Конспект урока по русскому языку "Что такое части речи?" (2 класс)

  • docx
  • 22.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Что такое части речи?» Тип урока:«открытие» нового знания Цель урока:дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Задачи: сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; использовать специальную терминологию при определении частей речи. развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально; способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы. воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе; прививать интерес к предмету русский язык. Оборудование:Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, иллюстрации, карточки с заданиями, кластер.
Иконка файла материала Конспект урока 2 класс Что такое части речи.docx

Конспект урока

Тема урока: «Что такое части речи?»

Тип урока:«открытие» нового знания

 

Цель урока:дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи: сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; использовать специальную терминологию при определении частей речи. развивать творческое воображение и  умение работать  коллективно, в парах, индивидуально; способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы. воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся,  дружеские отношения  в коллективе; прививать интерес к предмету русский язык.

Оборудование:Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий, иллюстрации, карточки с заданиями, кластер.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

I. Мотивация к деятельности.

 

1. Приветствие учащихся.

– Сегодня на уроке нас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь,ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов, и удачи на сегодняшний день.

2. Проверка готовности к уроку.

–Сейчас у нас урок русского языка, проверяем готовность. И начинаем работать.

 

II. Актуализация имеющихся знаний.

 

1. Минутка чистописания.

Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. 

Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

2. Словарная работа.

- Как вы понимаете смысл пословицы«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»?

-Запишите пословицу к себе в тетрадь.

- Какие звуки обозначает буква С?

- Посчитайте сколько раз в пословице встретился звук [с]?

- Старик выловил неводом слова: лягушка, лисица, работа, медведь, заяц.

- Какие это слова? Запишите в тетрадь.

-А проверить орфографическое написание слов нам поможет Старуха.

-Ребята, как вы думаете, какое слово лишнее?

-А как нужно работать на уроке?

- Вместе с нами сегодня на уроке будут работать сказочные герои.

- Прежде чем мы отправимся покорять новые вершины, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

- Откройте содержание учебника, посмотрите и скажите, как называется раздел, который мы изучили?(Звуки и буквы)

- Что мы изучали в этомразделе? (Изучали орфограммы русского языка).

- Золотая рыбка предлагает вспомнить, какие орфограммы мы изучали, выполнив задание.

- Прочитайте слова, записанные на доске. Из какой они сказки?

Ст_рик, ж_ли, з_лотая, л_вил, ры_ка, м_рской, кирпич_ная, тр_ва.

- Какие буквы пропущены? Докажите свое мнение.Один ученик работает у доски.

- Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим?

- Из чего состоит речь?

- Все слова нашей речи делятся на группы, части.

III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

- А на какие группы можно поделить эти слова?

- По какому признаку слова распределены на три группы?

- Что обозначают слова первой, второй, третьейгруппы?

- Какую роль они играют в русском языке?

-Итак, кто уже может сформулировать тему нашего урока.

-Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

 

Гимнастика для глаз:

IV. Совместное открытие знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В волшебной стране Русский Язык каждая часть речи имеет свое название.

- Что нам поможет узнать эти названия?(Учебник)

- Откройте учебник на с.41. В виде чего представлена информация? Как она называется?

 

- Поработайте, пожалуйста, в паре.

Напоминаю правила работы в парах:

Ø  Слушай, что говорят другие.

Ø  Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

Ø  Говори спокойно и ясно, только по делу.

Ø  Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

Ø  Помогай товарищу, если он об этом просит.

Ø  Точно выполняй возложенную на тебя роль.

- Проанализируйте эту схему.

- Что мы уже знаем из схемы?

- Какая информация является новой для нас?

- В русском языке принято сокращать части речи на письме так:

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

- А почему эти группы именно так называются?

- Мы сможем узнать эту тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок.

«С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. Волшебник Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?!

 

Если Фея Прилагательное своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак (признак отвечает на вопрос какой?)!

 

 

А дядюшка Глагол ооочень любит говорить (раньше это слово звучало так «глаголить»). У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать?

На доске поочередно появляются изображения волшебников.

- Как вы поняли, почему существительное так называется? Глагол? Прилагательное?

 

ФИЗМИНУТКА

V. Первичное закрепление во внешней речи.

 

-Обратимся к учебнику  страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Что же называют частями речи? (зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)

- На доске изображения волшебников с названиями, 3 бочки и  карточки со словами.

- Пока волшебники бежали к нам на урок, они рассыпали слова из сказки, которые лежали в их корзинах. Сформулируете задание?

- Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово, Белочка принесла вам в помощь алгоритм, который лежит на парте. Прочитайте его.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить,  что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Выходить будем по очереди. Называем часть речи и не забываем доказывать свое мнение.

Лебедь, красивая, белочка, орешки, царевна, слуги, злые, грызла, остров, хрустальный, дом, морские, плыла, защищали, скорлупки, золотые.

- Чему мы учились?

 

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 

Самостоятельная работа на карточках.

-У вас на партах лежат конверты с заданиями. Выберите то задание, которое вам по силам.

Карточка №1

 

Напишите над словами, какую часть речи они обозначают.  

 

Белка грызёт золотые орешки.

 

Карточка №2

В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи

существительное

прилагательное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

грызет

читать

белочка

вкусное

царевна

орешек

интересная

мечтаем

Оцени себя

Самопроверка по эталону. Самооценка.

Критерии оценивания:

•              Все правильно – «5»

•              1 ошибка- «4»

•              2 –«3»

•              Больше 3- «2»

Оцениваем свою работу, делаем  вывод.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

 

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

-Какие бывают части речи?

-Что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-Что обозначаетимя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что вы знаете о глаголе?

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает глагол?

Ученик собирает на доске кластер «Части речи»

-Мы достигли поставленной цели? Докажите

-Какие сказочные герои помогали нам на уроке?

-Из каких они сказок?

-Кто автор этих сказок? (портрет автора на доске)

VIII. Рефлексия.

 

- Оцените свою работу на уроке:

Возьмите в руки карандаш:

 

Зеленый – Все понял, смогу помочь другим!

Желтый – Понял, но не смогу объяснить другим, т.к. есть какие-то трудности!

Красный – Не понял, мне нужна помощь!

 

- Поднимите карандаши мальчики, а теперь девочки.

 

Выберите к каждому вопросу ответ, подчеркните тем карандашом, который у вас в руках.

1. На уроке я работал      активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я          доволен / не доволен

3. Урок для меня показался          коротким / длинным

4. За урок я          не устал / устал

5. Материал урока мне был           понятен / не понятен

легким / трудным

 

IX. Домашнее задание.

 

-Откройте дневники и запишите домашнее задание стр.42 упр.71

 

-Прочитайте упражнение.

-Какие возникли вопросы по выполнению?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Части речи

 

Имя существительное

Имя прилагательное 

 

Глагол

 

Предмет

 

Признак предмета

 

Действие предмета

 

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

 

Что делает? Что сделает? Что делают? Что делали?