Урок 60. Чередование букв а//о в корнях.
Класс: 5-А
Предмет: русский язык
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель деятельности учителя: развивать орфографическую зоркость, умение использовать алгоритм применения орфографического правила.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать перечень корней с чередованием ; условия выбора а//о в указанных корнях;
- уметь правильно писать слова с чередованием а//о в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные:
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения.
Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
Оборудование: учебник, таблица «Корни с чередованием»,«Словарь русского языка».
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Лингвистическая разминка. Словарный диктант.
Излагать содержание, предлагать решение, простое предложение, полагаться на друзей, отложить газету, расположиться на отдых, уложить куклу, коснуться горячего металла, касаться дна, лёгкое прикосновение, касательная линия. (Взаимопроверка)
III. Проверка домашнего задания.
1. Упр.225 (стр.100-101).
2. Чтение рубрики «Это интересно» на стр.101.
3. Работа с текстом.
- Можно ли назвать этот фрагмент текстом?
- Определите тему и основную мысль текста (Тема: перед сном; основная мысль: ребёнок должен сам убирать свои игрушки).
- Определите тип речи: повествование.
IV. Работа по теме урока.
1. Упр.226 (устно).
2. Выборочный диктант. Выпишите слова с чередованием в два столбика. Вы узнали авторов этих предложений?
а) Солнце едва коснулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А.Милн. Винни-пух и все-все-все)
б) Вскоре они тоже удостоились прикосновения волшебной палочки и были превращены в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи с золотыми позументами. (Ш.Перро. Золушка)
в) Она прикоснулась к Золушкину платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в пышный наряд из серебряной парчи. (Ш.Перро. Золушка)
г) Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л.Лагин. Старик Хоттабыч)
д) Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли (Л.Лагин. Старик Хоттабыч)
е) Что касается Жени Богорода, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. (Л.Лагин. Старик Хаттабыч).
3. Физминутка. Грамматическая зарядка.
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.
Сл…жить вещи.
Первое сл…гаемое.
Предл…жить блины.
К…снуться чуда.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Не к…саются влаги.
4. Распределительный диктант. Посмотрите на доску и распределите перепутавшиеся слова на группы:
Касание, косой, неприкосновенный, коснуться, касательная, косить, прикосновение, коса, прикасаться.
а) Касание, касательная, прикасаться;
б) коснуться, неприкосновенный, прикосновение;
в) коса (косы), косой (косо), косить (косит).
5. Игра «Эрудит». Составьте слово.
Приставка – как в слове прилететь.
Корень – как в слове касается.
Суффикс – как в слове играть.
Суффикс глагола прошедшего времени.
Окончание – как в слове девочка.
Постфикс – как в слове вернулись.
Ответ: прикасалась.
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Что такое чередование?
- Назовите корни, в которых могут чередоваться буквы а//о.
- Когда в корне с чередованием нужно писать а?о?
- Расскажите алгоритм применения правила.
VI. Домашнее задание: параграфы 27-29, повторить правила, упр.227 (письменно).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.