Конспект урока
Дата: 24.10.2024г.
Учитель:
Класс: 4
Предмет: русский язык
УМК: «Школа России»
№ урока: 39
Тема урока: «Сложные предложения без союзов. Тренинг»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цель урока: закрепить знания о сложных предложениях, научиться составлять сложное предложение, правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать учебную мотивацию, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, развивать коммуникативные навыки, формировать познавательную активность.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
уметь прогнозировать предстоящую работу (планирование); уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию, развивать опыт взаимодействия со старшими и со сверстниками, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Предметные результаты: формировать знания о сложных предложениях, формировать умения различать простое с однородными членами и сложное предложения, объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях, совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 1 часть, цветные карандаши, карточки индивидуальные и для групповой работы, тетради, рабочие листы, презентация.
Ход урока.
1.Организационный этап. Слайд №1
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Ребята, пожелаем друг другу на уроке быть внимательными, активными и стремиться к новым знаниям. Записывают в тетрадь дату урока.
2. Минутка чистописания.
На доске записаны заглавные буквы
Р К Н Ё М Н Д
Учащиеся записывают буквы в тетрадь в предложенной последовательности.
3. Подведение к теме урока. Формулировка темы урока.
Ребята, вы не просто записали буквы русского алфавита, перед вами зашифрованное слово. Отгадав слово, вы узнаете тему нашего урока.
Ключ прост: каждая буква заменяется на следующую за ней в алфавите. Так, А заменяется на Б, Б — на В, и т. д. Попробуйте расшифровать слово. Это слово «сложное».
Кто догадался, какое слово зашифровано и какова тема нашего сегодняшнего урока?
Тема нашего урока – сложное предложение. Записывают в тетрадь.
4. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд №2
Какие цели мы поставим, исходя из темы урока? (варианты ответов)
Различать простые предложения от сложных.
Различать предложения с однородными членами от сложного.
Находить грамматическую основу предложения.
Объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях.
Применять сложные предложения в речи.
Учиться применять свои знания на практике.
5. Актуализация знаний. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верно – неверно.
С помощью сигналов оцените мои высказывания. Красный карандаш – неверно. Зеленый – верно.
Сложные предложения состоят из двух или более предложений, которые связаны между собой по смыслу и интонационно. Верно.
Простые предложения в составе сложных при письме не разделяются запятой. Неверно.
Исправьте меня.
Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные. Верно.
Запятая не ставится, если два сложных предложения связаны союзом и.
Неверно.
Исправьте меня.
Если в предложении одна грамматическая основа и есть однородные члены предложения, такое предложение называются сложными. Неверно.
Исправьте меня. Это простое предложение с однородными членами.
6. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
А сейчас, прошу обратить внимание на презентацию. Слайд №3, 4,5
а) Упражнение в распознавании сложных предложений, их отличительных признаков от простых предложений с однородными членами. Слайд №6
Будем упражняться в распознавании простых предложений с однородными членами сложных предложений.
Учащиеся делятся на два варианта. Первый вариант находит простые предложения. Второй – сложные.
Проверка правильности. Записывают одно предложение на выбор. Слайд № 7
б). Воспроизведение материала на новом уровне. Слайд № 8.
Перед вами слова. Вам необходимо составить сложное предложение, расставив, где необходимо запятые. Один ребенок работает у доски. Остальные записывают в тетради свои варианты.
Проверка выполненного задания. Слайд № 9
Чтобы объяснить постановку знаков препинания, что нам необходимо сделать сначала?
Определить простое это предложение или сложное. Найти части сложного предложения. Выделить грамматические основы.
Алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении». Слайд №11
1.Найти и подчеркнуть основу предложения.
2.Подсчитать, сколько основ в предложении.
3.Если основ две и более – это сложное предложение.
4.Найти границы частей сложного предложения.
5.Выделить союзы, если они есть.
6.Поставить запятую между частями сложного предложения.
9 .Физминутка. Слайд №12
Если я прочитаю предложение, состоящее только из грамматической основы, вы встанете. Если же вы услышите распространенное предложение, надо сесть.
Ветер дует. Птицы летят на юг. Листья летят. Ветер уносит осенние листья. Осень наступила. Солнце светит редко. Пошел дождь. Дождь прошел и деревья умылись.
9. Применение знаний и умений в новой ситуации. Слайд № 13
а) В сложном предложении простые предложения связаны по смыслу. Работа в парах. Задание на карточках. Слайд № 14
Составленные предложения проверяют в парах.
б). Упражнение в составлении сложных предложений. Игра «Найди пару -собери пазл»
Сейчас мы будем работать в группах. Ваша задача составить из простых предложений одно сложное. Помните, что части сложного предложения связаны друг с другом в одно целое по смыслу.
Запишите эти предложения на выбор. Подчеркните грамматическую основу.
9.Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок.
Проверим ваши знания о сложных предложениях. Выполните тест в тетради записываете букву правильного на ваш взгляд ответа.
Тест
Сложными называются предложения, в которых:
А) одна грамматическая основа;
Б) две и более грамматических основ;
В) две грамматические основы;
Перед союзом и ставится запятая:
А) В предложении с однородными членами в единичном случае использования данного союза.
Б) В сложном предложении.
В) Никогда.
Перед союзами а, но запятая ставится:
А) Никогда.
Б) В предложении с однородными членами.
В) Всегда.
Проверка. Самооценка. Если выполнили тест без ошибок, поставьте в тетради «+».
10.Итог урока. Рефлекия. Оценивание детей.
Каких целей мы достигли?
С помощью кубика-блума провести рефлексию.
Как вы думаете, смогли ли достичь поставленных целей в начале урока?
Оцените вашу работу на уроке.
Оцените урок.
11.Домашнее задание. Задание на индивидуальной карточке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.