КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУ
Тема: «Строчная буква я»
Цели деятельности учителя: формирование в памяти учащихся чётко-дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы я.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать графический облик и элементы письменной буквы «я»; приёмы написания и соединения новой буквы;
уметь писать строчную букву «я»; соединять с другими буквами в словах.
Личностные: развивать мелкую моторику рук; способность к самооценке; формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Пропись, УМК «Школа России», 1 класс (1 часть), В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова, презентация.
Челябинск 2022
Этап урока Методы и приемы |
Хронометраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Психологический настрой |
1 мин |
- Здравствуйте ребята Подравнялись, настроились на работу, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне, присаживайтесь. |
Приветствуют учителя
Настраиваются на работу
|
Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Л:освоение личностного смысла учения. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Повторение изученного: фонетический анализ |
3 мин |
- Ребята, чем мы с вами занимаемся уже в течение многих уроков письма? - А зачем нужно знать буквы? - Сегодня до урока мне передали конверт для учеников 1 класса, т. е. для вас, ребята. Как вы думаете, что в конверте? Кто поможет мне открыть конверт и узнать, что в нём? - Так что же передали в конверте 1 классу? - Постарайтесь их отгадать.
- Когда он нужен, Его выбрасывают. А когда не нужен, поднимают. ( якорь)
- Начинается концом, Кончается началом. Чем больше из неё берёшь, Тем больше она становится. (яма)
- Спелое, красное, сладкое, Хрусткое, с кожицей гладкою. Я пополам его разломлю, И с другом своим я его разделю. (яблоко) |
Изучаем буквы, звуки, учимся писать строчные и заглавные буквы, … Буквы надо знать, чтобы научиться читать и правильно писать.
|
К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: Выделение известной информации и структурирование знаний |
III. Постановка учебной задачи
Словесный: беседа, формулировка темы и цели урока |
4 мин |
- Повторим слова. - С каких звуков и какой буквы они начинаются? - Ребята, а кто знает, почему буква «я» в этих словах обозначает два звука? - Можем ли мы записать слова - отгадки сразу?
- Для чего нужно научиться писать новую букву?
- Поднимите руку, кто хочет научиться писать эту букву? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Давайте попробуем поставить цель урока.
|
Начинаются со звуков [й а] и буквы я. Потому что стоит первой.
Нет, т.к. не умеем писать строчную букву я. Чтобы уметь записывать слова, не допускать ошибок. Поднимают руку
Строчная буква я. Познакомиться с алгоритмом написания, научиться писать строчную букву я. |
Р: планирование учебной деятельности
П: самостоятельное выделение и формулирование цели |
IV. Открытие нового знания
Практический: анализ элементов буквы, обведение образца Наглядный: показ с комментированием
Письмо в воздухе
Работа с прописью: самостоятельная работа, самоанализ, письмо букв
Практический: сопоставление слова со схемой, звукобуквенный анализ слова
|
15 мин |
- Ребята, давайте, откроем пропись на странице 20. - Обратите внимание на строчную букву я, на что она похожа? - Послушайте, на что ещё похожа буква я. Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички - буква Я.
Я – бродяга с рюкзаком, Путешествую пешком. - А из каких элементов состоит строчная буква я? - Давайте разомнем наши пальчики перед тем, как начать писать. - Обведите элементы по образцу в тетради. - Ребята, сейчас я буду прописывать на доске строчную букву я, а вы внимательно смотрите. - Писать начинаю чуть выше нижней линии рабочей строки, ведём вниз до линейки, закругляем, плавно под наклоном ведём вверх линию, закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление. - Поставили руку на локоток, пишем букву я в воздухе вместе со мной. - А теперь приготовились писать в рабочей тетради. Я тетрадь свою открою И наклонно положу, Я друзья от вас не скрою, Ручку я вот так держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Работаем в 1 строке, предложите условия, по которым оценим себя. - Поставили ручку на 1 букву в строке, пишем одновременно под счёт. Допишите строку до конца, оцените себя. Возьмите в зеленый кружок ту букву, которая у вас получилась лучше всех, а в красный ту, которая вам не нравится. - Молодцы, ребята. - А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы применить полученные знания на письме. - Обратимся ко 2 рабочей строке. Прочитайте, что за слово здесь написано? - Сколько слогов в этом слове? - Назовите первый слог-слияние. Какой у нас первый звук? - Каким цветом мы закрасим его в схеме? - Назовите второй слог-слияние. Охарактеризуйте первый звук. - Каким цветом закрасим? - А теперь посмотрите, я напишу слово яма на доске. - Какое соединение я использую? - Пропишите слово яма два раза в тетради, а я на доске вместе с вами. - Итак, сколько букв в этом слове? - А сколько звуков? - Почему? |
Открывают прописи Высказывают свои предположения
Проговаривают элементы буквы Разминают пальцы
Обводят элементы Внимательно наблюдают за учителем
Пишут букву в воздухе
Готовятся к письму буквы я в тетради
Аккуратность, правильность, наклон.
Пишут под счёт, оценивают написание по заданному критерию
Яма.
Два. Йа. [й] – согл, мягкий.
Зеленым. Ма. [м] – согл, твердый.
Синим.
Нижнее. Записывают в тетради слово яма 2 раза
Три. Четыре. Буква я в начале слова дает два звука. |
П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;
К: инициативность в общем поиске нового знания
Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов
Р: саморегуляция П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Практический: обведение образца |
5 мин |
- Посмотрите на предложение на восьмой строчке. - Читаем предложение. - Сколько слов в предложении? - Сколько слов с большой буквы? Почему они написаны с большой буквы? - В каких словах буква я обозначает два звука? - Почему?
- Какой знак в конце предложения? - Обведите слово Зое. - Теперь вам нужно это же предложение прописать на нижней строчке. Слово под словом. Сверьте свою запись с записью на верхней строчке. |
Рая дала яблоко Зое. Один ученик читает вслух Четыре. Два. Потому что это имена собственные. Рая, яблоко. Потому что стоит перед гласной и в начале слова. Точка. Обводят слово Выписывают предложение. |
К: умение полно и точно выражать свои мысли |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой |
6 мин |
- Давайте вернемся к третьей строчке. - Читаем слово. - Сколько букв? - Сколько звуков? Почему? - Вам необходимо самостоятельно, диктуя себе вполголоса, записать слово яблони и охарактеризовать согласные в этом слове и раскрасить схему. - Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. Посмотрите на слайд. - Если у вас все точно так же, то поставьте себе плюс зеленым карандашом рядом со схемой. |
Работают самостоятельно Яблони. Шесть. Семь. Буква я в начале дает два звука. Записывают слово
Сверяют с эталоном
Оценивают свою работу |
П: ориентироваться в своей системе знаний |
VII. Включение в систему знаний
Практический: сопоставление слова со схемой, звукобуквенный анализ слова
Практический: списывание с образца
|
5 мин |
- Теперь переходим к предложению на четвертой строке. - Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано? - Почему вы так думаете?
- Посмотрите, вы уже раскрашивали схему этого слова. Кто еще раз выйдет и покажет ее доске? Остальные тоже раскрашивают у себя в тетрадях. - Теперь вам остается только переписать это предложение в строчку ниже, заменив схему словом. Аккуратно, слово под словом. - Читаем, сколько слов в предложении? - Теперь поменяйтесь тетрадью с соседом и поставьте ему плюс зеленым карандашом, если у него все очень красиво и аккуратно и минус красным карандашом, если он не старался. - У кого зеленые плюсики в тетрадях – поднимите руку. Молодцы! - Давайте поработаем и с предложением на шестой строке. - Повторим, сколько слов написано с большой буквы? Почему? - Перепишите это предложение аккуратно в строчку ниже. - Сколько слов в этом предложении? - Что поставили на конце предложения? - Подчеркните зеленым карандашом слово, которое получилось самым красивым и аккуратным. |
Яблони. Потому что в этом слове 3 слога как и в схеме. Ученик показывает схему слова на доске, а остальные в тетради
Записывают предложение
Четыре. Оценивают работу соседа
Зоя, Раи. Потому что имена собственные.
Три. Точку. Оценивают свою работу |
|
VIII. Рефлексия Словесный: беседа |
2 мин |
- Вот наш урок подошел к концу. - Какую букву мы учились сегодня писать? - Достигли ли мы цели? Научились ее писать? - А теперь поднимите зеленые карандаши те, у кого все получилось, у кого что-то не получалось, но потом все же научились – желтые, и красные те, кто так и не научился. |
Букву я. Да, научились. Оценивают свою работу на уроке |
Л: умение ставить оценку собственной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.