Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Изменение личных местоимений по падежам».
Основные цели:
Личностные:
1) Создать условия для осознанного осмысления учения понимания личной ответственности за будущий результат.
Метапредметные:
1) Формировать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, корректировать свою деятельность.
2) Формировать опыт фиксировать свои затруднения, выявлять их причины, умение строить и реализовывать проект выхода из затруднения.
3) Формировать умение применять метод наблюдения в учебной деятельности.
4) Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.
5) Тренировать умение применять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация.
Предметные:
1) Формировать умения применять знания о частях речи.
2)Формировать
умение склонять по падежам личные местоимения, правильно употреблять
местоимения в речи.
Дидактические материалы: дидактический материал к учебнику,
индивидуальный материал для работы в паре, образцы для самопроверки, таблица с
изменением местоимений по падежам.
1.Мотивация
к учебной деятельности.
-
Ребята, сегодня чудесное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Улыбнитесь друг другу.
(Дети улыбаются друг другу)
Внимательно |
Думай |
|
Слушай |
Окружающих |
|
Высказывай |
Своё мнение |
|
Обобщай |
Знания свои и своих друзей |
- Посмотрите внимательно и определите девиз нашего урока.
- Каждому началу предложения найдите продолжение.
(Думай, внимательно слушай окружающих, высказывай своё мнение, обобщай знания свои и своих друзей).
- Запишите число, классная работа. На полях нарисуйте смайлик с изображением вашего настроения в начале урока. (На доске смайлики с разными настроениями).
-
Ребята, какой раздел русского языка вы сейчас изучаете? (Части речи)
- Какие части речи вы знаете? (Дети перечисляют части речи)
- А вы можете различать части речи ? ( Да, можем)
- Как вы их различаете? ( По вопросам)
- А на какие группы можно разделить все части речи? ( На самостоятельные и
служебные)
- Для чего надо знать части речи? ( Для того чтобы правильно использовать их
речи и правильно писать)
- Вы хотите узнать что -то новое на уроке о частях речи?(Да ,хотим)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- С чего начнем работу? (Сповторения необходимых знаний и умений.)
-Какую часть речи вы начали изучать на прошлых уроках? ( Местоимение)
- Какую часть речи
могут заменить местоимения? (Существительное)
- На какие вопросы отвечает местоимение? (Кто?, что?)
- Какую роль выполняет местоимение? (Указывает на предмет, но не называет его)
- Чем может являться местоимение в предложении? (Подлежащим)
- Назовите местоимения 1-го лица. (Я, мы)
- Назовите местоимения 2-го лица .(Ты, вы)
- Назовите местоимения 3-го лица. (Он,она,оно,они)
-Какие морфологические признаки мы уже знаем у местоимений? (Число, лицо, род)
Сейчас
поработаем в паре.
1) - Составьте кластер к части речи местоимение. (Дети составляют кластер на
листе)
-Проверьте себя, сравните с кластером на доске.
- Зафиксируйте таблички с помощью клея.
2) На доске предложение, запишите его в тетрадь.
.Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. (С. Маршак)
- Найдите местоимение. Определите род, число.
-Какое
местоимение вы нашли? ( Местоимение - он)
- Определили род, число, лицо.(Определили ,что местоимение он - ед.ч,
м.р,3-лица)
-Молодцы, ребята!
Пробное действие.
- Попробуйте ещё определить падеж местоимения он?
- Кто смог определить падеж?
- Можете ли вы утверждать, что вы правильно сделали? ( Я пока не уверен, я не
могу объяснить)
-
Почему не получилось, чего мы не знаем? (Как определять падеж
местоимений).
3.
Выявление места и причины затруднения.
1)Фиксация
затруднения
-
Какое задание вы не смогли выполнить? (Определить падеж местоимения)
- Можем ли мы сказать, что у вас возникло затруднение? (Затруднение)
- Почему же возникло затруднение? (мы не знаем правила,мы не знаем, как
изменяются личные местоимения по падежам)
4.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель нам нужно достичь на уроке? (Нам нужно найти способ определения
падежа местоимений и по этому способу научиться изменять личные местоимения по
падежам).
- Определите тему сегодняшнего урока. (Изменение личных местоимений по
падежам)
- Откройте учебник на стр. 56.прочитайте тему урока, подтверждает ли она
наши предположения.
(На доске открывается уточнённый вариант темы урока)
Тема «Изменение личных местоимений по падежам»
- Давайте подумаем, что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? (составить
план действия)
-
Я хочу предложить вам следующий план. Во время урока каждый может обратиться к
нему и посмотреть на каком мы этапе работы.
План. ( У каждого ребёнка на парте и на доске.)
1.Рассмотреть таблицу.
2. Вставить пропущенные местоимения в таблицу. ( Таблица у каждого ученика и на доске.)
3. Сделать вывод по работе с таблицей.
4. Составить алгоритм определения падежа у местоимений.
- Если мы поработаем по такому плану, то как вы думаете мы найдём выход из затруднения? (Да)
5.Реализация
построенного проекта.
А
сейчас поработаем в паре.
(Повторение правил работы в паре).
Я
предлагаю вам рассмотреть таблицу, которая лежит у вас на партах и на доске.
1) Рассмотрите таблицу. Прочитайте (вполголоса) каждый столбик.
2) Вставьте пропущенные местоимения.
Склонение личных местоимений |
||||||||
ПАДЕЖ |
1-е лицо |
2-е лицо |
3-е лицо |
|||||
|
Ед.ч. |
Мн.ч. |
Ед.ч. Мн.ч. |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
|||
И. Кто? |
Я |
МЫ |
ТЫ |
ВЫ |
ОН(ОНО) |
ОНА |
ОНИ |
|
Р. Кого? |
Меня |
Нас |
Тебя |
Вас |
|
Ее |
Их |
|
Д. Кому? |
Мне |
|
Тебе |
Вам |
Ему |
Ей |
Им |
|
В. Кого? |
Меня |
Нас |
|
Вас |
Его |
Ее |
Их |
|
Т. Кем? |
|
Нами |
Тобой |
Вами |
Им |
Ею |
Ими |
|
П. О ком? |
Обо мне |
О нас |
О тебе |
|
О нем |
О ней |
О них |
|
-
Какие местоимения вы вставили? (Его, о вас.)
- Понаблюдайте и сделайте вывод, как определить падеж местоимения.
- Изменяются местоимения по падежам? (Да.)
- Как они изменяются? ( Как существительные.)
- Посмотрите на изменение местоимения по падежам.
- Изменилась ли форма слова? (Да.)
- Как она изменилась? (Форма слова изменилась полностью.)
- А у существительных изменяется форма слова? (Изменяется)
- Как? (Изменяется часть слова– окончание.)
- А почему изменяется форма слова? (Потому, что отвечает на падежные вопросы.)
- Какими членами предложения будут местоимения, отвечающие на падежные вопросы
в предложении кроме именительного падежа? ( Второстепенными.)
- А у существительных? ( Тоже второстепенными)
3) Сделаем вывод: Местоимения также, как и существительные склоняются по
падежам, при склонении по падежам изменяется их форма.
Местоимения, отвечающие на падежные вопросы, кроме именительного падежа, будут
являться в предложении второстепенными членами также, как и существительные.
- Предлагаю составить алгоритм определения падежей личных местоимений.
- Как будем составлять алгоритм определения падежей местоимения? ( Вспомним алгоритм существительных.)
4)
Составление
алгоритма определения падежа личных местоимений.
(Алгоритм поэтапно появляется на доске.)
1. Найти слово, с которым связано местоимение.
2. Поставить от слова падежный вопрос.
3. По вопросу и предлогу определить падеж.
(Алгоритм закрепляется на доске и раздается каждому ученику.)
- Чем еще можем воспользоваться для определения падежа местоимений? ( Таблицей, которая на столе и в учебнике.)
-Вернемся к пробному действию и определим падеж местоимения.
- Как вы будите определять падеж местоимения он. (С помощью составленного алгоритма.)
Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.(С. Маршак)
-Укажите падеж местоимения он, используя алгоритм.
1) Местоимение он связано со словом потемнел.
2)Потемнел (что?) он.
3) Что? Он- И.п)
-Молодцы, вы справились!
6. Физкультминутка.
Вы
очень устали и давайте немножко отдохнём. Встаньте и приготовьтесь к
физкультминутке.
Слушайте внимательно, если я называю местоимение, то вы топаете, а если нет,
то хлопаете.
Я, весь, вас, всякий, мы, ты, её, каждый, вы, мне, самый, он, их, красивый,
она, иной, оно, они, его, тебя.
7.
Первичное закрепление во внешней речи.
-
Какое новое знание вы открыли на уроке? (Мы познакомились с таблицей склонения
личных местоимений, узнали, что местоимения в предложении являются не только
подлежащим, но и второстепенным членом, составили алгоритм определения падежа
местоимений в тексте).
- Какую цель вы ставили перед собой? (Научиться определять падеж
местоимений)
- Что надо сделать, чтобы и эта цель была достигнута? (Надо
потренироваться.)
- А сейчас поработайте в паре и выполните задание карточки №1 с
текстом.
- Чем воспользуемся для определения падежа? (Воспользуемся таблицей и
алгоритмом)
Карточка 1.
Прочитайте текст. Спишите его. Пользуясь таблицей, найдите и подчеркните местоимения. Укажите падеж.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала емурожи. Мальчик пригрозил ей и крикнул на неё. Но она ещё злее рвала шляпу.
Фронтальная
проверка.
-
Исправьте, кто допустил ошибки.
Образец для учителя. Прочитайте текст. Спишите его. Подчеркните местоимения. Определите падеж выделенных местоимений..
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её (Р.п).Она (И.п)как будто дразнила мальчика, показывала на него (В.п)и делала ему (Д.п)рожи. Мальчик пригрозил ей (Д.п)и крикнул на неё (В.п). Но она (И.п) ещё злее рвала шляпу.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 5 минут)
-
А сейчас самостоятельно выполните задание, которое на доске.
– Для чего мы будем выполнять задание? ( Чтобы потренироваться и понять, как
каждый из нас усвоил новое знание).
Прочитайте. Поставьте местоимение в данный падеж.
Я – Д.п.
Ты – Т.п.
У (ОН) Р.п.
НАД (ОНА) Т.п.
К (ОН) Д.п.
ЗА (ТЫ) Т.п.
О (ОНА) П.п.
Ты – Р.п
- Проверьте, правильно ли вы выполнили упражнение по эталону.Слайд 11
Я – Д.п.- мне
Ты – Т.п.- тобой
У (ОН) Р.п.- у него
НАД (ОНА) Т.п.- нею
К (ОН) Д.п.- к нему
ЗА (ТЫ) Т.п.-тобой
О (ОНА) П.п.- о ней
- Кто допустил ошибки?
- В каком месте?
- В чём причина допущенной ошибки?
- Кто сделал все правильно? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)
- Молодцы!
9.Включение
в систему знаний и повторение.
-
Где нам пригодится новое знание?( При использовании в речи в нужном падеже, а
также при написании изложений и сочинений).
- Откройте учебник на странице 56 найдите упражнение 118. Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
- Чем воспользуетесь для определения падежа?( Алгоритмом и таблицей)
- Понятно ли вам задание?
- Выполните его самостоятельно.
Образец упражнение 118 с 56.
Выписать местоимения вместе с предлогами, в скобках указать падеж местоимений.
Я (И.п), меня (Р.п), мне (Д.п),на меня (В.п), надо мной (Т.п), на мне (П.п)
(Фронтальная проверка)
- Какие трудности испытывали? Что нужно сделать?
- У кого всё правильно?
- Молодцы!
10.Рефлексия учебной деятельности
Вот и кончился урок,
Подвести пора итог.
-
Какую цель ставили? (Научиться определять падеж местоимений и изменять
местоимения по падежам)
- Удалось ли достичь цели? (Да, удалось.)
- Докажите? ( Мы научились определять падеж местоимения, мы справились с
самостоятельной работой)
- Чем пользовались для достижения цели? (Таблицей и составленным алгоритмом.)
- Дополнитекластер местоимения, который вы составляли в начале урока,новым полученным на уроке знанием.
- Что вы добавили? (Падежи, вт.чл)
- Назовите все признаки, которые относятся к местоимению. (Ответ детей)
Вывод: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. Местоимение изменяется по числам, лицам, падежам, родам в 3-лице ед.ч. В предложении является подлежащим и второстепенным членом.
- На следующих уроках мы ещё продолжим работу над определением местоимения по падежам и основательно закрепим полученное знание.
- Оцените свою работу на уроке. Заполните таблицу. Слайд 14
- Если у вас все получилось на уроке, ставьте +. Если где-то возникло затруднение – ставьте ?.
Самоанализ работы (достижения за урок)
Утверждения |
Поставь знак «+» или «?» |
1) Я смог сформулировать цель урока. |
|
2) Я умею находить местоимения в тексте и определять их падеж. |
|
3) Я умею изменять местоимение по падежам. |
|
4) Я знаю каким членом в предложении является местоимение. |
|
-
Ребята, с помощью смайликов которые лежат у вас на столе покажите всё ли вам
было понятно на уроке. ( Желтый – все понятно, зеленый- есть затруднения,
красный – нечего не понятно.)
-Вам понравился урок?
- А какое у вас сейчас настроение? Нарисуйте смайлик настроения у себя в
тетради на полях в конце классной работы (Дети рисую смайлик настроения.)
Сравните свое настроение в конце урока с началом урока. Сделайте вывод.
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Выберите одно из заданий которое наиболее понятно для вас стр.58 , упр.120, 121,122
Выставление оценок детям.
-На этом наш урок окончен.
- Вы все молодцы!
Всем спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.