Тема урока: Твёрдые и мягкие
согласные звуки и буквы для их обозначения
Класс: 2
Предмет: русский язык
Учитель: Фоменко Татьяна Николаевна
Тип урока: урок изучения нового материала.
Педагогические технологии: технология деятельностного подхода
Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.
Задачи:
Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран
1.Организационный момент
-Давайте приготовимся
И на урок настроимся,
Готовы?
-Да!!!
Начнём урок, чтоб знания пошли вам впрок!
( Запишем число, классная работа! Где записываем… .напомните)
2. Чистописание
Что за буквы? Какую роль играют в русском языке? Какая тема нашего урока?
3.Повторение
Мы с вами уже несколько дней работаем по этой теме. Давайте повторим, что знаем:
- Чем отличаются звуки от букв?
- На какие группы делятся звуки?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Какими могут быть согласные звуки?
- Какие согласные звуки всегда твёрдые?
- Какие согласные звуки всегда мягкие?
4.Словарная работа
Сейчас мы с вами поработаем со словарными словами.
К доске пойдет Настя, остальные записывают в тетради ( напомните, где начинаем работать, как выделяем орфограммы)
Город, деревня, улица, морковь, месяц, картина, мальчик, комната, хорошо.
Возьмите синий и зелёный карандаш, обозначьте мягкий и твёрдый согласный звук ( напомните, как обозначаем)
Проверяем, оцениваем свою работу.
5. Самоопределение к деятельности детей
Я вам прочту предложения, которые вы продолжите предложенными словами ( пыль, пил)
Я сотру со шкафа ПЫЛЬ
Я кисель сегодня ПИЛ
-Сравните последние согласные звуки в словах, дайте им характеристику
( в слове пыль…л-мягкий согласный звук
В слове пил…..л-твёрдый согласный звук)
-Как обозначаются в звуковых моделях слов твёрдые и мягкие согласные?
- Сделайте звуковой анализ слов ( сколько букв, сколько звуков?)
Почему больше букв?
6.Создание проблемной ситуации
Послушайте сказку:
Собрались однажды все буквы вместе, и мягкий знак расхвастался: «Я самая волшебная буква! Только я могу превращать одно слово в другое! Было слово ел, а я сделаю ель, было слово банка, а я захочу — и получится банька!» А некоторые буквы рассмеялись и сказали: «Если мы захотим, то лук превратится в люк, мышка в мишку, а рад в ряд». Замолчал мягкий знак, задумался. Какие буквы, по-вашему, могли поспорить с мягким знаком? Какие буквы тоже обозначают на письме мягкость согласных звуков?
7. Работа по теме урока.
1. Упр. 202 (с.124)
- Прочитайте задание. Объясните смысл пословиц.
- Какое из этих качеств вам больше по душе?
- Какие еще хорошие качества вы хотели бы видеть в людях, развить в себе?
- Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других?
- Прочитайте её орфографически правильно по слогам, четко проговаривая звуки. Запишите эту пословицу по памяти.
(Самостоятельная работа. Самопроверка – сверка с текстом учебника.
Самооценка: , +, +, -)
- Подчеркните букву Ь. Что вы о ней знаете?
Ученые, изучающие русский язык, сказали, что буква Ь талантливая. (Чтение сведений учащимися со слайдов 6, 7)
- Прочитайте правило (с. 124).
- Для чего нужен в русском языке мягкий знак, он же не обозначает звука? (Для обозначения мягкости согласных.)
8. Физкультминутка
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Движенья эти повтори.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
9. Закрепление изученного материала.
Упр. 203. (с. 124)
(Самостоятельное выполнение)
- Какие буквы, указывающие на мягкость согласного звука, вы подчеркнули? (Ь, Е)
10. Дифференцированная работа.
Уровень А.
Петр, Коля, тётя, тюлень, одежда, вишня.
Уровень В.
Летели лебеди с лебедятами.
2. Составь предложение из слов. Запиши его. Выдели изученную орфограмму.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.
Самопроверка (Слайд 8) Самооценка.
11. Домашнее задание.
12. Рефлексия.
- Что на уроке понравилось?
- Какая работа показалась трудной?
- Оцените свою работу на уроке. (Самооценка с помощью «светофора».)
Подведение итогов урока.
- Что вспомнили сегодня на уроке?
- Как обозначить мягкость согласного звука при их написании?
- Какую работу выполняет в слове мягкий знак?
- Достигли мы цели урока?
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать
«Тридцать», «двадцать», «десять», «пять».
Вместо «шесть» получим «щест»,
Вместо «есть» получим «ест».
Урок окончен. Всем спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.