Конспект урока по русскому языку на тему: "Текст. Части текста".

  • docx
  • 03.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока.docx

Открытый урок по русскому языку, 2 класс.  30.01.2018 года

Учитель: Бикжанова Жанат Сергазовна

 

Тема: Текст. Части текста.

Задачи:

образовательные:

  • Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте.
  • Работать над осознанием связи между предложениями в тексте.
  • Формировать умение композиционно правильно строить описание.
  • Развивать и совершенствовать навыки группировки предложений в тексте по подтемам.
  • Закрепить знания о признаках текста.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, память и другие психические процессы.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

развивающие:

  • Формировать положительное отношение к учебной деятельности.
  • Развивать креативность, взаимооценку и самооценку учащихся.

воспитательные:

  • Воспитывать культуру устной и письменной речи.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Тип урока - комбинированный.

Учебные материалы:

Формы работы:  парная, фронтальная.

Технология: элементы проблемного обучения; ИКТ.

 

 

 

 

 

Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

1.Организационный момент

 - Здравствуйте, ребята! Прочитайте пословицу на доске.

(Дружба – великая сила!)

Слайд 1 – 2.

 - Как вы понимаете эту пословицу?

 - А любая дружба начинается с улыбки! Повернитесь друг к другу, подарите улыбку своему однокласснику.

 - Надеюсь, что по окончанию урока мы научимся еще больше ценить дружбу и быть добрее друг к другу.

2.Актуализация знаний.

 - Сегодня  на уроке будем выполнять интересные задания.

- Определить с чем сегодня будем работать уроке, поможет вам следующее задание.

-  Рассмотрите задание, которое вам надо выполнить. Слайд 3

 

 

 

 

 

- Работаем в паре.

 - Вспомним  - Правила работы в парах. Слайд 4.

 

 

 

 

 

 

 

Какое слово получилось?

 

Что такое текст?

 

 

 

 - Правильно, сегодня на уроке мы будем работать с текстом.

 - А с каким? Узнаем, если откроем желтый конверт.

- Что вы там нашли? Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

- Это текст?

 - Чего не хватает, чтобы понять, что же там написано.

 

 

 - Восстановите текст. 

 

 - Делаем работу, в паре.

 

 

 -  Покажите, кто закончил.

 - Прочитайте, что у вас получилось. Слайд 6

 

 

 

 

- О ком этот текст? 

 - А о чем? Назовите тему текста?

 

 

 

 

- Скажите, собака это, какое животное? Слайд 7

 - Какие домашние питомцы есть у вас?

 - Найдите и прочитайте,  в тексте предложения, по которым мы можем понять, что мальчик позаботился о собаке и полюбил ее?

 

Откройте тетрадь. Что мы запишем?
 Слайд 8

 

 

 - Посмотрите на эту собачку и опишите ее.  Слайд 9


 - Составьте предложение по вопросам.

Кто? Что делает? Что? Где?

Предложение и вопросы аншлагами на доске.

   - Запишите это предложение. Как напишите слово Арчи? Почему?

- Выделите главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

 - Разобрать предложение по частям речи.

 

 

3.Открытие новых знаний

  - Вы легко смогли определить, что перед вами  текст или нет.

 - Какие знания вам помогли?

 - Откройте конверт красного цвета.

  - Прочитайте по очереди вслух.

 Слайд 10

 

1. Текст состоит из нескольких предложений.

2. В тексте предложения связаны по смыслу

3. Все предложения в тексте имеют границы.

4. Предложения в тексте записываются в строгом порядке.

5. Части текста: вступление, основная часть и заключение.

6. Тема. Основная мысль.

7. Текст может иметь заглавие.

 

 - Что это?

 - Представьте пирамидку.  В основе пирамидки, какой признак поместим?

 

На доске в виде пирамидки, дети по очереди, называя признак, помещают его в нужное место.

 

 - Посмотрите, в пирамидке осталось еще 1 место.

 - Что это означает?

 - Ребята, вот этот признак: В тексте есть части: вступление, основная часть, заключение.

 - Значит тема нашего  сегодня урока?

 

- Физкульминутка.

Видео на экране. Слайд 11

 

Работа с частями текста, иллюстрациями.

 - Ребята, вы заметили, что предложения в нашем тексте выделены цветом?

 - Это указывает на то, что текст можно разделить на части.

 - Внимание на экран, перед вами картинки.

 

 - Ваша задача, предложения из текста соотнести с картинкой.

 -  Это поможет разобраться в последовательности событий.

Слайд 12 – 14

 

 - Скажите, сколько частей в данном тексте?

 - Прочитайте, только 1 часть.

Ребята, она называется  -  Вступление

 - Что произошло потом?

Это 2 часть. Называется  - Основная часть.

 - И чем все закончилось?

Это 3 часть - Заключение.

Слайд 15

 

- А как  записать начало каждой части?

 - Верно, с красной строки!

 - Расположите, предложения, так как они должны быть. Сверьте свою запись с образцом. Слайд 16

  - Озаглавьте этот текст.

 - Запишем этот текст по рядам.

 - 1 ряд пишет 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд – 3 часть.

Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Назовите получившееся слово в клетках.

 

В

В

В

Т

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

Т

Д

Д

Д

 - Текст.

 - Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

 

Однажды к нам во двор забралась собака. 

И мы стали настоящими друзьями.

Я не мог выгнать собаку.

После уроков, я играл с ней и кормил.

Ее один раз уже выгоняли.

    Я спросил разрешения у родителей и оставил ее у нас.

 - Нет.

 - Порядка.

 

 

  Однажды к нам во двор забралась собака. Я не мог выгнать собаку. Ее один раз уже выгоняли.

      Я спросил разрешения у родителей и оставил ее у нас.  После уроков, я играл с ней и кормил.

      И мы стали настоящими друзьями.

 - О собаке и мальчике.

 - О дружбе и помощи слабым.

 

 - Домашнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Арчи грызёт кость в конуре.

 

 

 

 - С заглавной буквы,  это кличка собаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Есть еще 1 признак.

 

 

 

 

 

 

 - Текст, части текста.

7.Итог урока:

·          - Проверка усвоения темы.

- Откройте зелёный конверт.

 - Перед вами текст. Прочитайте его. Слайд 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Ребята, вы поняли, о чем текст?

 - Части нужно поставить на свое место.

 - Т.Е. Части текста, так же как и предложения имеют строгий порядок.

 - Нужно, цветом выделить каждую часть.

 - На экране: вступление – желтым цветом, основная часть  - красным цветом, заключение – зеленым цветом. Слайд 18

 - Прочитайте, что у вас получилось. Сначала по частям, а потом целиком весь текст. Слайд 19

 - О чем текст?

 - Ребята, а кто такой друг?

- Читаю определение из словаря на слайде. Слайд 20

 - Надеюсь, что вы сегодня не только узнали что – то новое, но и прониклись любовью к братьям нашим меньшим. И поняли, что такое настоящая дружба. Слайд 21

 

- Завершим наш урок песней о дружбе. Слайд 22

 

8. Рефлексия.

-Ребята, с помощью полосок покажите мне, как вам работалось на уроке?

 «СПАСИБО ЗА УРОК!»

 

Сказка «Как собака друга искала»

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.

       Встретила собака в лесу зайца, волка и медведя. Но заяц боялся волка, волк боялся медведя, а медведь боялся человека.  Сбежала она от них и пошла к человеку.

    - Человек, давай дружить, вместе жить! Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы.  Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это - спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

Нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как собака искала друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все получалось – зеленого цвета.

Были трудности – красного цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Назовите получившееся слово в клетках.

 

В

В

В

Т

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

Т

Д

Д

Д

 

 

Приложение 2.

Однажды к нам во двор забралась собака.Я не мог выгнать собаку. Ее один раз уже выгоняли.

Я спросил разрешения у родителей и оставил ее у нас. После уроков, я играл с ней и кормил.

И мы стали настоящими друзьями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Признаки текста

         1. Текст состоит из нескольких предложений.

         2. В тексте предложения связаны по смыслу

         3. Все предложения в тексте имеют границы.

         4. Предложения в тексте записываются в строгом порядке.

         5. Части текста: вступление, основная часть и заключение.

         6. Тема. Основная мысль.

         7. Текст может иметь заглавие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка «Как собака друга искала»

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.

       Встретила собака в лесу зайца, волка и медведя. Но заяц боялся волка, волк боялся медведя, а медведь боялся человека.  Сбежала она от них и пошла к человеку.

    - Человек, давай дружить, вместе жить! Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы.  Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это - спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.