министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по русскому языку
Студентки331группы
школьного отделения
Толстовой Милады Александровны
Место проведения урока:
Школа № 12,класс 3 «А»
Дата проведения урока: 24.09.2019
Начало урока:
ФИО учителя школы:
Рочева Елена Валерьевна
ФИО преподавателя-консультанта:
Суровцева Нина Александровна
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
___________________ дата _______ (Подпись учителя)
Тема урока.Словосочетание.
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 3 «А» |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: познакомить с признаками понятия |
||
Технологии, методы: |
ПДО, беседа |
||
Основные понятия, термины: |
Словосочетание |
||
Тип урока: |
Урок открытия нового знания |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный ü Знают, что такое словосочетание, его признаки. ü Умеют находить главное и зависимое слово. ü Умеют определять словосочетание в предложении. ü Умеют пользоваться алгоритмом для нахождения словосочетания.
|
Личностный: · Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки; Метапредметный: Познавательный: · Умеют сравнивать, обобщать, анализировать; · Проявляют познавательный интерес. · Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью. Регулятивный: · Умеют формулировать темы и задач урока; · Умеют ориентироваться в учебнике, в тексте; Коммуникативные: · Умеют слушать и понимать других; · Умеют работать в сотрудничестве с учителем и классом;
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная · Парная |
Ресурсы: Презентация,учебник «Русский язык» В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, 3 касс 1 часть. «Просвещение» 2014 |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||||||||||
Мотивация к учебной деятельности
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.) · Совершенствовать умение анализировать. (Л)
|
Век живи, век учись |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милада Александровна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Очень надеюсь, что мы на уроке хорошо потрудимся. -Ребята, прочитайте пословицу на доске: «Век живи, век учись». -Как вы думаете, что такое век?
-Но ведь редкий человек живет целых 100 лет. Значит век в этой пословице - жизнь. Век человека – это целая его жизнь. -Почему же так говорят? Зачем человеку учится всю жизнь?
-А вы готовы сегодня открывать новые знания? -Тогда начнём. |
- Приветствуют учителя.
- Сто лет, жизнь, часть жизни (варианты детей), которую проживает человек.
-Потому что всю свою жизнь мы узнаем что-то новое, тем самым учимся быть грамотными людьми -Готовы.
|
|||||||||||
Минутка чистописания. · Замотивировать учащихся писать каллиграфически. (Л.) · Совершенсвовать умение учащихся анализировать. (Л.) · Совершенствовать такие качества, как правильная форма буквы «Ии». (Пр.) · Учить понимать учебные задачи минутки чистописания
|
|
Анализ графического материала. -А сейчас мы с вами проведем минутку чистописание. Поработаем над написанием заглавной и строчной буквы Ии. -Посмотрите на слайд, назовите ошибки, которые там присутствуют.
-Посмотрим внимательно на верное написание. Выполнение работы детьми - Открываем тетради, пишем сегодняшнее число (Двадцать четвертое), «Классная работа» Выпрямите спинки, тетрадь держите под наклоном. -И с новой строчки пишем И заглавную и строчную до конца строчки. Рефлексия деятельности, оценка работы детей. -Посмотрите на образец и сравните с ним свою работу. -Кто написал правильно? -У кого есть неточности? -Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы
|
-В первом случае буква написана выше линии, и у строчной буквы вторая наклонная линия смотрит в другую сторону -Во втором варианте у заглавной буквы нет закругления
Выполняют задание
|
|||||||||||
Словарно-орфографическая работа. · Совершенствовать умение детей писать непроверяемые безударные гласные (Пр.) · Совершенствовать умение сравнивать свою работу с образцом, делать вывод о качестве ее выполнения (Р.) · Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать (Л.)
|
|
Орфографический словарный диктант. -Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать их. Отгаданное слово запишите в тетрадь. -Слушаем внимательно:
На стене висит давно, На холсте всего полно: Лес и речка, и машина… Называется -…
-С красной строки с заглавной буквы пишем слово «картина». -Ставим ударение, подчеркиваем орфограмму, опасное место. -Ставим запятую и слушаем дальше
Двойная бородка,
-Кто это? -После запятой с маленькой буквы, записываем «петух». -Ставим ударение, подчёркиваем орфограмму. -Снова ставим запятую.
Вот и лето пролетело, А глядишь, в садах поспело: Груши, яблоки, калина, Черноплодка и…
-Запишите «малина», поставьте запятую -Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. -Слушаем последнюю загадку.
Со времён ещё далёких
-Сейчас вы сами проверите свои работы, сверяясь со слайдом. Исправлять уже нельзя. -Если слово написано правильно, ставим «+», если нет, то «-«. -Возьмите простой карандаш. Внимательно смотрим на слайды и сверяем ответы. -Поднимите руки те, кто справился с этим заданием. Отлично. - Те, кто допустили ошибки, не переживайте. Ведь как звучит наш девиз урока? Век живи - век учись. Вот мы с вами и учимся. Теперь каждый из вас узнал чуточку больше. Я надеюсь, вы запомните эти слова и не допустите в них ошибки |
-Картина
-Петух
-Малина
-Пшеница |
|||||||||||
Актуализация знаний. Постановка темы и задач урока. Создание проблемной ситуации.
· Актуализировать и совершенствовать знание о понятии предложение. (Пр.) · Учить определять и формулировать вопрос урока, на который надо найти ответ. (Р.) · Совершенствовать умения анализа и синтеза · Учить понимать и формулировать возникшую проблему (Р.) · Учить ставить перед собой познавательную цель (Л.)
|
Холодные дни Солнышко садится Дождик моросит В городе дует сильный ветер
|
- Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте. Найдите лишнюю запись (холодные дни)
- Почему вы так думаете?
-Сколько заданий я вам дала? -Сколько ответов вы мне дали? -Почему все ответы разные?
-На какой вопрос будем искать ответ? -Сегодня мы будем открывать новое знание о предложениях
|
Находят лишнюю запись
Варианты детей
- Одно - Несколько - Потому что мы не все знаем о предложениях - Что ещё мы не знаем о предложениях
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
Открытие нового знания. Приём: анализ языкового материала · Познакомить учащихся с признаками словосочетания
· Совершенствовать умения слушать и понимать речь других; (К.) · Совершенствовать умение сотрудничества. (К.) · Совершенствовать умение учащихся анализировать, обобщать. (Л.)
|
На дальнем поле созрела густая пшеница
Какая?
Густая пшеница зависимое слово главное слово
На доске опорная схема остается до конца урока
Где?
Созрела в поле Главное слово зависимое слово |
На дальнем поле созрела густая пшеница -Прочитайте предложение на слайде. Найдите главные члены предложений - О чем говорится в предложение?
- Кто совершает действие? - Поставьте вопрос к слову пшеница - Чем оно будет являться в предложении? - Как подчёркиваем? - Найдём сказуемое. Что говорится о пшенице? - Поставьте вопрос
- Как подчёркиваем сказуемое? - Сегодня будем учиться ставить вопрос к словам в предложении. Это очень сложно, нам с вами придётся хорошо поработать. - Сначала, я начну ставить вопрос от подлежащего. - Кто догадался, какой вопрос нужно поставить? - От какого слова мы поставили вопрос к слову густая? - Это слово главное, от него мы ставим вопрос. Главное слово обозначается крестиком - Какое слово поясняет главное слово, то есть характеризует его? - Слово густая - это зависимое слово. К нему мы проводим стрелочку от главного слова и задаем вопрос. - Как будет звучать вопрос? -Получилось два слова: густая пшеница. Эти слова сочетаются, связываются между собой. Вот такое сочетание двух слов и называется словосочетанием. - Как же связаны между собой два слова?
- Как мы показали связь главного слова с зависимым? - Поставьте от сказуемого вопрос и найдите второстепенный член, который на него отвечает - Это будет являться словосочетанием? -Докажите
- На какой вопрос мы искали ответ?
- И что же мы узнали?
- Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием? -Почему?
|
- О пшенице, о том, что она созрела - Пшеница - (Что?) пшеница - Подлежащим
- Одной чертой - О том, что она созрела
- Пшеница ( что сделала?) созрела - Двумя чертами
- Пшеница (какая?) густая - От слова пшеница
- Густая
- Пшеница (какая?) густая
- По смыслу
- Стрелочкой
- Созрела (где?) в поле
-Да
-Главное слово созрела, от него задаем вопрос, созрела (где?) в поле. Поле будет являться зависимым словом. Главное слово обозначаем крестиком, от него проводим стрелочку и пишем над стрелочкой вопрос где? - Что такое словосочетание - Что мы еще не знаем о предложениях - Что словосочетание - это часть предложений
- Нет - Подлежащее и сказуемое –это главные члены предложения, а словосочетания- это слова, связанные по смыслу |
|||||||||||
Воспроизведение новых знаний Приём: · Закрепить знание о понятие словосочетание (Пр.) · Учить слушать и понимать речь других; (К.) · Помочь детям вывести алгоритм общего действия по определению данного понятия в речи. · Учить пользоваться алгоритмом общего действия по нахождению данного понятия в речи с опорой на все его существенные признаки. |
|
Формулирование темы урока, работа с вариантами формулировок. -Какую же тему мы изучили? -Кто точнее сформулирует тему? Составление алгоритма общего действия - Составьте алгоритм действия по нахождению словосочетания
Возвращение к проблемной ситуации - Ребята,давайте вернёмся к нашей проблеме, которую мы не смогли решить? -Получив ново знание, сможете мне сейчас ответить, какая же запись будет лишняя? - Почему - Докажите
-А теперь внимательно посмотрите на последнее предложение. Что интересного заметили? - Давайте разберем. Итак, назовите главные члены предложений - Находим словосочетания - От подлежащего ставим вопрос, что получится? - Ветер - главное слово. Как обозначаем? - Где зависимое слово? - Теперь попробуйте сами. Говорите - Задаем вопрос от сказуемого. Что получится? - Главное и зависимое слово?
Постановка вопросов детьми по изучению новой темы -Сегодня мы узнали новое понятия. -Сейчас вам нужно задать друг другу 2-3 вопроса на нашу тему. -Все задают вопросы, я всех слышу, не молчим. -Остались ли у кого-то вопросы, на которые товарищ не смог ответить? ПРИЕМ Работа с определением в учебнике -Возьмите учебники. Откройте страницу 35. -Найдите в рамочке определение. Поставьте туда пальчики. -Прочитайте про себя. -Аня, почитай громко для всего класса, остальные внимательно слушайте. -Наши выводы совпали с учебником?
|
Варианты детей -Словосочетание и его признаки
1. Найти грамматическую основу. 2. Задаем вопрос от подлежащего. 3.Находим слово, связанное со сказуемым. 4. Находим второстепенные члены, связанные между собой
- Холодные дни - Так как это словосочетание - Дни (какие?) холодные. Дни - главное слово, холодные - зависимое - В предложение есть словосочетание
- Ветер (что делает?) дует
- Ветер (какой?) сильный - Крестиком
- Сильный
- Дует ( где?) в городе - Дует - главное, в городе зависимое. Главное слово обозначается крестиком
-Да
|
|||||||||||
Промежуточная рефлексия · Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.) · Учить рефлексии деятельности (Р) |
|
- Ребята, какое новое знание мы сегодня открыли? -Где нам пригодится новое знание?
-Чему будем учиться дальше?
|
-Что такое словосочетание, его признаки - Нам пригодится в построении грамматических и интересных предложениях - Применять новое знание в речи. Учиться красиво строить предложения. |
|||||||||||
Упражнения в применении нового знания. · Учить применять полученные умения на практике: находить словосочетания, уметь задавать вопрос от главного к зависимому слову (Пр.) · Совершенствовать умение составлять словосочетания. (П.) · Учить пользоваться алгоритмом (П.)
|
Учебник, упр. 59, стр. 36
Весело стрекочут длинноусые кузнечики
Учебник, стр. 37, упр. 62
Глагол + существительное Существительное + существительное Существительное + прилагательное
|
Списывание с синтаксическим заданием - Ребята, откройте учебник на странице 36. Смотрим упражнение 59. -Прочитайте задание про себя под первой красной точкой. Что нам требуется?
- Внимательно переписываем предложение. -Маша, прочитай предложение
-О ком говорится в предложение? На какой вопрос отвечают слово кузнечики? - Значит кузнечики будут подлежащим в предложении. Как подчёркиваем? - Находим сказуемое. Что говорится о кузнечиках? -Какой вопрос поставим к слову стрекочут? - Значит, стрекочут - сказуемое. Как подчёркиваем?
-Хорошо, читаем задание под второй точкой. Ваня, прочитай
- Итак, как действуем? -Что получится?
-Выделите главное и зависимое слово
-Получили первое словосочетание -Как найти второе?
-Что получится? -Выделите главное и зависимое слово
Списывание с синтаксическим заданием -Откройте страницу 37, смотрим упражнение 62. -Прочитайте задание под первой точкой. -Что нужно сделать?
- Попробуйте сначало сами найти, а потом будем разбираться -Кто нашел предложения? Маша, озвучь пожалуйста
-Как ты определила, что это предложения?
-Хорошо. Кто нашел главное и зависимое слово в словосочетаниях?
- Теперь из оставшихся словосочетаний попробуйте составить предложение -Коля, попробуй составить. Что у тебя получилось? - Записываем это предложение - Назови грамматическую основу - Подчеркиваем
- Следующее предложение кто скажет? - Записываем это предложение - Назови грамматическую основу - Подчеркиваем
- Что еще делал дятел?
-Какие это предложения?
Хорошо, вы справились с этим заданием, молодцы
- Я предлагаю вам самостоятельно составить словосочетания. Попробуйте выполнить, потом проверим, что получилось |
- Прочитать, списать предложение. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое
- Весело стрекочут длинноусые кузнечики -О кузнечиках
- (Кто?) кузнечики - Одной чертой
-То, что они стрекочут -Кузнечики (что делают?) стрекочут
- Двумя чертами
-Выпишите из предложения словосочетания -Задаем вопрос от подлежащего -Кузнечики (какие?) длинноусые Кузнечики - главное, длинноусые - зависимое
-Находим слово, связанное со сказуемым -Стрекочут (как?) весело -Стрекочут – главное, весело – зависимое
-Найти, какие пары слов составляют предложения, а какие словосочетания. -Найти главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову.
-Предложения: солнце скрылось, дятел уселся, он долбил - Здесь есть подлежащее и сказуемое -Солнце (какое?) вечернее, скрылось (за чем?) за деревьями; дятел (какой?) черный, уселся на (что?) на ствол, на ствол (чего?) сосны, долбил (как?) звонко, долбил (что?) дерево, дерево (какое?) сухое (Спрашиваю многих по одному словосочетанию)
-Вечернее солнце скрылось за деревьями
-Солнце (что сделало?) скрылось. Солнце – подлежащее, скрылось – сказуемое
- Черный дятел уселся на ствол сосны и звонко долбил сухое дерево - Дятел (что сделал?) уселся. Дятел – подлежащее, уселся – сказуемое
-Дятел (что делал?) долбил - Простые, распространенные
Варианты детей (Зашел в магазин, письмо от мамы, молоко горячее..)
|
|||||||||||
Рефлексия и итоги · Учить анализировать свою работу. (Л.) · Учить рефлексии деятельности (Л.)
|
|
Примем: чемодан, мясорубка, корзина - Пришло время подводить итоги нашего урока. На слайде вы видите чемодан, мясорубку, корзину. Чемодан – это все, что мы изучили сегодня, пригодится вам в дальшейшем. Мясорубка – это значит, что вы полученную информацию еще переработаете. Корзина – это значит, что полученные знания вы выбросите из головы Я предлагаю вам выбрать что – то одно из этого. |
Отвечают |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.