Конспект урока по русскому языку на тему «Падежные окончания существительных»

  • docx
  • 17.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по русскому языку на тему «Падежные окончания существительных».docx

Тема: Падежные окончания существительных.

Тип: комбинированный урок.

Метод: проблемное изложение.

Оборудование: орфографические словари, алгоритмы, таблицы, сигнальные карточки.

Цели:

а) развивающие: развить умение анализировать, рассуждать и делать выводы; развить умение составлять алгоритмы; развить зрительную и мышечную память; развить внимание; развить речь, обогатить словарный запас;

б) познавательные: сформулировать правило написания существительных на -ие, -ия, -ий; сформировать орфографические умения;

в) воспитательные: воспитывать самостоятельную личность; воспитывать умение работать в коллективе; мотивировать к труду.

Ход урока:

I этапАктивизация знаний учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы все успели отдохнуть и теперь готовы к работе. Недавно я наткнулась на сочинение одного девятиклассника, и знаете, обнаружила там множество досадных ошибок в окончаниях. Уверена, вы бы справились лучше! Сейчас я вам зачитаю небольшую сказку, а потом мы с вами вспомним, как слова в русском языке делятся на склонения.

Сказка: «Жили-были знатные господа Существительные в городе Существителенск. Властвовали они над всеми, а сами никому не подчинялись. Но вот однажды в городе появился один могучий богатырь по имени Склонение. И пришел он не просто так, а чтобы навести наконец в городе порядок. Король Морф, уставший от вольности вельмож, сделал богатыря губернатором и во всем ему поддерживал. Губернатору Склонение также помогали и его верные друзья – Падежи, Окончания и Род. Так, Существителенск был разделен на 3 района. В первом районе поселились Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а/-я; во втором – Существительные среднего рода с окончаниями -о/-е и Существительные мужского рода с нулевым окончанием; в третьем же районе остались Существительные женского рода с нулевым окончанием».

- Итак, вы прослушали сказку. Давайте повторим, как слова в русском языке делятся на склонения.

(работа с сигнальными карточками):

- К какому склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием?

(карточки)

- К какому склонению относятся существительные женского рода с окончанием -а/-я?

(карточки)

- К какому склонению относятся существительные среднего рода с окончанием -о/-е?

(карточки)

- К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?

(карточки)

- К какому склонению относятся существительные мужского рода с окончанием -а/-я?

(карточки)

II этапПостановка проблемы.

- А сейчас давайте просклоняем несколько слов и посмотрим, все ли Существительные попали  в нужный район.

(1 человек у доски, остальные в тетрадях; одно слово с ударным окончанием, другое с безударным – кровать, степь; исправить ошибки, если нужно)

- Как вы видите, не все падежи исправно служат губернатору Склонение. Некоторые из них, Родительный, Дательный и Предложный, довольно вредные особы, и все время стараются запутать Существительные.

- Скажите, ребята, к какому склонению относятся записанные нами слова (кровать, степь)?

(ответ: к 3)

- Верно. И мы видим, что окончания у этих слов совпадают. Так почему при написании одного мы допустили ошибку, а при написании второго – нет?

(предполагаемый ответ: потому что в одном из слов ударение падало на окончание, мы четко слышали, что нужно написать)

- Значит, благодаря слову «степь» мы смогли исправить ошибки в слове «кровать». Нам не пришлось вспоминать окончания в каждом из коварных падежей. Этот способ легче? Знать одно проверочное слово для целого склонения?

(ответ: да)

- Исходя из этого, кто мне попробует сформулировать цель нашего урока?

(ответ: найти простой способ написания падежных окончаний)

- Верно. Простой, более рациональный. Для слов третьего склонения мы уже нашли такое «волшебное» слово, которое будет открывать для нужных существительных вход в их район. Слово «степь». А теперь попробуйте подобрать для остальных склонений такие слова.

(ответ, например: земля – 1 скл., окно/стол – 2 скл.)

III этап: Создание алгоритма.

- Итак, для каждого района Существителенска мы получили «волшебные» слова. А теперь давайте выстроим алгоритм, по которому вы будете определять, какую букву в окончании необходимо написать. Что мы первым делом должны сделать?

(ответ: определить склонение)

- Верно. Затем?

(ответ: вспомнить «волшебное» слово для этого склонения, где бы окончание было ударным)

- Правильно. И после?

(ответ: ставим «волшебное» слово в тот же падеж, что и у нашего/подставляем в предложение)

- Верно. И пишем такую же букву, что и в «волшебном» слове.

IV этап: Отработка алгоритма.

- Давайте сейчас запишем несколько предложений, чтобы отработать алгоритм.

(1 человек у доски – 1 предложение, остальные в тетрадях)

1) В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей.

2) Ветки черемух_ стояли в кувшин_ на окошк_.

3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев.

- А сейчас я попрошу троих человек выйти к доске. Каждому из вас я дам слово, и вы его просклоняете по падежам. Остальные, кто успевает, может просклонять все три слова, кто не успевает – выбрать одно и просклонять в тетради.

(3 человека – 3 слова: акация, знание, санаторий)

- Давайте проверим каждое слово по алгоритму.

(проверка)

- Ребята, мы видим, что данные слова не подчиняются нашему алгоритму. Неужели мы допустили ошибку? А может, здесь есть что-то еще?

(ответ: эти слова не подчиняются нашему правилу, у них есть свое)

- Верно. Ребята, запишите, пожалуйста, себе в тетрадь и выделите. Это новое правило. Оно не очень сложное и звучит так: «Если ты сомневаешься в том, какую букву написать в окончании слова на -ия, -ие, -ий, то пиши И. Где есть уже буква И, там будет и вторая».

- А теперь давайте вернемся к нашему алгоритму и попробуем подставить новое правило в схему. Каким пунктом в плане должно идти определение окончания?

(ответ: первым)

- Верно. Значит, прежде чем определять склонение и искать «волшебное» слово, надо проверить, не оканчивается ли это слово на -ия, -ие или -ий. Если да, то мы?

(ответ: пишем И)

- А если нет?

(ответ: идем дальше по алгоритму)

V этап: Выполнение упражнений.

1) Объяснить написанное окончание пи помощи алгоритма: ушел к дяде, грозить теще, писать в тетради, осколок кружки, строчка из песни, служба в армии, лежать в постели.

2) Вставить пропущенные буквы и объяснить при помощи алгоритма.

а) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_.

б) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.

в) В акции_ протеста участвовали представители нашей парти_.

3) Распределить словосочетания в две колонки – с буквой Е в окончании или с буквой И.

Не видно станции_, прочитал в книг_, норка мыш_, в кармане куртк_, сила в знани_, ответил судь_, победил в борьб_, остановился в шаг_, забылся в молитв_.

Точечная диагностика:

4) Определить склонение существительных (10-12 примеров).

5) Подставить контрольное слово (10-12 примеров).

6) Вставить пропущенную букву (10-12 примеров).

Домашнее задание:

1) 2 упражнения из учебника.

2) *приготовить карточки из 10 словосочетаний или 3-4 предложений с пропущенной орфограммой (для соседа по парте).