Конспект урока по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Оценка 5

Конспект урока по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—11 кл
11.05.2023
Конспект урока по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Целью урока является обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении".
Знаки препинвния в БСП 11 кл.docx

Название предмета Русский язык

Класс 11

УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.

Уровень обучения (базовый)

Тема урока:Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1

Место урока в системе уроков по теме – данная тема рассматривается в разделе «Синтаксис и пунктуация», позволяет учащимся повторить и обобщить знания о правилах постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении .

Цель урока обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

 

Задачи урока

·         актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Знаки препинания в БСП»;

·         исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

·         развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений;

·         развивать умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации БСП;

  • активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;
  • проверить знания учащихся по теме урока.

 

Планируемые результаты: научиться определять смысловые отношения между предложениями в БСП и приобретенные знания применять в практической деятельности.

Техническое обеспечение урока компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». М.: «Русское слово», 2014

 

Содержание урока

 

1.Организационный этап

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Начнем работу с цифрового диктанта.

II. Актуализация опорных знаний.

Предлагаются пронумерованные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные), необходимо выписать в строку без запятых номера только бессоюзных предложений.

1.Родина картофеля - Южная Америка, а потом, в XVI веке, картофель

появился и в Европе. (Сложносочиненное.)

2.В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии

мешок клубней и велел посадить в разных областях. (Бессоюзное, [ ] : [пояснение].)

3.Крестьяне встретили пришельца – картофель - в штыки, так как никто

толком не знал достоинств новой культуры. (Сложноподчиненное,

причина.)

4.Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям.

(Сложносочиненное.)

5. Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель

картофеля. (Бессоюзное, [ ] : [дополнение].)

6. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в

нем содержатся крахмал, жиры, белок, клетчатка. (Бессоюзное, [ ] :

[причина].)

Какое число вы получили? (256.)

Поднимите руку те, кто не ошибся вообще или ошибся один раз.

III.Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

На основе данных предложений сформулируйте тему урока( Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении).

Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке? Сегодняшний урок – еще одна ступенька  к успешной сдаче ЕГЭ.

На парте перед вами лежит маршрутный лист ,  на котором представлены виды деятельности  и графа « оцени себя». Если при написании цифрового диктанта у вас не было вопросов, поставьте на данном этапе +, если сомневались,-?, если было много ошибок.Оцените себя.

 

IV. Работа над темой урока.

1.Работа с теоретическим материалом.

Дайте определение БСП. (-это такое СП, в котором простые предложения связаны на письме бессоюзной связью, а в устной речи – интонацией и по смыслу).

Какие знаки разделяют ПП в составе БСП? (знаки препинания: запятая, ;,- или

:).

Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 98, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему:

1-я группа – «Запятая и точка с запятой в БСП ставится»

2-я группа – «Тире в БСП ставится»

3-я группа – «Двоеточие в БСП  ставится»

Свой ответ подтвердите примерами, составьте опорный конспект по своему вопросу.

Оцените себя.

2.Практическая работа.

1) Конструирование(3 ученика у доски)

Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Перепишите и расставьте знаки препинания.

1 группа-1 предложение

2 группа-2 предложение

3 группа-3 предложение

Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы.

Староста спросил у него документ, но документа не оказалось.

Мороз не страшен, потому что воздух  сухой, ветра нет.

2) Работа с упражнением учебника №458(1,3).

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите части в бессоюзном сложном предложении и объясните постановку знаков препинания. Составьте схему и произведите синтаксический разбор 3 предложения (схема и разбор на доске).

1.Выпускали шершавый скот из хлевов обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне а галки садились на их худые спины и дергали клювом шерсть для своих гнезд.

3.Некоторые бутоны ландышей  тоже раскрылись бурые листья осин стали нежно-зелеными взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю.

 

3)Объяснительный диктант.

За мной гнались- я духом не смутился.(противопоставление)

Равнина была пустынна и печальна- сжималось сердце.( вывод)

Везде тишь : ни собака не тявкнет, ни голос человеческий не откликнется. (пояснение)

Пишу- жизнь выходит, роман пишу- роман выходит.(неожиданное  присоединение)

Оцените себя.

4) Самостоятельная работа.

1 группа. Закончите следующие фразы таким образом, чтобы получились бессоюзные сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Он взошел на высокую гору и увидел…

Не теряй времени зря…

Из комнаты послышался оглушительный смех…

Математика- сложная наука…

Я очень люблю гулять по осеннему лесу…

2 группа.Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы.

Уже вечерело солнце  скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

Картина переменилась  уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов.

Я стал звать хозяина молчат стучу молчат.

Несчастья бояться счастья не видать.

3 группа

Определите смысловые отношения между частями следующих бессоюзных предложений.

Как мало пройдено дорог -как много сделано ошибок (С.Есенин) .

Я не хочу быть бурей- я хочу  быть обыкновенной женщиной(И.Эренбург).

Володька мог поклясться: никогда еще в жизни он не ел  такой щуки(Ф.Абрамов).

Работать не любишь-ничего из тебя не получится.

Книги меняются-меняемся мы (Г.Степанов).

Сбилась погода: в январе-лужи, в марте-метели(В.Тендряков).

Совесть потеряешь-другой не купишь.

 

V. Рефлексия.

Спасибо за урок. Каждый получит общую оценку за урок, исходя из баллов, выставленных в  маршрутных листах ,листках самоконтроля и оценок  за самостоятельную работу.

V1. Домашнее задание

Повторить теоретический материал п.98, упр. 467, упр.465  (по выбору)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю признаки  БСП

 

 

 

 

2

Умею ставить запятую и точку с запятой в БСП

 

 

 

 

3

 Умею ставить тире в БСП

 

 

 

4

 Умею ставить двоеточие в БСП 

 

 

 

Приложение 1

Маршрутныйлистгруппы1

 

 

Ф.И.__________________________

 

 

 

Видыдеятельности

Оцени себя

1

Цифровой диктант

 

 

2

Работа с теоретическим материалом.              

Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 98, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему:

1-я группа – «Запятая и точка с запятой в БСП ставится»

 

 

3

Практическая работа.

1)      Конструирование

2)      Опустив выделенный союз, превратите данное предложение в сложное бессоюзное. Перепишите и расставьте знаки препинания.

Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы.

 

4

Работа с упражнением учебника №458 (1,3).

 

5

Объяснительный диктант.

 

6

Самостоятельная работа.

1 группа. Закончите следующие фразы таким образом, чтобы получились бессоюзные сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Он взошел на высокую гору и увидел…

Не теряй времени зря…

Из комнаты послышался оглушительный смех…

Математика- сложная наука…

Я очень люблю гулять по осеннему лесу…

 

 7

Рефлексия

 

 

8

Домашнеезадание.

Повторить теоретический материал п.98, упр. 467, упр.465  (по выбору)

 

 

 

 

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю признаки  БСП

 

 

 

 

2

Умею ставить  запятую и точку с запятой в БСП

 

 

 

 

3

 Умею ставить тире в БСП

 

 

 

4

 Умею ставить двоеточие в БСП 

 

 

 

 

Маршрутныйлистгруппы2

 

 

Ф.И.__________________________

 

 

 

Видыдеятельности

Оцени себя

1

Цифровой диктант

 

2

Работа с теоретическим материалом.              

Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 98, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему:

2-я группа – «Тире в БСП ставится»

 

3

Практическая работа.

3)      Конструирование

4)      Опустив выделенный союз, превратите данное предложение в сложное бессоюзное. Перепишите и расставьте знаки препинания.

5)      Староста спросил у него документ, но документа не оказалось.

 

4

Работа с упражнением учебника №458 (1,3).

 

5

Объяснительный диктант.

 

6

Самостоятельная работа.

2 группа.  Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы.

Уже вечерело солнце  скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

Картина переменилась  уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов.

Я стал звать хозяина молчат стучу молчат.

Несчастья бояться счастья не видать.

 

 7

Рефлексия

 

8

Домашнеезадание.

Повторить теоретический материал п.98, упр. 467, упр.465  (по выбору)

 

 

 

 

Маршрутныйлистгруппы3Ф.И.__________________________

 

 

 

Видыдеятельности

Оцени себя

1

Цифровой диктант

 

2

Работа с теоретическим материалом.              

Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 98, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему:

3-я группа – «Двоеточие в БСП  ставится»

 

3

Практическая работа.

6)      Конструирование

7)      Опустив выделенный союз, превратите данное предложение в сложное бессоюзное. Перепишите и расставьте знаки препинания.

8)      Мороз не страшен, потому что воздух  сухой, ветра нет.

 

4

Работа с упражнением учебника №458 (1,3).

 

5

Объяснительный диктант.

 

6

Самостоятельная работа.

3 группа

Определите смысловые отношения между частями следующих бессоюзных предложений.

Как мало пройдено дорог -как много сделано ошибок (С.Есенин) .

Я не хочу быть бурей- я хочу  быть обыкновенной женщиной(И.Эренбург).

Володька мог поклясться: никогда еще в жизни он не ел  такой щуки(Ф.Абрамов).

Работать не любишь-ничего из тебя не получится.

Книги меняются-меняемся мы (Г.Степанов).

Сбилась погода: в январе-лужи, в марте-метели(В.Тендряков).

Совесть потеряешь-другой не купишь.

 

 7

Рефлексия

 

8

Домашнеезадание.

Повторить теоретический материал п.98, упр. 467, упр.465  (по выбору)

 

 

Приложение 2

Самооценка уровня усвоения учебного материала

по теме «Знаки препинания в БСП».

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю признаки  БСП

 

 

 

 

2

Умею ставить  запятую и точку с запятой в БСП

 

 

 

 

3

 Умею ставить тире в БСП

 

 

 

4

 Умею ставить двоеточие в БСП 

 

 

 

 


 

Название предмета Русский язык

Название предмета Русский язык

Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям

Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям

Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись бурые листья осин стали нежно-зелеными взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю

Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись бурые листья осин стали нежно-зелеными взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю

Знаю признаки БСП 2Умею ставить запятую и точку с запятой в

Знаю признаки БСП 2Умею ставить запятую и точку с запятой в

Знаю признаки БСП 2

Знаю признаки БСП 2

Видыдеятельности Оцени себя 1

Видыдеятельности Оцени себя 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023