Этапы урока |
Содержание этапов урока |
1. Организационное начало 1.1 приветствие 1.2 настрой на урок 1.3 проверка рабочего места |
У: Здравствуйте ребята. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! У: Ребята, на сегодняшнем уроке нам нужно будет с вами хорошенько потрудиться, вспомнить материал прошлого урока и выполнить большой объём заданий. Я надеюсь, что на уроке вы будете очень старательными, активными, внимательными и послушными. |
2. Актуализация знаний |
У: Начнём урок с небольшой разминки и выполним упражнение на карточке №1. Вы будете работать в парах. Вам нужно, на месте пропуском поставить правильные окончания имён прилагательных, обозначить орфограмму в именах прилагательных и указать падеж имен прилагательных. На выполнение дается 3 минуты.
Светл… полоса, ранн… утро, к вечерн… поезду, за син… море, в зимн… погоду, к снежн… кому, храбр… партизаном, о хорош.. погоде, у хорош… ученика, по хрупк… льду , на верхн… этаже , бел… березку, к син… огоньку, весёл… песнями , высок… здание, умн… человека ,за чёрн… облаком , в нов… доме , по снежн… дороге , в тёпл… шубах..
Д: выполняют задание Светлая полоса(И.п), ранее утро(И.п), к вечернему поезду(Д.п), за синем морем (Т.п), в зимнюю погоду(В.п), к снежному кому(Д.п), храбрым партизаном (Т.п), о хорошей погоде (П.п), у хорошего ученика (Р.п), по хрупкому льду (Д.п), на верхнем этаже (П.п), белую берёзку (В.п), к синему огоньку(Д.п), с весёлыми песнями (Т.п), высокое здание (И.п), умного человека(Р.п), за черным облаком (Т.п), в новом доме (П.п), по снежной дороге (Д.п), в теплых шубах (П.п). У: Итак, давайте проверим. Каждая пара читает по 1 словосочетанию, называет в каком падеже стоит прилагательное и какую орфограмму подчеркнули. Если вы сделали верно ставите над словосочетанием +. Д: Светлая полоса – (что?) полоса (И.п), полоса (Какая?) светлая. Окончание «ая», И.п. Орфограмма-буква безударного гласного в падежных окончаниях имён прилагательных И т.д У: Хорошо. Ребята, встань те, кто всё выполнил верно. У: Ребята, какая орфограмма объединяет все эти прилагательные? Д: Орфограмма-буква безударного гласного в падежных окончаниях имён прилагательных У: Вы наверное догадались, чему будет посвящен наш урок? |
3 Формулирование темы и цели урока |
У: Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить? Д: правописание падежных окончаний имён прилагательных У: Совершенно верно ребята. Сегодня на уроке мы закрепим умения правильно прописывать окончания падежных имён прилагательных. Какую цель мы поставим перед собой? Д: Закрепить умения правильно определять окончания, проверять правильное написание У: Давайте, приступим к достижению нашей цели. У: Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. Сегодня – двадцатое февраля. |
4 Продуктивное выполнение заданий
Упр.219 |
У: Ребята, поднимите руку те, кто знает что такое – этимология. У: Поднимите руку те, кто слышал это слово. У: Откройте учебник на с 48. Выполним упр. 219. Для начала прочитайте про себя этот текст. Д: читают У: Что нового вы узнали? Д: Этимология – это наука о происхождении слов У: Верно, в русском языке есть специальный этимологический словарь. (показ). Из него мы можем узнать происхождение того или иного слова. Например, ……… У: Ребята, давайте по цепочке прочитаем предложения, найдем в тексте имена прилагательные, в которых есть орфограмма – буква безударного гласного в окончании и объясним их написание. Д: читают предложения Первые попытки – (что?) попытки (И.п), попытки (какие?) первые. В Древней Греции – (в чём?) в Греции (П.п), Греции (какой?) Древней В Средние века – века (какие?) средние Из Разных языков – языков (Каких?) разных Разного Случайными внешнего серьёзная У: Молодцы ребята, с этим задание справились. Давайте поработаем письменно. Нам нужно разобрать прилагательные как часть речи. У нас в тексе есть 3 прилагательных, поэтому я попрошу к доске выйти 3 уч-ся, а остальные будут работать в тетради Д: Древней (в Греции) – (какой?), н.ф. древний, прил., в ж.р., в ед.ч., П.п., второст. член пред. Разных (из языков) – ( каких?), н.ф. разный, прил., в м.р., во мн.ч., Р.п., второст. член пред. Серьёзная (наука) – (какая?), н.ф. серьёзный, прил., в ж.р., в ед.ч., И.п., второст. член пред. Д: Каждый уч-ся объясняет свой разбор. У: Ребята, поднимите руку те, кто считает, что Артём разобрал слово верно. У: Молодцы ребята. Давайте сделаем вывод, как же определяется род, число и падеж прилагательных. Д: Род, число и падеж прилагательных определяют по сущ, с которым связано прилагательное |
Упр. 220 |
У: Далее выполним упражнение 220. Артем прочитай задание. Д: читает У: Ребята, что нам нужно сделать? Д: Прочитать, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание и постановку знаков препинания. У: Ребята, мы с вами первые 4 строчки запишем по памяти, а остальные 4 под диктовку, поэтому будьте внимательны. У: Ребята давайте разберем первые 4 строчки. Маша прочитай всему классу. Остальные следите и старайтесь запомнить. Д: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. У: Сколько всего строк прочитала Маша? Д: 4 У: А сколько всего предложений в этих 4ех строчках? Д: 4 предложения У: Давайте разберём каждое предложение Д: Поздняя осень. Поздняя – пишем в середине букву «д», проверочное слово (опоздать),осень (какая?) поздняя. В конце предложения стоит точка У: Следующее предложение. Д: Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Пропущенных букв в данном предложении нет. Запятые разделяют простые предложения в составе сложного. Д: Только не сжата полоска одна… В конце предложения стоит многоточие. Д: Грустную думу наводит она. Грустную – пишем букву «т», проверочное слово (грусть), думу (какую?) грустную; наводит - пишем букву «а» орфограмма-буква безударного гласного в приставке. У: Ребята давайте, снова прочитаем это отрывок. Каждый ряд будет читать по одному предложению. При чтении не спешим, все слова проговариваем и слушаем друг друга. Д: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она.
У: Теперь разберём 2 часть стихотворения. Эту часть мы будем писать под диктовку. Дима, прочитай всему классу. Д: Кажется, шепчут колосья друг другу: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зёрна купая в пыли!“ У: Сколько строк? Д: 4 У: А сколько предложений Д:1 предложение У: Давайте поработает с 1 строкой. Кажется, шепчут колосья друг другу: У: Колосья – какая буква прощена? Д: Разделительный мягкий знак У: В конце строки стоит двоеточие. Что оно означает? Д: Заканчиваются слова автора, дальше начинается прямая речь. У: Петя прочитай нам прямую речь. Д: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зёрна купая в пыли!» У: Как выделяется прямая речь? Д: Выделяется кавычками У: Какие ещё знаки препинания есть в предложении? Д: запятые разделяют однородные сказуемые; в конце предложения стоит восклицательный знак. У: Совершенно верно. А теперь расставим пропущенные буквы. Д: скучно – пишем «ч», буквосочетание «чн» Вьюгу (какую?) осеннюю Вьюгу- пишем разделительный мягкий знак Зёрна (какие?) тучные У: Итак, ребята мы с вами всё разобрали. Давайте подготовимся к письму. Прочитаем хором первые четыре строчки орфографически (так, как написано) Д: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. У: Закройте учебники, напишите по памяти, сохраняя оформление стихотворной строфы. . Д: Записывают У: Те, кто уже написал, сядьте прямо, что бы я видела, что вы готовы работать дальше. У: Следующий отрывок мы записываем под диктовку. Ребята, в тетради вы будете записывать в строчку, без стих-ых строк. Кажется, шепчут колосья друг другу: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зёрна купая в пыли!“ У: А теперь обозначьте орфограмму- буква безуд. гласного в окончаниях имен прилагательных во всём стих. Д: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зёрна купая в пыли!“ У: А теперь давайте проверим. У: Ребята в каких словах вы обозначили орфограмму - буква безуд. гласного в окончаниях имен прилагательных Д: поздняя : осень (какая?) поздняя Грустную: думу (какую?) грусную Осеннюю : вьюгу (какую?) осеннюю Тучные: зерна (какие?) тучные У: Ребята обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши, откройте учебники. Проверьте, правильно ли ваш товарищ написал слова с орфограммами и расставил знаки препинания. Если вы нашли ошибку, то подчеркните её. У: Поднимите руку те, кто выполнил без ошибок; у кого 1 ошибка. У: Молодцы ребята, ещё нам нужно разобрать слово «грустную» как часть речи. Кто желает выйти к доске? У: остальные работают в тетради Д: Грустную (думу) – (какую?), н.ф. грустный, прил., в ж.р., в ед.ч., В.п., второст. член пред. У: Итак ребята, давайте сделаем вывод, как же обозначить орфограмму - буква безуд. гласного в окончаниях имен прилагательных. Д: Для проверки написания безударного гласного в окончании имени прилагательного нужно определить, с каким существительным согласуется слово, и поставить от него вопрос |
5 Физкультминутка |
У: Я вижу, что вы устали. Давайте проведем физкультминутку.
|
6. Упражнение 221 |
У: Мы отдохнули и теперь продолжаем работу. Выполним упр. 221 У: нам нужно прочитать текст. Давайте прочитаем по абзацам. Кто хочет начать чтение? Остальные все следят. Д: читают У: Как вы поняли, что такое десный, десница, Десна, правый? Д: десный – это обозначение направление Десница – правая рука Десна – правый приток Волги Правый – обозначение направления в современном мире У: Как же изменилось значение слова правый в процессе развития? Д: ответы детей У: Сейчас я предлагаю вам поработать сам-но. Вам нужно списать в тетрадь последний абзац, вставляя пропущенные буквы и обозначить орфограмму. После чего мы с вами проверим. Д: пишут в тетрадях У: Ребята, давайте проверим, какие буквы вы поставили вместо пропусков. Д: В современном (в мире каком?) - Старом: значении (каком?) старом торжественном высоком новом У: Молодцы ребята. Посмотрите, после данного упражнения в оранжевой рамке у нас есть слова с орфограммами, которые нужно запомнить. Истина – безуд. Гл. в корне слова , проверочного слова нет, нужно запомнить Истинный - безуд. Гл. в корне слова, 2 буквы нн, нужно запомнить У: А в зеленой рамке находятся слова-синонимы. Правда (корень «правд») Правосудие Справедливость У: запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограмму и составьте с каждым словом предложение. Д: составляют предложения Истина открылась передо мной. Только истинный человек мог так пступить. У: Исходя из упражнения давайте сделаем вывод: Как проверить правильность написания слов с орфограммой- буква безударного гласного в падежных окончаниях имен прилагательных? Д: Для проверки написания безударного гласного в окончании имени прилагательного нужно определить, с каким существительным согласуется слово, и поставить от него вопрос |
7 Итог урока |
У: Наш урок подходит к концу. И для подведения итогов я предлагаю вам решить тест, который находится на карточках № 2 Тест: 1. Выбери правильный ответ: «Что такое имя прилагательное»? а) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что? б) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? в) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? г)
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что? а) –ой, -ий, -ый
б) –ой, -ей, -ий в) – ой,
-ая, -яя г)
– ой, -ее, -ое а) смелый – трусливый б) ласковый - нежный в) мягкий – твёрдый г) глупый - светлый 5. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… НАСТРОЕНИЕ? а) – яя б) – ие в) – ее г) - ии 6. Отгадай загадку, укажи род имён прилагательных Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. а) мужской б) женский в) средний 7. Определи падежи и выдели окончания прилагательных. От давн… встречи на ранн… зорьке о проезж.. человеке к растущ… ветке на пахуч… ромашку в узеньк… окошко неуклюж… животное под снежн… шубой о субботн… передаче син… ленту
Д: выполняют тест У: А теперь обменяйтесь листами и проверьте ответы вашего соседа с ответами на доске. У: Встаньте те, кто без ошибки выполнил задание, у кого 1 ошибка. У: Молодцы ребята, я вижу что на уроке вы были очень внимательными и это помогло вам справится с данным заданием. |
8 Рефлексия |
У: Продолжите мои предложения: Сегодня я узнал(а)….. Мне показалось сложным….. Мне было интересно….. Я понял(а)…… У: Я вижу, что многие усвоили тему нашего урока. |
9 домашнее задание |
У: Откройте дневники, запишите домашнее задание.
|
10 Организационное завершение |
У: Встали все. Сегодня на уроке вы мне помогли. Вы активно работали, отвечали на все вопросы. Мне понравилось как на уроке работал(а)……. Я надеюсь, что и остальные будут работать так же. На этом наш урок окончен. До свидания! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.