Тема: Падежные окончания существительных.
Тип: комбинированный урок.
Метод: проблемное изложение.
Оборудование: орфографические словари, алгоритмы, таблицы, сигнальные карточки.
Цели:
а) развивающие: развить умение анализировать, рассуждать и делать выводы; развить умение составлять алгоритмы; развить зрительную и мышечную память; развить внимание; развить речь, обогатить словарный запас;
б) познавательные: сформулировать правило написания существительных на -ие, -ия, -ий; сформировать орфографические умения;
в) воспитательные: воспитывать самостоятельную личность; воспитывать умение работать в коллективе; мотивировать к труду.
Ход урока:
I этап: Активизация знаний учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы все успели отдохнуть и теперь готовы к работе. Недавно я наткнулась на сочинение одного девятиклассника, и знаете, обнаружила там множество досадных ошибок в окончаниях. Уверена, вы бы справились лучше! Сейчас я вам зачитаю небольшую сказку, а потом мы с вами вспомним, как слова в русском языке делятся на склонения.
Сказка: «Жили-были знатные господа Существительные в городе Существителенск. Властвовали они над всеми, а сами никому не подчинялись. Но вот однажды в городе появился один могучий богатырь по имени Склонение. И пришел он не просто так, а чтобы навести наконец в городе порядок. Король Морф, уставший от вольности вельмож, сделал богатыря губернатором и во всем ему поддерживал. Губернатору Склонение также помогали и его верные друзья – Падежи, Окончания и Род. Так, Существителенск был разделен на 3 района. В первом районе поселились Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а/-я; во втором – Существительные среднего рода с окончаниями -о/-е и Существительные мужского рода с нулевым окончанием; в третьем же районе остались Существительные женского рода с нулевым окончанием».
- Итак, вы прослушали сказку. Давайте повторим, как слова в русском языке делятся на склонения.
(работа с сигнальными карточками):
- К какому склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием?
(карточки)
- К какому склонению относятся существительные женского рода с окончанием -а/-я?
(карточки)
- К какому склонению относятся существительные среднего рода с окончанием -о/-е?
(карточки)
- К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?
(карточки)
- К какому склонению относятся существительные мужского рода с окончанием -а/-я?
(карточки)
II этап: Постановка проблемы.
- А сейчас давайте просклоняем несколько слов и посмотрим, все ли Существительные попали в нужный район.
(1 человек у доски, остальные в тетрадях; одно слово с ударным окончанием, другое с безударным – кровать, степь; исправить ошибки, если нужно)
- Как вы видите, не все падежи исправно служат губернатору Склонение. Некоторые из них, Родительный, Дательный и Предложный, довольно вредные особы, и все время стараются запутать Существительные.
- Скажите, ребята, к какому склонению относятся записанные нами слова (кровать, степь)?
(ответ: к 3)
- Верно. И мы видим, что окончания у этих слов совпадают. Так почему при написании одного мы допустили ошибку, а при написании второго – нет?
(предполагаемый ответ: потому что в одном из слов ударение падало на окончание, мы четко слышали, что нужно написать)
- Значит, благодаря слову «степь» мы смогли исправить ошибки в слове «кровать». Нам не пришлось вспоминать окончания в каждом из коварных падежей. Этот способ легче? Знать одно проверочное слово для целого склонения?
(ответ: да)
- Исходя из этого, кто мне попробует сформулировать цель нашего урока?
(ответ: найти простой способ написания падежных окончаний)
- Верно. Простой, более рациональный. Для слов третьего склонения мы уже нашли такое «волшебное» слово, которое будет открывать для нужных существительных вход в их район. Слово «степь». А теперь попробуйте подобрать для остальных склонений такие слова.
(ответ, например: земля – 1 скл., окно/стол – 2 скл.)
III этап: Создание алгоритма.
- Итак, для каждого района Существителенска мы получили «волшебные» слова. А теперь давайте выстроим алгоритм, по которому вы будете определять, какую букву в окончании необходимо написать. Что мы первым делом должны сделать?
(ответ: определить склонение)
- Верно. Затем?
(ответ: вспомнить «волшебное» слово для этого склонения, где бы окончание было ударным)
- Правильно. И после?
(ответ: ставим «волшебное» слово в тот же падеж, что и у нашего/подставляем в предложение)
- Верно. И пишем такую же букву, что и в «волшебном» слове.
IV этап: Отработка алгоритма.
- Давайте сейчас запишем несколько предложений, чтобы отработать алгоритм.
(1 человек у доски – 1 предложение, остальные в тетрадях)
1) В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей.
2) Ветки черемух_ стояли в кувшин_ на окошк_.
3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев.
- А сейчас я попрошу троих человек выйти к доске. Каждому из вас я дам слово, и вы его просклоняете по падежам. Остальные, кто успевает, может просклонять все три слова, кто не успевает – выбрать одно и просклонять в тетради.
(3 человека – 3 слова: акация, знание, санаторий)
- Давайте проверим каждое слово по алгоритму.
(проверка)
- Ребята, мы видим, что данные слова не подчиняются нашему алгоритму. Неужели мы допустили ошибку? А может, здесь есть что-то еще?
(ответ: эти слова не подчиняются нашему правилу, у них есть свое)
- Верно. Ребята, запишите, пожалуйста, себе в тетрадь и выделите. Это новое правило. Оно не очень сложное и звучит так: «Если ты сомневаешься в том, какую букву написать в окончании слова на -ия, -ие, -ий, то пиши И. Где есть уже буква И, там будет и вторая».
- А теперь давайте вернемся к нашему алгоритму и попробуем подставить новое правило в схему. Каким пунктом в плане должно идти определение окончания?
(ответ: первым)
- Верно. Значит, прежде чем определять склонение и искать «волшебное» слово, надо проверить, не оканчивается ли это слово на -ия, -ие или -ий. Если да, то мы?
(ответ: пишем И)
- А если нет?
(ответ: идем дальше по алгоритму)
V этап: Выполнение упражнений.
1) Объяснить написанное окончание пи помощи алгоритма: ушел к дяде, грозить теще, писать в тетради, осколок кружки, строчка из песни, служба в армии, лежать в постели.
2) Вставить пропущенные буквы и объяснить при помощи алгоритма.
а) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_.
б) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.
в) В акции_ протеста участвовали представители нашей парти_.
3) Распределить словосочетания в две колонки – с буквой Е в окончании или с буквой И.
Не видно станции_, прочитал в книг_, норка мыш_, в кармане куртк_, сила в знани_, ответил судь_, победил в борьб_, остановился в шаг_, забылся в молитв_.
Точечная диагностика:
4) Определить склонение существительных (10-12 примеров).
5) Подставить контрольное слово (10-12 примеров).
6) Вставить пропущенную букву (10-12 примеров).
Домашнее задание:
1) 2 упражнения из учебника.
2) *приготовить карточки из 10 словосочетаний или 3-4 предложений с пропущенной орфограммой (для соседа по парте).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.