всего, дети распределят местоимения по числам.) Вы распределили на 2 группы. Молодцы!
Остальные, запишите себе в тетрадь.

- Я задам вам задачу потруднее: эти местоимения можно распределить на 3 группы. Как?
- По какому признаку распределили? Как вы догадались? (" По лицам. Мы нашли в учебнике.") Молодцы! Умеете работать с книгой!


В упражнениях иногда бывает задание: указать лицо местоимения. Что можно сделать, чтобы каждый раз не искать эту таблицу в учебнике?("Можно выучить.")
- Я
поделюсь с вами хорошим способом запомнить местоимения 1 лица. Я-МЫ
-
Есть способ запомнить местоимения 2 лица. ТЫ-К-ВЫ. Только предлог К надо убрать.
- А как запомнить местоимения 3 лица?("Все местоимения 3 лица начинаются с буквы О.")
- Сегодня мы узнали новое о местоимениях. Когда мы узнаём новый материал, о нём всегда есть правило в учебнике. Прочитайте правило о местоимениях.
- А как бы вы его дополнили?

Делать инсценировку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушать учителя

 

 

 

 

 

Работать с учебником, выполнять упражнение

 

 

Работать с карточками в паре. Доставать из конверта слова, читать, отвечать на вопросы учителя.

Распределять местоимения на группы. 

Искать необходимую информацию в учебнике.

 

Слушать учителя

 

 

 

 

 

Самостоятельно находить правило в учебнике, читать

Р: выполнять учебное действие

П: читать про себя тексты учебников, понимать прочитанное

К: Умение сотрудничать со сверстниками.

Р:  Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, и делать выводы.

V. Динамическая пауза

1 мин

- А теперь немного отдохнем вместе с нашими «героями».

 Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте)

Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Повторять за учителем

 

VI.

Первичное закрепление во внешней речи.

Практический

Словесный

Репродуктивный

 

5 мин

 

- Мы узнали новое о местоимениях. Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно пользоваться полученными знаниями? ("Надо потренироваться определять лицо и число местоимений.")

- У вас на партах у каждого лежит карточка.

- Прочитайте задание.

Вставь пропущенные местоимения, определи лицо. Выполняйте.

1)_____ нарисую ёлочку.

2) А ____ что будешь рисовать?

4) А___, ребята, читали про Незнайку?

5) Вот из-за тучки выглянуло солнышко.

______ осветило землю.

6) На ветку дерева села ворона.

____ громко закаркала.

7) На другой ветке сидел воробей.

____ чистил пёрышки.

- Проверим. Называйте местоимение, лицо и число. Если у вас так же, ставьте плюсик, если не правильно, исправляйте, ставьте минус.

Отвечать на вопросы

 

 

Выполнять задание

 

 

 

 

 

 

Осуществлять самопроверку, исправлять ошибки, фиксировать результат

К:  Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

VII.

Включение в систему знаний.

Практический

Исследовательский

Словесный

5 мин

Работа   с   деформированным текстом на карточках. Работа в парах.

Задание: восстановить деформированный текст, заменить повторяющееся слово местоимением,  указать число и лицо местоимений.

Карточка.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней),

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

 Проверка. (Слайд 13)

Работать с карточками

 

 

 

 

 

 

Читать исправленный текст

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

VIII.

Итог урока.

Словесный

2 мин

 

- С какой частью речи познакомились на уроке?

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание?

- Как изменяются местоимения?

- Какая была цель урока? Мы ее достигли?

Домашнее задание: упр. 159, с.94

Подводить итоги урока.

 

Р: осуществлять  итоговый контроль

IX.

Рефлексия деятельности.

Словесный

2 мин

- Что вы сможете дома рассказать о сегодняшнем уроке? Какую оценку вы поставите себе за урок? Почему?
-
Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно.
-
Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно .
-
Я старался, но многое не вышло, я очень устал.

Анализировать свою работу на уроке

Р:анализировать собственную  работу.

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также