Вестибулярный аппарат и обучение
Оценка 4.8

Вестибулярный аппарат и обучение

Оценка 4.8
Исследовательские работы +3
docx
воспитание +2
Все классы
20.11.2022
Вестибулярный аппарат и обучение
Насколько вестибулярный аппарат влияет на обучаемость ребенка
Вестибулярный аппарат и обучение.docx

Вестибулярная система и процесс обучения

 

Головной мозг является частью нервной системы человека и регулирует все его жизненные функции. Весь мозг разделяют на три большие части:

- полушария большого мозга

- ствол мозга

- мозжечок

 

Полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений и определяют инициацию движения, их координацию, и коррекцию.

Они активно участвуют в формировании двигательных навыков и развития умственных способностей.

Для формирования успешного процесса обучения очень важно обращать внимание на двигательный статус ученика: насколько он двигательно развит, согласованно ли его движения, может ли он удерживать позу и ориентироваться в пространстве.

 

В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным доля

 (программирование, регуляция и контроль деятельности). Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоции, речь, моторное планирование. Из коры больших полушарий мозга поступают импульсы в полушария мозжечка не о совершённом, а только лишь о планируемом движении, в соответствие с которым мозжечок моментально посылаемся импульсы, корректирующие произвольные движения, путём погашения инерции и регуляции тонуса реципкорных мышц. В результате произвольные движения становятся чёткими, скоординированными, целесообразные.

 

В целом, мозжечок имеет большое значение в интеграционной работе мозга, что обеспечивает скорость обучения и формирования новых, более эффективных нейронных связей. То есть, чем просеке наше моторная база, тем лучше будет происходить процесс обучения. Поэтому для реализации высших психических функций и нормативного психофизического развития человека необходимо адекватное функционирования мозжечка.

 

 

 

Патологии работы мозжечковой системы

Нарушения в работе мозжечка могут приводить к серьёзным патологиям развития. При повреждениях или функциональной недостаточности мозжечка возникают двигательные нарушения в актах, требующих сложные взаимодействия различных сенсорных систем (например, зрительно- моторная координация) и определённый последовательности активации групп мышц отдельных областей тела (моторное планирование). Кроме того, возможные речевые расстройства (артикуляционная моторика), нарушения движений глаз. 

Поражения мозжечка могут привести к нарушениям статики- возможности поддерживания стабильного положения центра тяжести тела человека, равновесия и устойчивости.

Вы можете встретить такие нарушения функци мозжечка :

Атаксия- нарушение координации движений (шаткая походка, балансирующие руки, неуверенные движения)

Дизартрия- расстройство организации речевой моторики (невнятная речь)

Астения- быстрая утомляемость и снижение силы мышц

 

 

 

 

 

 

 

Роль сенсорной интеграции я функционировании

 

 

Для понимания программы мозжечковой стимуляции и почему так много внимания отводится работе с балансом тела, необходимо понять центральную роль вестибулярной системы в биологическом функционировании всех процессов мозга. По мере того как ребенок растет в утробе матери, вестибулярная система становится первым набором структур и «чувств» для развития, а затем служит фундаментом, организационным инструментом для развития всех других процессов мозга.

 

Вестибулярная система получает информацию от органов и определяет движения в пространстве. Когда ребенок развивается в утробе матери, развиваются и другие основные тактильные, двигательные, зрительные и слуховые системы мозга, но они развиваются по отношению к вестибулярной системе. Именно поэтому проблемы с балансом могут вызвать множество проблем.

 

Сенсорная интеграция

 

СИ- это упорядочивание ощущений, которые мы используем или будем использовать. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую милисекунду в мозг поступает информация, бесчисленные кусочки сенсорной интеграции от всего тела. И поскольку человек двигается и существует в окружающей среде, то мозгу необходимо все эти полученные данные обрабатывать и организовывать полученные ощущения. Когда ощущения организованны и интегрированы, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения и процесса обучения.

Мало просто пользоваться нашими пятью органами чувств, нужно уметь интегрировать информацию, полученную от них.

Наша трехмерная модель мира обеспечивает основу, в которую должны быть интегрированы все другие сенсорные данные. Поскольку вестибулярная система является основой этой трехмерной модели, наша эффективность в точном обмене информацией между чувствами и мозгом ограничена точностью вестибулярной системы.

Таким образом, сенсорная интеграция:

- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, зрение, обоняние, тактильность, проприоцепция и вестибулярная чувствительность).

- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя и отбирая информацию

- позволяет нам регулировать ситуацию и действовать осмысленно, формирует базу для теоретического обучения и социального поведения

 

Исследования доказывают, что у 90% детей с РАС есть нарушения СИ и данная терапия является эффективным методом для таких случаев. Помимо этого, дети, у которых есть трудности с письмом, осанкой, проблемы с речью, нарушение моторики и координации тоже могут воспользоваться данной методикой. Терапия, основанная на сенсорной интеграции, помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах, воздействующих на сенсорные системы человека.

Игры, использующиеся в сенсорной терапии, дают ребенку новые ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов мозгом.

 

Программа мозжечковой стимуляции помогает людям улучшить когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными центрами в мозге, которые основаны на чувстве баланса. Для такой стимуляции может использоваться специальная доска-балансир.

 

 

 

 

Пространственное воображение

Пространственное осознание- это организованное восприятие, отслеживание и мониторинг объектов в пространстве вокруг нас, а также положение нашего тела в пространстве. Без этого осознания мы не смогли бы взять еду с тарелок и положить ее в рот. У на сбыли бы проблемы с чтением, потому что мы не смогли бы видеть буквы в правильном отношении друг к другу. Это еще одна фундаментальная функция мозга, которая информирует все когнитивные действия более высокого уровня

Мы живем в трехмерном мире, соответственно нам необходима трехмерная модель пространства вокруг нас, ч бы мы могли интерпретировать информацию от наших органов чувств. Например, существует взаимосвязь между хорошо развитым чувством пространства и художественным творчеством, математикой и аналитическими навыками. Также важно пространственное воображение и в развитии абстрактного мышления.

Недостатки пространственного воображения могут влиять на все сферы жизнедеятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеграция между двумя полушариями

 

Правое и левое полушарие головного мозга функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает двигательную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие- с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и гармонизируем, синхронизируем задачу- достигается эффективный баланс между операциями, происходящими в двух полушариях головного мозга.

Большинство психических процессов затрагивают оба полушария. Проблемы интеграции между полушариями могут привести к неэффективности мозговых процессов. Например, люди с нарушением слуховой обработки, задержки речи и другими проблемами в обучении в значительной степени может помочь тренировка межполушарного взаимодействия.

Тренировать межполушарное взаимодействие можно с помощью действий, включающих обе стороны тела. Например, перекрестные движения или нейромоторика.

Одним из наиболее важных моментов в развитии перцептивных и двигательных навыков является установление перекрестной синхронизации. Это точка, в которой обе стороны тела и оба полушария мозга работают в рамках и под контролем единой системы хронометража. Это система, в которой стандарты измерения обеих сторон тела соответствуют. Для того, чтобы левая нога двигалась вперед синхронно с правой рукой, и чтобы при движении правой ногой и левой руки происходил один и тот же рисунок, необходимо, чтобы момент времени и пространства для обеих сторон мозга были в одной и той же фазе.

 

Когда ребенок только начинает ходить, требования к сенсорной интеграции и равновесию становятся намного выше. Для достижения синхронности ребенок должен достичь более высокого уровня интеграции между двумя полушариями мозга. Наиболее эффективным из возможных способов ходьбы для человека является тот, в котором две руки качаются в виде маятников, уравновешивающих движение ног и задающих ритмический темп для всего шаблона движения.

 

Успешная интеграция между двумя полушариями мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов, в том числе и процессов письма, чтения ,успеваемости, двигательных навыков и других когнитивных процессов. Выполнение специальных обучающих упражнений- это отличный способ улучшить межполушарное взаимодействие.

 

Скорость работы мозга и время реакции

 

Скорость работы мозга тесно связана с интеграцией между двумя полушариями мозга. Чтобы мозг эффективно обрабатывал информацию, скорость его работы и работы его систем должна быть выше. Низкая скорость работы мозга проявляется в недостатке двигательных навыков, а простая концепция обеспечивает основу для анализа движения: чем больше требования к равновесию, тем быстрее мозг должен обрабатывать информацию, предоставляемую различными органами чувств и двумя полушариями мозга.

 

Наблюдение за движениями позволяем нам косвенно выявить эффективность обработки информации мозгов. Плавные и скоординированные движения- результат точного выбора времени и хорошей интеграции между полушариями. Скованность, резкость и несогласованность движений являются результатом неправильного выбора времени и неправильной интеграции, а также указывают на слабую проводимость и обработку информации мозгом. Это может являться проблемой при обучении, плохой успеваемости.

 

Внимание

 

 

Различные нарушения внимания зачастую обусловлены дефицитом двигательных навыков, в частности- координации. Разнообразие двигательных навыков и способностей к последовательным действиям также необходимы для когнитивных и социальных взаимодействий с окружающим миром.

Эффективность двигательных навыков и скорость работы мозга влияет на его способность сконцентрировать внимание, переключаться с одной деятельности на другую. Эти способности необходимы для академических успехов. Упражнения, направленные на развитие нейронных связей, полезны для изменения физиологического состояния мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Вестибулярная система и процесс обучения

Вестибулярная система и процесс обучения

В результате произвольные движения становятся чёткими, скоординированными, целесообразные

В результате произвольные движения становятся чёткими, скоординированными, целесообразные

Роль сенсорной интеграции я функционировании

Роль сенсорной интеграции я функционировании

Наша трехмерная модель мира обеспечивает основу, в которую должны быть интегрированы все другие сенсорные данные

Наша трехмерная модель мира обеспечивает основу, в которую должны быть интегрированы все другие сенсорные данные

Пространственное воображение

Пространственное воображение

Интеграция между двумя полушариями

Интеграция между двумя полушариями

Наиболее эффективным из возможных способов ходьбы для человека является тот, в котором две руки качаются в виде маятников, уравновешивающих движение ног и задающих ритмический темп…

Наиболее эффективным из возможных способов ходьбы для человека является тот, в котором две руки качаются в виде маятников, уравновешивающих движение ног и задающих ритмический темп…

Это может являться проблемой при обучении, плохой успеваемости

Это может являться проблемой при обучении, плохой успеваемости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2022