Конспект урока по русскому языку "Окончание-часть слова".

  • docx
  • 04.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окончание.docx

Русский язык. 5 класс. 02.10.2019г.

Урок № 18.

Тема: Окончание- часть слова.

Цель: Создание условий для формирования умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Задачи:

1. Предметно-информационная задача: закрепить умение выделять окончания различных частей речи и основу.

2. Деятельностно-коммуникативная:  развивать умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3. Ценностно-ориентационная: - воспитывать самоконтроль, умение оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку.

Оборудование : учебник, рабочие тетради, пенал, презентация.

Литература

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Мотивация к учебной деятельности

 Вступительное  слово учителя:

 - Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

- Какое настроение оно у вас вызывает? (слайд 1)

- Нарисуйте свое настроение на полях.

- Запишем число, классная работа. (Слайд 2)

 

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, рисуют настроение, делают записи в тетрадях

Актуализация знаний

 

На слайд : -а, -ый, -ют,  -ят, -и, - ая. (Слайд 3)

- Что перед вами?

- А что такое окончание?

- Что можно сделать с этими окончаниями?

- Можно ли по окончанию определить часть речи?

- Запишите слова на тему «Зима», используя эти окончания. Выделите окончания в каждом слове. (работа в паре)

Проверка (Слайд 4)

-Как называется часть слова без окончания?

Работают в паре, придумывают и записывают слова, а затем осуществляют проверку по слайду, оценивают работу в паре. (Приложение)

 

3.

Физминутка для глаз

Слайд 5

Выполняют зарядку для глаз

4.

 Определение темы и целей урока.

-  О чем же сегодня мы будем говорить? (Слайд 6)

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

Формулируют  тему и цель урока, работают с оценочным листом. (Приложение)

5.

Открытие нового знания.

Работа с деформированными предложениями. (Слайд 7)

1 в. В,  январь,  ударять, сильный, морозы.

2 в. Пушистый, снежинки, падать, на,  земля.

- Можно ли сказать, что это предложения?

- Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения?

- Посмотрите на тему и скажите, что мы сделаем еще. (проверка по слайду 8) Светофор

- Сделайте вывод, для чего служат окончания в предложении.

- Какие значения имеет слово?

-Как вы думаете, какое значение заключено в окончании? В основе слова?

 Дети участвуют в диалоге, составляют предложения, выделяют окончания и основы, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод.

 

 

 

 

6.

Физминутка

Проводит физминутку.

Какая же зима без снега.  Подул легкий ветерок, и снежинки полетели, закружились, упали на землю. Дети из снега стали лепить снеговика. А потом слепили снежки и весело бросали их друг в друга. Наступил вечер, и все вернулись домой.

Выполняют физминутку

7.

Закрепление знания

1.      Предлагает выполнить упр. 384  (Слайд 9)

На «3» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу слова в именах существительных;

На «4» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу в словах первых двух строчек;

На «5» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу во всех словах текста.

- Поставьте на полях «+», если хотите, чтобы оценка пошла в журнал. Поставьте на полях «-», если не хотите, чтобы оценка пошла в журнал.  (Слайд 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом, делают выводы (дифференцированная работа); комментируют оценку.

 

8.

Контроль усвоения материала

Работа с сигнальными карточками. ДА-НЕТ. Зачитывает вопросы.

– Ответьте кратко: да или нет ):

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

 

- Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

Участвуют в работе с сигнальными карточками, работают с оценочным листом

 

 

 

9

Рефлексия

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Оставьте свой магнит у тех слов, которые вам больше подходят:

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придется потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться.

 

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

8.

 

 Домашнее задание

, создание карточки с деформированными предложениями (5 предложений)

*нарисовать рисунок на тему «Зима» (Слайд 11)

Записывают домашнее задание