Дата:
Класс: 8
Учитель:
Предмет:Русский язык
Тема: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и. Практикум»
1. Контролируемые элементы содержания
· Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
2. Контролируемые умения
· Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие
3. Проверяемые элементы содержания
· Виды предложений по количеству грамматических основ
4. Предметные умения
· Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения
5. Личностные результаты
· Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России
· Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
· Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира
6. Функциональная грамотность
· Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/fba9b87c
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.1 Мотивация на учебную деятельность
1.2 Актуализация опорных знаний
1.3 Целеполагание
2 Освоение нового материала
2.1 Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Обучающий видеоролик «Запятая перед союзом «и» в сложном предложении» демонстрирует условия отсутствия запятой в сложных предложениях. Пошаговая работа с кластером позволит учащимся систематизировать полученную информацию. Ваша роль заключается в корректировке выводов учеников, в обобщении неоднозначных условий обособления.
Данным кластером можно пользоваться и на этапе первичного усвоения теоретического материала, и в качестве помощи при выполнении практических заданий.
(Запустите двойным нажатием)
Объяснение нового материала содержится в обучающем ролике «Запятая в простом и сложном предложении перед союзом «и». При использовании его на уроке учащиеся повторяют, что такое простое и сложное предложение, сравнивают их пунктуационное оформление при наличии союза «и». Анализируя примеры урока, ученики самостоятельно в устной форме могут сделать вывод, что есть условия, при которых запятая в сложном предложении не ставится.
Просматривайте ролик, делая паузы для совместного выполнения заданий и их обсуждения.
2.2. Проверка первичного усвоения
1) Выделите в следующих предложениях грамматические основы:
1. Порывистыйветерзатих, и погодазначительноулучшилась.
2. Поздновечеромсобакаподкраласьк дачеи улегласьпод террасой
3. Людикрепкоспали, и собакаленивосторожилаих всюночь.
4. КаждоеутроМашавставаларанои долгобегалав парке.
5. Как-тоднёмВаняпрогуливался по лесу и ворчалсебепод носновуюпесенку.
6. Всюночьзимавязалакружевныеузоры, и утроммыувиделинебывалуюкрасоту.
7. Солнцетолькоподнималось, и его лучиосвещаливерхушкидеревьев.
8. Пеликанбродилвокругнас, шипели недавалсяв руки.
2) Объясните, чем являются выделенные слова в предложениях. Ответ выберите из списка.
1. К счастью ..., ничего не было украдено и никто не пострадал.
2. Вчера ... весеннее солнце светило ярко и облака не застилали небо.
3. Она представляла ..., как поступит в хороший институт и как ее жизнь изменится в большом городе.
4. Когда закончился дождь ... , на небе появилась радуга и запели птицы.
3) Выделите слова в предложениях, указывающие на отсутствие запятой в сложном предложении перед союзом «и»:
1. Однажды вечером набежала туча и резкий порыв ветра разметал солому по всему двору.
2. Он был уверен, что она ошибласьи никто этого не заметил.
3. Зима и солнце.
4. Неужели вы этого не знали, и я вас удивил?
5. Когда начался ливень, дети бросили игру и все побежали по домам.
6. Какое красивое море и как легко дышится!
7. Несомненно, сегодня очень холодно и дети не пойдут гулять.
8. Необходимо промытьнос специальным раствором и нужно прополоскать горло содой.
4) Объясните, почему перед союзом «и» не стоит запятая. Поставьте примеры на место.
5) Поставьте в предложениях запятые там, где это необходимо. Если запятая не нужна, поставь знак «-».
1. Если будешь хорошо себя вести, мы пойдём в субботу в цирк … и я куплю тебе попкорн.
2. Она поделилась своими идеями … и это помогло решить проблему с подарком.
3. Вечером медленно проезжали нагруженные фуры … и проносились легковые автомобили.
4. Яркое солнце … и утренний мороз.
5. Солнце светит … и птички поют.
6. Он заметил, как обновилась коллекция комиксов … и решил купить подарочное издание с автографом.
7. Времени не хватило … и он сдал работу без двух последних заданий.
8. Наверное, он не успел на свой автобус … и мне нужно подождать его еще немного.
6) Поставьте в предложениях запятые там, где это необходимо.
1. Женщины занимались домашним хозяйством … и дети бегали по двору.
2. Какое восхитительное море … и какой потрясающий закат!
3. На улице рассвело … и дома посветлело.
4. Начиналась гроза … и вдали слышались раскаты грома.
5. Что это за толпа людей … и почему они перекрыли дорогу?
6. Кошка громко мурлыкала … и когда я чесала её за ушками … и когда муж брал её на руки … и когда она запрыгивала к нам на кровать.
7. Кошка громко мурлыкала, когда я чесала её за ушками … и когда муж брал её на руки.
8. Наша команда выиграла … и в следующем матче мы встречаемся со сборной Испании.
3 Применение изученного материала.
3.1 Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Самостоятельная работа под руководством учителя по заданиям презентации: «Перепишите предложение, ставя при необходимости знаки препинания, составьте схему предложения».
· Население первой Омской крепости состояло из казаков свободных поселенцев и ссыльных.
· В 1782 году Омск получает статус города и становится уездным центром огромной территории.
· В репертуаре театра кукол «Арлекин» есть спектакли по произведениям Андерсена и Ершова, Пушкина и Чехова.
Проверка:
· Население первой Омской крепости состояло из казаков, свободных переселенцевиссыльных.
[ , и ].
· В 1782 году Омскполучает статус города истановится уезднымцентром огромной территории .[ и ].
· В репертуаре театра кукол «Арлекин» есть спектакли по произведениям Андерсена и Ершова, Пушкина и Чехова.[ и , и ] .
3.2 Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Перепишите предложение, ставя при необходимости знаки препинания, составьте схему предложения
· Художник М.А.Врубель родился в Омске и наш город гордится своим земляком.
· Строилась Великая Сибирская магистраль четверть века (с 1891 года по 1916 год) и протянулась она от Москвы до Владивостока.
· Птичья гавань. Уникальное место и заповедная зона.
· Как прекрасен Иртыш в утренние часы и как хорошо в это время гулять по набережной!
Кто эта женщина на скамье и почему она сидит здесь одна?
Проверка:
· ХудожникМ.А.Врубельродился в Омске, и наш городгордится своим земляком. (Предложение сложное, союзное, ССП) [- =],и [- =]
· Строилась Великая Сибирская магистраль четверть века (с1891 года по 1916 год), ипротянуласьона от Москвы до Владивостока. (Предложение сложное, союзное, ССП) [= -],и [= -].
· Птичья гавань. Уникальное место и заповедная зона. (Предложение сложное, союзное, ССП, 2 назывных предложения)[-] и [-].
· Как прекрасенИртыш в утренние часы и как хорошо в это время гулять по набережной! (Предложение сложное, союзное, ССП, 2 восклицательных предложения) [Как= -] и [как=]!
Кто эта женщина на скамье и почему она сидит здесь одна? (Предложение сложное, союзное, ССП, 2 вопросительных предложения) [Кто= -] и [почему - =]?
3.3 Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Перепишите предложение, ставя при необходимости знаки препинания.
· В 1894 году на левый берег Иртыша пришел первый поезд и появились первые железнодорожники.
· Гуляя по улицам города мы наслаждались красотой заснеженного Омска и все испытывали глубокое удовлетворение от воскресной прогулки.
· Когда смотришь на Тарские ворота думаешь о прошлом города и представляется закованный в кандалы Ф.М.Достоевский.
· Между тем праздник был в разгаре и улицы города становились многолюднее.
Должно быть, на этом месте высадился в 1716 году отряд И.Д.Бухгольца и была заложена Омская крепость.
Проверка:
· В 1894 году на левый берег Иртыша пришел первый поездипоявились первые железнодорожники. (Предложение сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член – обстоятельство времени)
· Гуляя по улицам города, мынаслаждались красотой заснеженного Омскаивсе испытывали глубокое удовлетворение от воскресной прогулки. (Предложение сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член – деепричастный оборот)
· (Когда смотришь на Тарские ворота), [думаешь о прошлом города] и [представляется закованный в кандалы Ф.М.Достоевский]. (Предложение сложное, союзное, ССП, общее придаточное предложение)
· Между тем праздникбыл в разгаре и улицы города становились многолюднее. (Предложение сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член – модальная частица)
Должно быть, на этом месте высадился в 1716 году отрядИ.Д.Бухгольцаибыла заложена Омская крепость. (Предложение сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член – вводное слово)
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Выпишите из текста предложения, иллюстрирующие условия, когда запятая перед союзом «и» в сложном предложении не ставится.
Поддубное… Маленькое село, расположенное в русской глубинке и тихо умирающее от недостатка жителей. Вокруг него раскинулись бескрайние поля и шумят густые леса. Перелетные птицы пролетают косяком над покосившимися крышами, и их крик печально затихает в синеющем небе. Сколько торжественности вокруг и как печальна полуразрушенная церковь! Темные окошки пустыми глазницами глядят на заросшую бурьяном дорогу и скрипят на ветру ставнями. Куда уехали люди и где нашли себе новый дом? Сколько ещё таких сел по России, заброшенных и зарастающих? Тишина и безлюдье… Зарастет и разрушится наша память, как заросла дорога и разрушилась церковь.
5. Подведение итогов, домашнее задание
5.1 Рефлексия
· сегодня я узнал…
· было интересно…
· было трудно…
· я выполнял задания…
· я понял, что…
5.2 Домашнее задание. Составить по 5 простых и сложных предложения. Сделать их разбор.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.