Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Разговорная речь. Лингвистический эксперимент"

  • docx
  • 18.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала коллоквиум.docx

Тема  урока: Разговорный стиль. Лингвистический эксперимент на уроках языка. Речевое общение. Культура речи  Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности.

                                              Экспериментами над языком занимаются все:

поэты, писатели, остряки и лингвисты.

Удачный эксперимент указывает на скрытые резервы языка,

неудачные — на их пределы.

                                                                                                                                           Н.Д. Арутюнова        

Тип урока: семинар-коллоквиум

      Цели :

а) образовательные:

 

Создать условия, чтобы обучаемые смогли обобщить знания  о языке как системе и  сформировать умения  для использования лингвистических  терминов при анализе различных языковых  явлений разговорного стиля, закрепить навыки анализа презентаций  к научно-исследовательским работам;

умение видеть языковые средства выразительности, используемые автором;

б) развивающие:

- развивать умение создавать на основе проанализированной презентации собственное связанное высказывание;

развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль контента , аргументировать свое суждение);

побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации;

в) воспитательные

воспитывать готовность работать в команде;

 формировать активную  гражданско-общественную  позицию; личностно-ориентированный подход к знаниям;

формировать готовность к духовно- нравственному, интеллектуальному саморазвитию, ценностно - смысловые компетентности.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Оборудование:

1.     ПК, проектор.

Презентации:

 «Экспрессивно-психологический аспект грамматических средств выразительности в рассказах Евгения Ивановича Носова»;

«Особенности речи донбасских шахтеров как отражение героики и повседневности их труда»;

«Этимология топонимов города Москвы и города Киева как проявление общего и различного в менталитете русского и украинского народов»

«Создание украинским писателем-историком Олесем Бузиной эффекта иронии с помощью лингвостилистических средств выразительности в сборнике его рассказов «Тайная история Украины – Руси»

Документально-публицистический фильм:

  « Диалекты русской разговорной речи на территории Донбасса как взаимопроникновение социокультур»

Репродукция картины Ильи Глазунова «Лестница в небеса»

Музыка для физминутки (оркестр Поля Мориа)

На доске записаны слова для лексического комментария:

Экспрессия, этимология, топонимы, менталитет, диалект, социокультура, , суржик, конъюктура, релакс, рефлексия.

           Ход урока

Учитель

-В начале урока , говоря словами прославленного учёного-лингвиста Н.Д.Арутюновой, которые  вынесены в эпиграф : я желаю всем участникам семинара – коллоквиума никогда не испытывать пределов в своих научных поисках и поставленных  высоких целях.

-Пропущена часть  темы урока, чтобы восстановить её, надо поработать с информационными карточками.

-Определите , к каким стилям речи  относятся данные тексты:

1.  Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.(Научный стиль)

2.Муниципальный транспорт Хельсинки работает, как сложный, но идеально отлаженный механизм: трамваи приятного зелёного цвета почти бесшумно везут пассажиров во все районы города по 11 маршрутам. Автобусы точно по расписанию уходят и приходят на прекрасно оборудованные остановки. Автобусных маршрутов не перечесть. А ещё паром на острова и, конечно, метро. Погрешности в выполнении графиков движения внутри всего этого хозяйства – от двух до пяти минут. Метро в Хельсинки поражает высочайшей функциональностью и современными технологиями. Его протяжённость невелика – 35 км с пригородами. На станциях, которых 25, нет турникетов, зато есть лифты и снабжённые современной автоматикой туалеты. В вагонах отведены боксы для велосипедов. Всё несёт отпечаток заботы о комфорте пассажиров, даже выбранный антидепрессивный оранжевый цвет вагонов.(Публицистический стиль)

3. В полутёмном помещении, спотыкаясь, бродило привидение. Оно было в грязном белом платке, синем переднике, в толстых мягких туфлях и размахивало метлой; весило оно не менее девяноста килограммов; это была наша уборщица Матильда Штос. Некоторое время я наблюдал за ней. С грацией бегемота сновала она взад и вперёд между автомобильными радиаторами и глухим голосом напевала песню о верном гусаре.(Художественный стиль)

4.  Cегодня на пленарном заседании Сената парламента РК депутаты палаты приняли в первом и во втором чтении проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного социального медицинского страхования», — информирует пресс-служба МЗСР РК.

Законопроектом предусматривается изменение сроков начала уплаты отчислений и взносов в Фонд социального медицинского страхования (далее — Фонд), и, соответственно, перенос сроков начала функционирования всех процессов системы обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС).  (Официально-деловой стиль)

5. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…(Художественный стиль)

Учитель

- Текстов какого стиля не хватает в данной информационной карточке не хватает?

- Правильно. Именно разговорный  стиль станет предметом исследования на  уроке.(Ученик дописывает тему урока).

- Необычен тип урока- семинар – коллоквиум. Домашнее задание  заключалось в определении  лексического значения слова коллоквиум

 Ученики:

--Семинар- коллоквиум – популярная в учебных заведениях, известная еще со времен Средневековья.Уч-ся выступают  с докладами по заданной тематике. Оценка знаний выставляется по итогам дискуссии, в которой все принимают активное участие.

Коллоквиум представляет собой собеседование преподавателя с школьниками или  студентами. В результате беседа проводится с каждым студентом и имеет своей целью не только выяснение, но и углубление знаний учащихся.

- На таком семинаре, перед которым преподаватель поручает студентам или школьникам подготовиться к обсуждению одной или нескольких связанных друг с другом проблем, идет поиск ответа на поставленные вопросы при помощи так называемого «мозгового штурма». Для проведения такого семинара уч-ся должны быть достаточно подготовлены не только теоретически, но и иметь навыки командной работы, быть психологически совместимыми и т.д.

 

  - коллоквиум  предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в  диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.

- Коллоквиум обычно проводят либо по самым сложным темам курса, которые обычно остаются недостаточно усвоенными учащимися или студентами.

Учитель

-У каждой из пяти  групп уч-ся  к этому  семинару-коллоквиуму было  два задания : представление научной работы уч-ся нашей школы,  ныне выпускников,   на конкурс «Языкознание для всех»  в городе Москве и плюс своё собственное задание, тема которой тоже потянет на отдельную научно-исследовательскую работу,   тоже достойную представления на таком высоком научном форуме. Требуется рассказать об этом лингвистическом конкурсе.

 Ученики

 -Международная  научно-практическая конференция для  школьников   «Языкознание для всех» (г.Москва) проводится на базе  Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина и Московской специализированной гимназии №  1541, находящейся под аккредитацией ЮНЕСКО. Конференция входит в программы  мероприятий Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и  фонда «Русский мир».

- Тематика этого лингвистического конкурса каждый год бывает различной, например: 2010 г. – «Язык в сфере культуры»; 2011г. – «Язык в сфере образования»; 2012г. – «Язык и профессия»;2013 г. – «Лингвистика каждого дня»; 2014 г. - «Язык как инструмент познания мира»;2015г. - «Эмоциональное и рациональное в языке и речи». В прошлом году   2019 г. -«Серьезное и занимательное в языке разных сфер жизни».

 

 -Организаторы конкурса все предоставленные работы школьников делят на 8-10 направлений,и в работе каждой из этих секций действует своё представительное жюри, состоящее из ведущих российских учёных – филологов, таких как академики Российской академии наук, профессора  Государственного института русского языка имени Пушкина Костомаров В.Г. и Прохоров Ю.Е.,академики,профессора   МГУ имени М.В.Ломоносова , Д.Б. Гудков,М.Ю. Сидорова и много-много других известных филологов, преподавателей  высших учебных заведений Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода.   

 - По традиции в первый день конференции для учащихся проводятся  викторины и экспресс-постановки на лингвистические темы , круглые столы, на которых учащиеся и их учителя наравне с известными учеными-лингвистами обсуждают актуальные вопросы развития языка. На второй день проводится сам конкурс: школьники защищают свои научные работы перед  «светилами» филологии и  незнакомой аудиторией, состоящей из самих конкурсантов, гостей конференции, представителей СМИ.

                                          

  -  Жюри учитывает многое:

-логику изложения;

-наличие самостоятельных исследований;

-творческий подход в решении поставленных задач;

-мастерство презентации (культура речи,      наглядность, иллюстративность);

-ответы на вопросы аудитории;

-оформление письменного варианта доклада.

    

   -  Когда конкурсанты приезжают в Москву из всех уголков России, стран СНГ  и дальнего зарубежья, в стенах института имени А.С. Пушкина видят яркое подтверждение тому, что русский язык является одним из международных языков, ибо в этом учебном заведении  его изучают  студенты разных национальностей со всех континентов земного шара.

      -  Перед тем как быть приглашённым на конференцию, школьники вместе со своими научными руководителями проходят длинный и трудный путь по выбору темы, литературы, написанию работы, ожиданию  ответа экспертной комиссии конкурса на тезисы к своей работе,которые необходимо отослать в срок .Положительный отзыв о работе обозначает   приглашение в Москву для участия в конференции. Но после этого следует подготовка презентации  работы в слайдах, устного комментария к ней. 

    

Учитель

Итак, первая группа представляет презентацию «Экспрессивно-психологический аспект грамматических средств выразительности в рассказах Евгения Ивановича Носова».

 Ученики

- Эту работу предоставила ученица нашей школы Алёна Ковалёва на конкурс «Языкознание для всех» в г. Москве, которая трижды участвовала в этом конкурсе, занимала в нем исключительно призовые места, затем по квоте Украины без экзаменов была зачислена в Новгородский лингвистический университет, который закончила в 2018 году с красным дипломом, стажировалась в Германии, год в Китае преподавала русский язык студентам в Сычуаньском педагогическом университете в городе Чэнду. А сейчас является преподавателем русского языка для иностранных студентов Новгородского Лингвистического Университета. Нашу школу Алёна также закончила с золотой медалью, была президентом школы и победителем олимпиад по русскому языку.

- Свою работу по Евгению Носову Алёна начала с отзывов о его творчестве, его языке.

Так известный литературный критик Чалмаев сказал, что Евгений Носов как Тургенев, Бунин, Лесков, Есенин очень бережно пестует родное русское слово и отдает своим читателем, ограненным в строгой классической оправе. А Виктор Астафьев говорил, что язык произведений его напоминает цветок степного чабреца, напоминающий сказания древних баянов, воспевающих славу молодой Руси.

- Алёна определила, что такое экспрессивная лексика по научным трудам Александра Афанасьевича  Потебни, ученого-лингвиста, который говорил, что образное значение слова приобретает вариативность, начинает жить особой жизнью, соединяя старые и новые, наполняя их смыслом и создавая новый образ.

-Именно Алёна объяснила , что такое окказиональный эпитет: это авторские определения, которые практически невозможно предугадать.

-Она создала таблицы, в которых распределила эпитеты по разделам, например, метафорические, колоративные, оттеночные, предметно-цветовые.

- Чего только стоят его окказиональные эпитеты: начёсанное счастье, ненужные руки, сладкостная грудь, непролазное лопушьё, хрустальная теплынь.

Творческое задание группы 1

Вставить пропущенные/выделенные  слова в текст(Е.И.Носов «Шумит луговая овсяница»)

В середине лета по Десне закипали сенокосы. Перед тем стояла ясная недокучливая теплынь, небо высокое, емкое, и тянули по нему взразброд, не застя солнца, белые округлые облака. Раза два или три над материковым обрывистым убережьем сходились облака в плотную синеву, и оттуда, с хлебных высот, от полужских тесовых деревень неспешно наплывала на луга туча в серебряных окоемах. Вставала она высокая, величавая, в синих рушниках дождей, разгульно и благодатно рокотала и похохатывала громами и вдруг оглушительно, весело шарахала в несколько разломистых колен, и стеклянным перезвоном отзывалась Десна под теплыми струями ливня. Полоскались в веселом спором дожде притихшие лозняки, набухали сахарные пески в излучинах, пили травы, пила земля, набирала влагу про запас в кротовые норы, и, опустив голову, покорно и охотно мокла среди лугов стреноженная лошадь. А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга. Оттуда тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоей. Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно и необъяснимо радостно и молодо на душе.

 

- Мы повторили лингвистический эксперимент, который проводила Алёна перед поездкой на конкурс, он связан с тем, что прекрасное начало повести Евгения Носова «Шумит луговая овсяница», описывающее грозу.

- Попросила старшеклассников поучаствовать в эксперименте, вставить на место пропусков окказиональные слова, относящиеся к эмоционально-экспрессивной лексике.

- в Алёнином эксперименте участвовало 115 человек, а в нашем 65 человек,

- Выделенные слова показывают на пропуски авторских слов. и на удивление, ни один человек не смог восстановить авторскую речь писателя Носова.

И это говорит о чем? К каким выводам мы приходим?

 Речь современного поколения невыразительная и небогатая.

Представление презентации « Особенности речи донбасских шахтеров как отражение героики и повседневности их труда» второй группой.

Творческое задание группы 2

Расширить толковый словарь шахтёрских профессий

(Образец словаря)

Взрывник – взрывает горную массу с помощью взрывчатых материалов.

Геолог – изучает угольные пласты, подземные водные ресурсы в горных выработках.

ГРОЗ – горнорабочий очистного забоя.

Горнорабочий подземный – название профессии в широком  смысле, связанные с работой под землей.

Доставщик – доставляет взрывчатые материалы в склад.

Крепильщик – горнорабочий, который устанавливает деревянные и металлические крепления для поддержки горной кровли.

Ламповщица, табельщица – профессия для женщин, которые ведут учет спуска и выезда шахтёров, выдают лампы и самоспасатели.

Моторист – человек, управляющий подъемной машиной, предназначенной для спуска и подъема людей, грузов.

Проходчик – горнорабочий, который вскрывает и подготавливает выработки для добычи угля.

Третья группа представляет  презентацию  «Этимология топонимов города Москвы и города Киева как проявление общего и различного в менталитете русского и украинского народов»

Ученики

-С данной научной работой на конкурсе  «Языкознание для всех» в городе Москве выступали ученики нашей школы Чернышева Юлия и Иорганский Евгений

- Перед собой они поставили такие цели :

а)изучить семантику географических названий города Киева и города Москвы;

 

б) проанализировать этимологию топонимов , опираясь на такие разделы языкознания как лексикология , морфемика , диалектология , стилистика , а также смежные с топонимикой науки : географию, историю, психологию.

 - Как говорил Д. С. Лихочев , что имена наших городов , улиц , площадей являются памятниками духовной культуры и представляют собой коллективное произведение народного гения

- Наши предшественники изучили название площадей . рек , улиц , переулков города Москвы  города Киева и попытались найти общие тенденции в образовании топонимов через менталитет россиянина и украинца . Эта очень сложная работа получила достойную оценку высокого  жюри , состоящего   из профессоров , академиков, ведущих московских вузов .

- Ребята установили лингвистический метод изучения топонимов через этимологию , лексику , морфологию, словообразование .

- Так , например , из  топонимов -прилагательных , конкурсанты создали таблицу: безаффиксных,  суффиксных,  префиксных топонимов. Установили количество по разрядам прилагательных: качественные , относительные , притяжательные

 

- Языковеды-исследователи , Евгений и Юлия , отметили следующие проявления национальной ментальности. У россиян :открытая русская душа , коллективизм. Великодержавность, самомнение , импульсивность , спонтанность , прямота .У  украинцев : бережливость , индивидуальность , синдром периферийности , терпеливость , смирение , лукавство (Юра)

- Юлия и Евгений заметили , что общее у украинцев и русских- это чувственность и эмоциональная мотивация

- И что отметили наши исследователи общее в ментальности русских и украинцев через топонимику : чувственно-эмоциональная мотивация, цветовые колоративные топонимы с позитивной окраской , именные топонимы , этнические , профессиональные , особенности местности , поэтизмы .

- Еще объединяют общая история и культура :

Тюрское влияние (монголо-татарское нашествие);

История до 20 века;

Годонимы советского и постсоветского периода(годонимы- название улиц , переулков , площадей, парков в черте города);

Теонимы– имена богов , богинь и других мифических лиц;

Мемориальные урбанизмы. В Киеве идет переименование улиц и любых топонимов. Власть переименовала 162 объекта в рамках реализации Закона Украины «об осуждении коммерческого и национал-социалистического тоталитарных режимов». Они получили имена выдающихся общественных , государственных , культурных,  научных и военных деятелей. Украина делает все для того , чтобы у русских и украинцев не было ничего общего. Но народ против всех этих изменений.

- Влияние разговорной речи на топонимику : умалчивание одной части составного топонима , перифраз, добавление ласкательно-уничижительных суффиксов.

- Взаимопроникновение культур : у  русских -ул. Ивана Франко , Леси Украинки . У украинцев – улица Достоевского , Блока, Горького. К сожалению, в Киеве этих улиц уже не осталось, а в Москве они , конечно, сохранены.

- Юлия и Евгений установили : Топонимы  почти никогда не бывают случайными ,именно поэтому их называют «летописью Земли». Топонимы тюрского ,советского  и  настоящего времени меняются  в зависимости от политической и исторической конъюнктуры.  Отмечается тенденция. к возвращению в  городе Киеве и городе Москве к первоначальным топонимам более раннего происхождения

Творческое задание группы 3

Проанализировать  сочинение, написанное в первом семестре на тему: «Имя – это судьба для человека, а для города или для реки? Или

что  я знаю о науке топонимике?» и выбрать самые интересные толкования топонимов Луганской Народной Республики.

Ученик

Все слова – названия  для сёл, прудов, парков даются не случайно. Топонимика  - это такая наука , которая  связывает самые разные науки: географию, историю, лингвистику, психологию.  Очень интересные топонимы и нашей Луганской Народной Республики.  Так, например, название   нашего  города  Ровеньки имеет самые различные объяснения. Одно из распространённых  пояснений  этого топонима: чумаки везли через нашу местность на Москву соль на продажу и  любили оставаться на отдых в тени деревьев в живописном рву. Вот  от этого существительного  ров и пошло название сначала Ровенецкая слобода¸а потом и сам город Ровеньки. Наш  посёлок Дзержинский, названный в честь соратника Ленина,   до 1932 года  назывался Любимовкой. Существует легенда , что так  называ ла наши прекрасные места:, балочки, перелески, пруды – одна из дочерей графа генерала Василия Петровича  Орлова.

 

Релаксация

Звучит музыка из к/ф « Был месяц май» (режиссёр Марлен Хуциев, оркестр Поля Мориа).

Рассматриваем иллюстрацию картины Ильи Глазунова «Лестница в небеса»

Пытаемся расслабиться, дать своё название картине, заметить  её детали-символы.

 

Представление презентации четвёртой группой уч-ся « Создание украинским писателем-историком Олесем Бузиной эффекта иронии с помощью лингвостилистических средств выразительности в сборнике его рассказов «Тайная история Украины – Руси»

Творческое задание группы 4

анализ анкеты, проведённой среди старшеклассников  школы  по поводу переписки в социальных сетях.

Ученик

Вопросы анкеты:

1)Следует ли соблюдать в социальных сетях грамотность письменной речи?

2)Какие сокращения слов являются самыми распространёнными?

Обработав 85 анкет. Мы получили такие результаты: На первый вопрос, к сожалению, большинство респондентов ответило,  что в социальных сетях не следует соблюдать все грамматические нормы при переписке.

А самыми общеизвестными сокращениями, понятными даже  первокласснику, н-р: пжт – пожалуйста,

Чел-  человек, Инет- интернет и многие другие.

При переписке в  интернете  используются и другие грамматико-стилистические способы выражения иронии, какие использовались  Олесем  Бузиной   в его книгах: это и балагурство, или языковая игра. 

Представление пятой группой уч-ся документально-публицистического фильма  «Диалекты русского языка на территории Донбасса как взаимодействие социокультур», созданный после этнолингистической экспедиции .

Творческое задание группы 5

Установить, какой из диалектов русского языка явился основой донбасского речевого суржика.

 -Выпускниками нашей школы был снят фильм по материалам этно-языковедческой экспедиции учащихся школы «Диалекты русского языка на территории Донбасса в контексте взаимодействия социокультур», в котором были подняты вопросы истории, социологии, психологии, так как учащиеся попытались выяснить, кто является коренными жителями нашего города и рабочих поселков: русские или украинцы; почему русская речь доминирует по сравнению с украинской; почему в речи слышатся отдельные русские слова бывают непонятными и звучат по разному.

    - На территории нашего города, как и во всем Донбассе, прослеживалось три волны миграции носителей русского языка. Первая волна – середина XIX века, когда на вольные задонские земли, спасаясь от крепостного гнета, бежали крестьяне со всех уголков имперской России. Вторая волна миграции была уже в 30-е годы XX  столетия, в сталинскую эпоху первых пятилеток, когда нужен был уголь молодой республике для решения генеральной идеи – индустриализации всей страны. Третья волна – послевоенное восстановления угольных шахт Донбасса, когда ехали люди в наш регион и по комсомольским путевкам, и по желанию, так как на угольных предприятиях Донбасса обеспечивали жильем, социальной инфраструктурой, по сравнению с тем, что тогда в российской глубинке по селам и деревням не выдавали жителям паспорта и они не имели права выезда.

  - Так получилось, что в 40 – 50-е годы ушедшего столетия в каждом донбасском городе и поселке можно было слышать говоры с курским, рязанским, сибирским, волжским диалектом вперемешку с украинскими словами.

 -  В процессе явился некий южнорусский  суржик, который стал тем замечателен, что уже через минуту разговора человека спрашивали: «Вы не из Донбасса?».

   - Вследствие этого в нашей школе была проведена этно лингвистическая  экспедиция. Учащиеся школы обратились к поискам людей, приехавших из разных областей России. Что интересно: многие из этих людей разговаривают на общепринятом литературном языке, но с большим удовольствием переходят на родные диалекты, «привезенные» из Воронежа, Краснодара, Саратова, Омска, поют песни, частушки. Во время экспедиции были собраны аудио-, видеоматериалы, оформлены творческие проекты, итогом такой кропотливой работы явилось создание силами учащихся фильма «Диалекты русского языка на территории Донбасса».

   Теперь следует разобраться поглубже, почему даже у исконных украинцев Донбасса такое тяготение к русскому языку и неприятие тех политических воззваний, звучащих с запада Украины, о русском языке как языке меньшинств.

Уч-ся определили, что основой донбасского речевого суржика является такое языковое явление как билингвизм (влияние двух языков,  русского и украинского,  и  южно-русские диалекты)

    Рефлексия

Учитель

-  Сегодня мы на семинаре-коллоквиуме попытались  прикоснуться к   научной деятельности, используя разные научные методы. На столах лежат информационные карточки с перечислением разных научных методов. Подумайте, какими из них вы пользовались, представляя свою презентацию и выполняя задания вашей группы?

 

 Информационная карточка

Методы эмпирического уровня:

·         Наблюдение

·         Интервью

·         Анкетирование

·         Опрос

·         Собеседование

·         Тестирование

Методы экспериментально-теоретического уровня:  

·         Эксперимент

·         Логический

·         Синтез

·         Индукция

·         Дедукция

Методы теоретического уровня:

·         Изучение и обобщение

·         Анализ и синтез

·         Индукция и дедукция

Словарная работа

- Синтез - это метод научного познания, в основу которого положенапроцедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа.

Индукция -  процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.

Дедукция - процесс логического вывода на основе перехода от общего положения кчастному.

-Вы выслушали замечательные сообщения о научных работах учащихся нашей школы,  которые были представлены в Москве на лингвистическом конкурсе «Языкознание для всех». На конкурсе  выступающим всегда задавали вопросы как жюри, так и участники, их учителя-наставники. Как правило, эти вопросы были трудными. Прошу группам обменяться  такими же вопросами.

 

-Что такое семантика слова?

- Олесь Бузина и в других своих произведениях использует эффект иронии?

- Что такое окказиональные эпитеты?

 - Какие топонимы г.Киева и г.Москвы  считаются самыми древними?

-Возможно употребление диалектизмов в речи молодых людей?

 

Домашнее задание

Дать  лексическое толкование слов , записанных на доске, с двумя из них составить письменные  предложения.

 Написать сочинение-миниатюру «Моя лестница к успеху» по картине Ильи Глазунова.