Урок русского языка в 1 классе
Ударные и безударные гласные
Цель: формировать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного звука; воспитывать бережное отношение к птицам.
Задачи урока:
- отрабатывать умение ставить ударение в слове и находить безударный гласный звук;
- развивать орфографическую зоркость в процессе звукового анализа слова;
- развивать мотивацию учебной деятельности в процессе решения проблемной ситуации.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся определять ударный и безударный гласные звуки, находить в двусложных словах букву безударного гласного, написание которой надо проверить; получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм ударный и безударный гласные звуки в слове.
Метапредметные:
познавательные: оценивать результат своей работы, отвечать на вопросы, соотносить изучаемые понятия с примерами;
коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;
регулятивные: овладение способностью принимать УЗ и стремиться ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов УД и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях.
I. Организация класса
- Дети, вам тепло?
- В классе светло?
- Прозвенел уже звонок?
- Уже закончился урок?
- Только начался урок?
- Хотите учиться?
- Значит, можно всем садиться.
II. Чистописание
- Прошу вас открыть тетради и записать сегодняшнее число.
1) Запишите буквосочетания оа, сл, уи, пт
- На какие 2 группы можно разделить эти буквосочетания?
( сочетания букв, обозначающих гласные звуки и сочетания букв, обозначающих согласные звуки)
- Для чего нам буквы? (буква – это знак звука)
- Какими бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные)
2) Разгадайте ребус (слайд 2) Расположите буквы по мере возрастания чисел.
- Какое слово получилось? (погода)
- Разделите это слово на слоги. Что для этого нужно сделать? (найти в слове гласные)
- Какой слог ударный? Какой слог мы называем ударным? (слог, который произносим с большей силой голоса, чем другие)
- Выполните звуко-буквенный анализ слова «погода»
Погода – [пагода] – 3 сл., 6 б., 6 зв.
- Ребята, какая погода за окном? (унылая, пасмурная, хмурая, дождливая)
III. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, сегодня на адрес школы пришла телеграмма, адресованная учащимся 1-го класса. Давайте прочтем ее вместе (слайд 3).
- Вы готовы секреты русского языка изучать?
IV. Актуализация опорных знаний
- Что изображено на этом плакате?
- Какие звуки мы называем гласными? Сколько гласных звуков?
- Мы уже знаем, что гласные образуют слог. Слоги бывают ударными и безударными.
V. Постановка учебной задачи
- Сегодня на уроке мы должны узнать, какие звуки мы называем ударными, а какие – безударными.
- Отгадайте загадку:
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят… (грачи)
- Что вы знаете об этой птице?
- Грачи – это птицы, приносящие тепло. Но они не только знаменуют приход долгожданной весны, но и являются очень умными, сообразительными птицами. Они могут использовать примитивные орудия труда для добычи еды и даже изготавливать их из имеющегося материала.
- Давайте и мы покажем свои знания.
(на доске) грачи
1) обозначьте гласные звуки;
2) разделите на слоги;
3) определите ударный слог;
4) выделите в ударном слоге гласный и произнесите его. Гласный звук в ударном слоге – ударный.
5) слог, в котором есть безударный звук, подчеркиваем;
6) выделите в безударном слоге гласный и произнесите его. Гласный звук в безударном слоге – безударный.
- А теперь проведите анализ слова «гроза» (работа в парах)
VI. Построение проекта выхода из затруднения
- Мы с вами составили алгоритм определения в слове ударного звука и безударного звука. Давайте еще раз повторим его (слайд 5).
- Посмотрите: тучка отодвинулась. Значит, вы хорошо поработали. А, если, вы хорошо поработали, - значит, можно и отдохнуть.
Физкультминутка
VII. Первичное закрепление
1. Комментированное письмо.
На траве – капли росы.
1) Как вы обозначили начало и конец предложения?
2) Обозначьте гласные звуки в словах.
3) Определите количество слогов в каждом слове.
4) Определите в словах ударение.
5) Назовите ударный слог в каждом слове.
6) Назовите ударный звук.
7) Назовите безударный слог.
8) Назовите безударный звук.
- Молодцы. Солнышко еще больше показалось из-за тучи.
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 64, найдите упражнение 3.
- Прочитайте скороговорку. Спишите. Определите ударный звук в словах «трава», «дрова».
- Отчетливо произносится звук [а]. Почему? (этот звук ударный) Какой буквой он обозначен на письме?
- Назовите безударный звук в словах. Отчетливо слышится этот гласный? Почему? (потому что он безударный) Какой буквой он обозначен на письме?
- Вывод: [а]
о ? а
- Почему возникла такая проблема? (потому что звук [а] безударный, он под сомнением).
Запомни! Безударным гласным доверять нельзя – это опасное место.
- Как вы думаете, какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? (научиться выбирать букву для обозначения безударного гласного).
- Солнышко еще больше показалось из-за тучки. Значит, тучке нравится, как вы работаете.
3. Проведение игры.
- Если услышите слово, в котором есть только ударный гласный, разведите руки в стороны и сделайте небольшой наклон вперед. Если в слове есть и ударный, и безударный - делайте хлопок.
Лес, игра, гриб, ночь, сады, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.
- И снова тучке понравилась ваша работа.
VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Ребята, посмотрите на слайд (слайд 8). Прочитайте слова (скворцы, трава, солнце, гроза). Составьте из этих слов предложения так, чтобы получился текст. (работа в группе)
(Далее предлагаю дифференцированное задание)
а) запишите слова
б) запишите составленные предложения
- Найдите опасные места в словах. Чем они опасны?
- Тучка освободила солнышко, и теперь оно засияет яркими красками.
IX. Рефлексия деятельности
- Закончите предложения:
Я понял…
Я научился…
Мне было трудно…
Мне было интересно…
На следующем уроке мы будем учиться…
X. Итог урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.