Конспект урока по русскому языку на тему "Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и. Практикум»
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку на тему "Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и. Практикум»

Оценка 4.6
docx
22.11.2023
Конспект урока по русскому языку на тему "Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и. Практикум»
8_32_Простые_и_сложные_предложения_Знаки_препинания_в_простом_и[1].docx

Дата:

Класс: 8

Учитель:

Предмет:Русский язык

 

Тема: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и. Практикум»

1.             Контролируемые элементы содержания

 

·                Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

 

2.             Контролируемые умения

 

·                Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие

 

3.             Проверяемые элементы содержания

 

·                Виды предложений по количеству грамматических основ

 

4.             Предметные умения

 

·                Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения

 

5.             Личностные результаты

 

·                Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

·                Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

·                Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

 

6.             Функциональная грамотность

 

·                Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

 

Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/fba9b87c

 

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

1.             Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1         Мотивация на учебную деятельность

 

1.2         Актуализация опорных знаний

 

1.3         Целеполагание

 

 

 

2               Освоение нового материала

 

2.1         Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Обучающий видеоролик «Запятая перед союзом «и» в сложном предложении» демонстрирует условия отсутствия запятой в сложных предложениях. Пошаговая работа с кластером позволит учащимся систематизировать полученную информацию. Ваша роль заключается в корректировке выводов учеников, в обобщении неоднозначных условий обособления.

Данным кластером можно пользоваться и на этапе первичного усвоения теоретического материала, и в качестве помощи при выполнении практических заданий.

(Запустите двойным нажатием)

 

Объяснение нового материала содержится в обучающем ролике «Запятая в простом и сложном предложении перед союзом «и». При использовании его на уроке учащиеся повторяют, что такое простое и сложное предложение, сравнивают их пунктуационное оформление при наличии союза «и». Анализируя примеры урока, ученики самостоятельно в устной форме могут сделать вывод, что есть условия, при которых запятая в сложном предложении не ставится.

Просматривайте ролик, делая паузы для совместного выполнения заданий и их обсуждения.

2.2. Проверка первичного усвоения

 

1) Выделите в следующих предложениях грамматические основы:

1. Порывистыйветерзатих, и погодазначительноулучшилась.

2. Поздновечеромсобакаподкраласьк дачеи улегласьпод террасой

3. Людикрепкоспали, и собакаленивосторожилаих всюночь.

4. КаждоеутроМашавставаларанои долгобегалав парке.

5. Как-тоднёмВаняпрогуливался по лесу и ворчалсебепод носновуюпесенку.

6. Всюночьзимавязалакружевныеузоры, и утроммыувиделинебывалуюкрасоту.

7. Солнцетолькоподнималось, и его лучиосвещаливерхушкидеревьев.

8. Пеликанбродилвокругнасшипели недавалсяв руки.

 

2) Объясните, чем являются выделенные слова в предложениях. Ответ выберите из списка.

1. К счастью ..., ничего не было украдено и никто не пострадал.

2. Вчера ... весеннее солнце светило ярко и облака не застилали небо.

3. Она представляла ..., как поступит в хороший институт и как ее жизнь изменится в большом городе.

4. Когда закончился дождь ... , на небе появилась радуга и запели птицы.

 

3) Выделите слова в предложениях, указывающие на отсутствие запятой в сложном предложении перед союзом «и»:

1. Однажды вечером набежала туча и резкий порыв ветра разметал солому по всему двору.

2. Он был уверен, что она ошибласьи никто этого не заметил.

3. Зима и солнце.

4. Неужели вы этого не знали, и я вас удивил?

5. Когда начался ливень, дети бросили игру и все побежали по домам.

6. Какое красивое море и как легко дышится!

7. Несомненно, сегодня очень холодно и дети не пойдут гулять.

8. Необходимо промытьнос специальным раствором и нужно прополоскать горло содой.

 

4) Объясните, почему перед союзом «и» не стоит запятая. Поставьте примеры на место.

 

5) Поставьте в предложениях запятые там, где это необходимо. Если запятая не нужна, поставь знак «-».

1. Если будешь хорошо себя вести, мы пойдём в субботу в цирк … и я куплю тебе попкорн.

2. Она поделилась своими идеями … и это помогло решить проблему с подарком.

3. Вечером медленно проезжали нагруженные фуры … и проносились легковые автомобили.

4. Яркое солнце … и утренний мороз.

5. Солнце светит … и птички поют.

6. Он заметил, как обновилась коллекция комиксов … и решил купить подарочное издание с автографом.

7. Времени не хватило … и он сдал работу без двух последних заданий.

8. Наверное, он не успел на свой автобус … и мне нужно подождать его еще немного.

 

6) Поставьте в предложениях запятые там, где это необходимо.

1. Женщины занимались домашним хозяйством … и дети бегали по двору.

2. Какое восхитительное море … и какой потрясающий закат!

3. На улице рассвело … и дома посветлело.

4. Начиналась гроза … и вдали слышались раскаты грома.

5. Что это за толпа людей … и почему они перекрыли дорогу?

6. Кошка громко мурлыкала … и когда я чесала её за ушками … и когда муж брал её на руки … и когда она запрыгивала к нам на кровать.

7. Кошка громко мурлыкала, когда я чесала её за ушками … и когда муж брал её на руки.

8. Наша команда выиграла … и в следующем матче мы встречаемся со сборной Испании.

 

 

3               Применение изученного материала.

 

3.1         Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

 

Самостоятельная работа под руководством учителя по заданиям презентации: «Перепишите предложение, ставя при необходимости знаки препинания, составьте схему предложения».

 

·                    Население первой Омской крепости состояло из казаков свободных поселенцев и ссыльных.

·                    В 1782 году Омск получает статус города и становится уездным центром огромной территории.

·                    В репертуаре театра кукол «Арлекин» есть спектакли по произведениям Андерсена и Ершова, Пушкина и Чехова.

 

Проверка:

·                    Население первой Омской крепости состояло из казаков, свободных переселенцевиссыльных.

[          ,           и         ].

·                    В 1782 году Омскполучает статус города истановится  уезднымцентром огромной территории .[            и           ].

·                    В репертуаре театра кукол «Арлекин» есть спектакли по произведениям Андерсена и Ершова, Пушкина и Чехова.[             и           ,           и           ] .

 

3.2         Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Перепишите предложение, ставя при необходимости знаки препинания, составьте схему предложения

·                    Художник М.А.Врубель родился в Омске и наш город гордится своим земляком.

·                    Строилась Великая Сибирская магистраль четверть века (с 1891 года по 1916 год) и протянулась она от Москвы до Владивостока.

·                    Птичья гавань. Уникальное место и заповедная зона.

·                    Как прекрасен Иртыш в утренние часы и как хорошо в это время гулять по набережной!

Кто эта женщина на скамье и почему она сидит здесь одна?

 

Проверка:

 

·                    ХудожникМ.А.Врубельродился в Омске, и наш городгордится своим земляком. (Предложение сложное, союзное, ССП)   [- =],и [- =]

·         Строилась Великая Сибирская магистраль четверть века (с1891 года по 1916 год), ипротянуласьона от Москвы до Владивостока. (Предложение сложное, союзное, ССП)   [= -],и [= -].

·                    Птичья гавань. Уникальное место и заповедная зона. (Предложение  сложное, союзное, ССП, 2 назывных предложения)[-] и [-].

·                    Как прекрасенИртыш в утренние часы и как хорошо в это время гулять по набережной! (Предложение сложное, союзное, ССП, 2 восклицательных  предложения)           [Как= -] и [как=]!

Кто эта женщина на скамье и почему она сидит здесь одна? (Предложение сложное, союзное, ССП, 2 вопросительных  предложения)              [Кто= -] и [почему - =]?

 

3.3         Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Перепишите предложение, ставя при необходимости знаки препинания.

 

·                    В 1894 году на левый берег Иртыша пришел первый поезд и появились первые железнодорожники.

·                    Гуляя по улицам города мы наслаждались красотой заснеженного Омска и все испытывали глубокое удовлетворение от воскресной прогулки.

·                    Когда смотришь на Тарские ворота думаешь о прошлом города и представляется закованный в кандалы Ф.М.Достоевский.

·                    Между тем праздник был в разгаре и улицы города становились многолюднее.

Должно быть, на этом месте высадился в 1716 году отряд И.Д.Бухгольца и была заложена Омская крепость.

Проверка:

 

·                    В 1894 году на левый берег Иртыша пришел первый поездипоявились первые железнодорожники. (Предложение сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член – обстоятельство времени)

·                    Гуляя по улицам города, мынаслаждались красотой заснеженного Омскаивсе испытывали глубокое удовлетворение от воскресной прогулки. (Предложение сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член – деепричастный оборот)

·                    (Когда смотришь на Тарские ворота), [думаешь о прошлом города] и [представляется закованный в кандалы Ф.М.Достоевский]. (Предложение  сложное, союзное, ССП, общее придаточное предложение)

·                    Между тем праздникбыл в разгаре и улицы города становились многолюднее. (Предложение сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член –  модальная частица)

Должно быть, на этом месте высадился в 1716 году отрядИ.Д.Бухгольцаибыла заложена Омская крепость. (Предложение сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член – вводное слово)

 

 

4.             Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

 

4.1  Диагностика/самодиагностика

 

Выпишите из текста предложения, иллюстрирующие условия, когда запятая перед союзом «и» в сложном предложении не ставится.

 

Поддубное… Маленькое село, расположенное в русской глубинке и тихо умирающее от недостатка жителей. Вокруг него раскинулись бескрайние поля и шумят густые леса. Перелетные птицы пролетают косяком над покосившимися крышами, и их крик печально затихает в синеющем небе. Сколько торжественности вокруг и как печальна полуразрушенная церковь! Темные окошки пустыми глазницами глядят на заросшую бурьяном дорогу и скрипят на ветру ставнями. Куда уехали люди и где нашли себе новый дом? Сколько ещё таких сел по России, заброшенных и зарастающих? Тишина и безлюдье… Зарастет и разрушится наша память, как заросла дорога и разрушилась церковь.

 

5.             Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1         Рефлексия

·                сегодня я узнал…

·                было интересно…

·                было трудно…

·                я выполнял задания…

·                я понял, что…

 

5.2         Домашнее задание. Составить по 5 простых и сложных предложения. Сделать их разбор.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 8 Учитель:

Дата: Класс: 8 Учитель:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

Проверка первичного усвоения 1)

Проверка первичного усвоения 1)

Поставьте в предложениях запятые там, где это необходимо

Поставьте в предложениях запятые там, где это необходимо

Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Проверка приобретенных знаний, умений и навыков 4

Проверка приобретенных знаний, умений и навыков 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2023