Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"

Оценка 5
docx
09.04.2020
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
правописание падежных окончаний имён прилагательных.docx

Этапы урока

Содержание этапов урока

1.      Организационное начало

1.1  приветствие

1.2  настрой на урок

1.3  проверка рабочего места

У: Здравствуйте ребята. Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

У: Ребята, на сегодняшнем уроке нам нужно будет с вами хорошенько потрудиться, вспомнить материал прошлого урока и выполнить большой объём заданий. Я надеюсь, что на уроке вы будете очень старательными, активными, внимательными и послушными.

2.      Актуализация знаний

У: Начнём урок с небольшой разминки и выполним упражнение на карточке №1. Вы будете работать в парах. Вам нужно, на месте пропуском поставить правильные окончания имён прилагательных, обозначить орфограмму в именах прилагательных  и указать падеж имен прилагательных. На выполнение дается 3 минуты.

 

Светл… полоса, ранн… утро, к вечерн… поезду,  за син… море, в зимн… погоду, к снежн… кому, храбр… партизаном, о хорош.. погоде, у хорош… ученика,  по хрупк… льду , на верхн… этаже , бел… березку, к син… огоньку, весёл… песнями , высок… здание, умн… человека ,за  чёрн… облаком , в нов… доме , по снежн… дороге , в тёпл… шубах.. 

 

Д: выполняют задание

Светлая полоса(И.п), ранее утро(И.п), к вечернему поезду(Д.п), за синем морем (Т.п), в зимнюю погоду(В.п), к снежному кому(Д.п), храбрым партизаном (Т.п), о хорошей погоде (П.п), у хорошего ученика (Р.п), по хрупкому льду (Д.п), на верхнем этаже (П.п), белую берёзку (В.п), к синему огоньку(Д.п), с весёлыми песнями (Т.п), высокое здание (И.п), умного человека(Р.п), за черным облаком (Т.п), в новом доме (П.п), по снежной дороге (Д.п), в теплых шубах (П.п).

У: Итак, давайте проверим. Каждая пара читает по 1 словосочетанию, называет  в каком падеже стоит прилагательное и какую орфограмму подчеркнули. Если вы сделали верно ставите над словосочетанием +.

Д: Светлая полоса – (что?) полоса (И.п), полоса (Какая?) светлая. Окончание «ая», И.п. Орфограмма-буква безударного гласного в падежных окончаниях имён прилагательных

И т.д

У: Хорошо. Ребята, встань те, кто всё выполнил верно.

У: Ребята, какая орфограмма объединяет все эти прилагательные?

Д: Орфограмма-буква безударного гласного в падежных окончаниях имён прилагательных

У: Вы наверное догадались, чему будет посвящен наш урок?

3 Формулирование темы и цели урока

У: Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить?

Д: правописание падежных окончаний имён прилагательных

У: Совершенно верно ребята. Сегодня на уроке мы закрепим умения правильно прописывать окончания падежных имён прилагательных. Какую цель мы поставим перед собой?

Д: Закрепить умения правильно определять окончания, проверять правильное написание

У: Давайте, приступим к достижению нашей цели.

У: Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. Сегодня – двадцатое февраля.

4        Продуктивное выполнение заданий

 

Упр.219

У: Ребята,  поднимите руку те, кто знает что такое – этимология.

У: Поднимите руку те, кто слышал это слово.

У: Откройте учебник на с 48. Выполним упр. 219. Для начала прочитайте про себя этот текст.

Д: читают

У: Что нового вы узнали?

Д: Этимология – это наука о происхождении слов

У: Верно, в русском языке есть специальный этимологический словарь. (показ). Из него мы можем узнать происхождение того или иного слова. Например, ………

У: Ребята, давайте по цепочке прочитаем предложения, найдем в тексте имена прилагательные, в которых есть  орфограмма – буква безударного гласного в окончании и объясним их написание.

Д: читают предложения

Первые попытки – (что?) попытки (И.п), попытки (какие?) первые.

В Древней Греции – (в чём?) в Греции (П.п), Греции (какой?) Древней

В Средние века – века (какие?) средние

Из Разных языков – языков (Каких?) разных

Разного

Случайными

внешнего

серьёзная

У: Молодцы ребята, с этим задание справились. Давайте поработаем письменно. Нам нужно разобрать прилагательные как часть речи. У нас в тексе есть 3 прилагательных, поэтому я попрошу к доске выйти 3 уч-ся, а остальные будут работать в тетради

Д: Древней (в Греции) – (какой?), н.ф. древний, прил., в ж.р., в ед.ч., П.п., второст. член пред.

Разных (из языков) – ( каких?), н.ф. разный, прил., в м.р., во мн.ч., Р.п., второст. член пред.

Серьёзная (наука) – (какая?), н.ф. серьёзный, прил., в ж.р., в ед.ч., И.п., второст. член пред.

Д: Каждый уч-ся объясняет свой разбор.

У: Ребята, поднимите руку те, кто считает, что Артём разобрал слово верно.

У: Молодцы ребята. Давайте сделаем вывод, как же определяется род, число и падеж прилагательных.

Д: Род, число и падеж прилагательных определяют по сущ, с которым связано  прилагательное

Упр. 220

У: Далее выполним упражнение 220.  Артем прочитай задание.

Д: читает

У: Ребята, что нам нужно сделать?

Д: Прочитать, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание и постановку знаков препинания.

У: Ребята, мы с вами первые 4 строчки запишем по памяти, а остальные 4 под диктовку, поэтому будьте внимательны.

У: Ребята давайте разберем первые 4 строчки. Маша прочитай всему классу. Остальные следите и старайтесь запомнить.

Д: Поздняя осень. Грачи улетели, 

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

У: Сколько всего строк прочитала Маша?

Д: 4

У: А сколько всего предложений в этих 4ех строчках?

Д: 4 предложения

У: Давайте разберём каждое предложение

Д: Поздняя осень. Поздняя – пишем в середине букву «д», проверочное слово (опоздать),осень (какая?) поздняя. В конце предложения стоит точка

У: Следующее предложение.

Д: Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.

Пропущенных букв в данном предложении нет. Запятые разделяют простые предложения в составе сложного.

Д: Только не сжата полоска одна…  В конце предложения стоит многоточие.

Д: Грустную думу наводит она.

Грустную – пишем букву «т», проверочное слово (грусть), думу (какую?) грустную; наводит - пишем букву «а» орфограмма-буква безударного гласного в приставке.

У: Ребята давайте, снова прочитаем это отрывок. Каждый ряд будет читать по одному предложению. При чтении не спешим, все слова проговариваем и слушаем друг друга.

Д: Поздняя осень. Грачи улетели, 

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

 

У: Теперь разберём 2 часть стихотворения. Эту часть мы будем писать под диктовку. Дима, прочитай всему классу.

Д: Кажется, шепчут колосья друг другу:

     Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

     Скучно склоняться до самой земли,

     Тучные  зёрна купая в пыли!“

У: Сколько строк?

Д: 4

У: А сколько предложений

Д:1 предложение

У: Давайте поработает с 1 строкой.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

У: Колосья – какая буква прощена?

Д: Разделительный мягкий знак

У: В конце строки стоит двоеточие. Что оно означает?

Д: Заканчиваются слова автора, дальше начинается прямая речь.

У: Петя прочитай нам прямую речь.

Д:     «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

     Скучно склоняться до самой земли,

     Тучные  зёрна купая в пыли!»

У: Как выделяется  прямая речь?

Д: Выделяется кавычками

У: Какие ещё знаки препинания есть в предложении?

Д: запятые разделяют однородные сказуемые; в конце предложения стоит восклицательный знак.

У: Совершенно верно. А теперь расставим пропущенные буквы.

Д: скучно – пишем «ч», буквосочетание «чн»

Вьюгу (какую?) осеннюю

Вьюгу- пишем разделительный мягкий знак

Зёрна (какие?) тучные

У: Итак, ребята мы с вами всё разобрали. Давайте подготовимся к письму. Прочитаем хором первые четыре строчки орфографически (так, как написано)

Д: Поздняя осень. Грачи улетели,                 

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

У: Закройте учебники, напишите по памяти, сохраняя оформление стихотворной строфы. .

Д: Записывают

У: Те, кто уже написал, сядьте прямо, что бы я видела, что вы готовы работать дальше.

У: Следующий отрывок мы записываем под диктовку. Ребята, в тетради вы будете записывать в строчку, без стих-ых строк.

     Кажется, шепчут колосья друг другу:

     Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

     Скучно склоняться до самой земли,

     Тучные  зёрна купая в пыли!“

У: А теперь обозначьте орфограмму- буква безуд. гласного в окончаниях имен прилагательных во всём стих.

Д: Поздняя осень. Грачи улетели,                 

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

     Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

     Скучно склоняться до самой земли,

     Тучные  зёрна купая в пыли!“

У: А теперь давайте проверим.

У: Ребята в каких словах вы обозначили орфограмму - буква безуд. гласного в окончаниях имен прилагательных

Д: поздняя : осень (какая?) поздняя

    Грустную: думу (какую?) грусную

Осеннюю : вьюгу (какую?) осеннюю

Тучные: зерна (какие?) тучные

У: Ребята обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши, откройте учебники. Проверьте, правильно ли ваш товарищ написал слова с орфограммами и расставил знаки препинания. Если вы нашли ошибку,  то подчеркните её.

У: Поднимите руку те, кто выполнил без ошибок; у кого 1 ошибка.

У: Молодцы ребята, ещё нам нужно разобрать слово «грустную» как часть речи. Кто желает выйти к доске?

У: остальные работают в тетради

Д: Грустную (думу) – (какую?), н.ф. грустный, прил., в ж.р., в ед.ч., В.п., второст. член пред.

У: Итак ребята, давайте сделаем вывод, как же обозначить орфограмму - буква безуд. гласного в окончаниях имен прилагательных.

Д: Для проверки написания безударного гласного в окончании имени прилагательного нужно определить, с каким существительным согласуется слово, и поставить от него вопрос

5 Физкультминутка

У: Я вижу, что вы устали. Давайте проведем физкультминутку.

 

6. Упражнение 221

У: Мы отдохнули и теперь продолжаем работу. Выполним упр. 221

У: нам нужно прочитать текст. Давайте прочитаем по абзацам. Кто хочет начать чтение?

Остальные все следят.

Д: читают

У: Как вы поняли, что такое десный, десница, Десна, правый?

Д: десный – это обозначение направление

Десница – правая рука

Десна – правый приток Волги

Правый – обозначение направления в современном мире

У: Как же изменилось значение слова правый в процессе развития?

Д: ответы детей

У: Сейчас я предлагаю вам поработать сам-но. Вам нужно списать в тетрадь последний абзац, вставляя пропущенные буквы и обозначить орфограмму. После чего мы с вами проверим.

Д: пишут в тетрадях

У: Ребята, давайте проверим, какие буквы вы поставили вместо пропусков.

Д: В современном (в мире каком?) -

 Старом: значении (каком?) старом

торжественном

высоком

новом

У: Молодцы ребята. Посмотрите, после данного упражнения в оранжевой рамке у нас есть слова с орфограммами, которые нужно запомнить.

Истина – безуд. Гл. в корне слова , проверочного слова нет, нужно запомнить

Истинный - безуд. Гл. в корне слова, 2 буквы нн, нужно запомнить

У: А в зеленой рамке находятся слова-синонимы.

Правда (корень «правд»)

Правосудие

Справедливость

У: запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограмму и составьте с каждым словом предложение.

Д: составляют предложения

Истина открылась передо мной.

Только истинный человек мог так пступить.

У: Исходя из упражнения давайте сделаем вывод: Как проверить правильность написания  слов с орфограммой- буква безударного гласного в падежных окончаниях имен прилагательных?

Д: Для проверки написания безударного гласного в окончании имени прилагательного нужно определить, с каким существительным согласуется слово, и поставить от него вопрос

7 Итог урока

 У: Наш урок подходит к концу. И для подведения итогов я предлагаю вам решить тест, который находится на карточках № 2

Тест:

1. Выбери правильный ответ: «Что такое имя прилагательное»?

а)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

б)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает  предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

в)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

г)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает  предмет  и отвечает на вопросы кто? что?
2. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода?

а) –ой, -ий, -ый        б) –ой, -ей, -ий             в) – ой, -ая, -яя                  г) – ой, -ее, -ое
3. В какой строке записаны прилагательные – синонимы?

а) смелый – трусливый                             б) ласковый - нежный

в) мягкий – твёрдый                                   г) глупый - светлый

5. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… НАСТРОЕНИЕ?

а) – яя           б) – ие        в) – ее          г) - ии

6. Отгадай загадку, укажи род имён прилагательных

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

                                                         А бывает подгорелый.

а)  мужской         б)  женский               в)  средний

7. Определи падежи и выдели окончания  прилагательных.

     От давн… встречи

на ранн… зорьке

о проезж.. человеке

к растущ… ветке

на пахуч… ромашку

в узеньк… окошко

неуклюж… животное

под снежн… шубой

о субботн… передаче

син… ленту

 

Д: выполняют тест

У: А теперь обменяйтесь листами и проверьте ответы вашего соседа с ответами на доске.

У: Встаньте те, кто без ошибки выполнил задание, у кого 1 ошибка.

У: Молодцы ребята, я вижу что на уроке вы были очень внимательными и это помогло вам справится с данным заданием.

8 Рефлексия

У: Продолжите мои предложения:

Сегодня я узнал(а)…..

Мне показалось сложным…..

Мне было интересно…..

Я понял(а)……

У: Я вижу, что многие усвоили тему нашего урока.

9 домашнее задание

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание.

 

10 Организационное завершение

У: Встали все. Сегодня на уроке вы мне помогли. Вы активно работали, отвечали на все вопросы. Мне понравилось как на уроке работал(а)……. Я надеюсь, что и остальные будут работать так же.  На этом наш урок окончен. До свидания!

 


 

Этапы урокаСодержание этапов урока 1

Этапы урокаСодержание этапов урока 1

У: Хорошо. Ребята, встань те, кто всё выполнил верно

У: Хорошо. Ребята, встань те, кто всё выполнил верно

У нас в тексе есть 3 прилагательных, поэтому я попрошу к доске выйти 3 уч-ся, а остальные будут работать в тетради

У нас в тексе есть 3 прилагательных, поэтому я попрошу к доске выйти 3 уч-ся, а остальные будут работать в тетради

Д: Грустную думу наводит она.

Д: Грустную думу наводит она.

Д: запятые разделяют однородные сказуемые; в конце предложения стоит восклицательный знак

Д: запятые разделяют однородные сказуемые; в конце предложения стоит восклицательный знак

Д: поздняя : осень (какая?) поздняя

Д: поздняя : осень (какая?) поздняя

У: Ребята, давайте проверим, какие буквы вы поставили вместо пропусков

У: Ребята, давайте проверим, какие буквы вы поставили вместо пропусков

В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода? а) –ой, -ий, -ый б) –ой, -ей, -ий в) – ой, -ая, -яя г) – ой,…

В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода? а) –ой, -ий, -ый б) –ой, -ей, -ий в) – ой, -ая, -яя г) – ой,…

Мне было интересно….. Я понял(а)……

Мне было интересно….. Я понял(а)……
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020