Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Разговорная речь. Лингвистический эксперимент"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Разговорная речь. Лингвистический эксперимент"

Оценка 4.8
docx
18.02.2020
Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Разговорная речь. Лингвистический эксперимент"
коллоквиум.docx

Тема  урока: Разговорный стиль. Лингвистический эксперимент на уроках языка. Речевое общение. Культура речи  Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности.

                                              Экспериментами над языком занимаются все:

поэты, писатели, остряки и лингвисты.

Удачный эксперимент указывает на скрытые резервы языка,

неудачные — на их пределы.

                                                                                                                                           Н.Д. Арутюнова        

Тип урока: семинар-коллоквиум

      Цели :

а) образовательные:

 

Создать условия, чтобы обучаемые смогли обобщить знания  о языке как системе и  сформировать умения  для использования лингвистических  терминов при анализе различных языковых  явлений разговорного стиля, закрепить навыки анализа презентаций  к научно-исследовательским работам;

умение видеть языковые средства выразительности, используемые автором;

б) развивающие:

- развивать умение создавать на основе проанализированной презентации собственное связанное высказывание;

развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль контента , аргументировать свое суждение);

побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации;

в) воспитательные

воспитывать готовность работать в команде;

 формировать активную  гражданско-общественную  позицию; личностно-ориентированный подход к знаниям;

формировать готовность к духовно- нравственному, интеллектуальному саморазвитию, ценностно - смысловые компетентности.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Оборудование:

1.     ПК, проектор.

Презентации:

 «Экспрессивно-психологический аспект грамматических средств выразительности в рассказах Евгения Ивановича Носова»;

«Особенности речи донбасских шахтеров как отражение героики и повседневности их труда»;

«Этимология топонимов города Москвы и города Киева как проявление общего и различного в менталитете русского и украинского народов»

«Создание украинским писателем-историком Олесем Бузиной эффекта иронии с помощью лингвостилистических средств выразительности в сборнике его рассказов «Тайная история Украины – Руси»

Документально-публицистический фильм:

  « Диалекты русской разговорной речи на территории Донбасса как взаимопроникновение социокультур»

Репродукция картины Ильи Глазунова «Лестница в небеса»

Музыка для физминутки (оркестр Поля Мориа)

На доске записаны слова для лексического комментария:

Экспрессия, этимология, топонимы, менталитет, диалект, социокультура, , суржик, конъюктура, релакс, рефлексия.

           Ход урока

Учитель

-В начале урока , говоря словами прославленного учёного-лингвиста Н.Д.Арутюновой, которые  вынесены в эпиграф : я желаю всем участникам семинара – коллоквиума никогда не испытывать пределов в своих научных поисках и поставленных  высоких целях.

-Пропущена часть  темы урока, чтобы восстановить её, надо поработать с информационными карточками.

-Определите , к каким стилям речи  относятся данные тексты:

1.  Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.(Научный стиль)

2.Муниципальный транспорт Хельсинки работает, как сложный, но идеально отлаженный механизм: трамваи приятного зелёного цвета почти бесшумно везут пассажиров во все районы города по 11 маршрутам. Автобусы точно по расписанию уходят и приходят на прекрасно оборудованные остановки. Автобусных маршрутов не перечесть. А ещё паром на острова и, конечно, метро. Погрешности в выполнении графиков движения внутри всего этого хозяйства – от двух до пяти минут. Метро в Хельсинки поражает высочайшей функциональностью и современными технологиями. Его протяжённость невелика – 35 км с пригородами. На станциях, которых 25, нет турникетов, зато есть лифты и снабжённые современной автоматикой туалеты. В вагонах отведены боксы для велосипедов. Всё несёт отпечаток заботы о комфорте пассажиров, даже выбранный антидепрессивный оранжевый цвет вагонов.(Публицистический стиль)

3. В полутёмном помещении, спотыкаясь, бродило привидение. Оно было в грязном белом платке, синем переднике, в толстых мягких туфлях и размахивало метлой; весило оно не менее девяноста килограммов; это была наша уборщица Матильда Штос. Некоторое время я наблюдал за ней. С грацией бегемота сновала она взад и вперёд между автомобильными радиаторами и глухим голосом напевала песню о верном гусаре.(Художественный стиль)

4.  Cегодня на пленарном заседании Сената парламента РК депутаты палаты приняли в первом и во втором чтении проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного социального медицинского страхования», — информирует пресс-служба МЗСР РК.

Законопроектом предусматривается изменение сроков начала уплаты отчислений и взносов в Фонд социального медицинского страхования (далее — Фонд), и, соответственно, перенос сроков начала функционирования всех процессов системы обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС).  (Официально-деловой стиль)

5. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…(Художественный стиль)

Учитель

- Текстов какого стиля не хватает в данной информационной карточке не хватает?

- Правильно. Именно разговорный  стиль станет предметом исследования на  уроке.(Ученик дописывает тему урока).

- Необычен тип урока- семинар – коллоквиум. Домашнее задание  заключалось в определении  лексического значения слова коллоквиум

 Ученики:

--Семинар- коллоквиум – популярная в учебных заведениях, известная еще со времен Средневековья.Уч-ся выступают  с докладами по заданной тематике. Оценка знаний выставляется по итогам дискуссии, в которой все принимают активное участие.

Коллоквиум представляет собой собеседование преподавателя с школьниками или  студентами. В результате беседа проводится с каждым студентом и имеет своей целью не только выяснение, но и углубление знаний учащихся.

- На таком семинаре, перед которым преподаватель поручает студентам или школьникам подготовиться к обсуждению одной или нескольких связанных друг с другом проблем, идет поиск ответа на поставленные вопросы при помощи так называемого «мозгового штурма». Для проведения такого семинара уч-ся должны быть достаточно подготовлены не только теоретически, но и иметь навыки командной работы, быть психологически совместимыми и т.д.

 

  - коллоквиум  предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в  диалоговом режиме, дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.

- Коллоквиум обычно проводят либо по самым сложным темам курса, которые обычно остаются недостаточно усвоенными учащимися или студентами.

Учитель

-У каждой из пяти  групп уч-ся  к этому  семинару-коллоквиуму было  два задания : представление научной работы уч-ся нашей школы,  ныне выпускников,   на конкурс «Языкознание для всех»  в городе Москве и плюс своё собственное задание, тема которой тоже потянет на отдельную научно-исследовательскую работу,   тоже достойную представления на таком высоком научном форуме. Требуется рассказать об этом лингвистическом конкурсе.

 Ученики

 -Международная  научно-практическая конференция для  школьников   «Языкознание для всех» (г.Москва) проводится на базе  Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина и Московской специализированной гимназии №  1541, находящейся под аккредитацией ЮНЕСКО. Конференция входит в программы  мероприятий Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и  фонда «Русский мир».

- Тематика этого лингвистического конкурса каждый год бывает различной, например: 2010 г. – «Язык в сфере культуры»; 2011г. – «Язык в сфере образования»; 2012г. – «Язык и профессия»;2013 г. – «Лингвистика каждого дня»; 2014 г. - «Язык как инструмент познания мира»;2015г. - «Эмоциональное и рациональное в языке и речи». В прошлом году   2019 г. -«Серьезное и занимательное в языке разных сфер жизни».

 

 -Организаторы конкурса все предоставленные работы школьников делят на 8-10 направлений,и в работе каждой из этих секций действует своё представительное жюри, состоящее из ведущих российских учёных – филологов, таких как академики Российской академии наук, профессора  Государственного института русского языка имени Пушкина Костомаров В.Г. и Прохоров Ю.Е.,академики,профессора   МГУ имени М.В.Ломоносова , Д.Б. Гудков,М.Ю. Сидорова и много-много других известных филологов, преподавателей  высших учебных заведений Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода.   

 - По традиции в первый день конференции для учащихся проводятся  викторины и экспресс-постановки на лингвистические темы , круглые столы, на которых учащиеся и их учителя наравне с известными учеными-лингвистами обсуждают актуальные вопросы развития языка. На второй день проводится сам конкурс: школьники защищают свои научные работы перед  «светилами» филологии и  незнакомой аудиторией, состоящей из самих конкурсантов, гостей конференции, представителей СМИ.

                                          

  -  Жюри учитывает многое:

-логику изложения;

-наличие самостоятельных исследований;

-творческий подход в решении поставленных задач;

-мастерство презентации (культура речи,      наглядность, иллюстративность);

-ответы на вопросы аудитории;

-оформление письменного варианта доклада.

    

   -  Когда конкурсанты приезжают в Москву из всех уголков России, стран СНГ  и дальнего зарубежья, в стенах института имени А.С. Пушкина видят яркое подтверждение тому, что русский язык является одним из международных языков, ибо в этом учебном заведении  его изучают  студенты разных национальностей со всех континентов земного шара.

      -  Перед тем как быть приглашённым на конференцию, школьники вместе со своими научными руководителями проходят длинный и трудный путь по выбору темы, литературы, написанию работы, ожиданию  ответа экспертной комиссии конкурса на тезисы к своей работе,которые необходимо отослать в срок .Положительный отзыв о работе обозначает   приглашение в Москву для участия в конференции. Но после этого следует подготовка презентации  работы в слайдах, устного комментария к ней. 

    

Учитель

Итак, первая группа представляет презентацию «Экспрессивно-психологический аспект грамматических средств выразительности в рассказах Евгения Ивановича Носова».

 Ученики

- Эту работу предоставила ученица нашей школы Алёна Ковалёва на конкурс «Языкознание для всех» в г. Москве, которая трижды участвовала в этом конкурсе, занимала в нем исключительно призовые места, затем по квоте Украины без экзаменов была зачислена в Новгородский лингвистический университет, который закончила в 2018 году с красным дипломом, стажировалась в Германии, год в Китае преподавала русский язык студентам в Сычуаньском педагогическом университете в городе Чэнду. А сейчас является преподавателем русского языка для иностранных студентов Новгородского Лингвистического Университета. Нашу школу Алёна также закончила с золотой медалью, была президентом школы и победителем олимпиад по русскому языку.

- Свою работу по Евгению Носову Алёна начала с отзывов о его творчестве, его языке.

Так известный литературный критик Чалмаев сказал, что Евгений Носов как Тургенев, Бунин, Лесков, Есенин очень бережно пестует родное русское слово и отдает своим читателем, ограненным в строгой классической оправе. А Виктор Астафьев говорил, что язык произведений его напоминает цветок степного чабреца, напоминающий сказания древних баянов, воспевающих славу молодой Руси.

- Алёна определила, что такое экспрессивная лексика по научным трудам Александра Афанасьевича  Потебни, ученого-лингвиста, который говорил, что образное значение слова приобретает вариативность, начинает жить особой жизнью, соединяя старые и новые, наполняя их смыслом и создавая новый образ.

-Именно Алёна объяснила , что такое окказиональный эпитет: это авторские определения, которые практически невозможно предугадать.

-Она создала таблицы, в которых распределила эпитеты по разделам, например, метафорические, колоративные, оттеночные, предметно-цветовые.

- Чего только стоят его окказиональные эпитеты: начёсанное счастье, ненужные руки, сладкостная грудь, непролазное лопушьё, хрустальная теплынь.

Творческое задание группы 1

Вставить пропущенные/выделенные  слова в текст(Е.И.Носов «Шумит луговая овсяница»)

В середине лета по Десне закипали сенокосы. Перед тем стояла ясная недокучливая теплынь, небо высокое, емкое, и тянули по нему взразброд, не застя солнца, белые округлые облака. Раза два или три над материковым обрывистым убережьем сходились облака в плотную синеву, и оттуда, с хлебных высот, от полужских тесовых деревень неспешно наплывала на луга туча в серебряных окоемах. Вставала она высокая, величавая, в синих рушниках дождей, разгульно и благодатно рокотала и похохатывала громами и вдруг оглушительно, весело шарахала в несколько разломистых колен, и стеклянным перезвоном отзывалась Десна под теплыми струями ливня. Полоскались в веселом спором дожде притихшие лозняки, набухали сахарные пески в излучинах, пили травы, пила земля, набирала влагу про запас в кротовые норы, и, опустив голову, покорно и охотно мокла среди лугов стреноженная лошадь. А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга. Оттуда тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоей. Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно и необъяснимо радостно и молодо на душе.

 

- Мы повторили лингвистический эксперимент, который проводила Алёна перед поездкой на конкурс, он связан с тем, что прекрасное начало повести Евгения Носова «Шумит луговая овсяница», описывающее грозу.

- Попросила старшеклассников поучаствовать в эксперименте, вставить на место пропусков окказиональные слова, относящиеся к эмоционально-экспрессивной лексике.

- в Алёнином эксперименте участвовало 115 человек, а в нашем 65 человек,

- Выделенные слова показывают на пропуски авторских слов. и на удивление, ни один человек не смог восстановить авторскую речь писателя Носова.

И это говорит о чем? К каким выводам мы приходим?

 Речь современного поколения невыразительная и небогатая.

Представление презентации « Особенности речи донбасских шахтеров как отражение героики и повседневности их труда» второй группой.

Творческое задание группы 2

Расширить толковый словарь шахтёрских профессий

(Образец словаря)

Взрывник – взрывает горную массу с помощью взрывчатых материалов.

Геолог – изучает угольные пласты, подземные водные ресурсы в горных выработках.

ГРОЗ – горнорабочий очистного забоя.

Горнорабочий подземный – название профессии в широком  смысле, связанные с работой под землей.

Доставщик – доставляет взрывчатые материалы в склад.

Крепильщик – горнорабочий, который устанавливает деревянные и металлические крепления для поддержки горной кровли.

Ламповщица, табельщица – профессия для женщин, которые ведут учет спуска и выезда шахтёров, выдают лампы и самоспасатели.

Моторист – человек, управляющий подъемной машиной, предназначенной для спуска и подъема людей, грузов.

Проходчик – горнорабочий, который вскрывает и подготавливает выработки для добычи угля.

Третья группа представляет  презентацию  «Этимология топонимов города Москвы и города Киева как проявление общего и различного в менталитете русского и украинского народов»

Ученики

-С данной научной работой на конкурсе  «Языкознание для всех» в городе Москве выступали ученики нашей школы Чернышева Юлия и Иорганский Евгений

- Перед собой они поставили такие цели :

а)изучить семантику географических названий города Киева и города Москвы;

 

б) проанализировать этимологию топонимов , опираясь на такие разделы языкознания как лексикология , морфемика , диалектология , стилистика , а также смежные с топонимикой науки : географию, историю, психологию.

 - Как говорил Д. С. Лихочев , что имена наших городов , улиц , площадей являются памятниками духовной культуры и представляют собой коллективное произведение народного гения

- Наши предшественники изучили название площадей . рек , улиц , переулков города Москвы  города Киева и попытались найти общие тенденции в образовании топонимов через менталитет россиянина и украинца . Эта очень сложная работа получила достойную оценку высокого  жюри , состоящего   из профессоров , академиков, ведущих московских вузов .

- Ребята установили лингвистический метод изучения топонимов через этимологию , лексику , морфологию, словообразование .

- Так , например , из  топонимов -прилагательных , конкурсанты создали таблицу: безаффиксных,  суффиксных,  префиксных топонимов. Установили количество по разрядам прилагательных: качественные , относительные , притяжательные

 

- Языковеды-исследователи , Евгений и Юлия , отметили следующие проявления национальной ментальности. У россиян :открытая русская душа , коллективизм. Великодержавность, самомнение , импульсивность , спонтанность , прямота .У  украинцев : бережливость , индивидуальность , синдром периферийности , терпеливость , смирение , лукавство (Юра)

- Юлия и Евгений заметили , что общее у украинцев и русских- это чувственность и эмоциональная мотивация

- И что отметили наши исследователи общее в ментальности русских и украинцев через топонимику : чувственно-эмоциональная мотивация, цветовые колоративные топонимы с позитивной окраской , именные топонимы , этнические , профессиональные , особенности местности , поэтизмы .

- Еще объединяют общая история и культура :

Тюрское влияние (монголо-татарское нашествие);

История до 20 века;

Годонимы советского и постсоветского периода(годонимы- название улиц , переулков , площадей, парков в черте города);

Теонимы– имена богов , богинь и других мифических лиц;

Мемориальные урбанизмы. В Киеве идет переименование улиц и любых топонимов. Власть переименовала 162 объекта в рамках реализации Закона Украины «об осуждении коммерческого и национал-социалистического тоталитарных режимов». Они получили имена выдающихся общественных , государственных , культурных,  научных и военных деятелей. Украина делает все для того , чтобы у русских и украинцев не было ничего общего. Но народ против всех этих изменений.

- Влияние разговорной речи на топонимику : умалчивание одной части составного топонима , перифраз, добавление ласкательно-уничижительных суффиксов.

- Взаимопроникновение культур : у  русских -ул. Ивана Франко , Леси Украинки . У украинцев – улица Достоевского , Блока, Горького. К сожалению, в Киеве этих улиц уже не осталось, а в Москве они , конечно, сохранены.

- Юлия и Евгений установили : Топонимы  почти никогда не бывают случайными ,именно поэтому их называют «летописью Земли». Топонимы тюрского ,советского  и  настоящего времени меняются  в зависимости от политической и исторической конъюнктуры.  Отмечается тенденция. к возвращению в  городе Киеве и городе Москве к первоначальным топонимам более раннего происхождения

Творческое задание группы 3

Проанализировать  сочинение, написанное в первом семестре на тему: «Имя – это судьба для человека, а для города или для реки? Или

что  я знаю о науке топонимике?» и выбрать самые интересные толкования топонимов Луганской Народной Республики.

Ученик

Все слова – названия  для сёл, прудов, парков даются не случайно. Топонимика  - это такая наука , которая  связывает самые разные науки: географию, историю, лингвистику, психологию.  Очень интересные топонимы и нашей Луганской Народной Республики.  Так, например, название   нашего  города  Ровеньки имеет самые различные объяснения. Одно из распространённых  пояснений  этого топонима: чумаки везли через нашу местность на Москву соль на продажу и  любили оставаться на отдых в тени деревьев в живописном рву. Вот  от этого существительного  ров и пошло название сначала Ровенецкая слобода¸а потом и сам город Ровеньки. Наш  посёлок Дзержинский, названный в честь соратника Ленина,   до 1932 года  назывался Любимовкой. Существует легенда , что так  называ ла наши прекрасные места:, балочки, перелески, пруды – одна из дочерей графа генерала Василия Петровича  Орлова.

 

Релаксация

Звучит музыка из к/ф « Был месяц май» (режиссёр Марлен Хуциев, оркестр Поля Мориа).

Рассматриваем иллюстрацию картины Ильи Глазунова «Лестница в небеса»

Пытаемся расслабиться, дать своё название картине, заметить  её детали-символы.

 

Представление презентации четвёртой группой уч-ся « Создание украинским писателем-историком Олесем Бузиной эффекта иронии с помощью лингвостилистических средств выразительности в сборнике его рассказов «Тайная история Украины – Руси»

Творческое задание группы 4

анализ анкеты, проведённой среди старшеклассников  школы  по поводу переписки в социальных сетях.

Ученик

Вопросы анкеты:

1)Следует ли соблюдать в социальных сетях грамотность письменной речи?

2)Какие сокращения слов являются самыми распространёнными?

Обработав 85 анкет. Мы получили такие результаты: На первый вопрос, к сожалению, большинство респондентов ответило,  что в социальных сетях не следует соблюдать все грамматические нормы при переписке.

А самыми общеизвестными сокращениями, понятными даже  первокласснику, н-р: пжт – пожалуйста,

Чел-  человек, Инет- интернет и многие другие.

При переписке в  интернете  используются и другие грамматико-стилистические способы выражения иронии, какие использовались  Олесем  Бузиной   в его книгах: это и балагурство, или языковая игра. 

Представление пятой группой уч-ся документально-публицистического фильма  «Диалекты русского языка на территории Донбасса как взаимодействие социокультур», созданный после этнолингистической экспедиции .

Творческое задание группы 5

Установить, какой из диалектов русского языка явился основой донбасского речевого суржика.

 -Выпускниками нашей школы был снят фильм по материалам этно-языковедческой экспедиции учащихся школы «Диалекты русского языка на территории Донбасса в контексте взаимодействия социокультур», в котором были подняты вопросы истории, социологии, психологии, так как учащиеся попытались выяснить, кто является коренными жителями нашего города и рабочих поселков: русские или украинцы; почему русская речь доминирует по сравнению с украинской; почему в речи слышатся отдельные русские слова бывают непонятными и звучат по разному.

    - На территории нашего города, как и во всем Донбассе, прослеживалось три волны миграции носителей русского языка. Первая волна – середина XIX века, когда на вольные задонские земли, спасаясь от крепостного гнета, бежали крестьяне со всех уголков имперской России. Вторая волна миграции была уже в 30-е годы XX  столетия, в сталинскую эпоху первых пятилеток, когда нужен был уголь молодой республике для решения генеральной идеи – индустриализации всей страны. Третья волна – послевоенное восстановления угольных шахт Донбасса, когда ехали люди в наш регион и по комсомольским путевкам, и по желанию, так как на угольных предприятиях Донбасса обеспечивали жильем, социальной инфраструктурой, по сравнению с тем, что тогда в российской глубинке по селам и деревням не выдавали жителям паспорта и они не имели права выезда.

  - Так получилось, что в 40 – 50-е годы ушедшего столетия в каждом донбасском городе и поселке можно было слышать говоры с курским, рязанским, сибирским, волжским диалектом вперемешку с украинскими словами.

 -  В процессе явился некий южнорусский  суржик, который стал тем замечателен, что уже через минуту разговора человека спрашивали: «Вы не из Донбасса?».

   - Вследствие этого в нашей школе была проведена этно лингвистическая  экспедиция. Учащиеся школы обратились к поискам людей, приехавших из разных областей России. Что интересно: многие из этих людей разговаривают на общепринятом литературном языке, но с большим удовольствием переходят на родные диалекты, «привезенные» из Воронежа, Краснодара, Саратова, Омска, поют песни, частушки. Во время экспедиции были собраны аудио-, видеоматериалы, оформлены творческие проекты, итогом такой кропотливой работы явилось создание силами учащихся фильма «Диалекты русского языка на территории Донбасса».

   Теперь следует разобраться поглубже, почему даже у исконных украинцев Донбасса такое тяготение к русскому языку и неприятие тех политических воззваний, звучащих с запада Украины, о русском языке как языке меньшинств.

Уч-ся определили, что основой донбасского речевого суржика является такое языковое явление как билингвизм (влияние двух языков,  русского и украинского,  и  южно-русские диалекты)

    Рефлексия

Учитель

-  Сегодня мы на семинаре-коллоквиуме попытались  прикоснуться к   научной деятельности, используя разные научные методы. На столах лежат информационные карточки с перечислением разных научных методов. Подумайте, какими из них вы пользовались, представляя свою презентацию и выполняя задания вашей группы?

 

 Информационная карточка

Методы эмпирического уровня:

·         Наблюдение

·         Интервью

·         Анкетирование

·         Опрос

·         Собеседование

·         Тестирование

Методы экспериментально-теоретического уровня:  

·         Эксперимент

·         Логический

·         Синтез

·         Индукция

·         Дедукция

Методы теоретического уровня:

·         Изучение и обобщение

·         Анализ и синтез

·         Индукция и дедукция

Словарная работа

- Синтез - это метод научного познания, в основу которого положенапроцедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа.

Индукция -  процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.

Дедукция - процесс логического вывода на основе перехода от общего положения кчастному.

-Вы выслушали замечательные сообщения о научных работах учащихся нашей школы,  которые были представлены в Москве на лингвистическом конкурсе «Языкознание для всех». На конкурсе  выступающим всегда задавали вопросы как жюри, так и участники, их учителя-наставники. Как правило, эти вопросы были трудными. Прошу группам обменяться  такими же вопросами.

 

-Что такое семантика слова?

- Олесь Бузина и в других своих произведениях использует эффект иронии?

- Что такое окказиональные эпитеты?

 - Какие топонимы г.Киева и г.Москвы  считаются самыми древними?

-Возможно употребление диалектизмов в речи молодых людей?

 

Домашнее задание

Дать  лексическое толкование слов , записанных на доске, с двумя из них составить письменные  предложения.

 Написать сочинение-миниатюру «Моя лестница к успеху» по картине Ильи Глазунова. 

 

 


 

Тема урока : Разговорный стиль

Тема урока : Разговорный стиль

Особенности речи донбасских шахтеров как отражение героики и повседневности их труда»; «Этимология топонимов города

Особенности речи донбасских шахтеров как отражение героики и повседневности их труда»; «Этимология топонимов города

Муниципальный транспорт Хельсинки работает, как сложный, но идеально отлаженный механизм: трамваи приятного зелёного цвета почти бесшумно везут пассажиров во все районы города по 11 маршрутам

Муниципальный транспорт Хельсинки работает, как сложный, но идеально отлаженный механизм: трамваи приятного зелёного цвета почти бесшумно везут пассажиров во все районы города по 11 маршрутам

Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога

Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога

Коллоквиум обычно проводят либо по самым сложным темам курса, которые обычно остаются недостаточно усвоенными учащимися или студентами

Коллоквиум обычно проводят либо по самым сложным темам курса, которые обычно остаются недостаточно усвоенными учащимися или студентами

СМИ. -

СМИ. -

Свою работу по Евгению Носову Алёна начала с отзывов о его творчестве, его языке

Свою работу по Евгению Носову Алёна начала с отзывов о его творчестве, его языке

А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга

А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга

Крепильщик – горнорабочий, который устанавливает деревянные и металлические крепления для поддержки горной кровли

Крепильщик – горнорабочий, который устанавливает деревянные и металлические крепления для поддержки горной кровли

Языковеды-исследователи , Евгений и

Языковеды-исследователи , Евгений и

Отмечается тенденция. к возвращению в городе

Отмечается тенденция. к возвращению в городе

Ученик Вопросы анкеты: 1)Следует ли соблюдать в социальных сетях грамотность письменной речи? 2)Какие сокращения слов являются самыми распространёнными?

Ученик Вопросы анкеты: 1)Следует ли соблюдать в социальных сетях грамотность письменной речи? 2)Какие сокращения слов являются самыми распространёнными?

Третья волна – послевоенное восстановления угольных шахт

Третья волна – послевоенное восстановления угольных шахт

Опрос · Собеседование ·

Опрос · Собеседование ·

Что такое семантика слова? -

Что такое семантика слова? -
Скачать файл