Предмет: Русский язык
Тема: Предложения по цели высказывания
Возрастная группа: первый класс
Описание методической разработки.
Данная разработка составлена с целью познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания. Конспект урока составлен в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями ФГОС. В ходе занятия дети будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы, формулировать для них понятия и подводить итоги. В ходе урока сменяются фронтальные, индивидуальные и коллективные виды деятельности. Все необходимые для учителя и учеников материалы можно найти в разделе «Приложение».
Цель урока:
1. Познакомиться с новыми понятиями, установить их роль в нашей речи.
2. Продолжать развивать каллиграфические навыки.
3. Познакомиться со знаками препинания в разных по цели высказываниях предложениях.
4. Развивать навык орфографической зоркости.
5. Продолжать учиться работать в парах.
6. Продолжать работу со словарными словами.
7. Развивать память, моторику, логическое и образное мышление.
8. Продолжать учиться грамотно и последовательно излагать свои мысли.
9. Учиться делать выводы.
10. Прививать любовь к русскому языку.
11. Учиться подводить итоги.
12. Вспомнить пройденный материал.
Оборудование:
1.Картинка «Дети на пляже» (см. приложение)
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Посмотрите, что написано на доске?
Каникулы, у, завтра, школьников, начинаются.
Как назовем эту единицу речи? (Слово) Есть ли в них общая мысль? Слова связаны между собой по смыслу?
Что получится, если эти же слова мы расставим в другом порядке? (Предложение).
Составьте и запишите предложение, которое у нас получилось.
(Дети записывают «Завтра у школьников начинаются каникулы»)
В каком слове из предложения мы не можем объяснить орфограмму «безударная гласная»? (Завтра). В какой части слова находится орфограмма? (Корень). Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Составьте и запишите предложение с новым словарным словом.
(Дети записывают в тетрадь)
2. Основная часть.
Посмотрите на картинку (см. приложение)
Давайте составим предложение, используя рисунок.
Летом дети отдыхают на пляже.
Какая цель нашего предложения? (Рассказать о чем-то, сообщить что-нибудь.)
В русском языке все предложения устной и письменной речи отличаются по цели высказывания. Одни предложения помогают нам сообщить информацию, повествовать о чем- то. Такие предложения называются повествовательными.
Устная коллективная работа.
Составьте по одному повествовательному предложению.
Давайте переформулируем повествовательное предложение и попробуем задать вопрос.
Летом дети отдыхают на пляже?
Что изменилось? Изменилась ли цель высказывания? Мы о чем-то сообщаем в предложении? (нет, мы хотим спросить, задать вопрос) Такие предложения называются вопросительными. Составьте по одному вопросительному предложению.
Теперь давайте попробуем изменить предложение так, чтобы мы просили детей отдыхать летом на пляже.
Дети отдыхайте летом на пляже.
Что изменилось? Последним предложением мы просим детей, даем совет. Такие предложения называются побудительными. Они просят, приказывают, советуют, побуждают к действию.
Какие знаки препинания на конце предложений вы увидели? (? .)
Все знаки обозначают конец мысли, конец предложения. Но если мы хотим вложить в предложение эмоции, обратить внимание, то после ? мы можем поставить !. Но после . восклицательного знака быть не может. Значит, ! знак дружит только с ?
3.Первичное закрепление.
Письменная работа в парах.
Перед вами карточки. В предложениях запутались слова и потерялись знаки препинания. Давайте составим предложения, расставим знаки и определим цель высказывания.
(Дети в парах выполняют работу)
Отправимся, на, давайте, музей экскурсию (Давайте отправимся в музей на экскурсию! Побудительное)
Заяц, на, когда, шкурку, белую, меняет (Когда заяц меняет шкурку на белую? Вопросительное)
В, желтая, листва, осенняя, воздухе, закружилась. (Желтая осенняя листва закружилась в воздухе. Повествовательное)
Месяце, цветет, в, сирень, каком (В каком месяце цветет сирень? Вопросительное.)
Закончили, на, сбор, полях, урожая. (На полях закончили сбор урожая. Повествовательное.)
Не знаю, отправляйся, куда, туда. (Отправляйся туда, не знаю куда. Побудительное.)
Коллективная проверка с комментированием.
Давайте поиграем (Устная коллективная игра)
Я загадаю космические загадки. Со словами, которые вы отгадаете, мы будем составлять предложения, разные по цели высказывания.
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу — серпом.
(Луна)
Примеры предложений:
Повествовательное: На небе появилась полная луна.
Вопросительное: Когда на небе появляется луна?
Побудительное: Посмотрите, на небе появилась луна!
4. Итог занятия.
Что нового мы узнали сегодня о русском языке? На какие группы можно разделить предложения по цели высказывания? Как различать предложения по цели высказывания?
5. Домашнее задание.
Составить небольшой рассказ, в котором будут встречаться повествовательное, вопросительное и побудительное предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.