Вестибулярная система и процесс обучения
Головной мозг является частью нервной системы человека и регулирует все его жизненные функции. Весь мозг разделяют на три большие части:
- полушария большого мозга
- ствол мозга
- мозжечок
Полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений и определяют инициацию движения, их координацию, и коррекцию.
Они активно участвуют в формировании двигательных навыков и развития умственных способностей.
Для формирования успешного процесса обучения очень важно обращать внимание на двигательный статус ученика: насколько он двигательно развит, согласованно ли его движения, может ли он удерживать позу и ориентироваться в пространстве.
В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным доля
(программирование, регуляция и контроль деятельности). Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоции, речь, моторное планирование. Из коры больших полушарий мозга поступают импульсы в полушария мозжечка не о совершённом, а только лишь о планируемом движении, в соответствие с которым мозжечок моментально посылаемся импульсы, корректирующие произвольные движения, путём погашения инерции и регуляции тонуса реципкорных мышц. В результате произвольные движения становятся чёткими, скоординированными, целесообразные.
В целом, мозжечок имеет большое значение в интеграционной работе мозга, что обеспечивает скорость обучения и формирования новых, более эффективных нейронных связей. То есть, чем просеке наше моторная база, тем лучше будет происходить процесс обучения. Поэтому для реализации высших психических функций и нормативного психофизического развития человека необходимо адекватное функционирования мозжечка.
Патологии работы мозжечковой системы
Нарушения в работе мозжечка могут приводить к серьёзным патологиям развития. При повреждениях или функциональной недостаточности мозжечка возникают двигательные нарушения в актах, требующих сложные взаимодействия различных сенсорных систем (например, зрительно- моторная координация) и определённый последовательности активации групп мышц отдельных областей тела (моторное планирование). Кроме того, возможные речевые расстройства (артикуляционная моторика), нарушения движений глаз.
Поражения мозжечка могут привести к нарушениям статики- возможности поддерживания стабильного положения центра тяжести тела человека, равновесия и устойчивости.
Вы можете встретить такие нарушения функци мозжечка :
Атаксия- нарушение координации движений (шаткая походка, балансирующие руки, неуверенные движения)
Дизартрия- расстройство организации речевой моторики (невнятная речь)
Астения- быстрая утомляемость и снижение силы мышц
Роль сенсорной интеграции я функционировании
Для понимания программы мозжечковой стимуляции и почему так много внимания отводится работе с балансом тела, необходимо понять центральную роль вестибулярной системы в биологическом функционировании всех процессов мозга. По мере того как ребенок растет в утробе матери, вестибулярная система становится первым набором структур и «чувств» для развития, а затем служит фундаментом, организационным инструментом для развития всех других процессов мозга.
Вестибулярная система получает информацию от органов и определяет движения в пространстве. Когда ребенок развивается в утробе матери, развиваются и другие основные тактильные, двигательные, зрительные и слуховые системы мозга, но они развиваются по отношению к вестибулярной системе. Именно поэтому проблемы с балансом могут вызвать множество проблем.
Сенсорная интеграция
СИ- это упорядочивание ощущений, которые мы используем или будем использовать. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую милисекунду в мозг поступает информация, бесчисленные кусочки сенсорной интеграции от всего тела. И поскольку человек двигается и существует в окружающей среде, то мозгу необходимо все эти полученные данные обрабатывать и организовывать полученные ощущения. Когда ощущения организованны и интегрированы, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения и процесса обучения.
Мало просто пользоваться нашими пятью органами чувств, нужно уметь интегрировать информацию, полученную от них.
Наша трехмерная модель мира обеспечивает основу, в которую должны быть интегрированы все другие сенсорные данные. Поскольку вестибулярная система является основой этой трехмерной модели, наша эффективность в точном обмене информацией между чувствами и мозгом ограничена точностью вестибулярной системы.
Таким образом, сенсорная интеграция:
- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге
- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, зрение, обоняние, тактильность, проприоцепция и вестибулярная чувствительность).
- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя и отбирая информацию
- позволяет нам регулировать ситуацию и действовать осмысленно, формирует базу для теоретического обучения и социального поведения
Исследования доказывают, что у 90% детей с РАС есть нарушения СИ и данная терапия является эффективным методом для таких случаев. Помимо этого, дети, у которых есть трудности с письмом, осанкой, проблемы с речью, нарушение моторики и координации тоже могут воспользоваться данной методикой. Терапия, основанная на сенсорной интеграции, помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах, воздействующих на сенсорные системы человека.
Игры, использующиеся в сенсорной терапии, дают ребенку новые ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов мозгом.
Программа мозжечковой стимуляции помогает людям улучшить когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными центрами в мозге, которые основаны на чувстве баланса. Для такой стимуляции может использоваться специальная доска-балансир.
Пространственное воображение
Пространственное осознание- это организованное восприятие, отслеживание и мониторинг объектов в пространстве вокруг нас, а также положение нашего тела в пространстве. Без этого осознания мы не смогли бы взять еду с тарелок и положить ее в рот. У на сбыли бы проблемы с чтением, потому что мы не смогли бы видеть буквы в правильном отношении друг к другу. Это еще одна фундаментальная функция мозга, которая информирует все когнитивные действия более высокого уровня
Мы живем в трехмерном мире, соответственно нам необходима трехмерная модель пространства вокруг нас, ч бы мы могли интерпретировать информацию от наших органов чувств. Например, существует взаимосвязь между хорошо развитым чувством пространства и художественным творчеством, математикой и аналитическими навыками. Также важно пространственное воображение и в развитии абстрактного мышления.
Недостатки пространственного воображения могут влиять на все сферы жизнедеятельности человека.
Интеграция между двумя полушариями
Правое и левое полушарие головного мозга функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает двигательную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие- с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и гармонизируем, синхронизируем задачу- достигается эффективный баланс между операциями, происходящими в двух полушариях головного мозга.
Большинство психических процессов затрагивают оба полушария. Проблемы интеграции между полушариями могут привести к неэффективности мозговых процессов. Например, люди с нарушением слуховой обработки, задержки речи и другими проблемами в обучении в значительной степени может помочь тренировка межполушарного взаимодействия.
Тренировать межполушарное взаимодействие можно с помощью действий, включающих обе стороны тела. Например, перекрестные движения или нейромоторика.
Одним из наиболее важных моментов в развитии перцептивных и двигательных навыков является установление перекрестной синхронизации. Это точка, в которой обе стороны тела и оба полушария мозга работают в рамках и под контролем единой системы хронометража. Это система, в которой стандарты измерения обеих сторон тела соответствуют. Для того, чтобы левая нога двигалась вперед синхронно с правой рукой, и чтобы при движении правой ногой и левой руки происходил один и тот же рисунок, необходимо, чтобы момент времени и пространства для обеих сторон мозга были в одной и той же фазе.
Когда ребенок только начинает ходить, требования к сенсорной интеграции и равновесию становятся намного выше. Для достижения синхронности ребенок должен достичь более высокого уровня интеграции между двумя полушариями мозга. Наиболее эффективным из возможных способов ходьбы для человека является тот, в котором две руки качаются в виде маятников, уравновешивающих движение ног и задающих ритмический темп для всего шаблона движения.
Успешная интеграция между двумя полушариями мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов, в том числе и процессов письма, чтения ,успеваемости, двигательных навыков и других когнитивных процессов. Выполнение специальных обучающих упражнений- это отличный способ улучшить межполушарное взаимодействие.
Скорость работы мозга и время реакции
Скорость работы мозга тесно связана с интеграцией между двумя полушариями мозга. Чтобы мозг эффективно обрабатывал информацию, скорость его работы и работы его систем должна быть выше. Низкая скорость работы мозга проявляется в недостатке двигательных навыков, а простая концепция обеспечивает основу для анализа движения: чем больше требования к равновесию, тем быстрее мозг должен обрабатывать информацию, предоставляемую различными органами чувств и двумя полушариями мозга.
Наблюдение за движениями позволяем нам косвенно выявить эффективность обработки информации мозгов. Плавные и скоординированные движения- результат точного выбора времени и хорошей интеграции между полушариями. Скованность, резкость и несогласованность движений являются результатом неправильного выбора времени и неправильной интеграции, а также указывают на слабую проводимость и обработку информации мозгом. Это может являться проблемой при обучении, плохой успеваемости.
Внимание
Различные нарушения внимания зачастую обусловлены дефицитом двигательных навыков, в частности- координации. Разнообразие двигательных навыков и способностей к последовательным действиям также необходимы для когнитивных и социальных взаимодействий с окружающим миром.
Эффективность двигательных навыков и скорость работы мозга влияет на его способность сконцентрировать внимание, переключаться с одной деятельности на другую. Эти способности необходимы для академических успехов. Упражнения, направленные на развитие нейронных связей, полезны для изменения физиологического состояния мозга.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.