Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание".

  • docx
  • 17.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 331, Толстова. Словосочетание.docx

министерсво образования и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

Урока по русскому языку

 

Студентки331группы

школьного отделения

Толстовой Милады Александровны

Место проведения урока:

Школа № 12,класс 3 «А»

Дата проведения урока: 24.09.2019

Начало урока:

ФИО учителя школы:

Рочева Елена Валерьевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Суровцева Нина Александровна

Допуск к проведению урока:

 

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

___________________ дата _______    (Подпись учителя)                               

 

 

 

 

 

 

Тема урока.Словосочетание.

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

3 «А»

Цели урока:

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Содержательная: познакомить с признаками понятия

Технологии, методы:

ПДО, беседа

Основные понятия, термины:

Словосочетание

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Планируемый результат:

Предметный

ü  Знают, что такое словосочетание, его признаки.

ü  Умеют находить главное и зависимое слово.

ü  Умеют определять словосочетание в предложении.

ü  Умеют пользоваться алгоритмом для нахождения словосочетания.

 

 

Личностный:

·         Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки;

Метапредметный:

Познавательный:

·         Умеют сравнивать, обобщать, анализировать;

·         Проявляют познавательный интерес.

·          Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью.

Регулятивный:

·         Умеют формулировать темы и задач урока;

·         Умеют ориентироваться в учебнике, в тексте;

Коммуникативные:

·         Умеют слушать и понимать других;

·         Умеют работать в сотрудничестве с учителем и классом;

 

 

 

 

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·         Фронтальная

·         Индивидуальная

·         Парная

Ресурсы:

Презентация,учебник «Русский язык» В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, 3 касс 1 часть. «Просвещение» 2014

 

 

 

Этапы урока.

Задачи урока.

Наглядность, оформление доски.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к

учебной

деятельности

 

·         Замотивировать

учащихся к учебной деятельности. (Л.)

·         Совершенствовать умение анализировать. (Л)

 

Век живи, век учись

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милада Александровна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Очень надеюсь, что мы на уроке хорошо потрудимся.

-Ребята, прочитайте пословицу на доске: «Век живи, век учись».

-Как вы думаете, что такое век?

 

-Но ведь редкий человек живет целых 100 лет. Значит век в этой пословице - жизнь. Век человека – это целая его жизнь.

-Почему же так говорят? Зачем человеку учится всю жизнь?

 

-А вы готовы сегодня открывать новые знания?

-Тогда начнём.

- Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

- Сто лет, жизнь, часть жизни (варианты детей), которую проживает человек.

 

 

 

 

-Потому что всю свою жизнь мы узнаем что-то новое, тем самым учимся быть грамотными людьми

-Готовы.

 

 

 

Минутка чистописания.

·         Замотивировать учащихся писать каллиграфически. (Л.)

·         Совершенсвовать умение учащихся анализировать. (Л.)

·         Совершенствовать такие качества, как правильная форма буквы «Ии». (Пр.)

·         Учить понимать учебные задачи минутки чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ графического материала.

-А сейчас мы с вами проведем минутку чистописание. Поработаем над написанием заглавной и строчной буквы Ии.

-Посмотрите на слайд, назовите ошибки, которые там присутствуют.

 

 

 

 

 

 

-Посмотрим внимательно на верное написание.

Выполнение работы детьми

- Открываем тетради, пишем сегодняшнее число (Двадцать четвертое), «Классная работа» Выпрямите спинки, тетрадь держите под наклоном.

-И с новой строчки пишем И заглавную и строчную до конца строчки.

Рефлексия деятельности, оценка работы детей.

-Посмотрите на образец и сравните с ним свою работу.

 -Кто написал правильно?

-У кого есть неточности?

 -Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы

 

 

 

 

 

-В первом случае буква написана выше линии, и у строчной буквы вторая наклонная линия смотрит в другую сторону

-Во втором варианте у заглавной буквы нет закругления

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

Словарно-орфографическая работа.

·         Совершенствовать умение детей писать непроверяемые безударные гласные (Пр.)

·         Совершенствовать умение сравнивать свою работу с образцом, делать вывод о качестве ее выполнения (Р.)

·         Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать (Л.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орфографический словарный диктант.

-Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать их. Отгаданное слово запишите в тетрадь. -Слушаем внимательно:

 

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…

 

-С красной строки с заглавной буквы пишем слово «картина».

-Ставим ударение, подчеркиваем орфограмму, опасное место.

-Ставим запятую и слушаем дальше

 

Двойная бородка,
Важная походка,
Всех раньше встает,
Голосисто поет.

 

-Кто это?

-После запятой с маленькой буквы, записываем «петух».

-Ставим ударение, подчёркиваем орфограмму.

-Снова ставим запятую.

 

Вот и лето пролетело,

А глядишь, в садах поспело:

Груши, яблоки, калина,

Черноплодка и…

 

-Запишите «малина», поставьте запятую

-Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

-Слушаем последнюю загадку.

 

Со времён ещё далёких
Из семян травы высокой
Хлеб пекут и варят каши,
Чтоб посеять - землю пашут.
Называли - пашаница,
А теперь зовут…

 

 

-Сейчас вы сами проверите свои работы, сверяясь со слайдом. Исправлять уже нельзя.

-Если слово написано правильно, ставим «+», если нет, то «-«.

-Возьмите простой карандаш. Внимательно смотрим на слайды и сверяем ответы.

-Поднимите руки те, кто справился с этим заданием. Отлично.

- Те, кто допустили ошибки, не переживайте. Ведь как звучит наш девиз урока? Век живи - век учись. Вот мы с вами и учимся.

Теперь каждый из вас узнал чуточку больше. Я надеюсь, вы запомните эти слова и не допустите в них ошибки

 

 

 

 

 

 

 

-Картина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Петух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Малина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Пшеница

Актуализация знаний.

Постановка темы и задач урока.

Создание проблемной ситуации.

 

·         Актуализировать и совершенствовать знание о понятии предложение. (Пр.)

·         Учить определять и формулировать вопрос урока, на который надо найти ответ. (Р.)

·         Совершенствовать умения анализа и синтеза

·         Учить понимать и формулировать возникшую проблему (Р.)

·         Учить ставить перед собой познавательную цель (Л.)

 

Холодные дни

Солнышко садится

Дождик моросит

В городе дует сильный ветер

 

 

- Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте. Найдите лишнюю запись (холодные дни)

 

- Почему вы так думаете?

 

 

 

-Сколько заданий я вам дала?

-Сколько ответов вы мне дали?

-Почему все ответы разные?

 

-На какой вопрос будем искать ответ?

-Сегодня мы будем открывать новое знание о предложениях

 

 

 

 

 

 

 

Находят лишнюю запись

 

 

Варианты детей

 

 

- Одно

- Несколько

- Потому что мы не все знаем о предложениях

- Что ещё мы не знаем о предложениях

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания.

Приём: анализ языкового материала

·         Познакомить учащихся с признаками словосочетания

 

·         Совершенствовать умения слушать и понимать речь других; (К.)

·         Совершенствовать умение сотрудничества. (К.)

·         Совершенствовать умение учащихся анализировать, обобщать. (Л.)

 

На дальнем поле созрела густая пшеница

 

 

 

 

 

 

 

 

               Какая?

             

                       

 

Густая               пшеница

зависимое слово             главное слово

 

 

 

 

 

 

 

На доске опорная схема остается до конца урока

 

 

                  Где?

 

 

 

 


Созрела              в поле

Главное слово          зависимое слово

На дальнем поле созрела густая пшеница

-Прочитайте предложение на слайде.

 Найдите главные члены предложений  

- О чем говорится в предложение?

 

- Кто совершает действие?

- Поставьте вопрос к слову пшеница

- Чем оно будет являться в предложении?

- Как подчёркиваем?

- Найдём сказуемое. Что говорится о пшенице?

- Поставьте вопрос

 

- Как подчёркиваем сказуемое?

- Сегодня будем учиться ставить вопрос к словам в предложении. Это очень сложно, нам с вами придётся хорошо поработать.

- Сначала, я начну ставить вопрос от подлежащего.

- Кто догадался, какой вопрос нужно поставить?

- От какого слова мы поставили вопрос к слову густая?

- Это слово главное, от него мы ставим вопрос. Главное слово обозначается крестиком

- Какое слово поясняет главное слово, то есть характеризует его?

- Слово густая - это зависимое слово. К нему мы проводим стрелочку от главного слова и задаем вопрос.

- Как будет звучать вопрос?

-Получилось два слова: густая пшеница. Эти слова сочетаются, связываются между собой. Вот такое сочетание двух слов и называется словосочетанием.

- Как же связаны между собой два слова?

 

- Как мы показали связь главного слова с зависимым?

- Поставьте от сказуемого вопрос и найдите второстепенный член, который на него отвечает

- Это будет являться словосочетанием?

-Докажите

 

 

 

 

 

 

 

 

- На какой вопрос мы искали ответ?

 

- И что же мы узнали?

 

- Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?

-Почему?

 

 

 

 

 

 

- О пшенице, о том, что она созрела

- Пшеница

- (Что?) пшеница

- Подлежащим

 

- Одной чертой

- О том, что она созрела

 

- Пшеница ( что сделала?) созрела

- Двумя чертами

 

 

 

 

 

- Пшеница (какая?) густая

- От слова пшеница

 

 

 

- Густая

 

 

- Пшеница (какая?) густая

 

 

 

 

- По смыслу

 

- Стрелочкой

 

- Созрела (где?) в поле

 

-Да

 

-Главное слово созрела, от него задаем вопрос, созрела (где?) в поле. Поле будет являться зависимым словом. Главное слово обозначаем крестиком, от него проводим стрелочку и пишем над стрелочкой вопрос где?

- Что такое словосочетание

- Что мы еще не знаем о предложениях

- Что словосочетание - это часть предложений

 

- Нет

- Подлежащее и сказуемое –это главные члены предложения, а словосочетания- это слова, связанные по смыслу

Воспроизведение новых знаний

Приём:

·         Закрепить знание о понятие словосочетание (Пр.)

·         Учить слушать и понимать речь других; (К.)

·         Помочь детям вывести алгоритм общего действия по определению данного понятия в речи.

·         Учить пользоваться алгоритмом общего действия по нахождению данного понятия в речи с опорой на все его существенные признаки.

 

Формулирование темы урока, работа с вариантами формулировок.

-Какую же тему мы изучили?

-Кто точнее сформулирует тему?

Составление алгоритма общего действия

- Составьте алгоритм действия по нахождению словосочетания

 

 

 

 

 

 

 

Возвращение к проблемной ситуации

- Ребята,давайте вернёмся к нашей проблеме, которую мы не смогли решить?

-Получив ново знание, сможете мне сейчас ответить, какая же запись будет лишняя?

- Почему

- Докажите

 

 

-А теперь внимательно посмотрите на последнее предложение. Что интересного заметили?

- Давайте разберем. Итак, назовите главные члены предложений

- Находим словосочетания

- От подлежащего ставим вопрос, что получится?

- Ветер - главное слово. Как обозначаем?

- Где зависимое слово?

- Теперь попробуйте сами. Говорите

- Задаем вопрос от сказуемого. Что получится?

- Главное и зависимое слово?

 

 

Постановка вопросов детьми по изучению новой темы

-Сегодня мы узнали новое понятия.

-Сейчас вам нужно задать друг другу 2-3 вопроса на нашу тему.

 -Все задают вопросы, я всех слышу, не молчим.

-Остались ли у кого-то вопросы, на которые товарищ не смог ответить?

ПРИЕМ Работа с определением в учебнике

-Возьмите учебники. Откройте страницу 35.

-Найдите в рамочке определение. Поставьте туда пальчики.

-Прочитайте про себя.

-Аня, почитай громко для всего класса, остальные внимательно слушайте.

-Наши выводы совпали с учебником?

 

 

 

 

 

Варианты детей

-Словосочетание и его признаки

 

1. Найти грамматическую основу.

2. Задаем вопрос от подлежащего.

3.Находим слово, связанное со сказуемым.

4. Находим второстепенные члены, связанные между собой

 

 

 

- Холодные дни

- Так как это словосочетание

- Дни (какие?) холодные. Дни - главное слово, холодные - зависимое

- В предложение есть словосочетание

 

- Ветер (что делает?) дует

 

- Ветер (какой?) сильный

- Крестиком

 

- Сильный

 

- Дует ( где?) в городе

- Дует - главное, в городе зависимое. Главное слово обозначается крестиком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промежуточная

рефлексия

·         Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.)

·         Учить рефлексии деятельности (Р)

 

- Ребята, какое новое знание мы сегодня открыли?

-Где нам пригодится новое знание?

 

 

 

-Чему будем учиться дальше?

 

-Что такое словосочетание, его признаки

- Нам пригодится в построении грамматических и интересных предложениях

- Применять новое знание в речи. Учиться красиво строить предложения.

Упражнения в применении нового знания.

·         Учить применять полученные умения на практике: находить словосочетания, уметь задавать вопрос от главного к зависимому слову (Пр.)

·         Совершенствовать умение составлять словосочетания. (П.)

·         Учить пользоваться алгоритмом (П.)

 

Учебник, упр. 59, стр. 36

 

 

 

Весело стрекочут длинноусые кузнечики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, стр. 37, упр. 62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глагол + существительное

Существительное + существительное

Существительное + прилагательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списывание с синтаксическим заданием

- Ребята, откройте учебник на странице 36. Смотрим упражнение 59.

-Прочитайте задание про себя под первой красной точкой. Что нам требуется?

 

 

- Внимательно переписываем предложение.

-Маша, прочитай предложение

 

-О ком говорится в предложение?

На какой вопрос отвечают слово кузнечики?

- Значит кузнечики будут подлежащим в предложении. Как подчёркиваем?

- Находим сказуемое. Что говорится о кузнечиках?

-Какой вопрос поставим к слову стрекочут?

- Значит, стрекочут - сказуемое. Как подчёркиваем?

 

 

-Хорошо, читаем задание под второй точкой. Ваня, прочитай

 

- Итак, как действуем?

-Что получится?

 

 

-Выделите главное и зависимое слово

 

-Получили первое словосочетание

-Как найти второе?

 

-Что получится?

-Выделите главное и зависимое слово

 

 

Списывание с синтаксическим заданием

-Откройте страницу 37, смотрим упражнение 62.

-Прочитайте задание под первой точкой.

-Что нужно сделать?

 

 

 

 

- Попробуйте сначало сами найти, а потом будем разбираться

-Кто нашел предложения? Маша, озвучь пожалуйста

 

-Как ты определила, что это предложения?

 

-Хорошо. Кто нашел главное и зависимое слово в словосочетаниях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теперь из оставшихся словосочетаний попробуйте составить предложение

-Коля, попробуй составить. Что у тебя получилось?

- Записываем это предложение

- Назови грамматическую основу

- Подчеркиваем

 

 

 

- Следующее предложение кто скажет?

- Записываем это предложение

- Назови грамматическую основу

- Подчеркиваем

 

 

 

- Что еще делал дятел?

 

-Какие это предложения?

 

Хорошо, вы справились с этим заданием, молодцы

 

- Я предлагаю вам самостоятельно составить словосочетания. Попробуйте выполнить, потом проверим, что получилось

 

 

 

 

- Прочитать, списать предложение. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое

 

 

- Весело стрекочут длинноусые кузнечики

-О кузнечиках

 

- (Кто?) кузнечики

- Одной чертой

 

-То, что они стрекочут

-Кузнечики (что делают?) стрекочут

 

- Двумя чертами

 

 

-Выпишите из предложения словосочетания

-Задаем вопрос от подлежащего

-Кузнечики (какие?) длинноусые

Кузнечики - главное, длинноусые - зависимое

 

-Находим слово, связанное со сказуемым

-Стрекочут (как?) весело

-Стрекочут – главное, весело – зависимое

 

 

 

 

 

 

 

-Найти, какие пары слов составляют предложения, а какие словосочетания.

-Найти главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову.

 

-Предложения: солнце скрылось, дятел уселся, он долбил

- Здесь есть подлежащее и сказуемое

-Солнце (какое?) вечернее, скрылось (за чем?) за деревьями; дятел (какой?) черный, уселся на (что?) на ствол, на ствол (чего?) сосны, долбил (как?) звонко, долбил (что?) дерево, дерево (какое?) сухое

(Спрашиваю многих по одному словосочетанию)

 

 

 

-Вечернее солнце скрылось за деревьями

 

-Солнце (что сделало?) скрылось.

 Солнце – подлежащее, скрылось – сказуемое

 

 

 

 

- Черный дятел уселся на ствол сосны и звонко долбил сухое дерево

- Дятел (что сделал?) уселся. Дятел – подлежащее, уселся – сказуемое

 

 

-Дятел (что делал?) долбил

- Простые, распространенные

 

 

 

Варианты детей

(Зашел в магазин, письмо от мамы, молоко горячее..)

 

Рефлексия и итоги

·         Учить анализировать свою работу. (Л.)

·         Учить рефлексии деятельности (Л.)

 

 

Примем: чемодан, мясорубка, корзина

- Пришло время подводить итоги нашего урока. На слайде вы видите чемодан, мясорубку, корзину.

Чемодан – это все, что мы изучили сегодня, пригодится вам в дальшейшем.

Мясорубка – это значит, что вы полученную информацию еще переработаете.

Корзина – это значит, что полученные знания вы выбросите из головы

Я предлагаю вам выбрать что – то одно из этого.

 

 

 

 

Отвечают