Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Наречие. Значение и употребление в речи"
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Наречие. Значение и употребление в речи"

Оценка 4.6
docx
20.11.2022
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Наречие. Значение и употребление в речи"
наречие.docx

Предмет: Русский язык

Тема занятия: Наречие. Значение и употребление в речи

Место урока в разделе: Слово в языке и речи

Тип занятия: Открытие новых знаний

Цель: Знакомство с понятием (наречием), формирование умения находить наречие как часть речи.

Планируемые результаты:

Личностные: 

·        учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

·        принимать и сохранять учебную задачу;

·        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные УУД:

·        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные УУД:

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·        формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

Предметные:

·        находить в тексте такую часть речи как наречия

Формы работы: фронтальная, парная, групповая

 

Ход урока:

 

Задача

 

Этап

Учебная ситуация

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организовать детей на деятельность,

создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.

Организационно - мотивационный

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс

Русский язык сейчас у нас!

 

-Учащиеся настраиваются на плодотворную работу

 

Актуализиро-

вать знания о частях речи

Актуализация знаний

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

(Минутка чистописания)

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите на данной строке?

 

- На какие две группы можно разделить буквы в этой строке?

 

- Какая, по вашему мнению, буква лишняя? Почему?

 

 

 

- Пропишите данное содержание до конца строки.

 

(Словарная работа)

- Ребята, скажите, что такое антонимы?

 

 

- Назовите антоним слова БЫСТРО

- Кто не может справиться с этим задание, вам поможет словарь антонимов в учебнике на странице 155

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, что значит слово медленно?

- А какие слова синонимы, мы можем подобрать к этому слову?

- Слово медленно означает неторопливо, длительно, с небольшой скоростью

- Давайте вместе произнесем данное слово?

- Сколько слогов в слове?

- На какой слог падает ударение?

 

- Запишите транскрипцию слова медленно у себя в тетрадях, начиная с новой строки

(попросить одного ребенка, чтобы записал на доске транскрипцию)

- Какой гласный звук мы слышим во втором слоге?

- А какой звук мы слышим на конце слова?

- Ребята, посмотрите, как правильно пишется это слово

(поместить слово на доске)

- Сравните произношение и написание слова медленно

 

- Запишите слово медленно себе в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограммы.

- Ребята, возьмите конвертики №1.

Ваша задача собрать пословицу, а затем рассказать её смысл своему соседу по парте 

- Можете приступать к выполнению

1 вариант. Медленно идти — лучше, чем стоять. (Пословица)

2 вариант. Кто медленно начинает, быстро заканчивает. (Пословица)

- Кто может сказать, как вы понимаете смысл данных пословиц?

(Спросить несколько детей)

 

 

- Вы очень хорошо справились с этим задание.

- А мы продолжаем, посмотрите на слайд и скажите где находится бабочка по отношению к котенку?

 

- Как вы понимаете слово впереди?

- Посмотрите, какое понятие этого слова дается в слова Ожегова:

 На каком-н. расстоянии перед кем-чем-н.

- Давайте произнесем слово впереди все вместе

- Сколько слогов в данном слове?

- На какой слог падает ударение?

 

- Запишите транскрипцию слова впереди

 

 

(один ребенок записывает на доске) 

- Посмотрите, как пишется это слово

(поместить слово на доску)

- Сравните произношение и написание слова впереди

- Запишите слово себе в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограмму.

- С какими новыми словами познакомились?

- Запомните, как пишутся эти слова

 

 

 

 

- Да доске мы видим буквы и элементы

 

- Гласные е, и, о

согласные в, д

 

- Лишняя буква о, потому что во всех остальных буквах есть Элемент «линия с петлей»

- Прописывают содержание строки

 

 

- Антонимы - это слова противоположные по смыслу

 

 

- Медленно

 

- Получилось слово медленно

- Тихо, неторопливо 

 

 

 

 

- Произносят слово

 

 

 

- В слове 3 слога

- Ударение падает на 1 слог

 

 

- Составляют транскрипцию слова медленно [мэдлина]

 

- Слышим звук и

 

- Мы слышим звук а

 

 

 

 

- Слышим звуки и, а, а пишем буквы е, о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Собирают пословицы, обсуждают их смысл  

 

- Объясняют смысл пословиц для всего класса

 

 

 

 

 

- Бабочка находится впереди котенка

- Это значит на расстоянии

 

 

 

 

- Произносят слово

- В слове 3 слога

- Ударение падает на 3 слог 

 

- Записывают транскрипцию слова впереди

[фпириди]

 

 

 

- Слышим звуки и, а пишем буквы е в 1 и 2 слогах

 

 

- Медленно, впереди

Регулятивные УУД:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Поставить цель и тему урока

Постановка темы и цели урока

- Сейчас вы поработаете в паре, давайте вспомним правила работы в паре.

- Ваша задача распределить слова, которые лежат у вас в конвертиках №2 на 4 группы: горячий, солнце, снег, бегу, хорошо, слушаю, зима, медленно, маленький, светлый, говорю, впереди.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Можете приступать к работе

 

 

- Все справились с задание?

- Скажите, на какие группы вы разделили все слова?

 

 

 

 

 

 

- Скажите, какая группа у вас вызвала затруднение? Почему?

 

 

- Сегодня на уроке вы узнаете, как называется эта группа слов

- Давайте начнем это выяснять, для начала вам надо решить грамматическую задачу.

Сложите: приставку слова находка

корень слова речистый

окончание слова синие

- Какое слово у вас получилось?

 

- Как вы думаете, какой будет тема урока?

- Совершенно верно.

- Какую цель мы перед собой поставим?

 

 - Посмотрите на план нашей работы:

1. Узнаем, что такое наречие

2. Научимся находить наречие в тексте 

3. Проверим свои знания о наречии

 

 

- Вспоминают правила работы в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Работают в паре: распределяют слов на 4 группы

- Да

 

- Имя существительное: солнце, снег, зима

- Имя прилагательное: горячий, маленький, светлый

- Глагол: бегу, слушаю, говорю

4 группа: впереди, хорошо, медленно, мы не знаем, какой частью речи они являются эти слова

 

 

 

 

 

 

 

- Получилось слово наречие

 

- Наречие

 

 

- Узнать, что такое наречие, научиться находить наречие в тексте

Познавательные УУД:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

• строить сообщения в устной и письменной форме;

 

Познакомить детей с простыми и сложными предложениями

Открытие новых знаний 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

- Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить её.

Наречие

 

 

 

 


Отвечает на вопросы:

 

 


обозначает признак

 


в предложении является

 

 


- Мы приступаем к выполнению первого пункта плана для этого прочитайте про себя четверостишие, которое вам представлено на слайде:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

А.С.Пушкин

- Запишите выделенное словосочетание себе в тетрадь

- А сейчас вы поработаем в группе , как надо работать в группе?

- Возьмите карточку №3, посмотрите на ней указало три задание, это значит, что каждый из вас будет выполнять по одному, но объяснять для всей группы. Объяснить должен каждый из вас, после того, как все обсудите, должны сделать общий вывод.

- 1. Просклоняйте словосочетание и понаблюдайте, что происходит со словом печально.

- 2. Измените по числам словосочетание, и посмотрите, что происходит со словом печально.

- 3. Измените словосочетание по временам, что происходит со словом печально.

- Изменяется ли слово печально по падежам? Числам? Времени?

- Какой вывод можно сделать? (спросить все ряды)

(Поместить на доске)

Наречие

 


неизменяемая часть речи

- Заполните пропуск в вашей карточке

- В словосочетании найдите главное слово и поставьте над ним х, задайте вопрос к зависимому.  

-  Покажите схематически

- Значит наречие отвечает на вопрос как?

- Запишите на карточку

- Сейчас я предлагаю вам поработать в паре по, а Диме помогу я. Как надо работать в парах?

- Возьмите карточки №4. Ваша задача в каждом предложении к выделенным словам задать вопрос, показывая стрелочкой и подписывая вопрос, как мы сейчас это делали со словосочетанием, льет печально. Посмотрите на слова, от которых вы задавали вопросы, какой частью речи они являются.

 

Завтра мы пойдём в музей. 

Друг приехал издалека.

Мальчик стоял вдалеке.

Машина повернула вправо

- Задание выполняем в парах, это значит каждый должен что-то выполнить, не забываем объяснять для всей группы, как вы выполняете задание

- Можете приступать к выполнению

 

 

- Прочитай предложение про себя. Спишите данное предложение, подчеркни главные и второстепенные члены предложения

Брат выучил правило назубок.

 

 

 

- Все выполнили задание?

- Группы, проверьте по эталону на слайде

          Когда?

x

Завтра мы пойдём в музей. 

                 Откуда?

             х

Друг приехал издалека.

                       Где?

                  х

Мальчик стоял вдалеке

 

                            Куда?

                   х

Машина повернула вправо.

- Кто правильно выполнил задание, то покажите ладошку, кто допустил ошибку, то покажите кулачок

- Значит на какие ещё вопросы отвечает наречие?

- Дополните ваш ответ на карточку

(Поместить на доску вопросы)

Наречие

 


неизменяемая часть речи

 

отвечает на вопросы: Где? Куда?   Откуда? Как? Когда?

- От какой части речи задавали вопрос?

- Что обозначает глагол?

 

- Если слова - наречия поясняют глаголы, значит, что они обозначают?

- Запишите в ваших карточках, что обозначает наречие

Наречие

 


неизменяемая часть речи

 

отвечает на вопросы:Где? Куда?   Откуда? Как? Когда?

 


обозначает признак действия

Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень «речь» как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»

- Какое слово в данном предложении отвечает на вопросы, которое записано у вас на карточке?

 

-Давайте немного отдохнем.

 

- Каким членом предложения является?

 

 

- Значит наречие является второстепенным членом предложения

Наречие

 


неизменяемая часть речи

 

отвечает на вопросы: Где? Куда?   Откуда? Как? Когда?

 


обозначает признак предмета

 


в предложении является второстепенным членом

 

- Завершаем заполнение нашей карточки 

- Мы заполнили всю карточку

- Какой вывод можно сделать, что такое наречие?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте проверим наши предположения с выводом учебника. Откройте учебник на странице 74 и прочитайте информацию, выделенную оранжевым цветом про себя.

- Кто может рассказать для всего класса?

- Правы ли мы были?

- Закройте учебники, уберите их на край стола

- Послушайте, а затем все дружно ответьте

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь!

- Какой пункт плана мы выполнили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Зачитывают четверостишие

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вспоминают правила работы в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет

- Наречие не изменяемая часть речи

 

 

- Как?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Заполняют карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Работают в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Списывает предложение подчеркивает главные и второстепенные члены предложения

- Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Отвечает на вопросы: Когда? Откуда? Где? Куда?

 

 

 

 

 

 

 

- От глагола

- Глагол обозначает действие предмета

 

 

- Обозначает признак действия

- Заполняют карточку

 

 

 

 

 

Брат выучил правило назубок

 

 

 

 

 

 

 

 

- Назубок. Отвечает на вопрос   как?

 

- Слово является второстепенным членом предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Заполняют карточку

 

 

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Обозначает признак действия. В предложении является второстепенным членом предложения

 

 

 

 

- Читают понятие

 

- Рассказывают понятие

- Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Наречие

- Первый пункт плана

 

Применить полученные знания на практике.

Применение знаний на практике

- Мы переходим ко второму пункту плана, который звучит научимся распознавать наречие в тексте

- У вас на партах лежат карточки №5 возьмите их .

- Ваша задача списать предложений, найти и подчеркните наречие и задать от глаголов вопросы к наречиям

(один ребенок у доски, остальные на месте), (объясняет для всех)

1. (где?) Впереди огромная лиловая туча (как?) медленно поднималась из-за леса.

2. Я возвращался с охоты (когда?) вечером.

3. Какой-то зверёк (как?) слабо и (как?) жалобно пискнул между камней.

4. (где?) Кругом ещё (как?) ярко светило солнце.

5. В конюшне (где?) налево и (где?) направо в стойках стояло около тридцати лошадей.

6. Я (как?) благополучно спустился с холма (куда?) вниз.

- Следующее задание вы будите выполнять в паре. Возьмите карточку №6. Вам надо найти глагол, который отвечал бы на поставленный вопрос и соединить правую часть с левой

Петь (как?)                             издалека

Пойти (когда?)                       впереди

Посмотреть (куда?)               завтра

Приехать (откуда?)                весело

Бежал (где?)                            вверх

- Какие словосочетания у вас получились?

 

 

- Проверьте ещё раз по эталону

Петь (как?)                             издалека

Пойти (когда?)                       впереди

Посмотреть (куда?)               завтра

Приехать (откуда?)                весело

Бежал (где?)                            вверх

 

- Поднимите руки, кто выполнил все правильно, а теперь те, кто допустил ошибку

- Какой пункт плана сейчас выполнили?

- У нас остался последний пункт плана. Как он звучит?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выписывают задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Отвечают, какие словосочетания составили

 

 

 

- Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

- Второй

- Проверим свои знания о наречии

 

Коммуникативные УУД:

• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

 

Подведение итогов урока.

Выполнить оценочно – рефлексивную деятельность.

Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность.

- Но сначала давайте с вами вспомним, какова была тема урока?

- А какую цель мы перед собой поставили?

 

- Достигли мы поставленной цели?

- Кто может ещё раз повторить, что такое наречие? 

- Мы достигли поставленной цели?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите на словарные слова, можем ли мы сказать, что они являются наречиями? Почему?

 

 

 

- Ребята, а сейчас возьмите карточки №6

- Ваша задача обвести в кружок номера тех предложений, в которых встречаются наречия.

1. Пронзительно чирикали небольшие пестрые птицы.

2. Дети радостно засмеялись.

3. Любимая игрушка сломалась.

4. Рядом с домом растут белоствольные березки.

5. Маша поразила всех своим талантом.

- Какие номера предложений, вы обвели?

- Это правильный ответ.

- Покажите мне ладошку, если выполнили все правильно, и кулачок, если допустили ошибку.

- На этом урок подходит к концу.

- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. Упражнение 128 на странице 75, правило

- Спасибо за урок!

 

- Наречие

 

- Узнать, что такое наречие

- Да

 

 

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Обозначает признак действия. В предложении является второстепенным членом предложения

 

 

- Да словарные слова являются наречиями, отвечают на вопросы: Как? Где? 

 

 

- Наречие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 1, 2, 4

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

 





 

Предмет: Русский язык Тема занятия:

Предмет: Русский язык Тема занятия:

Ход урока: Задача

Ход урока: Задача

Пропишите данное содержание до конца строки

Пропишите данное содержание до конца строки

Запишите транскрипцию слова медленно у себя в тетрадях, начиная с новой строки ( попросить одного ребенка, чтобы записал на доске транскрипцию) -

Запишите транскрипцию слова медленно у себя в тетрадях, начиная с новой строки ( попросить одного ребенка, чтобы записал на доске транскрипцию) -

Спросить несколько детей) -

Спросить несколько детей) -

Запишите слово себе в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограмму

Запишите слово себе в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограмму

Скажите, какая группа у вас вызвала затруднение?

Скажите, какая группа у вас вызвала затруднение?

Проверим свои знания о наречии -

Проверим свои знания о наречии -

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Физминутка - Ребята посмотрите у каждого из вас на партах есть карточки, на которых есть только начало фраз ваша задача в течении всего урока заполнить…

Где? Куда? Откуда? Как?

Где? Куда? Откуда? Как?

Кто может рассказать для всего класса? -

Кто может рассказать для всего класса? -

Впереди огромная лиловая туча (как?) медленно поднималась из-за леса

Впереди огромная лиловая туча (как?) медленно поднималась из-за леса

Бежал (где?) вверх -

Бежал (где?) вверх -

Посмотрите на словарные слова, можем ли мы сказать, что они являются наречиями?

Посмотрите на словарные слова, можем ли мы сказать, что они являются наречиями?

Подведение итогов урока. Выполнить оценочно – рефлексивную деятельность

Подведение итогов урока. Выполнить оценочно – рефлексивную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2022