Тема урока: Разговорный стиль. Лингвистический эксперимент на уроках языка. Речевое общение. Культура речи Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности.
Экспериментами над языком занимаются все:
поэты, писатели, остряки и лингвисты.
Удачный эксперимент указывает на скрытые резервы языка,
неудачные — на их пределы.
Н.Д. Арутюнова
Тип урока: семинар-коллоквиум
Цели :
а) образовательные:
Создать условия, чтобы обучаемые смогли обобщить знания о языке как системе и сформировать умения для использования лингвистических терминов при анализе различных языковых явлений разговорного стиля, закрепить навыки анализа презентаций к научно-исследовательским работам;
умение видеть языковые средства выразительности, используемые автором;
б) развивающие:
- развивать умение создавать на основе проанализированной презентации собственное связанное высказывание;
развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль контента , аргументировать свое суждение);
побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации;
в) воспитательные
воспитывать готовность работать в команде;
формировать активную гражданско-общественную позицию; личностно-ориентированный подход к знаниям;
формировать готовность к духовно- нравственному, интеллектуальному саморазвитию, ценностно - смысловые компетентности.
Методы: исследовательский, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Оборудование:
1. ПК, проектор.
Презентации:
«Экспрессивно-психологический аспект грамматических средств выразительности в рассказах Евгения Ивановича Носова»;
«Особенности речи донбасских шахтеров как отражение героики и повседневности их труда»;
«Этимология топонимов города Москвы и города Киева как проявление общего и различного в менталитете русского и украинского народов»
«Создание украинским писателем-историком Олесем Бузиной эффекта иронии с помощью лингвостилистических средств выразительности в сборнике его рассказов «Тайная история Украины – Руси»
Документально-публицистический фильм:
« Диалекты русской разговорной речи на территории Донбасса как взаимопроникновение социокультур»
Репродукция картины Ильи Глазунова «Лестница в небеса»
Музыка для физминутки (оркестр Поля Мориа)
На доске записаны слова для лексического комментария:
Экспрессия, этимология, топонимы, менталитет, диалект, социокультура, , суржик, конъюктура, релакс, рефлексия.
Ход урока
Учитель
-В начале урока , говоря словами прославленного учёного-лингвиста Н.Д.Арутюновой, которые вынесены в эпиграф : я желаю всем участникам семинара – коллоквиума никогда не испытывать пределов в своих научных поисках и поставленных высоких целях.
-Пропущена часть темы урока, чтобы восстановить её, надо поработать с информационными карточками.
-Определите , к каким стилям речи относятся данные тексты:
1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.(Научный стиль)
2.Муниципальный транспорт Хельсинки работает, как сложный, но идеально отлаженный механизм: трамваи приятного зелёного цвета почти бесшумно везут пассажиров во все районы города по 11 маршрутам. Автобусы точно по расписанию уходят и приходят на прекрасно оборудованные остановки. Автобусных маршрутов не перечесть. А ещё паром на острова и, конечно, метро. Погрешности в выполнении графиков движения внутри всего этого хозяйства – от двух до пяти минут. Метро в Хельсинки поражает высочайшей функциональностью и современными технологиями. Его протяжённость невелика – 35 км с пригородами. На станциях, которых 25, нет турникетов, зато есть лифты и снабжённые современной автоматикой туалеты. В вагонах отведены боксы для велосипедов. Всё несёт отпечаток заботы о комфорте пассажиров, даже выбранный антидепрессивный оранжевый цвет вагонов.(Публицистический стиль)
3. В полутёмном помещении, спотыкаясь, бродило привидение. Оно было в грязном белом платке, синем переднике, в толстых мягких туфлях и размахивало метлой; весило оно не менее девяноста килограммов; это была наша уборщица Матильда Штос. Некоторое время я наблюдал за ней. С грацией бегемота сновала она взад и вперёд между автомобильными радиаторами и глухим голосом напевала песню о верном гусаре.(Художественный стиль)
4. Cегодня на пленарном заседании Сената парламента РК депутаты палаты приняли в первом и во втором чтении проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного социального медицинского страхования», — информирует пресс-служба МЗСР РК.
Законопроектом предусматривается изменение сроков начала уплаты отчислений и взносов в Фонд социального медицинского страхования (далее — Фонд), и, соответственно, перенос сроков начала функционирования всех процессов системы обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС). (Официально-деловой стиль)
5. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…(Художественный стиль)
Учитель
- Текстов какого стиля не хватает в данной информационной карточке не хватает?
- Правильно. Именно разговорный стиль станет предметом исследования на уроке.(Ученик дописывает тему урока).
- Необычен тип урока- семинар – коллоквиум. Домашнее задание заключалось в определении лексического значения слова коллоквиум
Ученики:
--Семинар- коллоквиум – популярная в учебных заведениях, известная еще со времен Средневековья.Уч-ся выступают с докладами по заданной тематике. Оценка знаний выставляется по итогам дискуссии, в которой все принимают активное участие.
- Коллоквиум представляет собой собеседование преподавателя с школьниками или студентами. В результате беседа проводится с каждым студентом и имеет своей целью не только выяснение, но и углубление знаний учащихся.
- На таком семинаре, перед которым преподаватель поручает студентам или школьникам подготовиться к обсуждению одной или нескольких связанных друг с другом проблем, идет поиск ответа на поставленные вопросы при помощи так называемого «мозгового штурма». Для проведения такого семинара уч-ся должны быть достаточно подготовлены не только теоретически, но и иметь навыки командной работы, быть психологически совместимыми и т.д.
- коллоквиум предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.
- Коллоквиум обычно проводят либо по самым сложным темам курса, которые обычно остаются недостаточно усвоенными учащимися или студентами.
Учитель
-У каждой из пяти групп уч-ся к этому семинару-коллоквиуму было два задания : представление научной работы уч-ся нашей школы, ныне выпускников, на конкурс «Языкознание для всех» в городе Москве и плюс своё собственное задание, тема которой тоже потянет на отдельную научно-исследовательскую работу, тоже достойную представления на таком высоком научном форуме. Требуется рассказать об этом лингвистическом конкурсе.
Ученики
-Международная научно-практическая конференция для школьников «Языкознание для всех» (г.Москва) проводится на базе Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина и Московской специализированной гимназии № 1541, находящейся под аккредитацией ЮНЕСКО. Конференция входит в программы мероприятий Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и фонда «Русский мир».
- Тематика этого лингвистического конкурса каждый год бывает различной, например: 2010 г. – «Язык в сфере культуры»; 2011г. – «Язык в сфере образования»; 2012г. – «Язык и профессия»;2013 г. – «Лингвистика каждого дня»; 2014 г. - «Язык как инструмент познания мира»;2015г. - «Эмоциональное и рациональное в языке и речи». В прошлом году 2019 г. -«Серьезное и занимательное в языке разных сфер жизни».
-Организаторы конкурса все предоставленные работы школьников делят на 8-10 направлений,и в работе каждой из этих секций действует своё представительное жюри, состоящее из ведущих российских учёных – филологов, таких как академики Российской академии наук, профессора Государственного института русского языка имени Пушкина Костомаров В.Г. и Прохоров Ю.Е.,академики,профессора МГУ имени М.В.Ломоносова , Д.Б. Гудков,М.Ю. Сидорова и много-много других известных филологов, преподавателей высших учебных заведений Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода.
- По традиции в первый день конференции для учащихся проводятся викторины и экспресс-постановки на лингвистические темы , круглые столы, на которых учащиеся и их учителя наравне с известными учеными-лингвистами обсуждают актуальные вопросы развития языка. На второй день проводится сам конкурс: школьники защищают свои научные работы перед «светилами» филологии и незнакомой аудиторией, состоящей из самих конкурсантов, гостей конференции, представителей СМИ.
- Жюри учитывает многое:
-логику изложения;
-наличие самостоятельных исследований;
-творческий подход в решении поставленных задач;
-мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность);
-ответы на вопросы аудитории;
-оформление письменного варианта доклада.
- Когда конкурсанты приезжают в Москву из всех уголков России, стран СНГ и дальнего зарубежья, в стенах института имени А.С. Пушкина видят яркое подтверждение тому, что русский язык является одним из международных языков, ибо в этом учебном заведении его изучают студенты разных национальностей со всех континентов земного шара.
- Перед тем как быть приглашённым на конференцию, школьники вместе со своими научными руководителями проходят длинный и трудный путь по выбору темы, литературы, написанию работы, ожиданию ответа экспертной комиссии конкурса на тезисы к своей работе,которые необходимо отослать в срок .Положительный отзыв о работе обозначает приглашение в Москву для участия в конференции. Но после этого следует подготовка презентации работы в слайдах, устного комментария к ней.
Учитель
Итак, первая группа представляет презентацию «Экспрессивно-психологический аспект грамматических средств выразительности в рассказах Евгения Ивановича Носова».
Ученики
- Эту работу предоставила ученица нашей школы Алёна Ковалёва на конкурс «Языкознание для всех» в г. Москве, которая трижды участвовала в этом конкурсе, занимала в нем исключительно призовые места, затем по квоте Украины без экзаменов была зачислена в Новгородский лингвистический университет, который закончила в 2018 году с красным дипломом, стажировалась в Германии, год в Китае преподавала русский язык студентам в Сычуаньском педагогическом университете в городе Чэнду. А сейчас является преподавателем русского языка для иностранных студентов Новгородского Лингвистического Университета. Нашу школу Алёна также закончила с золотой медалью, была президентом школы и победителем олимпиад по русскому языку.
- Свою работу по Евгению Носову Алёна начала с отзывов о его творчестве, его языке.
Так известный литературный критик Чалмаев сказал, что Евгений Носов как Тургенев, Бунин, Лесков, Есенин очень бережно пестует родное русское слово и отдает своим читателем, ограненным в строгой классической оправе. А Виктор Астафьев говорил, что язык произведений его напоминает цветок степного чабреца, напоминающий сказания древних баянов, воспевающих славу молодой Руси.
- Алёна определила, что такое экспрессивная лексика по научным трудам Александра Афанасьевича Потебни, ученого-лингвиста, который говорил, что образное значение слова приобретает вариативность, начинает жить особой жизнью, соединяя старые и новые, наполняя их смыслом и создавая новый образ.
-Именно Алёна объяснила , что такое окказиональный эпитет: это авторские определения, которые практически невозможно предугадать.
-Она создала таблицы, в которых распределила эпитеты по разделам, например, метафорические, колоративные, оттеночные, предметно-цветовые.
- Чего только стоят его окказиональные эпитеты: начёсанное счастье, ненужные руки, сладкостная грудь, непролазное лопушьё, хрустальная теплынь.
Творческое задание группы 1
Вставить пропущенные/выделенные слова в текст(Е.И.Носов «Шумит луговая овсяница»)
В середине лета по Десне закипали сенокосы. Перед тем стояла ясная недокучливая теплынь, небо высокое, емкое, и тянули по нему взразброд, не застя солнца, белые округлые облака. Раза два или три над материковым обрывистым убережьем сходились облака в плотную синеву, и оттуда, с хлебных высот, от полужских тесовых деревень неспешно наплывала на луга туча в серебряных окоемах. Вставала она высокая, величавая, в синих рушниках дождей, разгульно и благодатно рокотала и похохатывала громами и вдруг оглушительно, весело шарахала в несколько разломистых колен, и стеклянным перезвоном отзывалась Десна под теплыми струями ливня. Полоскались в веселом спором дожде притихшие лозняки, набухали сахарные пески в излучинах, пили травы, пила земля, набирала влагу про запас в кротовые норы, и, опустив голову, покорно и охотно мокла среди лугов стреноженная лошадь. А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга. Оттуда тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоей. Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно и необъяснимо радостно и молодо на душе.
- Мы повторили лингвистический эксперимент, который проводила Алёна перед поездкой на конкурс, он связан с тем, что прекрасное начало повести Евгения Носова «Шумит луговая овсяница», описывающее грозу.
- Попросила старшеклассников поучаствовать в эксперименте, вставить на место пропусков окказиональные слова, относящиеся к эмоционально-экспрессивной лексике.
- в Алёнином эксперименте участвовало 115 человек, а в нашем 65 человек,
- Выделенные слова показывают на пропуски авторских слов. и на удивление, ни один человек не смог восстановить авторскую речь писателя Носова.
И это говорит о чем? К каким выводам мы приходим?
Речь современного поколения невыразительная и небогатая.
Представление презентации « Особенности речи донбасских шахтеров как отражение героики и повседневности их труда» второй группой.
Творческое задание группы 2
Расширить толковый словарь шахтёрских профессий
(Образец словаря)
Взрывник – взрывает горную массу с помощью взрывчатых материалов.
Геолог – изучает угольные пласты, подземные водные ресурсы в горных выработках.
ГРОЗ – горнорабочий очистного забоя.
Горнорабочий подземный – название профессии в широком смысле, связанные с работой под землей.
Доставщик – доставляет взрывчатые материалы в склад.
Крепильщик – горнорабочий, который устанавливает деревянные и металлические крепления для поддержки горной кровли.
Ламповщица, табельщица – профессия для женщин, которые ведут учет спуска и выезда шахтёров, выдают лампы и самоспасатели.
Моторист – человек, управляющий подъемной машиной, предназначенной для спуска и подъема людей, грузов.
Проходчик – горнорабочий, который вскрывает и подготавливает выработки для добычи угля.
Третья группа представляет презентацию «Этимология топонимов города Москвы и города Киева как проявление общего и различного в менталитете русского и украинского народов»
Ученики
-С данной научной работой на конкурсе «Языкознание для всех» в городе Москве выступали ученики нашей школы Чернышева Юлия и Иорганский Евгений
- Перед собой они поставили такие цели :
а)изучить семантику географических названий города Киева и города Москвы;
б) проанализировать этимологию топонимов , опираясь на такие разделы языкознания как лексикология , морфемика , диалектология , стилистика , а также смежные с топонимикой науки : географию, историю, психологию.
- Как говорил Д. С. Лихочев , что имена наших городов , улиц , площадей являются памятниками духовной культуры и представляют собой коллективное произведение народного гения
- Наши предшественники изучили название площадей . рек , улиц , переулков города Москвы города Киева и попытались найти общие тенденции в образовании топонимов через менталитет россиянина и украинца . Эта очень сложная работа получила достойную оценку высокого жюри , состоящего из профессоров , академиков, ведущих московских вузов .
- Ребята установили лингвистический метод изучения топонимов через этимологию , лексику , морфологию, словообразование .
- Так , например , из топонимов -прилагательных , конкурсанты создали таблицу: безаффиксных, суффиксных, префиксных топонимов. Установили количество по разрядам прилагательных: качественные , относительные , притяжательные
- Языковеды-исследователи , Евгений и Юлия , отметили следующие проявления национальной ментальности. У россиян :открытая русская душа , коллективизм. Великодержавность, самомнение , импульсивность , спонтанность , прямота .У украинцев : бережливость , индивидуальность , синдром периферийности , терпеливость , смирение , лукавство (Юра)
- Юлия и Евгений заметили , что общее у украинцев и русских- это чувственность и эмоциональная мотивация
- И что отметили наши исследователи общее в ментальности русских и украинцев через топонимику : чувственно-эмоциональная мотивация, цветовые колоративные топонимы с позитивной окраской , именные топонимы , этнические , профессиональные , особенности местности , поэтизмы .
- Еще объединяют общая история и культура :
Тюрское влияние (монголо-татарское нашествие);
История до 20 века;
Годонимы советского и постсоветского периода(годонимы- название улиц , переулков , площадей, парков в черте города);
Теонимы– имена богов , богинь и других мифических лиц;
Мемориальные урбанизмы. В Киеве идет переименование улиц и любых топонимов. Власть переименовала 162 объекта в рамках реализации Закона Украины «об осуждении коммерческого и национал-социалистического тоталитарных режимов». Они получили имена выдающихся общественных , государственных , культурных, научных и военных деятелей. Украина делает все для того , чтобы у русских и украинцев не было ничего общего. Но народ против всех этих изменений.
- Влияние разговорной речи на топонимику : умалчивание одной части составного топонима , перифраз, добавление ласкательно-уничижительных суффиксов.
- Взаимопроникновение культур : у русских -ул. Ивана Франко , Леси Украинки . У украинцев – улица Достоевского , Блока, Горького. К сожалению, в Киеве этих улиц уже не осталось, а в Москве они , конечно, сохранены.
- Юлия и Евгений установили : Топонимы почти никогда не бывают случайными ,именно поэтому их называют «летописью Земли». Топонимы тюрского ,советского и настоящего времени меняются в зависимости от политической и исторической конъюнктуры. Отмечается тенденция. к возвращению в городе Киеве и городе Москве к первоначальным топонимам более раннего происхождения
Творческое задание группы 3
Проанализировать сочинение, написанное в первом семестре на тему: «Имя – это судьба для человека, а для города или для реки? Или
что я знаю о науке топонимике?» и выбрать самые интересные толкования топонимов Луганской Народной Республики.
Ученик
Все слова – названия для сёл, прудов, парков даются не случайно. Топонимика - это такая наука , которая связывает самые разные науки: географию, историю, лингвистику, психологию. Очень интересные топонимы и нашей Луганской Народной Республики. Так, например, название нашего города Ровеньки имеет самые различные объяснения. Одно из распространённых пояснений этого топонима: чумаки везли через нашу местность на Москву соль на продажу и любили оставаться на отдых в тени деревьев в живописном рву. Вот от этого существительного ров и пошло название сначала Ровенецкая слобода¸а потом и сам город Ровеньки. Наш посёлок Дзержинский, названный в честь соратника Ленина, до 1932 года назывался Любимовкой. Существует легенда , что так называ ла наши прекрасные места:, балочки, перелески, пруды – одна из дочерей графа генерала Василия Петровича Орлова.
Релаксация
Звучит музыка из к/ф « Был месяц май» (режиссёр Марлен Хуциев, оркестр Поля Мориа).
Рассматриваем иллюстрацию картины Ильи Глазунова «Лестница в небеса»
Пытаемся расслабиться, дать своё название картине, заметить её детали-символы.
Представление презентации четвёртой группой уч-ся « Создание украинским писателем-историком Олесем Бузиной эффекта иронии с помощью лингвостилистических средств выразительности в сборнике его рассказов «Тайная история Украины – Руси»
Творческое задание группы 4
анализ анкеты, проведённой среди старшеклассников школы по поводу переписки в социальных сетях.
Ученик
Вопросы анкеты:
1)Следует ли соблюдать в социальных сетях грамотность письменной речи?
2)Какие сокращения слов являются самыми распространёнными?
Обработав 85 анкет. Мы получили такие результаты: На первый вопрос, к сожалению, большинство респондентов ответило, что в социальных сетях не следует соблюдать все грамматические нормы при переписке.
А самыми общеизвестными сокращениями, понятными даже первокласснику, н-р: пжт – пожалуйста,
Чел- человек, Инет- интернет и многие другие.
При переписке в интернете используются и другие грамматико-стилистические способы выражения иронии, какие использовались Олесем Бузиной в его книгах: это и балагурство, или языковая игра.
Представление пятой группой уч-ся документально-публицистического фильма «Диалекты русского языка на территории Донбасса как взаимодействие социокультур», созданный после этнолингистической экспедиции .
Творческое задание группы 5
Установить, какой из диалектов русского языка явился основой донбасского речевого суржика.
-Выпускниками нашей школы был снят фильм по материалам этно-языковедческой экспедиции учащихся школы «Диалекты русского языка на территории Донбасса в контексте взаимодействия социокультур», в котором были подняты вопросы истории, социологии, психологии, так как учащиеся попытались выяснить, кто является коренными жителями нашего города и рабочих поселков: русские или украинцы; почему русская речь доминирует по сравнению с украинской; почему в речи слышатся отдельные русские слова бывают непонятными и звучат по разному.
- На территории нашего города, как и во всем Донбассе, прослеживалось три волны миграции носителей русского языка. Первая волна – середина XIX века, когда на вольные задонские земли, спасаясь от крепостного гнета, бежали крестьяне со всех уголков имперской России. Вторая волна миграции была уже в 30-е годы XX столетия, в сталинскую эпоху первых пятилеток, когда нужен был уголь молодой республике для решения генеральной идеи – индустриализации всей страны. Третья волна – послевоенное восстановления угольных шахт Донбасса, когда ехали люди в наш регион и по комсомольским путевкам, и по желанию, так как на угольных предприятиях Донбасса обеспечивали жильем, социальной инфраструктурой, по сравнению с тем, что тогда в российской глубинке по селам и деревням не выдавали жителям паспорта и они не имели права выезда.
- Так получилось, что в 40 – 50-е годы ушедшего столетия в каждом донбасском городе и поселке можно было слышать говоры с курским, рязанским, сибирским, волжским диалектом вперемешку с украинскими словами.
- В процессе явился некий южнорусский суржик, который стал тем замечателен, что уже через минуту разговора человека спрашивали: «Вы не из Донбасса?».
- Вследствие этого в нашей школе была проведена этно лингвистическая экспедиция. Учащиеся школы обратились к поискам людей, приехавших из разных областей России. Что интересно: многие из этих людей разговаривают на общепринятом литературном языке, но с большим удовольствием переходят на родные диалекты, «привезенные» из Воронежа, Краснодара, Саратова, Омска, поют песни, частушки. Во время экспедиции были собраны аудио-, видеоматериалы, оформлены творческие проекты, итогом такой кропотливой работы явилось создание силами учащихся фильма «Диалекты русского языка на территории Донбасса».
Теперь следует разобраться поглубже, почему даже у исконных украинцев Донбасса такое тяготение к русскому языку и неприятие тех политических воззваний, звучащих с запада Украины, о русском языке как языке меньшинств.
Уч-ся определили, что основой донбасского речевого суржика является такое языковое явление как билингвизм (влияние двух языков, русского и украинского, и южно-русские диалекты)
Рефлексия
Учитель
- Сегодня мы на семинаре-коллоквиуме попытались прикоснуться к научной деятельности, используя разные научные методы. На столах лежат информационные карточки с перечислением разных научных методов. Подумайте, какими из них вы пользовались, представляя свою презентацию и выполняя задания вашей группы?
Информационная карточка
Методы эмпирического уровня:
· Наблюдение
· Интервью
· Анкетирование
· Опрос
· Собеседование
· Тестирование
Методы экспериментально-теоретического уровня:
· Эксперимент
· Логический
· Синтез
· Индукция
· Дедукция
Методы теоретического уровня:
· Изучение и обобщение
· Анализ и синтез
· Индукция и дедукция
Словарная работа
- Синтез - это метод научного познания, в основу которого положенапроцедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа.
Индукция - процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.
Дедукция - процесс логического вывода на основе перехода от общего положения кчастному.
-Вы выслушали замечательные сообщения о научных работах учащихся нашей школы, которые были представлены в Москве на лингвистическом конкурсе «Языкознание для всех». На конкурсе выступающим всегда задавали вопросы как жюри, так и участники, их учителя-наставники. Как правило, эти вопросы были трудными. Прошу группам обменяться такими же вопросами.
-Что такое семантика слова?
- Олесь Бузина и в других своих произведениях использует эффект иронии?
- Что такое окказиональные эпитеты?
- Какие топонимы г.Киева и г.Москвы считаются самыми древними?
-Возможно употребление диалектизмов в речи молодых людей?
Домашнее задание
Дать лексическое толкование слов , записанных на доске, с двумя из них составить письменные предложения.
Написать сочинение-миниатюру «Моя лестница к успеху» по картине Ильи Глазунова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.