Конспект урока по русскому языку "Обособление. Понятие об обособлении"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Обособление. Понятие об обособлении"

Оценка 4.7
docx
21.02.2023
Конспект урока  по русскому языку "Обособление. Понятие об обособлении"
русский язык 8 класс.docx

Русский язык                                                        8 класс

 

Консультация по теме «Обособление. Понятие об обособлении"

 

Цели урока:

- дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;

- раскрыть роль обособленных членов в предложении;

- формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;

- развивать мышление, речь, творческие способности учащихся;

- формировать навыки работы с текстом;

- воспитывать познавательный интерес к предмету

 

Оборудование: иллюстративный  и раздаточный материал (карточки, текст)

 

Ход урока

1)Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2)Анализ  контрольной работы.

Цифровой диктант.

Задание: ставим 1 - если предложения с однородными членами

                              2 - предложения без однородных членов

Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна.

Рябина вся в красных бусах.

У листьев ясеня жёлтый цвет.

Королевой осеннего леса становится осина.

Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания.

Осенью осина превращается в красавицу.

Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные.

Хорошо смотреть на осенние деревья при закате.

Лес весь лучится, сверкает, светится.

Ответы: 1, 2, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 1 (взаимопроверка)

 

3)Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Работа с текстом (раздаточный материал)

 

 

Прочитайте текст.

Усадьба состояла из двух отдельных домиков, построенных друг против друга по обеим сторонам проточного пруда. Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. Почти в уровень с ней виднелась красная крыша небольшой мельницы. Оба домика, одинаково построенные, закрашенные одной лиловой краской, казалось, переглядывались через широкую водную гладь блестящими стеклами своих маленьких окон. Посредине каждого из домиков выдавалась круглая терраса и острый фронтон, подпертый четырьмя тесно поставленными колоннами.

 

А теперь прочтите этот же текст только с главными членами  предложения. Отличается этот вариант? Почему?

2.Слово учителя.

Часто в речи или на письме нам нужно выделить какую-то информацию, деталь, сделать уточнение или пояснение. 

- Что означает слово «Обособление»?
Обособиться – как-то отделиться, выделиться.

 Они живут обособленно. 

В русском языке обособить – выделить по смыслу (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.

Обособление —  это выделение членов предложения знаками препинания с обеих сторон. Обособлять члены предложения нужно, чтобы подчеркнуть их значимость или сделать их самостоятельными по смыслу. Знаки препинания, с помощью которых обособляют члены предложения, — запятая, тире, скобки.

4) Сообщение темы и целей урока.

Обособление. Понятие об обособлении.

Должны знать!!!!

- Что такое обособление второстепенных членов предложения.

- Понимать, какую роль играют в тексте обособленные члены предложения.

- Интонационно грамотно произносить обособленные члены предложения, находить  их в тексте.

5) Работа над темой урока.

1.Слово учителя

Обособления выполняют следующие функции:

- Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или

действия.

- Предложение наполняется уточняющим смысловым

наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в его основной

части.

-  Насыщает предложение экспрессивным характером.

Какие же нам знакомы виды обособлений?

- обособленные дополнения;

- обособленные определения;

- обособленные обстоятельства;

- обособленные приложения

2.Работа с учебником.

Давайте обратимся к параграфу 47.

Прочтите правило.

Первичное закрепление знаний.

Упр. № 287 (устно), упр. № 288.

Работа с карточками.

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, запятые. Графически обозначьте

постановку знаков препинания.

1) По пыльной дороге в..дущей к с..дам т..нулись скр..пучие арбы

наполненные ч..рным виноградом. (Л. Толстой)

2) Щурясь от ветра я гл..жу в эту темную даль. (И. Бунин)

 

Карточка №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, запятые. Графически обозначьте

постановку знаков препинания.

1) Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей. (М.Лермонтов)

2) У ворот стояла кибитка запряженная тройкой татарских лошадей

(А. Пушкин)

Обучающиеся делают вывод о выделении на письме знаками препинания

причастных и деепричастных оборотов.

 

6) Закрепление изученного материала.

1.Работа у доски

Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных

предложениях.

1) Муж ее рабочий завода был на все руки мастер.

2) Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. 3) Запершись в своей комнате он горько плакал.

4) Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое.

5) Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали.

6) Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться.

7) Качающийся от ветра он едва не упал.

8) Около леса на поляне росли грибы.

2.Работа с текстом.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, найдите предложения с обособленными членами предложения, расставьте запятые, подчеркните как члены предложения обособленные члены предложения.

Чудо природы.

Байкал – это гиган…ское озеро. Его называют сибирским морем таинстве…ым и загадочным. Мы выехав из Иркутска на ра…вете приближаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стекля…ую голубую даль. Перед нами открывается чудесная картина. Громадная голубая чаша окруж…нная горами ра…тилается у наших ног. Вода очень прозрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне.

Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара порожистая и бурная.

Байкальские рыбы выловле…ые на большой глубине не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое изменение давления. Озеро до сих пор таит много загадок, ещё не разгаданных настойчивыми исследователями.

Разгадка этих тайн – задача, поставленная учёными

3.Редактирование текста.

В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?

- Подгоняемая лодка неслась по реке бревнами.

- В лугах, поросших буйной растительность, водилось множество птиц.

- Старик присел отдохнуть на пенек, собиравший грибы.

 

Закончить наш урок хотелось бы следующими  словами Алексея Толстого:

«Русский язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый причал  русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький»

 

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Русский язык 8 класс

Русский язык 8 класс

Усадьба состояла из двух отдельных домиков, построенных друг против друга по обеим сторонам проточного пруда

Усадьба состояла из двух отдельных домиков, построенных друг против друга по обеим сторонам проточного пруда

Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т

Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т

Качающийся от ветра он едва не упал

Качающийся от ветра он едва не упал

Конспект урока по русскому языку "Обособление. Понятие об обособлении"

Конспект урока  по русскому языку "Обособление. Понятие об обособлении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2023