Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Правописание букв и, у, а после шипящих".

  • doc
  • 16.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9 буквы уаи после шипящих.doc

Тема: Правописание букв и, у, а после шипящих.

Цель урока: формировать навык правильного написания слов с этой орфограммой и слов-исключений.

Задачи:

·                   познакомить с правилом написания и, у, а после шипящих;

·                   способствовать овладению культурой устной речи, формировать умение высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения; развивать навык пользования орфографическим словарем;

·                   воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в группе.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.           Организационный момент.

II.        Актуализация знаний.

1.    Минутка каллиграфии

2.    Проверка домашнего задания.

Орфографический диктант по упр. 49, объяснение орфограмм.

Легкие крылья, звенят счастливо, мелькают радостно, перья на грудках, сладкий мед.

 

3.    Индивидуальная работа.

Карточка №1

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.

Влас..ный, вя..кий, гиган..ский, со..нце.

Карточка №2

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.

Гря..ка, у..кий, ненас..ный, сугро.. .

 

III.                  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Чтение сказки.

Про шипящие

Сказка

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали, искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот обиженные, усталые, голодные, спотыкаясь, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, и после Ж, Ш, Ч, Щ пишутся И, У, А.

( Книга «Занимательная грамматика», составители  Е.Г.Бурлак, И.Н.Прокопенко, Донецк, ПКФ «БАО», 1997г., стр.45)

 

¾   Какую орфограмму вы услышали в сказке?

¾  Какова тема нашего урока?

¾  Исходя из темы, сформулируйте цель и задачи.

IV.                 Первичное усвоение новых знаний.

 

1.          Знакомство с орфограммой №5 и правилом на стр. 27.

 

2.          Словарная работа. Запись  в тетрадь слов жюри, брошюра, парашют. Выяснение их значения по толковому словарю учебника. (стр.175) составление и запись предложений с этими словами.

         Брошюра- брошь- игла (франц.)

         Жюри-жюри-клятва, присяга на верность.

         Парашют-пара- против (греч.) 

                         шют- падение (франц.)

         Брошюра- небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками.

         Жюри- собрание судей (в спорте, конкурсах)

          Парашют- устройство для спуска по воздуху в виде купола со стропами, изготовлено из  высококачественного шелка.

              

        Составить со словами предложения, подчеркнуть орфограммы

3.      Чтение стихотворения, записанного на доске.

Жили два медвежонка в чащобе глухой.

И один был хороший, другой был плохой,

И хороший твердил свое: «Дважды один»,

А плохой все немытый ходил.

 

Найти в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные и записать их в [ ]. Подчеркнуть всегда твердые согласные одной чертой, а всегда мягкие – двумя. (Всегда твердые - [ж], [ш], [ц]; всегда мягкие - [ч], [щ]).

 

V.                    Первичная проверка понимания.

1.    Запись под диктовку.

Чудный, навещу, хороши, ежик, роща, лыжи, карандашик, ощупать, журчит, чужой, сшить, чаща.

Обозначить графически ту морфему, в которой есть орфограмма №5.

 

VI.                 Первичное закрепление.

Тренировочные упражнения.

Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы, орфограмму №5 обозначить.

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тиш..ну.

Ж..рчит, л..печет ручеек

О том, что путь д..лек, д..лек.

Упала ш..шка, скрипнул сук,

Ж..жжит, ж..жжит т..желый жук.

 

VII.              Контроль усвоения знаний.

Самостоятельная работа с учебником.

Упр.50. Записать слова, распределяя их в три столбика: слова с и после шипящих (ши), слова с у после шипящих (щу), слова с а после шипящих (ча).

 


 

 

 

VIII. Подведение итогов.

- С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?

- Расскажите о правописании букв и, у, а после шипящих.

- С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?

Рефлексия

 

IX. Домашнее задание. Выучить правило на странице 27, выполнить упражнение 53-письм.