Конспект урока по русскому языку
3 класс
Программа УМК «Школа России»
ТЕМА:
«Род имен существительных».
Составитель: Бедрина В.А.
учитель начальных классов
МОУ «Пронская средняя
общеобразовательная школа»
февраль 2021г.
Урок русского языка 3 класс.
Тема: Род имён существительных.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Школа России», карточки со словами, сигнальные карточки, смайлики,презентация
Цель: создать условия для приобретения навыков определения рода имён существительных.
Задачи:
познакомить с приемами распознавания рода имен существительных;
развивать и обогащать речь учащихся;
развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки.
Деятельностная цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имен существительного.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные действия:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию на уроке.
Предметные действия:
знание о постоянных признаках существительного;
умение применять знания в жизненных ситуациях;
умение определять род существительных
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
|
Этапы работы |
Содержание работы |
1 |
Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; - помочь принять правильную позу; -напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесно - индуктивный.
|
- С добрым утром начат день, -Ребята, у вас у всех на партах, лежат смайлики. Покажите, пожалуйста, мне сейчас тот смайлик, который соответствует вашему настроению? (показывают смайлик)
-Мне нравиться ваш настрой на работу. Все готовы? (Да). Сегодня на уроке вас ждет большая и интересная работа.
-Девизом нашего урока будут слова: Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным. (зачитывает ученик) Слайд2 -Тогда вперед!
|
2 |
Актуализация знаний. Чистописание Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - учиться каллиграфически писать; - показать умение работать со словами -находить корень; -уметь разобрать слово по составу. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - организовать работу по выявлению части речи -организовать лексическую работу со словами; Методы: - объяснительно-иллюстративный: 1) практико – ориентированный -частично- поисковые: 1) словесно- индуктивный.
|
Как вы думаете, с чего мы начнём? ( с чистописания)
- Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа. -Следите за осанкой
- Прочитайте цепочку из букв (орд). Слайд3 - Назовите каждую букву грамотно. - Что вы можете сказать о каждой букве (звуке)?
-Составьте цепочки из этих букв орд дор орд одр род рдо (пишем всю строчку) Самооценка. Оцените свою работу (посмотрите и обведите простым карандашом ту цепочку из букв, которая у вас лучше всех получилась)
- Какую цепочку можно назвать словом? ( РОД) - А что обозначает слово РОД? (Это семья, родня) - Подберите к слову РОД однокоренные слова (родня, родной, Родина) - В слове РОД тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть, но чуть позже.
-А сейчас, не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово. Слайд4
Рисунок. - Разберите это слово по составу. (1ученик к доске, проверяем) -Какой частью речи является данное слово? (сущ.) -О чем дальше будем говорить на уроке? (об именах существительных) - Что вы знаете еще об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, как член предложения может быть подлежащим, одуш и неодуш, ед.ч.и мн.ч., собст.и нариц.)
-Дайте, пожалуйста характеристику слову рисунок (сущ, отвечает на вопрос что?,неодуш, ед.ч.,нариц.) |
3 |
Постановка проблемы Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - показать умение распознавать слова по родам Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. - организовать постановку цели урока - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. Методы: - объяснительно-иллюстративный: 1) практико – ориентированный -частично- поисковые: 1) словесно- индуктивный |
-Прочитайте отрывок из стихотворения Слайд5 (фронтальная работа) М .
лыш мурлыкал, как к . тёнок, - В какой части слова находится данная орфограмма?(в корне) - Как проверить проверяемые гласные в корне слова? (изменить слово, подобрать проверочное слово так, чтобы безударный звук стал ударным). -Объясните правописание слов с пропущенными буквами (разбираем каждое слово) -Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму (самостоятельная работа) ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС - Какие имена существительные вы выписали? (малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой) ( проверка по эталону)
-Посмотрите внимательно и скажите, какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. (Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном) (Данное слово убираем с доски) -Разделите эти слова по одному из признаков имени существительного. Подумайте. Объясните свой выбор. (Кто? Что?) (работа у доски 2чел.)
1столбик: малыш, котенок 2столбик: постель, окно, пурга, вой.
-Молодцы.
-Ребята, вспомните, в начале урока мы с вами писали минутку чистописания -Какую цепочку мы назвали словом? ( РОД)
-Значит, нам с вами надо существительные распределить по родам? - Может, кто знает, как определить род существительных? (Нет, не знаем) -Тогда попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Тема: «Род имени существительного») - Давайте откроем учебник и прочитаем тему урока. Слайд6
- Какова наша цель на этом уроке? (Познакомиться с понятием род имени существительного и научиться определять род имен существительных.) Слайд7
- А как узнаете, что достигли цели? (Сможем определять род.)
Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева мать их путала. И однажды она издала указ: Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён. Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж (папа) набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, мужского рода. А жена (мама) схватила много слов себе и сказала: а это будут слова женского рода. А все остальные слова остались посередине под солнышком лишние – среднего рода. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
(прикрепить на доску табличку м.р.,ж.р.,с.р.) |
4 |
Изучение нового материала Цели, которые ставит перед собой учащийся: - научиться распознавать имена существительные по родам Цели, которые ставит перед собой учитель: -показать практическую значимость изучаемого материала; -зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; -развивать способность давать адекватную самооценку и оценку своих товарищей; - составим АЛГОРИТМ определения рода имён существительных Методы: -репродуктивные: 1)словесно-дедуктивный; 2)практико-ориентированный. Развитие аналитико-синтетической деятельности. Индивидуальный подход. Развитие самоконтроля.
|
- Как называется род имён существительных? (мужской, женский, средний)
- А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы. -А секрет лежит у вас на парте (каждому ребёнку карточка): (Читаем вместе)
Женский
род запомню я
- Какие слова- помощники мы будем использовать? (местоимения)
-Что такое местоимения? (это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него)
- Объясните, как определить род имен существительных? (нужно подставить местоимения он мой, она моя, оно моё.)
- Давайте действовать по АЛГОРИТМУ определения рода имён существительных. Слайд 8 Читают хором 1. Произнесу слово. 2. Подставлю к нему слова – помощники 3. Если подходит Он мой – это слово М. р. Если подходит Она моя – это слово Ж.р. Если подходит Оно моё – это слово С. р.
- Давайте попробуем, используя алгоритм определить род существительного РИСУНОК (спросить ученика)
-Итак, вернемся к нашим существительным. Определите род существительных. Работа в парах с комментированием, применяя алгоритм. (проверяем сигн.карт.)
1столбик: малыш, котенок 2столбик: постель, окно, пурга, вой. ж.р. м.р. с.р. постель малыш окно пурга котенок вой -Молодцы.
|
5 |
Физкультминутка Соблюдение охранительного режима. |
|
6 |
Закрепление нового материала Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Цели для учащихся: -научиться самостоятельно определять род имени существительного; -выполнять самостоятельно работу. Методы: -репродуктивные: 1) наглядно-дедуктивный; 2)практико-дедуктивный Активизация познавательной и речевой деятельности.
|
-Что вам помогло распределить правильно слова по родам? (слова- помощники)
-Какие слова – помощники помогают определить муж. род? жен. род? сред. род?
- Кто сможет ответить на главный вопрос сегодняшнего урока: как определить род имен существительных? (нужно подставить местоимения он мой, она моя, оно моё. )
-Давайте проверим наши выводы. В учебник на странице19 -Прочитайте -Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя «открыли»? (да).
-Как правильно сказать: имеет род или изменяется по родам? (Имеет род)
-Запомните! Имя существительное имеет род: м., ж, ср. А по родам не изменяется.
-Мы с вами открыли тайну языка, ещё один грамматический признак имени существительного.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Карточка №1
-Будем работать самостоятельно. Запишите в тетрадь существительные и определите род имен существительных
Шуба, конь, малыш, гнездо, вьюга, колесо, платье.
-Проверка по эталону. Слайд 9 Шуба (ж.р.), конь (м.р.), малыш (м.р.), гнездо (с.р.), вьюга(ж.р.), колесо (с.р.), платье (с.р.)
-У кого так получилось, поднимите сигн.карт. -Молодцы. Резерв, если успеем!!!!! - А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в группах. На карточках №2. Вспомните правила работы в группе ( Работа над составлением текста на тему: «Зима». По опорным словам: зима, снег, одеяло, солнце.)
Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю. Зимнее ________ освещает все вокруг. Белый ________ блестит и переливается. Как красиво зимой!
-Определить род вставленных существительных -Отвечает группа, выполнившая быстрее всех. -Проверяем на экране Слайд 10
Наступила холодная зима (ж.р.). Белоснежное одеяло(с.р.) укрыло землю. Зимнее солнце (с.р.) освещает все вокруг. Белый снег(м.р.) блестит и переливается. Как красиво зимой!
-Чему учились, выполняя это задание? (находить сущ., определять род)
|
7
|
Итог урока. Цели: - оценить результаты собственной деятельности; -зафиксировать новое содержание урока. Методы: словесно-индуктивный Анализ и оценка работы обучающихся. Рефлексия.
Цели: -организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. Методы: словесно-индуктивный
|
-Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок.
-Вам понравился урок? (Ответы детей)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (род имен сущ.)
– Как определить род имени существительного? (с помощью слов-помощников) - Какую цель ставили мы на уроке? (Познакомиться с понятием род имени существительного и научиться определять род имен существительных) Слайд11 -Достигли цели? (Да) -Вспомните девиз нашего урока. (Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным). Все были такими?(…..) Слайд12
-Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке? – Кто не доволен? Чем? Почему? (….)
-Не огорчайтесь, если у вас сегодня что-то не получилось, время для исправления ещё есть.
– Я доверяю вам выставить себе оценку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя оценка и, я уверена, наши мнения совпадут.
- Хочется поблагодарить вас за активность и творчество.
- Вы хорошо поработали! Молодцы!
- С каким настроением вы уходите с этого урока? (поднимают смайлик)
|
8 |
Домашнее задание Цель: обеспечить понимание содержания и способов выполнения д/з |
-Запишите дом.задание - упр. 415, выуч.правила на с. 19,21 (запись на доске)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.