Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"

  • docx
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала правописание падежных окончаний имён прилагательных.docx

Этапы урока

Содержание этапов урока

1.      Организационное начало

1.1  приветствие

1.2  настрой на урок

1.3  проверка рабочего места

У: Здравствуйте ребята. Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

У: Ребята, на сегодняшнем уроке нам нужно будет с вами хорошенько потрудиться, вспомнить материал прошлого урока и выполнить большой объём заданий. Я надеюсь, что на уроке вы будете очень старательными, активными, внимательными и послушными.

2.      Актуализация знаний

У: Начнём урок с небольшой разминки и выполним упражнение на карточке №1. Вы будете работать в парах. Вам нужно, на месте пропуском поставить правильные окончания имён прилагательных, обозначить орфограмму в именах прилагательных  и указать падеж имен прилагательных. На выполнение дается 3 минуты.

 

Светл… полоса, ранн… утро, к вечерн… поезду,  за син… море, в зимн… погоду, к снежн… кому, храбр… партизаном, о хорош.. погоде, у хорош… ученика,  по хрупк… льду , на верхн… этаже , бел… березку, к син… огоньку, весёл… песнями , высок… здание, умн… человека ,за  чёрн… облаком , в нов… доме , по снежн… дороге , в тёпл… шубах.. 

 

Д: выполняют задание

Светлая полоса(И.п), ранее утро(И.п), к вечернему поезду(Д.п), за синем морем (Т.п), в зимнюю погоду(В.п), к снежному кому(Д.п), храбрым партизаном (Т.п), о хорошей погоде (П.п), у хорошего ученика (Р.п), по хрупкому льду (Д.п), на верхнем этаже (П.п), белую берёзку (В.п), к синему огоньку(Д.п), с весёлыми песнями (Т.п), высокое здание (И.п), умного человека(Р.п), за черным облаком (Т.п), в новом доме (П.п), по снежной дороге (Д.п), в теплых шубах (П.п).

У: Итак, давайте проверим. Каждая пара читает по 1 словосочетанию, называет  в каком падеже стоит прилагательное и какую орфограмму подчеркнули. Если вы сделали верно ставите над словосочетанием +.

Д: Светлая полоса – (что?) полоса (И.п), полоса (Какая?) светлая. Окончание «ая», И.п. Орфограмма-буква безударного гласного в падежных окончаниях имён прилагательных

И т.д

У: Хорошо. Ребята, встань те, кто всё выполнил верно.

У: Ребята, какая орфограмма объединяет все эти прилагательные?

Д: Орфограмма-буква безударного гласного в падежных окончаниях имён прилагательных

У: Вы наверное догадались, чему будет посвящен наш урок?

3 Формулирование темы и цели урока

У: Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить?

Д: правописание падежных окончаний имён прилагательных

У: Совершенно верно ребята. Сегодня на уроке мы закрепим умения правильно прописывать окончания падежных имён прилагательных. Какую цель мы поставим перед собой?

Д: Закрепить умения правильно определять окончания, проверять правильное написание

У: Давайте, приступим к достижению нашей цели.

У: Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. Сегодня – двадцатое февраля.

4        Продуктивное выполнение заданий

 

Упр.219

У: Ребята,  поднимите руку те, кто знает что такое – этимология.

У: Поднимите руку те, кто слышал это слово.

У: Откройте учебник на с 48. Выполним упр. 219. Для начала прочитайте про себя этот текст.

Д: читают

У: Что нового вы узнали?

Д: Этимология – это наука о происхождении слов

У: Верно, в русском языке есть специальный этимологический словарь. (показ). Из него мы можем узнать происхождение того или иного слова. Например, ………

У: Ребята, давайте по цепочке прочитаем предложения, найдем в тексте имена прилагательные, в которых есть  орфограмма – буква безударного гласного в окончании и объясним их написание.

Д: читают предложения

Первые попытки – (что?) попытки (И.п), попытки (какие?) первые.

В Древней Греции – (в чём?) в Греции (П.п), Греции (какой?) Древней

В Средние века – века (какие?) средние

Из Разных языков – языков (Каких?) разных

Разного

Случайными

внешнего

серьёзная

У: Молодцы ребята, с этим задание справились. Давайте поработаем письменно. Нам нужно разобрать прилагательные как часть речи. У нас в тексе есть 3 прилагательных, поэтому я попрошу к доске выйти 3 уч-ся, а остальные будут работать в тетради

Д: Древней (в Греции) – (какой?), н.ф. древний, прил., в ж.р., в ед.ч., П.п., второст. член пред.

Разных (из языков) – ( каких?), н.ф. разный, прил., в м.р., во мн.ч., Р.п., второст. член пред.

Серьёзная (наука) – (какая?), н.ф. серьёзный, прил., в ж.р., в ед.ч., И.п., второст. член пред.

Д: Каждый уч-ся объясняет свой разбор.

У: Ребята, поднимите руку те, кто считает, что Артём разобрал слово верно.

У: Молодцы ребята. Давайте сделаем вывод, как же определяется род, число и падеж прилагательных.

Д: Род, число и падеж прилагательных определяют по сущ, с которым связано  прилагательное

Упр. 220

У: Далее выполним упражнение 220.  Артем прочитай задание.

Д: читает

У: Ребята, что нам нужно сделать?

Д: Прочитать, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание и постановку знаков препинания.

У: Ребята, мы с вами первые 4 строчки запишем по памяти, а остальные 4 под диктовку, поэтому будьте внимательны.

У: Ребята давайте разберем первые 4 строчки. Маша прочитай всему классу. Остальные следите и старайтесь запомнить.

Д: Поздняя осень. Грачи улетели, 

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

У: Сколько всего строк прочитала Маша?

Д: 4

У: А сколько всего предложений в этих 4ех строчках?

Д: 4 предложения

У: Давайте разберём каждое предложение

Д: Поздняя осень. Поздняя – пишем в середине букву «д», проверочное слово (опоздать),осень (какая?) поздняя. В конце предложения стоит точка

У: Следующее предложение.

Д: Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.

Пропущенных букв в данном предложении нет. Запятые разделяют простые предложения в составе сложного.

Д: Только не сжата полоска одна…  В конце предложения стоит многоточие.

Д: Грустную думу наводит она.

Грустную – пишем букву «т», проверочное слово (грусть), думу (какую?) грустную; наводит - пишем букву «а» орфограмма-буква безударного гласного в приставке.

У: Ребята давайте, снова прочитаем это отрывок. Каждый ряд будет читать по одному предложению. При чтении не спешим, все слова проговариваем и слушаем друг друга.

Д: Поздняя осень. Грачи улетели, 

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

 

У: Теперь разберём 2 часть стихотворения. Эту часть мы будем писать под диктовку. Дима, прочитай всему классу.

Д: Кажется, шепчут колосья друг другу:

     Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

     Скучно склоняться до самой земли,

     Тучные  зёрна купая в пыли!“

У: Сколько строк?

Д: 4

У: А сколько предложений

Д:1 предложение

У: Давайте поработает с 1 строкой.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

У: Колосья – какая буква прощена?

Д: Разделительный мягкий знак

У: В конце строки стоит двоеточие. Что оно означает?

Д: Заканчиваются слова автора, дальше начинается прямая речь.

У: Петя прочитай нам прямую речь.

Д:     «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

     Скучно склоняться до самой земли,

     Тучные  зёрна купая в пыли!»

У: Как выделяется  прямая речь?

Д: Выделяется кавычками

У: Какие ещё знаки препинания есть в предложении?

Д: запятые разделяют однородные сказуемые; в конце предложения стоит восклицательный знак.

У: Совершенно верно. А теперь расставим пропущенные буквы.

Д: скучно – пишем «ч», буквосочетание «чн»

Вьюгу (какую?) осеннюю

Вьюгу- пишем разделительный мягкий знак

Зёрна (какие?) тучные

У: Итак, ребята мы с вами всё разобрали. Давайте подготовимся к письму. Прочитаем хором первые четыре строчки орфографически (так, как написано)

Д: Поздняя осень. Грачи улетели,                 

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

У: Закройте учебники, напишите по памяти, сохраняя оформление стихотворной строфы. .

Д: Записывают

У: Те, кто уже написал, сядьте прямо, что бы я видела, что вы готовы работать дальше.

У: Следующий отрывок мы записываем под диктовку. Ребята, в тетради вы будете записывать в строчку, без стих-ых строк.

     Кажется, шепчут колосья друг другу:

     Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

     Скучно склоняться до самой земли,

     Тучные  зёрна купая в пыли!“

У: А теперь обозначьте орфограмму- буква безуд. гласного в окончаниях имен прилагательных во всём стих.

Д: Поздняя осень. Грачи улетели,                 

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

     Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

     Скучно склоняться до самой земли,

     Тучные  зёрна купая в пыли!“

У: А теперь давайте проверим.

У: Ребята в каких словах вы обозначили орфограмму - буква безуд. гласного в окончаниях имен прилагательных

Д: поздняя : осень (какая?) поздняя

    Грустную: думу (какую?) грусную

Осеннюю : вьюгу (какую?) осеннюю

Тучные: зерна (какие?) тучные

У: Ребята обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши, откройте учебники. Проверьте, правильно ли ваш товарищ написал слова с орфограммами и расставил знаки препинания. Если вы нашли ошибку,  то подчеркните её.

У: Поднимите руку те, кто выполнил без ошибок; у кого 1 ошибка.

У: Молодцы ребята, ещё нам нужно разобрать слово «грустную» как часть речи. Кто желает выйти к доске?

У: остальные работают в тетради

Д: Грустную (думу) – (какую?), н.ф. грустный, прил., в ж.р., в ед.ч., В.п., второст. член пред.

У: Итак ребята, давайте сделаем вывод, как же обозначить орфограмму - буква безуд. гласного в окончаниях имен прилагательных.

Д: Для проверки написания безударного гласного в окончании имени прилагательного нужно определить, с каким существительным согласуется слово, и поставить от него вопрос

5 Физкультминутка

У: Я вижу, что вы устали. Давайте проведем физкультминутку.

 

6. Упражнение 221

У: Мы отдохнули и теперь продолжаем работу. Выполним упр. 221

У: нам нужно прочитать текст. Давайте прочитаем по абзацам. Кто хочет начать чтение?

Остальные все следят.

Д: читают

У: Как вы поняли, что такое десный, десница, Десна, правый?

Д: десный – это обозначение направление

Десница – правая рука

Десна – правый приток Волги

Правый – обозначение направления в современном мире

У: Как же изменилось значение слова правый в процессе развития?

Д: ответы детей

У: Сейчас я предлагаю вам поработать сам-но. Вам нужно списать в тетрадь последний абзац, вставляя пропущенные буквы и обозначить орфограмму. После чего мы с вами проверим.

Д: пишут в тетрадях

У: Ребята, давайте проверим, какие буквы вы поставили вместо пропусков.

Д: В современном (в мире каком?) -

 Старом: значении (каком?) старом

торжественном

высоком

новом

У: Молодцы ребята. Посмотрите, после данного упражнения в оранжевой рамке у нас есть слова с орфограммами, которые нужно запомнить.

Истина – безуд. Гл. в корне слова , проверочного слова нет, нужно запомнить

Истинный - безуд. Гл. в корне слова, 2 буквы нн, нужно запомнить

У: А в зеленой рамке находятся слова-синонимы.

Правда (корень «правд»)

Правосудие

Справедливость

У: запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограмму и составьте с каждым словом предложение.

Д: составляют предложения

Истина открылась передо мной.

Только истинный человек мог так пступить.

У: Исходя из упражнения давайте сделаем вывод: Как проверить правильность написания  слов с орфограммой- буква безударного гласного в падежных окончаниях имен прилагательных?

Д: Для проверки написания безударного гласного в окончании имени прилагательного нужно определить, с каким существительным согласуется слово, и поставить от него вопрос

7 Итог урока

 У: Наш урок подходит к концу. И для подведения итогов я предлагаю вам решить тест, который находится на карточках № 2

Тест:

1. Выбери правильный ответ: «Что такое имя прилагательное»?

а)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

б)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает  предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

в)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

г)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает  предмет  и отвечает на вопросы кто? что?
2. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода?

а) –ой, -ий, -ый        б) –ой, -ей, -ий             в) – ой, -ая, -яя                  г) – ой, -ее, -ое
3. В какой строке записаны прилагательные – синонимы?

а) смелый – трусливый                             б) ласковый - нежный

в) мягкий – твёрдый                                   г) глупый - светлый

5. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… НАСТРОЕНИЕ?

а) – яя           б) – ие        в) – ее          г) - ии

6. Отгадай загадку, укажи род имён прилагательных

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

                                                         А бывает подгорелый.

а)  мужской         б)  женский               в)  средний

7. Определи падежи и выдели окончания  прилагательных.

     От давн… встречи

на ранн… зорьке

о проезж.. человеке

к растущ… ветке

на пахуч… ромашку

в узеньк… окошко

неуклюж… животное

под снежн… шубой

о субботн… передаче

син… ленту

 

Д: выполняют тест

У: А теперь обменяйтесь листами и проверьте ответы вашего соседа с ответами на доске.

У: Встаньте те, кто без ошибки выполнил задание, у кого 1 ошибка.

У: Молодцы ребята, я вижу что на уроке вы были очень внимательными и это помогло вам справится с данным заданием.

8 Рефлексия

У: Продолжите мои предложения:

Сегодня я узнал(а)…..

Мне показалось сложным…..

Мне было интересно…..

Я понял(а)……

У: Я вижу, что многие усвоили тему нашего урока.

9 домашнее задание

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание.

 

10 Организационное завершение

У: Встали все. Сегодня на уроке вы мне помогли. Вы активно работали, отвечали на все вопросы. Мне понравилось как на уроке работал(а)……. Я надеюсь, что и остальные будут работать так же.  На этом наш урок окончен. До свидания!