Конспект урока по русскому языку на тему «Падежные окончания существительных»
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежные окончания существительных»

Оценка 4.8
docx
17.05.2021
Конспект урока по русскому языку на тему «Падежные окончания существительных»
Конспект урока по русскому языку на тему «Падежные окончания существительных».docx

Тема: Падежные окончания существительных.

Тип: комбинированный урок.

Метод: проблемное изложение.

Оборудование: орфографические словари, алгоритмы, таблицы, сигнальные карточки.

Цели:

а) развивающие: развить умение анализировать, рассуждать и делать выводы; развить умение составлять алгоритмы; развить зрительную и мышечную память; развить внимание; развить речь, обогатить словарный запас;

б) познавательные: сформулировать правило написания существительных на -ие, -ия, -ий; сформировать орфографические умения;

в) воспитательные: воспитывать самостоятельную личность; воспитывать умение работать в коллективе; мотивировать к труду.

Ход урока:

I этапАктивизация знаний учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы все успели отдохнуть и теперь готовы к работе. Недавно я наткнулась на сочинение одного девятиклассника, и знаете, обнаружила там множество досадных ошибок в окончаниях. Уверена, вы бы справились лучше! Сейчас я вам зачитаю небольшую сказку, а потом мы с вами вспомним, как слова в русском языке делятся на склонения.

Сказка: «Жили-были знатные господа Существительные в городе Существителенск. Властвовали они над всеми, а сами никому не подчинялись. Но вот однажды в городе появился один могучий богатырь по имени Склонение. И пришел он не просто так, а чтобы навести наконец в городе порядок. Король Морф, уставший от вольности вельмож, сделал богатыря губернатором и во всем ему поддерживал. Губернатору Склонение также помогали и его верные друзья – Падежи, Окончания и Род. Так, Существителенск был разделен на 3 района. В первом районе поселились Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а/-я; во втором – Существительные среднего рода с окончаниями -о/-е и Существительные мужского рода с нулевым окончанием; в третьем же районе остались Существительные женского рода с нулевым окончанием».

- Итак, вы прослушали сказку. Давайте повторим, как слова в русском языке делятся на склонения.

(работа с сигнальными карточками):

- К какому склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием?

(карточки)

- К какому склонению относятся существительные женского рода с окончанием -а/-я?

(карточки)

- К какому склонению относятся существительные среднего рода с окончанием -о/-е?

(карточки)

- К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?

(карточки)

- К какому склонению относятся существительные мужского рода с окончанием -а/-я?

(карточки)

II этапПостановка проблемы.

- А сейчас давайте просклоняем несколько слов и посмотрим, все ли Существительные попали  в нужный район.

(1 человек у доски, остальные в тетрадях; одно слово с ударным окончанием, другое с безударным – кровать, степь; исправить ошибки, если нужно)

- Как вы видите, не все падежи исправно служат губернатору Склонение. Некоторые из них, Родительный, Дательный и Предложный, довольно вредные особы, и все время стараются запутать Существительные.

- Скажите, ребята, к какому склонению относятся записанные нами слова (кровать, степь)?

(ответ: к 3)

- Верно. И мы видим, что окончания у этих слов совпадают. Так почему при написании одного мы допустили ошибку, а при написании второго – нет?

(предполагаемый ответ: потому что в одном из слов ударение падало на окончание, мы четко слышали, что нужно написать)

- Значит, благодаря слову «степь» мы смогли исправить ошибки в слове «кровать». Нам не пришлось вспоминать окончания в каждом из коварных падежей. Этот способ легче? Знать одно проверочное слово для целого склонения?

(ответ: да)

- Исходя из этого, кто мне попробует сформулировать цель нашего урока?

(ответ: найти простой способ написания падежных окончаний)

- Верно. Простой, более рациональный. Для слов третьего склонения мы уже нашли такое «волшебное» слово, которое будет открывать для нужных существительных вход в их район. Слово «степь». А теперь попробуйте подобрать для остальных склонений такие слова.

(ответ, например: земля – 1 скл., окно/стол – 2 скл.)

III этап: Создание алгоритма.

- Итак, для каждого района Существителенска мы получили «волшебные» слова. А теперь давайте выстроим алгоритм, по которому вы будете определять, какую букву в окончании необходимо написать. Что мы первым делом должны сделать?

(ответ: определить склонение)

- Верно. Затем?

(ответ: вспомнить «волшебное» слово для этого склонения, где бы окончание было ударным)

- Правильно. И после?

(ответ: ставим «волшебное» слово в тот же падеж, что и у нашего/подставляем в предложение)

- Верно. И пишем такую же букву, что и в «волшебном» слове.

IV этап: Отработка алгоритма.

- Давайте сейчас запишем несколько предложений, чтобы отработать алгоритм.

(1 человек у доски – 1 предложение, остальные в тетрадях)

1) В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей.

2) Ветки черемух_ стояли в кувшин_ на окошк_.

3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев.

- А сейчас я попрошу троих человек выйти к доске. Каждому из вас я дам слово, и вы его просклоняете по падежам. Остальные, кто успевает, может просклонять все три слова, кто не успевает – выбрать одно и просклонять в тетради.

(3 человека – 3 слова: акация, знание, санаторий)

- Давайте проверим каждое слово по алгоритму.

(проверка)

- Ребята, мы видим, что данные слова не подчиняются нашему алгоритму. Неужели мы допустили ошибку? А может, здесь есть что-то еще?

(ответ: эти слова не подчиняются нашему правилу, у них есть свое)

- Верно. Ребята, запишите, пожалуйста, себе в тетрадь и выделите. Это новое правило. Оно не очень сложное и звучит так: «Если ты сомневаешься в том, какую букву написать в окончании слова на -ия, -ие, -ий, то пиши И. Где есть уже буква И, там будет и вторая».

- А теперь давайте вернемся к нашему алгоритму и попробуем подставить новое правило в схему. Каким пунктом в плане должно идти определение окончания?

(ответ: первым)

- Верно. Значит, прежде чем определять склонение и искать «волшебное» слово, надо проверить, не оканчивается ли это слово на -ия, -ие или -ий. Если да, то мы?

(ответ: пишем И)

- А если нет?

(ответ: идем дальше по алгоритму)

V этап: Выполнение упражнений.

1) Объяснить написанное окончание пи помощи алгоритма: ушел к дяде, грозить теще, писать в тетради, осколок кружки, строчка из песни, служба в армии, лежать в постели.

2) Вставить пропущенные буквы и объяснить при помощи алгоритма.

а) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_.

б) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.

в) В акции_ протеста участвовали представители нашей парти_.

3) Распределить словосочетания в две колонки – с буквой Е в окончании или с буквой И.

Не видно станции_, прочитал в книг_, норка мыш_, в кармане куртк_, сила в знани_, ответил судь_, победил в борьб_, остановился в шаг_, забылся в молитв_.

Точечная диагностика:

4) Определить склонение существительных (10-12 примеров).

5) Подставить контрольное слово (10-12 примеров).

6) Вставить пропущенную букву (10-12 примеров).

Домашнее задание:

1) 2 упражнения из учебника.

2) *приготовить карточки из 10 словосочетаний или 3-4 предложений с пропущенной орфограммой (для соседа по парте).


 

Тема : Падежные окончания существительных

Тема : Падежные окончания существительных

К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием? (карточки) -

К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием? (карточки) -

Верно. И пишем такую же букву, что и в «волшебном» слове

Верно. И пишем такую же букву, что и в «волшебном» слове

Точечная диагностика: 4) Определить склонение существительных (10-12 примеров)

Точечная диагностика: 4) Определить склонение существительных (10-12 примеров)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2021