Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание".
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание".

Оценка 4.9
docx
17.01.2021
Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание".
331, Толстова. Словосочетание.docx

министерсво образования и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

Урока по русскому языку

 

Студентки331группы

школьного отделения

Толстовой Милады Александровны

Место проведения урока:

Школа № 12,класс 3 «А»

Дата проведения урока: 24.09.2019

Начало урока:

ФИО учителя школы:

Рочева Елена Валерьевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Суровцева Нина Александровна

Допуск к проведению урока:

 

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

___________________ дата _______    (Подпись учителя)                               

 

 

 

 

 

 

Тема урока.Словосочетание.

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

3 «А»

Цели урока:

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Содержательная: познакомить с признаками понятия

Технологии, методы:

ПДО, беседа

Основные понятия, термины:

Словосочетание

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Планируемый результат:

Предметный

ü  Знают, что такое словосочетание, его признаки.

ü  Умеют находить главное и зависимое слово.

ü  Умеют определять словосочетание в предложении.

ü  Умеют пользоваться алгоритмом для нахождения словосочетания.

 

 

Личностный:

·         Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки;

Метапредметный:

Познавательный:

·         Умеют сравнивать, обобщать, анализировать;

·         Проявляют познавательный интерес.

·          Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью.

Регулятивный:

·         Умеют формулировать темы и задач урока;

·         Умеют ориентироваться в учебнике, в тексте;

Коммуникативные:

·         Умеют слушать и понимать других;

·         Умеют работать в сотрудничестве с учителем и классом;

 

 

 

 

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·         Фронтальная

·         Индивидуальная

·         Парная

Ресурсы:

Презентация,учебник «Русский язык» В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, 3 касс 1 часть. «Просвещение» 2014

 

 

 

Этапы урока.

Задачи урока.

Наглядность, оформление доски.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к

учебной

деятельности

 

·         Замотивировать

учащихся к учебной деятельности. (Л.)

·         Совершенствовать умение анализировать. (Л)

 

Век живи, век учись

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милада Александровна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Очень надеюсь, что мы на уроке хорошо потрудимся.

-Ребята, прочитайте пословицу на доске: «Век живи, век учись».

-Как вы думаете, что такое век?

 

-Но ведь редкий человек живет целых 100 лет. Значит век в этой пословице - жизнь. Век человека – это целая его жизнь.

-Почему же так говорят? Зачем человеку учится всю жизнь?

 

-А вы готовы сегодня открывать новые знания?

-Тогда начнём.

- Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

- Сто лет, жизнь, часть жизни (варианты детей), которую проживает человек.

 

 

 

 

-Потому что всю свою жизнь мы узнаем что-то новое, тем самым учимся быть грамотными людьми

-Готовы.

 

 

 

Минутка чистописания.

·         Замотивировать учащихся писать каллиграфически. (Л.)

·         Совершенсвовать умение учащихся анализировать. (Л.)

·         Совершенствовать такие качества, как правильная форма буквы «Ии». (Пр.)

·         Учить понимать учебные задачи минутки чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ графического материала.

-А сейчас мы с вами проведем минутку чистописание. Поработаем над написанием заглавной и строчной буквы Ии.

-Посмотрите на слайд, назовите ошибки, которые там присутствуют.

 

 

 

 

 

 

-Посмотрим внимательно на верное написание.

Выполнение работы детьми

- Открываем тетради, пишем сегодняшнее число (Двадцать четвертое), «Классная работа» Выпрямите спинки, тетрадь держите под наклоном.

-И с новой строчки пишем И заглавную и строчную до конца строчки.

Рефлексия деятельности, оценка работы детей.

-Посмотрите на образец и сравните с ним свою работу.

 -Кто написал правильно?

-У кого есть неточности?

 -Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы

 

 

 

 

 

-В первом случае буква написана выше линии, и у строчной буквы вторая наклонная линия смотрит в другую сторону

-Во втором варианте у заглавной буквы нет закругления

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

Словарно-орфографическая работа.

·         Совершенствовать умение детей писать непроверяемые безударные гласные (Пр.)

·         Совершенствовать умение сравнивать свою работу с образцом, делать вывод о качестве ее выполнения (Р.)

·         Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать (Л.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орфографический словарный диктант.

-Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать их. Отгаданное слово запишите в тетрадь. -Слушаем внимательно:

 

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…

 

-С красной строки с заглавной буквы пишем слово «картина».

-Ставим ударение, подчеркиваем орфограмму, опасное место.

-Ставим запятую и слушаем дальше

 

Двойная бородка,
Важная походка,
Всех раньше встает,
Голосисто поет.

 

-Кто это?

-После запятой с маленькой буквы, записываем «петух».

-Ставим ударение, подчёркиваем орфограмму.

-Снова ставим запятую.

 

Вот и лето пролетело,

А глядишь, в садах поспело:

Груши, яблоки, калина,

Черноплодка и…

 

-Запишите «малина», поставьте запятую

-Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

-Слушаем последнюю загадку.

 

Со времён ещё далёких
Из семян травы высокой
Хлеб пекут и варят каши,
Чтоб посеять - землю пашут.
Называли - пашаница,
А теперь зовут…

 

 

-Сейчас вы сами проверите свои работы, сверяясь со слайдом. Исправлять уже нельзя.

-Если слово написано правильно, ставим «+», если нет, то «-«.

-Возьмите простой карандаш. Внимательно смотрим на слайды и сверяем ответы.

-Поднимите руки те, кто справился с этим заданием. Отлично.

- Те, кто допустили ошибки, не переживайте. Ведь как звучит наш девиз урока? Век живи - век учись. Вот мы с вами и учимся.

Теперь каждый из вас узнал чуточку больше. Я надеюсь, вы запомните эти слова и не допустите в них ошибки

 

 

 

 

 

 

 

-Картина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Петух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Малина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Пшеница

Актуализация знаний.

Постановка темы и задач урока.

Создание проблемной ситуации.

 

·         Актуализировать и совершенствовать знание о понятии предложение. (Пр.)

·         Учить определять и формулировать вопрос урока, на который надо найти ответ. (Р.)

·         Совершенствовать умения анализа и синтеза

·         Учить понимать и формулировать возникшую проблему (Р.)

·         Учить ставить перед собой познавательную цель (Л.)

 

Холодные дни

Солнышко садится

Дождик моросит

В городе дует сильный ветер

 

 

- Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте. Найдите лишнюю запись (холодные дни)

 

- Почему вы так думаете?

 

 

 

-Сколько заданий я вам дала?

-Сколько ответов вы мне дали?

-Почему все ответы разные?

 

-На какой вопрос будем искать ответ?

-Сегодня мы будем открывать новое знание о предложениях

 

 

 

 

 

 

 

Находят лишнюю запись

 

 

Варианты детей

 

 

- Одно

- Несколько

- Потому что мы не все знаем о предложениях

- Что ещё мы не знаем о предложениях

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания.

Приём: анализ языкового материала

·         Познакомить учащихся с признаками словосочетания

 

·         Совершенствовать умения слушать и понимать речь других; (К.)

·         Совершенствовать умение сотрудничества. (К.)

·         Совершенствовать умение учащихся анализировать, обобщать. (Л.)

 

На дальнем поле созрела густая пшеница

 

 

 

 

 

 

 

 

               Какая?

             

                       

 

Густая               пшеница

зависимое слово             главное слово

 

 

 

 

 

 

 

На доске опорная схема остается до конца урока

 

 

                  Где?

 

 

 

 


Созрела              в поле

Главное слово          зависимое слово

На дальнем поле созрела густая пшеница

-Прочитайте предложение на слайде.

 Найдите главные члены предложений  

- О чем говорится в предложение?

 

- Кто совершает действие?

- Поставьте вопрос к слову пшеница

- Чем оно будет являться в предложении?

- Как подчёркиваем?

- Найдём сказуемое. Что говорится о пшенице?

- Поставьте вопрос

 

- Как подчёркиваем сказуемое?

- Сегодня будем учиться ставить вопрос к словам в предложении. Это очень сложно, нам с вами придётся хорошо поработать.

- Сначала, я начну ставить вопрос от подлежащего.

- Кто догадался, какой вопрос нужно поставить?

- От какого слова мы поставили вопрос к слову густая?

- Это слово главное, от него мы ставим вопрос. Главное слово обозначается крестиком

- Какое слово поясняет главное слово, то есть характеризует его?

- Слово густая - это зависимое слово. К нему мы проводим стрелочку от главного слова и задаем вопрос.

- Как будет звучать вопрос?

-Получилось два слова: густая пшеница. Эти слова сочетаются, связываются между собой. Вот такое сочетание двух слов и называется словосочетанием.

- Как же связаны между собой два слова?

 

- Как мы показали связь главного слова с зависимым?

- Поставьте от сказуемого вопрос и найдите второстепенный член, который на него отвечает

- Это будет являться словосочетанием?

-Докажите

 

 

 

 

 

 

 

 

- На какой вопрос мы искали ответ?

 

- И что же мы узнали?

 

- Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?

-Почему?

 

 

 

 

 

 

- О пшенице, о том, что она созрела

- Пшеница

- (Что?) пшеница

- Подлежащим

 

- Одной чертой

- О том, что она созрела

 

- Пшеница ( что сделала?) созрела

- Двумя чертами

 

 

 

 

 

- Пшеница (какая?) густая

- От слова пшеница

 

 

 

- Густая

 

 

- Пшеница (какая?) густая

 

 

 

 

- По смыслу

 

- Стрелочкой

 

- Созрела (где?) в поле

 

-Да

 

-Главное слово созрела, от него задаем вопрос, созрела (где?) в поле. Поле будет являться зависимым словом. Главное слово обозначаем крестиком, от него проводим стрелочку и пишем над стрелочкой вопрос где?

- Что такое словосочетание

- Что мы еще не знаем о предложениях

- Что словосочетание - это часть предложений

 

- Нет

- Подлежащее и сказуемое –это главные члены предложения, а словосочетания- это слова, связанные по смыслу

Воспроизведение новых знаний

Приём:

·         Закрепить знание о понятие словосочетание (Пр.)

·         Учить слушать и понимать речь других; (К.)

·         Помочь детям вывести алгоритм общего действия по определению данного понятия в речи.

·         Учить пользоваться алгоритмом общего действия по нахождению данного понятия в речи с опорой на все его существенные признаки.

 

Формулирование темы урока, работа с вариантами формулировок.

-Какую же тему мы изучили?

-Кто точнее сформулирует тему?

Составление алгоритма общего действия

- Составьте алгоритм действия по нахождению словосочетания

 

 

 

 

 

 

 

Возвращение к проблемной ситуации

- Ребята,давайте вернёмся к нашей проблеме, которую мы не смогли решить?

-Получив ново знание, сможете мне сейчас ответить, какая же запись будет лишняя?

- Почему

- Докажите

 

 

-А теперь внимательно посмотрите на последнее предложение. Что интересного заметили?

- Давайте разберем. Итак, назовите главные члены предложений

- Находим словосочетания

- От подлежащего ставим вопрос, что получится?

- Ветер - главное слово. Как обозначаем?

- Где зависимое слово?

- Теперь попробуйте сами. Говорите

- Задаем вопрос от сказуемого. Что получится?

- Главное и зависимое слово?

 

 

Постановка вопросов детьми по изучению новой темы

-Сегодня мы узнали новое понятия.

-Сейчас вам нужно задать друг другу 2-3 вопроса на нашу тему.

 -Все задают вопросы, я всех слышу, не молчим.

-Остались ли у кого-то вопросы, на которые товарищ не смог ответить?

ПРИЕМ Работа с определением в учебнике

-Возьмите учебники. Откройте страницу 35.

-Найдите в рамочке определение. Поставьте туда пальчики.

-Прочитайте про себя.

-Аня, почитай громко для всего класса, остальные внимательно слушайте.

-Наши выводы совпали с учебником?

 

 

 

 

 

Варианты детей

-Словосочетание и его признаки

 

1. Найти грамматическую основу.

2. Задаем вопрос от подлежащего.

3.Находим слово, связанное со сказуемым.

4. Находим второстепенные члены, связанные между собой

 

 

 

- Холодные дни

- Так как это словосочетание

- Дни (какие?) холодные. Дни - главное слово, холодные - зависимое

- В предложение есть словосочетание

 

- Ветер (что делает?) дует

 

- Ветер (какой?) сильный

- Крестиком

 

- Сильный

 

- Дует ( где?) в городе

- Дует - главное, в городе зависимое. Главное слово обозначается крестиком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промежуточная

рефлексия

·         Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.)

·         Учить рефлексии деятельности (Р)

 

- Ребята, какое новое знание мы сегодня открыли?

-Где нам пригодится новое знание?

 

 

 

-Чему будем учиться дальше?

 

-Что такое словосочетание, его признаки

- Нам пригодится в построении грамматических и интересных предложениях

- Применять новое знание в речи. Учиться красиво строить предложения.

Упражнения в применении нового знания.

·         Учить применять полученные умения на практике: находить словосочетания, уметь задавать вопрос от главного к зависимому слову (Пр.)

·         Совершенствовать умение составлять словосочетания. (П.)

·         Учить пользоваться алгоритмом (П.)

 

Учебник, упр. 59, стр. 36

 

 

 

Весело стрекочут длинноусые кузнечики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, стр. 37, упр. 62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глагол + существительное

Существительное + существительное

Существительное + прилагательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списывание с синтаксическим заданием

- Ребята, откройте учебник на странице 36. Смотрим упражнение 59.

-Прочитайте задание про себя под первой красной точкой. Что нам требуется?

 

 

- Внимательно переписываем предложение.

-Маша, прочитай предложение

 

-О ком говорится в предложение?

На какой вопрос отвечают слово кузнечики?

- Значит кузнечики будут подлежащим в предложении. Как подчёркиваем?

- Находим сказуемое. Что говорится о кузнечиках?

-Какой вопрос поставим к слову стрекочут?

- Значит, стрекочут - сказуемое. Как подчёркиваем?

 

 

-Хорошо, читаем задание под второй точкой. Ваня, прочитай

 

- Итак, как действуем?

-Что получится?

 

 

-Выделите главное и зависимое слово

 

-Получили первое словосочетание

-Как найти второе?

 

-Что получится?

-Выделите главное и зависимое слово

 

 

Списывание с синтаксическим заданием

-Откройте страницу 37, смотрим упражнение 62.

-Прочитайте задание под первой точкой.

-Что нужно сделать?

 

 

 

 

- Попробуйте сначало сами найти, а потом будем разбираться

-Кто нашел предложения? Маша, озвучь пожалуйста

 

-Как ты определила, что это предложения?

 

-Хорошо. Кто нашел главное и зависимое слово в словосочетаниях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теперь из оставшихся словосочетаний попробуйте составить предложение

-Коля, попробуй составить. Что у тебя получилось?

- Записываем это предложение

- Назови грамматическую основу

- Подчеркиваем

 

 

 

- Следующее предложение кто скажет?

- Записываем это предложение

- Назови грамматическую основу

- Подчеркиваем

 

 

 

- Что еще делал дятел?

 

-Какие это предложения?

 

Хорошо, вы справились с этим заданием, молодцы

 

- Я предлагаю вам самостоятельно составить словосочетания. Попробуйте выполнить, потом проверим, что получилось

 

 

 

 

- Прочитать, списать предложение. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое

 

 

- Весело стрекочут длинноусые кузнечики

-О кузнечиках

 

- (Кто?) кузнечики

- Одной чертой

 

-То, что они стрекочут

-Кузнечики (что делают?) стрекочут

 

- Двумя чертами

 

 

-Выпишите из предложения словосочетания

-Задаем вопрос от подлежащего

-Кузнечики (какие?) длинноусые

Кузнечики - главное, длинноусые - зависимое

 

-Находим слово, связанное со сказуемым

-Стрекочут (как?) весело

-Стрекочут – главное, весело – зависимое

 

 

 

 

 

 

 

-Найти, какие пары слов составляют предложения, а какие словосочетания.

-Найти главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову.

 

-Предложения: солнце скрылось, дятел уселся, он долбил

- Здесь есть подлежащее и сказуемое

-Солнце (какое?) вечернее, скрылось (за чем?) за деревьями; дятел (какой?) черный, уселся на (что?) на ствол, на ствол (чего?) сосны, долбил (как?) звонко, долбил (что?) дерево, дерево (какое?) сухое

(Спрашиваю многих по одному словосочетанию)

 

 

 

-Вечернее солнце скрылось за деревьями

 

-Солнце (что сделало?) скрылось.

 Солнце – подлежащее, скрылось – сказуемое

 

 

 

 

- Черный дятел уселся на ствол сосны и звонко долбил сухое дерево

- Дятел (что сделал?) уселся. Дятел – подлежащее, уселся – сказуемое

 

 

-Дятел (что делал?) долбил

- Простые, распространенные

 

 

 

Варианты детей

(Зашел в магазин, письмо от мамы, молоко горячее..)

 

Рефлексия и итоги

·         Учить анализировать свою работу. (Л.)

·         Учить рефлексии деятельности (Л.)

 

 

Примем: чемодан, мясорубка, корзина

- Пришло время подводить итоги нашего урока. На слайде вы видите чемодан, мясорубку, корзину.

Чемодан – это все, что мы изучили сегодня, пригодится вам в дальшейшем.

Мясорубка – это значит, что вы полученную информацию еще переработаете.

Корзина – это значит, что полученные знания вы выбросите из головы

Я предлагаю вам выбрать что – то одно из этого.

 

 

 

 

Отвечают

 


 

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Учебный предмет: Класс:

Учебный предмет: Класс:

Мотивация к учебной деятельности ·

Мотивация к учебной деятельности ·

Анализ графического материала. -А сейчас мы с вами проведем минутку чистописание

Анализ графического материала. -А сейчас мы с вами проведем минутку чистописание

Орфографический словарный диктант

Орфографический словарный диктант

Актуализация знаний. Постановка темы и задач урока

Актуализация знаний. Постановка темы и задач урока

Совершенствовать умения слушать и понимать речь других; (К

Совершенствовать умения слушать и понимать речь других; (К

Докажите - На какой вопрос мы искали ответ? -

Докажите - На какой вопрос мы искали ответ? -

А теперь внимательно посмотрите на последнее предложение

А теперь внимательно посмотрите на последнее предложение

Промежуточная рефлексия ·

Промежуточная рефлексия ·

Учебник, стр. 37, упр. 62

Учебник, стр. 37, упр. 62

Глагол + существительное Существительное + существительное

Глагол + существительное Существительное + существительное

Списывание с синтаксическим заданием -

Списывание с синтаксическим заданием -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021